Дидактическая игра "Соседи по планете"
материал (младшая группа)
Дидактическая игра «Соседи по планете».
Игра для детей младшего дошкольного возраста.
Цель: дать детям первоначальное представление о географии, ландшафтных особенностях и животных, приспособившихся к жизни в данных условиях.
Материалы и оборудование: игра выполнена из жёсткого фетра разных цветов, пристроченного к ткани с флизелином . Крепление частей игры происходит за счёт велкро ткани и “липучки” . Глаза - полубусины чёрного цвета. Акриловая краска для прорисовывания деталей. Игровое поле размером (57 на 57 см.) условно поделено на 7 частей (белое- зона вечной мерзлоты, синие- мировой океан, коричневое- горы, зелёное – тропики и субтропики, жёлтое- пустыня, светло-зелёное- леса России, голубое- озёра). Игровые фигуры (обычная гора и гора с водопадом, вулкан, торосы, айсберг); растения (пальмы, кактусы, кустарник, берёзы, ели, дубы), животные.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением животных, природных ландшафтов. Повторить с детьми названия деревьев родного края. Чтение стихотворений и литературных произведений, в которых упоминаются географические названия, климатические особенности местности.
Правила игры: Детям предлагается:
- игровое поле с зонами разных цветов;
- набор фигурок, изображающих ледники-2шт.;
- набор фигурок, изображающих горы-3шт.;
- набор фигурок, изображающих растительность-11шт.;
- набор фигурок, изображающих животных-28шт.;
-игрушечный самолёт с человечком.
Для детей младшего дошкольного возраста фигурки, изображающие ландшафт и растительность, расставляет взрослый. Детям постарше можно предложить расставить их самостоятельно.
В игре принимает участие от 1 до 6 игроков. Продвижение по зонам происходит под руководством воспитателя, который с помощью игрушечного самолёта и человечка руководит действиями и ответами играющих. Дети по очереди расставляют фигурки по зонам:
- зона вечной мерзлоты: белый медведь, пингвин, тюлень;
- мировой океан: осьминог, дельфин, кит;
- горы- горны козёл;
- тропики и субтропики- обезьяна, крокодил, лев, тигр, слон, кенгуру;
- пустыня- верблюд, змея;
- леса России-заяц, лось, медведь, ёж, белка, олень, лиса, волк;
- озёра- лебедь, лягушка, черепаха, рыба.
Дети выбирают самостоятельно животных, которых надо поставить на поле, из стоящих перед ними 28 фигурок.
Для детей младшего дошкольного возраста результатом игры является не выявление победившего игрока, а ознакомление с новыми животными и создание позитивного настроения от работы в коллективе.
Ход игры:
Воспитатель вносит игрушечный самолёт, в котором сидит человечек. Дети знакомятся со смелым лётчиком, которого зовут Почемучка. Человечек говорит, что он недавно прилетел из волшебной страны Почемучек. По дороге он встретил много зверей, которые заблудились и очень просили им помочь добраться до дома. Он хочет посмотреть на нашу Землю и помочь животным.
Почемучка предлагает сесть на самолёты и полететь в путешествие. Дети становятся самолётами- расправляют «крылья» и летят к столу. Там находится поле дидактической игры. На нём расставлены растения, горы, айсберг. На краю поля группа расставлены животные.
1) Почемучка спрашивает у первой группы животных, где они живут.
- Мы живём там, где всегда зима.
- Вы знаете, что это за животные?- спрашивает Почемучка детей.
- Пингвин, белый медведь, тюлень- отвечают дети.
- Как вы думаете, какого цвета поле, на котором они живут? Почему?- спрашивает Почемучка.
- Белого, потому что там всегда снег- отвечают дети.
Педагог предлагает 1-2 детям поставить животных на белую часть поля.
2) Почемучка спрашивает у животных второй группы, где их родина.
- Мы живём всегда в воде, - отвечают животные.
Детям предлагают рассмотреть и назвать животных , живущих в океане.
- Почему они живут в воде, чего у них нет, а есть у других животных?- спрашивает Почемучка.
- У них нет ног, они не могут жить на суше, - отвечают дети.
- Какого цветаокеан?- спрашивает педагог.
- Синий, -отвечают дети.
Педагог предлагает поставить фигурки на нужную часть поля.
3) Педагог предлагает рассмотреть коричневую часть поля, что на ней расположено.
- Это гора, вулкан- называет педагог.
- А как называется вода, которая падает с горы?- спрашивает Почемучка.
- Водопад- отвечают дети.
Если дети затрудняются ответить, то это говорит педагог. Она предлагает выбрать животное, которое может жить на этой территории и поставить его около горы.
Физкультминутка. Педагог включает песенку «Все танцуют как …» и предлагает детям
подражать движениям животных, называемых в песенке. По окончании музыки дети возвращаются к столу.
4) Почемучка предлагает рассмотреть зелёную часть поля, рядом с горами.
- Здесь всё зелено. Как вы думаете, почему?
- Тут растут пальмы и всегда лето, -говорят дети.
Если дети затрудняются ответить, то им помогает педагог, задавая наводящие вопросы.
- Как вы думаете, какие животные приспособились жить в таких условиях? – спрашивает Почемучка.
Дети отвечают. Педагог выслушивает ответы детей и предлагает 1-2 детям выбрать группу животных, живущих в этой местности и поставить их на игровое поле.
5) Воспитатель и дети рассматривают жёлтую часть поля.
- Как вы думаете, почему оно жёлтого цвета?
Если дети затрудняются ответить на вопрос, педагог говорит:
-Это пустыня, там кругом песок, и растут кактусы. Кто может жить в таких условиях, как вы думаете?
Дети сами или с помощью воспитателя выбирают животных пустыни, и ставят их на жёлтое поле.
6) Посмотрите, а это поле тоже зелёного цвета. Только на нём другие деревья. Кто знает, как они называются?
Дети отвечают: берёза, дуб, ель.
Это очень похоже на лес, который рядом с вашим городом,- говорит Почемучка.- Как вы думаете, какие звери живут рядом с вами?
Педагог предлагает каждому ребёнку по очереди выбрать животное. Назвать его и поставить на нужную часть поля. Если ребёнок затрудняется, то спрашивает помощи у других детей . если и они не могут ответить, по говорит сам.
7) Почемучка спрашивает, что это за поле голубого цвета?
Если дети затрудняются ответить, то педагог говорит, что это- озеро. А голубое потому. Что это- вода, и предлагает назвать оставшихся животных и ответить, могут ли они находиться в воде.
Дети расставляют животных по полю.
Почемучка от имени зверей благодарит детей за помощь. Он говорит, что хотел бы задержаться и погостить немного у зверей. Игра заканчивается, дети превращаются в «самолёты» и возвращаются в детский сад.
Варианты игры:
1) Дети самостоятельно называют все географические объекты.
2) Дети составляют небольшой описательный рассказ из 3-5 предложений о животном.
3) Педагог предлагает детям на чистом игровом поле, самостоятельно расставить все фигуры, называя их и поясняя, почему ставят их именно на это место.
4) Педагог предлагает детям назвать континенты, которым соответствует, на их взгляд, данная географическая территория (Африка, Арктика, Антарктида, Евразия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактическая игра "Выложи планеты солнечной системы"
Дидактическая игра по теме космос "Выложи планеты солнечной системы"....
Дидактическая игра: «Планета Земля»
Дидактическая игра: «Планета Земля»Цель: помочь детям понять принципы взаимосвязи характерных особенностей животных с условиями их жизни в различных природных зонах; формировать экологичес...
Дидактическая игра "Чистая планета"
Природа – это все то, что нас окружает: цветы, деревья, водоемы, леса и многое другое. Благодаря природе, человек жив, ведь мы дышим природным воздухом, питаемся тем, что дает нам земля, носим в...
Дидактическая игра «Наша планета – Земля»
Дидактическая игра «Наша планета – Земля»...
Дидактическая игра. Расположи планеты правильно.
Закрепить знания детей о названии и расположении планет Солнечной системы....
Конспект экологической дидактической игры «Животные планеты Земля»
Игра состоит из раскладной карты со схематичным изображением различных климатических зон и среды обитания (Арктика, горы, пустыня, море, лес, степь, игрового кубика и карточек с изображением животных,...
Дидактическая игра "Чистая планета"
Дидактическая игра по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста....