Искусство общения с родителями
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Искусство общения с родителями
Пошукаева Е.И., Десятскова Н.Л.
Цель: - поиск резервов для более эффективной работы, выделение возможных профессиональных проблем, выработка внутренней позиции к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогом на взаимодействие с родителями на основе сотрудничества.
Задачи;
- Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями
- Содействовать повышению уверенности в себе;
- Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями
Ход проведения мероприятия
1. Вступление
Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека - его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона и зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. Помочь улучшить взаимоотношения педагогов с родителями, чтобы избежать конфликтных ситуаций, такова тема сегодняшней нашей встречи.
2. Практическая часть.
Слайд 2
Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников складывается из:
— личностного компонента (личностные качества и установки);
— содержательного компонента (знания)
— деятельностного компонента (умения и навыки)
Личностный компонент предполагает:
— готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;
— осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;
— установку на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями;
— выдержку, тактичность, наблюдательность, уважительность и др. качества.
Содержательный компонент включает знания
— о семье ребенка;
— об особенностях семейного воспитания;
— о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;
— о методах изучения семьи;
— о современных формах организации общения;
— о методах активизации родителей.
Деятельностный компонент включает в себя:
— умение преодолевать психологические барьеры общения;
— владение методами изучения семьи;
— умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье;
— умение ориентироваться в информации;
— умение конструировать программу деятельности с родителями;
— умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями;
- коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения
Слайд 3
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя, свои сильные и слабые стороны, а также осознавать свои глубинные установки.
Процесс общения образно можно сравнить с двухуровневым тортом. Если верхний уровень - это сфера осознанного общения, которая всем видна и понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:
-Я хороший - ты плохой (позиция сверху)
-Я плохой - ты хороший (позиция снизу)
-Я хороший - ты хороший (позиция на равных)
Если смотреть общение в контексте с родителями, давайте проанализируем, кто какую позицию чаще всего использует?
Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».
Цель: определить степень отношения к себе (положительно - отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств.
Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё" имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя). (Анализ выполненного упражнения)
Слайд 4 «Правила построения эффективного общения».
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса)
Самые универсальные - это (показ слайда)
Слайд 5 Улыбка,
Искренняя улыбка возникает бессознательно. Она появляется автоматически, когда вы чувствуете удовольствие и радость. При этом можно заметить, как немного сужаются глаза и чуть-чуть опускаются брови, появляются морщинки вокруг глаз. А вот уголки губ и щеки, наоборот, поднимаются вверх. Присмотритесь, понаблюдайте, и вы увидите эти признаки. Поднятие щек вверх в науке получило название „маркер Дюшена“. Все эти движения отличаются плавностью. И обычно мы верим такой улыбке. Фальшивая улыбка – «Улыбка Чарли», похожа на маску.
Этот навык можно тренировать – в распознавании у других, в осознании у себя.
Упражнение «Улыбка». Педагогам предлагается поприветствовать партнера по общению улыбкой. оговаривается, что партнер выступает в качестве родителя. Улыбка может быть разной: искренней, неискренней, доброжелательной, сочувствующей, злой, ироничной, надменной и т.д. Вопросы для обсуждения 1. Как Вам удалось прочувствовать характер улыбки? 2. Что Вы чувствовали, получая в качестве приветствия улыбку? 3. Часто ли такими улыбками встречают педагоги родителей.
Слайд 6 Имя собеседника
Мы назвали человека по имени, это вызвало у него ответную приятную реакцию, и он формирует новые ответные чувства к нам — признательности, симпатии и доверия
Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать:«Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу
Слайд 7 Комплимент.
Упражнение «желаю Вам...» Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями. Участники садятся по кругу и делают комплимент соседу как одному из родителей воспитанников своей группы. В конце ведущий может отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей. Вопросы для обсуждения 1. Что Вы чувствовали, высказывая пожелания? 2. Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе? 3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?
Слайд 8 (демонстрация приемов общения)
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Важно учитывать все средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.
1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника и взглядом.
2.Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника
3.Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4.Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
5.Всем своим видом поддерживать состояние 6езопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
6.Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы...» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это...!»), чаще говорить; «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели..., знали...!», «Нас всех беспокоит, что дети...'. «Наши дети...», «Нас объединяет общее дело - это воспитание наших с вами детей!»
Слайд 9 Таким образом, каждый воспитатель должна быть волшебницей, которая умеет управлять общением. Умение слушать родителей ребенка является одним из важных аспектов успешного взаимодействия с ними. Слушание может быть пассивным и активным (понимающим).
Слайд 10 Пассивное слушание необходимо в случаях: когда собеседник хочет высказать свое мнение или отношение к чему-либо; в напряженных ситуациях, когда он хочет обсудить волнующие его вопросы («Расскажите, что вас беспокоит?»)
При пассивном слушании следует придерживаться следующих правил:
1. Стараться не вмешиваться в монолог говорящего.
2. Внимательно слушать все, что говорит собеседник.
3. Постоянно давать собеседнику сигналы, что вы сосредоточены на его словах: «Да-да. Понимаю вас»
Слайд 11 Активное слушание необходимо, когда желание говорить очень слабое или отсутствует, когда собеседник стремится получить более активную поддержку, помощь или одобрение.
Прием отражения чувств — стремление показать собеседнику, что слушатель понимает его чувства, состояние. Делаем акцент не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника: «Мне кажется, что вы чувствуете.», «У меня такое ощущение, что вы чем-то.», «Я вижу, что вы очень сердиты». Если слушатель в конфликтной ситуации покажет говорящему, что понимает его чувства, «обвинительный накал» речи собеседника спадет.
Прием выяснения — обращение к говорящему за уточнениями. Следует использовать фразы: «Не повторите ли вы еще раз?», «Что вы имеете в виду?», «Не объясните ли вы это?», «Извините, я не совсем понял вас.» и т. д. Такие мягкие, нейтральные фразы приглашают собеседника, не обижая его, высказывать свою мысль более конкретно, подыскивать точные слова. Выяснение полезно использовать в случаях, когда собеседники решают проблему и им необходимо точно понять позицию друг друга.
Прием перефразирования — повторение мысли собеседника своими словами. Перефразирование можно начать следующими фразами: «Если я вас правильно понял, то.», «Другими словами, вы считаете.» и т.д
Прием резюмирования — подытоживание основных мыслей собеседника. Следует использовать фразы: «Таким образом, главное.», «Итак, вы предлагаете.», «Ваша основная идея, как я понял, в том, что.», «Если теперь подытожить сказанное вами.»
Слайд 12
Слайд 13 «Основы построения беседы с «трудным» родителями
Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с гак называемыми «трудными» родителями.
- Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).
«Трудные» родители
•Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремится оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своегоребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!»
•Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».
Что делать?
Первая фаза общения с такими родителями: необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциям этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно минут 5, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии, или жаловаться на свою беспомощность.
В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать, молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю...», «Успокойтесь».
Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.
Упражнение «Резервуар».
Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 5 минут.
Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы - просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.
Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.
Вторая фаза беседы с родителем - конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Слайд 14 Как итог можно сказать, что существует негласный примерный кодекс общения с родителями.
Слад 15
Можно ли сказать, что использование этих приемов поможет найти подход к любому родителю? Конечно, это не совсем так. Особенности характера родителя, его прошлый опыт, в том числе детский, его психологические проблемы – всё это может стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с учителем. Никакие психологические приемы не гарантируют успешного результата. Однако в большинстве случаев, если педагог постарается действовать осознанно, ему удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у педагогов и родителей действительно общая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Искусство общения"
Представленный материал можно использовать на собрании, при индивидуальных консультациях. Содержит тесты для родителей....
ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Консультация для педагогов ДОУ в свете нового "Закона об образовании в Российской Федерации", практические рекомендации, педагогические ситуации....
Консультация для родителей: "Искусство общения"
материал можно использовать на собрании, при индивидуальных консультациях....
Консультация для педагогов "Искусство общения с родителями"
Консультация для педагогов "Искусство общения с родителями"...
Консультация для родителей «Искусство общения с ребенком».
Консультация...
Семинар – практикум для родителей «Учимся искусству общения с ребенком»
Привлечение родителей к анализу причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, поиску успешных способов родительского поведения...
Семинар с элементами тренинга для воспитателей «Искусство общения с родителями»
Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Даже при очень хороше...