Метафорические ассоциативные карты
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Метафорические ассоциативные карты, как эффективный инструмент педагогического воздействия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smart_2022bykova_t.i.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №31 "АЛЕНУШКА" ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА"
«Метафорические ассоциативные карты, как эффективный инструмент педагогического воздействия»
Подготовила: Быкова Татьяна Ивановна
Воспитатель, молодой специалист
г. Лесосибирск, 2021
Цель: сохранить и укрепить психическое здоровье детей, способствовать гармоничному развитию всех когнитивных процессов и творческих способностей.
Задачи:
- способствовать развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- способствовать формированию общей культуры личности детей, развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности;
- создавать психологический и эмоциональный комфорт;
- создать атмосферу безопасности и доверия.
Учитывая необходимость в инновационных эффективных технологиях в работе с детьми, одним из действенных и простых инструментов являются метафорические ассоциативные карты (МАК). Несомненно, они преимущественно, являются инструментом деятельности психолога, но и педагог может найти в работе с этими картами большие возможности развития всех когнитивных сфер дошкольников. МАК в работе с детьми дошкольного возраста - инструмент эффективный, вариативный и доступный. Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействие, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.
Преимущество работы с этим инновационным, доступным, ярким и креативным материалом заключается в том, что работа с использованием метафорических ассоциативных карт позволяет:
- стимулировать творчество и интуицию, развивать все основные когнитивные процессы у детей: воображение, память, внимание, мышление, речь;
- значительно активизировать словарный запас, совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов, речь становится не только способом общения, но и инструментом мышления, средством регуляции деятельности.
Дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки. Каждый педагог может найти собственное применение картам в воспитании и развитии детей. Вариантов игр много предложено в методических пособиях, которые прилагаются к каждой колоде карт. А можно придумать и свои, исходя из целей педагога и возрастных особенностей детей.
Примеры работы с МАК:
- МАК «Тропинка к своему «Я» Ларисы Кононовой.
В ней переплетаются технологии арт терапии и сказкотерапии, которые имеют большую актуальность в наше время.
- «МОЙ ГЕРОЙ»
Инструкция для ребенка: Достань наугад одну карту. Если на ней изображено несколько персонажей – выбери одного. Кого ты выбрал? Почему именно его? Расскажи о нём подробно, как только сможешь. Опиши его историю. Ответь на вопросы: Как его зовут? Сколько ему лет? Где и с кем он живёт? С кем дружит? Что любит? Чем занимается? И т.д.
- «ВСЁ НАОБОРОТ»
Инструкция: Возьми карту из первого упражнения, а можно взять другую. Представь, что герой, изображённый на карте, смотрит на тебя. Какую историю он мог бы рассказать о тебе?
- «ПОХВАЛИТЬ-ПОСОЧУВСТВОВАТЬ»
Инструкция: Достань наугад карту, выбери персонажа. Закончи фразы:
- Я хочу похвалить его, потому что..
- Я хочу посочувствовать/ пожалеть ему/ его, потому что…
2. МАК «Робот – портрет»
Инструкция: Представь, что ты создатель роботов. Создай робота, похожего на тебя. Как живется твоему роботу? Как вариант: а каким ты хочешь чтобы он был? Сделай такого; создай друга своему роботу (свое сообщество роботов или свою семью роботов); создай робота в прошлом, настоящем, будущем; создай роботов, похожих на окружающих тебя людей.
Изображения отдельных частей тела совмещаются друг с другом, так что можно создать «робота» из любых карт, все равно получится целостная картинка.
Возможность комбинировать разные детали интригует, позволяет придумывать, фантазировать. Рассказывая об изображенных на картах героях, складывается своего рода сюжет, сохраняется ощущение нереальности происходящего, что придает ребенку уверенность в безопасности «ведь это не про меня рассказ, а про этого робота!»
Ребенок в ходе игры выделяет самые значимые для него качества, выделяет все особенности, моделирует будущее и делает заключения.
Опыт работы с таким проективным материалом позволяет сделать вывод:
- с помощью карт ребенок активизирует и обогащает словарный запас и получает толчок к понятию смысла изображения;
- МАК способствуют развитию всех познавательных процессов и эмоционального интеллекта ребенка;
- МАК развивают творческую составляющую;
- использование такой инновационной методики даёт возможность детям дошкольного возраста через игру получить возможность решения проблемных ситуаций, оставаясь в безопасности, получить опыт проживания предполагаемых затруднительных ситуаций и нахождение допустимого положительного выхода из них, обретая опыт выстраивания допустимой линии поведения;
- раскрывается творческий потенциал, воображение, повышается самооценка.
Литература:
- «Метафорические карты» руководство по пользованию, Галина Кац, Екатерина Мухаматулина.
- «Копилка МАК. Техники. Медитации. Игры. Визуализации», Сергей Федоров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога
Профилактика профессионального выгорания педагогов ДОУ...
Тренинг для педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт
Образ дерева в культуре и психологии часто сравнивают с человеком и его жизнью. Это не случайно, потому что между человеком и деревом много общего — в характера...
Конспект НОД с использованием метафорических ассоциативных карт по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.
Структура НОД.1. Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.2. Мотивационно-ориентировочный этап. Игра «Волшебный мешочек эм...
Метафорические ассоциативные карты в профилактике эмоционального выгорания педагогов
Метафорические ассоциативные карты в профилактике эмоционального выгорания педагогов...
Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми дошкольного возраста
В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста метафорические ассоциативные карты являются эффективным и незаменимым инструментом. На сегодняшний день с успехом используются целый ряд детских ко...
Самообразование «Метафорические ассоциативные карты (МАК) как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов»
Тема самообразования педагога-психолога Бавшенко В.О.: «Метафорические ассоциативные карты (МАК) как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родит...
Мастер-класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»
Цели тренинга:способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию,снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.Количество человек...