Искусство общения с родителями
учебно-методический материал

Десятскова Наталья Львовна

Семинар-практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx513.99 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство общения с родителями

Пошукаева  Е.И., Десятскова Н.Л.

Цель: - поиск резервов для более эффективной работы, выделение возможных профессиональных проблем,  выработка внутренней позиции к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогом на  взаимодействие с родителями на основе сотрудничества.

Задачи;

  1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями
  2. Содействовать повышению уверенности в себе;
  3. Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями

Ход проведения мероприятия

1. Вступление

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека - его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона и зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. Помочь улучшить взаимоотношения педагогов с родителями, чтобы избежать конфликтных ситуаций,  такова тема сегодняшней нашей встречи.

2.        Практическая часть.

Слайд 2

Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников складывается из:

—      личностного компонента (личностные качества и установки);

—      содержательного компонента (знания)

—      деятельностного компонента (умения и навыки)

Личностный компонент предполагает:

—      готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;

—      осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;

—      установку на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями;

—      выдержку, тактичность, наблюдательность, уважительность и др. качества.

Содержательный компонент включает знания

—      о семье ребенка;

—      об особенностях семейного воспитания;

—      о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;

—      о методах изучения семьи;

—      о современных формах организации общения;

—      о методах активизации родителей.

Деятельностный компонент включает в себя:

—      умение преодолевать психологические барьеры общения;

—      владение методами изучения семьи;

—      умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье;

—      умение ориентироваться в информации;

—      умение конструировать программу деятельности с родителями;

—      умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями;

- коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения

Слайд 3

Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя, свои сильные и слабые стороны, а также осознавать свои глубинные установки.

Процесс общения образно можно сравнить с двухуровневым тортом. Если верхний уровень - это сфера осознанного общения, которая всем видна и понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:

    -Я хороший - ты плохой (позиция сверху)

    -Я плохой - ты хороший (позиция снизу)

 -Я хороший - ты хороший (позиция на равных)

Если смотреть общение в контексте с родителями, давайте проанализируем, кто какую позицию чаще всего использует?

Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Цель: определить степень отношения к себе (положительно - отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств.

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё" имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя). (Анализ выполненного упражнения)

Слайд 4  «Правила построения эффективного общения».

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса)

Самые универсальные - это (показ слайда)

Слайд 5  Улыбка,

Искренняя улыбка возникает бессознательно. Она появляется автоматически, когда вы чувствуете удовольствие и радость. При этом можно заметить, как немного сужаются глаза и чуть-чуть опускаются брови, появляются морщинки вокруг глаз. А вот уголки губ и щеки, наоборот, поднимаются вверх. Присмотритесь, понаблюдайте, и вы увидите эти признаки. Поднятие щек вверх в науке получило название „маркер Дюшена“. Все эти движения отличаются плавностью. И обычно мы верим такой улыбке. Фальшивая улыбка – «Улыбка Чарли», похожа на маску.

Этот навык можно тренировать – в распознавании у других, в осознании у себя.

Упражнение «Улыбка». Педагогам предлагается поприветствовать партнера по общению улыбкой. оговаривается, что партнер выступает в качестве родителя. Улыбка может быть разной: искренней, неискренней, доброжелательной, сочувствующей, злой, ироничной, надменной и т.д. Вопросы для обсуждения 1. Как Вам удалось прочувствовать характер улыбки? 2. Что Вы чувствовали, получая в качестве приветствия улыбку? 3. Часто ли такими улыбками встречают педагоги родителей.

Слайд 6 Имя собеседника

Мы назвали человека по имени, это вызвало у него ответную приятную реакцию, и он формирует новые ответные чувства к нам — признательности, симпатии и доверия 

Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать:«Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди  подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу

Слайд 7  Комплимент.

Упражнение «желаю Вам...» Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями. Участники садятся по кругу и делают комплимент соседу как одному из родителей воспитанников своей группы. В конце ведущий может отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей. Вопросы для обсуждения 1. Что Вы чувствовали, высказывая пожелания? 2. Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе? 3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

Слайд 8 (демонстрация приемов общения)

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать  о проблемных сторонах ребенка.

Важно учитывать все средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.

1.   Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника и взглядом.

2.Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника

3.Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4.Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

5.Всем своим видом поддерживать состояние 6езопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6.Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы...» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это...!»), чаще говорить; «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели..., знали...!», «Нас всех беспокоит, что дети...'. «Наши дети...», «Нас объединяет общее дело - это воспитание наших с вами детей!»

Слайд 9 Таким образом, каждый воспитатель должна быть волшебницей, которая умеет управлять общением. Умение слушать родителей ребенка является одним из важных аспектов успешного взаимодействия с ними. Слушание может быть пассивным и активным (понимающим).

Слайд 10 Пассивное слушание необходимо в случаях: когда собеседник хочет высказать свое мнение или отношение к чему-либо; в напряженных ситуациях, когда он хочет обсудить волнующие его вопросы («Расскажите, что вас беспокоит?»)

При пассивном слушании следует придерживаться следующих правил:

1.   Стараться не вмешиваться в монолог говорящего.

2.    Внимательно слушать все, что говорит собеседник.

3.    Постоянно давать собеседнику сигналы, что вы сосредоточены на его словах«Да-да. Понимаю вас»

Слайд 11 Активное слушание необходимо, когда желание говорить очень слабое или отсутствует, когда собеседник стремится получить более активную поддержку, помощь или одобрение.

Прием отражения чувств — стремление показать собеседнику, что слушатель понимает его чувства, состояние. Делаем акцент не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника«Мне кажется, что вы чувствуете.», «У меня такое ощущение, что вы чем-то.»«Я вижу, что вы очень сердиты». Если слушатель в конфликтной ситуации покажет говорящему, что понимает его чувства, «обвинительный накал» речи собеседника спадет.

Прием выяснения — обращение к говорящему за уточнениями. Следует использовать фразы«Не повторите ли вы еще раз?», «Что вы имеете в виду?»«Не объясните ли вы это?»«Извините, я не совсем понял вас.» и т. д. Такие мягкие, нейтральные фразы приглашают собеседника, не обижая его, высказывать свою мысль более конкретно, подыскивать точные слова. Выяснение полезно использовать в случаях, когда собеседники решают проблему и им необходимо точно понять позицию друг друга.

Прием перефразирования — повторение мысли собеседника своими словами. Перефразирование можно начать следующими фразами«Если я вас правильно понял, то.»«Другими словами, вы считаете.» и т.д

Прием резюмирования — подытоживание основных мыслей собеседника. Следует использовать фразы«Таким образом, главное.», «Итак, вы предлагаете.»«Ваша основная идея, как я понял, в том, что.», «Если теперь подытожить сказанное вами.»

Слайд 12

Слайд 13  «Основы построения беседы с «трудным» родителями

Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с гак называемыми «трудными» родителями.

- Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

«Трудные» родители

Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремится оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своегоребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!»

Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Что делать?

Первая фаза общения с такими родителями: необходимо сохранить эмоциональную  отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциям этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно минут 5, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии, или жаловаться на свою беспомощность.

В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать, молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю...», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Упражнение «Резервуар».

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 5 минут.

Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы - просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

Вторая фаза беседы с родителем - конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд 14 Как итог можно сказать, что существует негласный примерный кодекс общения с родителями.

Слад 15

Можно ли сказать, что использование этих приемов поможет найти подход к любому родителю? Конечно, это не совсем так. Особенности характера родителя, его прошлый опыт, в том числе детский, его психологические проблемы – всё это может стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с учителем. Никакие психологические приемы не гарантируют успешного результата. Однако в большинстве случаев, если педагог постарается действовать осознанно, ему удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у педагогов и родителей действительно общая.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Искусство общения"

Представленный материал можно использовать на собрании, при индивидуальных консультациях. Содержит тесты для родителей....

ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация для педагогов ДОУ в свете нового "Закона об образовании в Российской Федерации", практические рекомендации, педагогические ситуации....

Консультация для родителей: "Искусство общения"

материал можно использовать на собрании, при индивидуальных консультациях....

Консультация для педагогов "Искусство общения с родителями"

Консультация для педагогов "Искусство общения с родителями"...

Семинар – практикум для родителей «Учимся искусству общения с ребенком»

Привлечение родителей к анализу причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, поиску успешных способов родительского поведения...

Семинар с элементами тренинга для воспитателей «Искусство общения с родителями»

Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Даже при очень хороше...