Дидактическая игра "Соседи по планете"
материал (младшая группа)

Шубина Валентина Владимировна

Дидактическая игра «Соседи по планете».

Игра  для детей младшего дошкольного возраста.

 

 

Цель: дать детям первоначальное представление о географии, ландшафтных особенностях и животных, приспособившихся к жизни в данных условиях.

 

Материалы и оборудование: игра  выполнена из жёсткого фетра разных цветов, пристроченного к ткани с флизелином . Крепление частей игры происходит за счёт велкро ткани и “липучки” . Глаза - полубусины чёрного цвета. Акриловая краска для прорисовывания деталей. Игровое поле размером (57 на 57 см.) условно поделено на 7 частей (белое- зона вечной мерзлоты, синие- мировой океан,    коричневое- горы, зелёное – тропики и субтропики, жёлтое- пустыня, светло-зелёное- леса России, голубое- озёра). Игровые фигуры (обычная гора и гора с водопадом, вулкан, торосы, айсберг); растения (пальмы, кактусы, кустарник, берёзы, ели, дубы), животные.

 

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением животных, природных ландшафтов. Повторить с детьми названия деревьев родного края. Чтение стихотворений и литературных произведений, в которых упоминаются географические названия, климатические особенности местности.

 

Правила игры: Детям предлагается: 

- игровое поле с зонами разных цветов; 

- набор фигурок, изображающих ледники-2шт.; 

- набор фигурок, изображающих горы-3шт.; 

- набор фигурок, изображающих растительность-11шт.;  

- набор фигурок, изображающих животных-28шт.; 

-игрушечный самолёт с человечком. 

 

 Для детей младшего дошкольного возраста фигурки, изображающие ландшафт и растительность, расставляет взрослый. Детям постарше можно предложить расставить их самостоятельно.  

В игре принимает участие от 1 до 6 игроков. Продвижение по зонам происходит под руководством воспитателя, который с помощью игрушечного самолёта и человечка руководит действиями и ответами играющих. Дети по очереди расставляют фигурки по зонам: 

- зона вечной мерзлоты: белый медведь, пингвин, тюлень; 

- мировой океан: осьминог, дельфин, кит; 

- горы- горны козёл; 

- тропики и субтропики- обезьяна, крокодил, лев, тигр, слон, кенгуру; 

- пустыня- верблюд, змея; 

- леса России-заяц, лось, медведь, ёж, белка, олень, лиса, волк; 

- озёра- лебедь, лягушка, черепаха, рыба. 

 Дети выбирают самостоятельно животных, которых надо поставить на поле, из стоящих перед ними 28 фигурок.  

 Для детей младшего дошкольного возраста результатом игры является не выявление победившего игрока, а ознакомление с новыми животными и создание позитивного настроения от работы в коллективе. 

Ход игры:

Воспитатель вносит игрушечный самолёт, в котором сидит человечек. Дети знакомятся со смелым лётчиком, которого зовут Почемучка. Человечек говорит, что он недавно прилетел из волшебной страны Почемучек. По дороге он встретил много зверей, которые заблудились и очень просили им помочь добраться до дома. Он хочет посмотреть на нашу Землю и помочь животным.

Почемучка предлагает сесть на самолёты и полететь в путешествие. Дети становятся самолётами- расправляют «крылья» и летят к столу. Там находится поле дидактической игры. На нём расставлены растения, горы, айсберг. На краю поля группа расставлены животные.

1) Почемучка спрашивает у первой группы животных, где они живут.

- Мы живём там, где всегда зима.

- Вы знаете, что это за животные?- спрашивает Почемучка детей.

- Пингвин, белый медведь, тюлень- отвечают дети.

- Как вы думаете, какого цвета поле, на котором они живут? Почему?- спрашивает Почемучка.

- Белого, потому что там всегда снег- отвечают дети.

Педагог предлагает 1-2 детям поставить животных на белую часть поля.

2) Почемучка спрашивает у животных второй группы, где их родина.

- Мы живём всегда в воде, - отвечают животные.

Детям предлагают рассмотреть и назвать животных , живущих в океане.

- Почему они живут в воде, чего у них нет, а есть у других животных?- спрашивает Почемучка.

- У них нет ног, они не могут жить на суше, - отвечают дети.

- Какого цветаокеан?- спрашивает педагог.

- Синий, -отвечают дети.

Педагог предлагает поставить фигурки на нужную часть поля.

3) Педагог предлагает рассмотреть коричневую часть поля, что на ней расположено.

- Это гора, вулкан- называет педагог.

- А как называется вода, которая падает с горы?- спрашивает Почемучка.

- Водопад- отвечают дети.

Если дети затрудняются ответить, то это говорит педагог. Она предлагает выбрать животное, которое может жить на этой территории и поставить его около горы.

Физкультминутка. Педагог включает песенку «Все танцуют как …» и предлагает детям

подражать движениям животных, называемых в песенке. По окончании музыки дети возвращаются к столу.

4) Почемучка предлагает рассмотреть зелёную часть поля, рядом с горами.

- Здесь всё зелено. Как вы думаете, почему?

- Тут растут пальмы и всегда лето, -говорят дети.

Если дети затрудняются ответить, то им помогает педагог, задавая наводящие вопросы.

-  Как вы думаете, какие животные приспособились жить в таких условиях? – спрашивает Почемучка.

Дети отвечают. Педагог выслушивает ответы детей и предлагает 1-2 детям выбрать группу животных, живущих в этой местности и поставить их на игровое поле.

5) Воспитатель и дети рассматривают жёлтую часть поля.

- Как вы думаете, почему оно жёлтого цвета?

Если дети затрудняются ответить на вопрос, педагог говорит:

-Это пустыня, там кругом песок, и растут кактусы. Кто может жить в таких условиях, как вы думаете?

Дети сами или с помощью воспитателя выбирают животных пустыни, и ставят их на жёлтое поле.

6) Посмотрите, а это поле тоже зелёного цвета. Только на нём другие деревья. Кто знает, как они называются?

Дети отвечают: берёза, дуб, ель.

Это очень похоже на лес, который рядом с вашим городом,- говорит Почемучка.- Как вы думаете, какие звери живут рядом с вами?

Педагог предлагает каждому ребёнку по очереди выбрать животное. Назвать его и поставить на нужную часть поля. Если ребёнок затрудняется, то спрашивает помощи у других детей . если и они не могут ответить, по говорит сам.

7) Почемучка спрашивает, что это за поле голубого цвета?

Если дети затрудняются ответить, то педагог говорит, что это- озеро. А голубое потому. Что это- вода, и предлагает назвать оставшихся животных и ответить, могут ли они находиться в воде.

Дети расставляют животных по полю.

Почемучка от имени зверей благодарит детей за помощь. Он говорит, что хотел бы задержаться и погостить немного у зверей. Игра заканчивается, дети превращаются в  «самолёты» и возвращаются в детский сад.

 

Варианты игры:

1)  Дети самостоятельно называют все географические объекты.

2) Дети составляют небольшой описательный рассказ из 3-5 предложений о животном.

3) Педагог предлагает детям на  чистом игровом поле, самостоятельно расставить все фигуры, называя их  и поясняя, почему ставят их именно на это место.

4) Педагог предлагает детям назвать континенты, которым соответствует, на их взгляд, данная географическая территория (Африка, Арктика, Антарктида, Евразия).

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическая игра "Выложи планеты солнечной системы"

Дидактическая игра по теме космос  "Выложи планеты солнечной системы"....

Дидактическая игра: «Планета Земля»

Дидактическая игра: «Планета Земля»Цель: помочь детям понять принципы взаимосвязи характерных особенностей животных с условиями их жизни в различных природных зонах; формировать экологичес...

Дидактическая игра "Чистая планета"

Природа – это все то, что нас окружает: цветы, деревья, водоемы, леса и многое другое. Благодаря природе, человек жив, ведь мы дышим природным воздухом, питаемся тем, что дает нам земля, носим в...

Дидактическая игра «Наша планета – Земля»

Дидактическая игра «Наша планета – Земля»...

Дидактическая игра. Расположи планеты правильно.

Закрепить знания детей о названии и расположении планет Солнечной системы....

Конспект экологической дидактической игры «Животные планеты Земля»

Игра состоит из раскладной карты со схематичным изображением различных климатических зон и среды обитания (Арктика, горы, пустыня, море, лес, степь, игрового кубика и карточек с изображением животных,...

Дидактическая игра "Чистая планета"

Дидактическая игра по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста....