ДЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ДОУ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.
консультация
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ДОУ
И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.
2. слайд. Понятие конфликта
Конфликт ( в переводе с латинского означает «столкновение») - это противоречие, которое возникает между людьми при решении значимых для них вопросов либо в социальной, либо в личной жизни.
Конфликт – это отсутствие согласия между сторонами.
3 слайд
Общение со сверстниками – это условие формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.
Конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.
Приходя в садик, дети имеют различный набор умений, возможностей, эмоциональных мироощущений, притязаний.
Следовательно, каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников.
И создает отношение к себе. Среда оказывается разной для детей. Иногда непонятной и даже неблагополучной.
4 слайд
С конфликтами между детьми воспитатели сталкиваются достаточно часто. Первые конфликты в жизни ребенка появляются довольно рано:
в возрасте от одного до двух лет. Протекание детского конфликта изменчиво и может то усиливаться, то затухать.
5 слайд
Причины конфликтов
- Разрушение игры
По поводу выбора общей темы.
По поводу состава участников.
Из-за ролей
Из-за игрушек
Из-за сюжета игры
По поводу правильности
игровых действий.
У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек,
у детей среднего дошкольного возраста -
из-за ролей, а в более старшем возрасте - из-за правил игры.
6 слайд
Вред конфликтов
Страдает достоинство человека.
На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и все валится из рук.
Страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.
Поэтому нужно научиться предотвращать конфликты и всячески избегать их.
7 слайд
Внутренний психологический конфликт
Обычно внутренний психологический конфликт возникает у ребенка во время игры. И чаще всего он скрыт от окружающих.
Функция внутренних конфликтов сугубо отрицательная.
Они тормозят становление полноценных гармоничных отношений и формирование личности.
8 слайд
Этапы протекания конфликта.
1 стадия – появление основной проблемы (объекта конфликта) и возникновение конфликтной ситуации.
2 стадия - объективная ситуация осознается в качестве таковой участниками.
3 стадия - переход к конфликтному взаимодействию.
4 стадия - обострение эмоционального фона.
5 стадия - полное или частичное разрешение конфликта
9 слайд
Схема «протекания» конфликта.
- Возникновение конфликтной ситуации
- Осознание конфликта
- Проявление конфликтного поведения
- Усугубление конфликта
- Разрешение конфликта
10 слайд
Способы воздействия ребенка на участника конфликта.
1.Физическое воздействие
(Дерутся, кусаются, отнимают игрушки, толкаются и т.д.)
2.Словесное воздействие
(Даются указания противнику : «Отдай!», «Уходи!», «Я буду врачом!»)
З.Угрозы и санкции
(Предупреждение о последствиях. «Я все расскажу!», «Я не буду дружить!» и т.д.)
4.Психологическое воздействие
(Плач, крик, топанье ногами. Без объяснения притязаний сопернику )
5.Опосредованное воздействие
(Действие через других людей. Жалобы воспитателю, крик для привлечения внимания взрослого)
6.Аргументы
(Попытка объяснить неправомерность. «Я первый!», «Я тоже хочу!» «Я доктор и сам знаю!»)
11 слайд
Возрастные аргументы
1.От года до 3-х лет – происходит в
основном физическое воздействие
2. В 3-4 года - словесные воздействия
3. В 5-6 лет - объяснение, обоснование своих действий.
4. С возрастом происходит определенное «окультуривание» поведения детей в процессе реализации своих желаний.
12 слайд
Все детские ссоры обычно решаются самими детьми и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Набольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга.
13 слайд
КОНФЛИКТЫ
КОНСТРУКТИВНЫЕ- (Конфликты стимулируют развитие взаимодействия)
ДЕСТРУКТИВНЫЕ – (Конфликты препятствующие эффективному
Действию)
14 слайд
Пути разрешения конфликтов
Конструктивный
Арбитраж (Обращение к специальному органу власти)
Посредничество (приглашение третьей стороны)
Переговоры (мирная беседа о решении проблемы)
Компромисс (договориться, уступить)
Деструктивный
Уход от решения проблемы
Разрыв отношений
Применение силы (война, заставить, принудить)
15 слайд
Фазы конструктивного спора.
1 фаза — вводная.
«Пострадавший» должен сказать, что он
хочет спросить.
2 фаза — средняя
(Собственно спор). Говорить необходимо о сути дела, обязательно реагировать на критику, на причину недоразумения, излагать мнения конкретно и четко.
3 фаза — заключительная
Принимается решение по вопросу, вызвавшему противоречие, признается ошибка или указывается обратное, параллельно создается положительное отношение к бывшему сопернику.
16 слайд
Родители по-разному стараются защитить своих детей от нападок сверстников.
Одни пытаются подготовить ребенка к жизни в коллективе развивая его физически, приучая его к независимости и самостоятельности.
Другие лично встают на защиту своего чада.
17 слайд
Фразы родителей
«Ах, какая это плохая девчонка (мальчишка)».
«Я сама сейчас пойду и уши надеру
этому сорванцу! Он у меня попляшет!»
«Я своему сказал, будут обижать –
дай как следует, чтобы неповадно было».
«Наверное, ты сам виноват, не могут же приставать к тебе просто так».
18 слайд
Как правильно поступить родителю?
С раннего детства обращайте внимание ребенка на конструктивные способы разрешения конфликтов;
Порицайте проявление ребенком агрессии;
Хвалите, если он сумел противостоять другому;
Учите его говорить со сверстниками
о своих чувствах;
19 слайд
Ребенок должен знать, что обзывать других, смеяться над ними – недопустимо.
Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы, быть терпимым, ставить себя на место другого.
Родители должны воспитать ребенка так, чтобы
он не стал ни гонителем, ни отверженным!
20 слайд
И напоследок…
Характер детей в руках взрослых. Пусть эти руки будут нежными, добрыми и справедливыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Эффективные способы разрешения детских конфликтов"
Педагогам работающим с детьми, очень часто приходиться сталкиваться с конфликтами между детьми. И основная задча педагога - нахождение правильного выхода из конфликтной ситуации, при которой не просто...
ПАМЯТКА для родителей "Эффективные способы разрешения детских конфликтов"
Советы взрослым о некоторых правилах выхода из детских конфликтов...
Способы разрешения детских конфликтов и методы управления ими
Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместых усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании, которого все воспринимают...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме «Детские конфликты. Методы профилактики и способы разрешения»
Цель: ознакомление педагогов с особенностями протекания детских конфликтов, методами их профилактики и возможными спо...
Детские конфликты: причины возникновения, предотвращение и их разрешения
Конфликт- столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов и...
Решение детских конфликтов: учим ребенка мирным способам
Будет неправильно полагать, что решение детских конфликтов - это сугубо личное дело ребенка и без вас он лучше разберется. Родители должны помочь осознать маленькому человечку, что быстрей и надежней ...
Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ по теме «Детские конфликты. Методы профилактики и способы разрешения»
Проблема детских конфликтов всегда актуальна. Педагоги зачастую не знают, как правильно разрешить конфликт, решают проблему не конструктивно. Чтобы внести некое оживление в работу, предлагаем вам игру...