«Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ»
методическая разработка

Инна Александровна Ивлиева

Детские годы – самые важные  в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_raboty_s_roditelyami.docx160.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №21»

                     Выступление на тему :

«Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ»

                             Подготовила: Ивлиева И. А.

                                                                    воспитатель высшей

                                                                    квалификационной категории

                                                                               

                                     

                                        г. Бугуруслан,  2023 г.

 «От того, как прошло детство, кто  вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего  мира  – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

  /В.А. Сухомлинский/

Детские годы – самые важные  в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что нужно ребёнку: одежда, еда, образование, любовь. Всё это родители дают ребёнку за исключением безоговорочной любви. Секрет любви, любви к ближнему, к детям прост: это должна быть безусловная любовь, не зависящая от преходящих моментов (проступки, возраст и т.д.), любить независимо ни от чего. Сегодняшним молодым родителям не хватает безусловной любви к детям.

В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п.1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не  секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Из-за отсутствия духовного взаимодействия  с   родителями  дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны и открыты, менее любознательны. Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приводит к постепенному накапливанию у детей неудовлетворенности, пассивности, угасанию познавательной мотивации.

Уходит  в  прошлое  официально  осуществляемая  многие  годы  в  нашей стране  политика  превращения  воспитания  из  семейного  в  общественное.  В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй.  Каждое  дошкольное  образовательное  учреждение  не  только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения  – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Традиционные  формы   работы   с   родителями  (беседы, собрания, уголки) дают малый результат. Нужны новые  нетрадиционные   формы  для сближения детей,  родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие  родителей  и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Т.В. Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями. 

Информационно-аналитические;

Познавательные;

Досуговые;

Наглядно-информационные

Информационно-аналитическая форма работы с родителями – это социологические опросы, анкетирования, тестирования, почта доверия, волшебный сундучок, ларец пожеланий и предложений.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального,  личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

«Почтовый ящик», в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично

Познавательная форма включает совместные экскурсии, прогулки, нетрадиционные родительские собрания, круглый стол,  вечер вопросов и ответов,  «душевный разговор», родительский клуб.

          Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей

день  продолжают  играть  познавательные  формы  организации  их  взаимоотношений.  Они  призваны  повышать  психолого-педагогическую  культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на  воспитание  ребенка  в  условиях  семьи,  развивать  рефлексию.  Кроме  того, данные  формы  взаимодействия  позволяют  знакомить  родителей  с особенностями  возрастного  и  психологического  развития  детей, рациональными  методами  и  приемами  воспитания  для  формирования  их практических  навыков.  Родители  видят  ребенка  в  обстановке,  отличной  отдомашней,  а  также  наблюдают  процесс  его  общения  с  другими  детьми  и взрослыми.

Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формамиДанные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные.

«Круглый  стол».  В  нетрадиционной  обстановке  с  обязательным участием  специалистов  обсуждаются  с  родителями  актуальные  проблемы.

Самая популярная и любимая как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес можно использовать при организации выставок фотографий, поделок, рисунков. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные  отношения  между  педагогами  и  родителями,  а  также  более доверительные  отношения  между  родителями  и  детьми.  В  дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.  

Праздники,  утренники,  мероприятия  (концерты,  соревнования). Не  обойтись  и  без спортивных развлечений. Такие  вечера  помогают  создать  эмоциональный  комфорт  в  группе,           сблизитучастников  педагогического  процесса.  Родители  могут  проявить  смекалку  и  фантазию  в  различных  конкурсах.  Они  могут  выступать  в             роли  непосредственных  участников.

Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки. Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.  Данные  формы  общения  педагогов  и  родителей  решают            задачи ознакомления  родителей  с  условиями,  содержанием  и  методами                          воспитания детей  в  условиях  дошкольного  учреждения,  позволяют  правильнее  оценить деятельность  педагогов,  пересмотреть  методы  и  приемы  домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя:

выпуск газет,

копилка добрых дел,

групповые альбомы,

родительские уголки,

дни открытых дверей

 «Дни открытых дверей»  дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д. Родителей знакомят  со  структурой  и  спецификой  проведения  занятий  в  ДОУ

Родительские уголки. В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

В результате внедрения нетрадиционных форм работы с родителями отмечается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание  ребенка в семьях. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Берегите друг друга!
Добротой согревайте! 
Берегите друг друга, 
Обижать не давайте.
Берегите друг друга, 
Суету позабудьте
И в минуту досуга, 
Рядом вместе побудьте!"  
(0. Высоцкая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...

Нетрадиционные формы работы с родителями в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (из опыта работы)

Проект по работе с родителями " Давайте будем дружить друг с другом":  Внедрение в практику нетрадиционных форм и методов взаимодействия педагогов с семьей с целью повышения активности родителей ...

Нетрадиционные формы работы с родителями: «Командная работа»

То, как ребенок общается со своими родителями – определяет его поведение и взаимодействие с окружающим миром. Опыт и модель общение внутри семьи – формирует поведение ребёнка в реальном мире. Общение ...

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм работы с родителями по формированию ЗОЖ

Использование "Дневничка-Здоровячка" в работе с родителями...

Нетрадиционные формы работы с родителями "Все работы хороши"

Конспекты и сценарии работы с родителями на тему "Все работы хороши"...