Картотека опытно-экспериментальной деятельности для детей средней возрастной группы.
опыты и эксперименты (средняя группа)

Алдохина Екатерина Николаевна

Картотека опытно-экспериментальной   деятельности для детей средней  возрастной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_eksperimentam.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение «Детский сад №4»

Картотека опытно-экспериментальной   деятельности для детей средней  возрастной группы.

Подготовила воспитатель:

Алдохина Екатерина Николаевна

Опыты с водой

  1. Тема. Окрашивание воды

Цель: Помочь выявить свойства воды

Материал: вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель.

Оборудование: емкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
 Содержание деятельности:

Дети с воспитателем рассматривают в воде 2-3 предмета. Предметы хорошо видны. (Вода прозрачная)

- Что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками? (Рисунок размылся, а вода изменила цвет. Частички краски попали в воду).

Нельзя брать грязные пальцы в рот.

- Как еще можно окрасить воду? (Добавить краситель в оба стаканчика)

- Как изменится окраска, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной, запах – сильнее)

Дети зарисовывают результаты эксперимента.

Ожидаемый результат: Вода прозрачна, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах: чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Может быть теплой и холодной. Может нагревать другие вещества. Некоторые вещества в воде растворяются.

  1. Тема. Играем с красками

Цели: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

Материал: прозрачная вода, краски.

Оборудование: 2 баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши.

Содержание деятельности:

- Равномерно ли краска будет растворяться в воде и что произойдет, если смешать 2 разные краски?

Добавляем немного красной краски в баночку с водой. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется). В другую баночку добавляем немного синей краски. (Краска растворяется равномерно). Смешиваем воду из двух баночек. (Вода стала коричневой).

Зарисовка результатов эксперимента.

Ожидаемый результат: Капля краски, если ее не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

  1. Тема. Друзья.

Цели: Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательностью

Материал. Вода.

Оборудование: стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши.

- Знаете ли вы, из чего состоит вода?

Содержание деятельности:

Аккуратно пользуйтесь стеклянными предметами.

Стакан с водой на несколько минут дети ставят на солнце.

– Что происходит? (На стенках стакана образуются пузырьки). Это кислород.

Бутылку с водой изо всех сил трясут. Что происходит? (Образовалось большое количество пузырьков)

Делают зарисовки.

Ожидаемые результаты. В состав воды входит кислород. Он появляется виде маленьких пузырьков. При движении воды пузырьков появляется больше. Кислород нужен тем, кто живет в воде.

  1. Тема. Вода бывает теплой, холодной, горячей

Цель. Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные.

Материал: вода – холодная, теплая, горячая, 3 кусочка льда.

Оборудование: 3 стаканчика, водный термометр.

Содержание деятельности:

Сравниваем температуру воды в стаканах вначале пальчиками, затем с помощью термометра.

Правила:

- пробовать воду с холодной;

- аккуратно обращаться с термометром;

- не брать лед в рот

Раздаются стаканчики, измеряется температура, затем кладется по кусочку льда в каждый стаканчик.

- Почему вода стала холоднее? В реках, озерах, морях вода может быть разной температуры. Где больше разных растений и животных? (В теплых водоемах). В природе ест необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. Может ли кто-то жить в таком горячем «доме»? (Особенные водоросли)

Делают зарисовки.

Ожидаемые результаты. В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Опыты с воздухом

 1 .Тема. Танец горошин

Цели: Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

Материал: вода, горошины.

Оборудование: баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши.

Содержание деятельности:

Научим горох плавать и выполнять манипуляции с горохом, как в цирке.

Аккуратно обращайтесь со всеми материалами.

Дети опускают в баночку с водой 4 горошины и трубочку. Дуют в баночку через трубочку. Сначала слабо, потом с большей силой.

- Почему горошины движутся то быстрее, то медленнее? (Когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличивалась – и скорость движения горошин возрастала). Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.

Зарисовка результатов эксперимента.

Ожидаемые результаты. Сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.

2. Тема. Поиск воздуха

Цели: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

Материал: вода.

Оборудование: султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость.

Содержание деятельности:

Докажем, что вокруг нас есть воздух. Как?

Не размахивайте сильно предметами, особенно, когда рядом есть другие дети.

Дети показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели (дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет).

Ожидаемые результаты.  Вокруг нас есть воздух.

3. Тема. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Цель. Показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул.

Оборудование: воздушный шарик, скотч, игла.

Содержание деятельности:

Игра с воздушным шариком. Как можно проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь спокойно протыкаем шарик.

Зарисовка результатов эксперимента.

Ожидаемые результаты. : Имеется способ протыкания воздушного шара без вреда для него.

4.Тема. Веселая полоска

Цели: Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать любознательность.

Оборудование: полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши.

Содержание деятельности:

- Что произойдет, если на полоску будет воздействовать воздух?

Нельзя брать бумагу в рот.

Дети держат полоску бумаги вертикально за один конец и дуют на нее.

- Почему она движется?(Она легкая)

Дети держат полоску бумаги горизонтально за оба конца, подносят к губам и втягивают воздух.

- Что происходит? Почему? (Полоска прилипает к губам: на нее действует воздух)

Делают зарисовки.

Ожидаемые результаты. : Бумага легкая. Движется под воздействием воздуха.

  1. Тема. Подводная лодка из винограда

Цель: Показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба.

Материал: свежая газированная вода (лимонад), виноградинка.

Оборудование: стакан.

Содержание деятельности:

- Почему рыба может подниматься верх и опускаться вниз?

Аккуратно обращайтесь со стаканом.

Дети бросают в стакан со свежей газировкой виноградинку.

- Что произошло с виноградинкой? (Она опустилась на дно и на нее начали садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики)

- Что произошло с виноградинкой? (Она всплыла)

- Что происходит на поверхности с пузырьками? (Они лопаются) Что произошло с виноградинкой? (Она опустилась на дно)

Процесс будет продолжаться несколько раз, пока газ из воды не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускается пузырь. Рыба всплывает.

Ожидаемые результаты. : Рыбы поднимаются и опускаются благодаря сжатию и расширению пузыря.

  1. Тема. Делаем облако

Цели: Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.

Материал: горячая вода, кусочки льда.

Оборудование: трехлитровая банка, противень.

Давайте сами сделаем облако.

Содержание деятельности:

Правила:

- Аккуратно обращайтесь со стеклянными предметами.

- Не брать в рот лед.

- Не трогать банку с горячей водой.

Воспитатель наливает в банку горячей воды (примерно 2,5 см). Кладет на противень несколько кубиков льда и ставит его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Делают зарисовки.

Ожидаемые результаты. : Поднимающийся вверх воздух охлаждается, водяной пар конденсируется, и из него получается облако, встречаясь вместе, капли становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Картотека опытно-экспериментальной деятельности детей в старшей группе.

КАРТОЧКА No1 «РЕЦЕПТЫ РАСТВОРА ДЛЯ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ». Цель: Учить детей изготавливать мыльный растворМыльный пузырь – это тонкая плѐнка мыльной воды, которая формирует сферу...

Картотека опытно-экспериментальной деятельности детей (старшая группа)

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ это специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информ...

Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы

Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы...

Картотека по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы

Актуальность экспериментирования в подготовительной группе обусловлена тем, что для развития личности ребенка особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладени...