Статья на тему:« Адаптация детей к детскому саду.»
статья (младшая группа)
Адаптация – это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке. Для малыша детский сад предстает как неизвестное пространство, с пугающими новыми отношениями и окружением. Кроха нуждается во времени, чтобы адаптироваться к новой жизни.
Адаптация (от лат. Adaptare - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс).
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Для облегчения процесса адаптации важно уделять ребенку в этот период особое внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_v_detskom_sadu.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: « Адаптация детей к детскому саду.»
Адаптация – это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке. Для малыша детский сад предстает как неизвестное пространство, с пугающими новыми отношениями и окружением. Кроха нуждается во времени, чтобы адаптироваться к новой жизни.
Адаптация (от лат. Adaptare - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс).
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Для облегчения процесса адаптации важно уделять ребенку в этот период особое внимание.
Что важно учитывать воспитателям в период адаптации ребенка?!
1. Культурно-гигиенические навыки.
- умение самостоятельно проситься и ходить на горшок, унитаз
- аппетит, умение самостоятельно и аккуратно кушать, особые вкусовые привычки или особенности питания (что-то не ест или есть на что-то аллергия)
- умение одеваться или пробовать, это делать самостоятельно
- наличие отрицательных привычек (сосет палец, пустышку, раскачивается,
- процесс засыпания, (любит поглаживания, массаж, сказку)
- сон какой? (крепкий, поверхностный, короткий по времени)
- бодрствование, (активный, любознательный, не проявляет интереса к играм, занятиям)
- режим (приходят вовремя или опаздывают, высыпается ребенок ночью или нет)
2. Индивидуальные особенности:
ü настроение, желание идти в сад или слезы
ü темперамент (экстраверт, интроверт)
ü степень уверенности в себе (как заходит в группу идет сам или его
тянут, как реагирует на незнакомого человека и на новое помещение,
проявляет ли активность, стремиться исследовать помещение)
ü умение взаимодействовать с другими детьми (контактность)
ü поведение (проявление уверенности в себе, нерешительность, боязнь спросить)
ü самостоятельность (удается ли ребенку занять себя, как организует освоение нового, может ли развернуть игровые действия, насколько активно пользуется речью, часто ли обращается за поддержкой ко взрослым)
ü особенности нервной системы (подвижность, чувствительность, возбудимость, неуравновешенность, медлительность, плаксивость)
ü опыт разлуки с родными (есть или нет)
ü особая привязанность к одному из родителей
3. Социальные навыки
- умение ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать игрушки другим детям
- умение взаимодействовать со взрослыми, обращаться за помощью (доброжелательность, активность), проявление интереса к действиям взрослых
4. Познавательные потребности
- познавательный интерес, любознательность, интерес к игрушкам, предметам быта, активность
- игра (умеет играть самостоятельно или нужна компания)
- обучаемость (как быстро ребенок слышит инструкцию и готовность и желание ее выполнить)
5. Здоровье
- наличие хронических заболеваний, особенностей здоровья
- наблюдение и лечение у специалистов. Учтите после долгой
болезни процесс адаптации начинается заново.
6. Особенности воспитания.
- установление контакта с родителями, бабушками (внимание, подход)
- типы неправильного воспитания (кумир семьи, гиперопека, воспитание в культе болезни)
- родители, особенности семьи (многодетная, малообеспеченная, единственный ребенок, поздний)
Об особенностях семейного воспитания можно сделать предположения, если обратить внимание на следующие моменты.
Выделяют два аспекта адаптации: биологический и психологический.
Если рассматривать адаптацию к ДОУ как некий критический для ребенка фактор, то необходимо отметить возможность проявлений стресса. Анализ причин стресса, различных его последствий дает возможность увидеть способы уменьшения неблагоприятных влияний на ребенка в критических ситуациях, увеличить содействие благоприятных эффектов
Причины стрессовых перегрузок в детском саду это:
- длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых неприятна ребенку;
- строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых наказывают;
- фрустрация каких-то потребностей ребенка;
- общение сразу со многими взрослыми людьми, часть из которых ребенку неприятна, зависимость от них.
Выделяют три варианта адаптации:
легкая адаптация – поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней;
адаптация средней тяжести – в течение месяца;
тяжелая адаптация – требуется от 2 до 6 месяцев
У немногих детей адаптация к условиям ДОУ протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения. Адаптация средней степени (у большинства детей) характеризуется более значительными и длительными (до месяца) нарушениями поведения, может заметно ухудшиться общее самочувствие, возникнут легкие (продолжительностью 7-10 дней, без осложнений) заболевания. При тяжелой форме адаптации привыкание ребенка проходит длительно (несколько месяцев) и сложно. В этом случае изменение образа жизни чаще всего приводит к нарушению психоэмоционального состояния малыша, что выражается в тревоге, напряженности, беспокойстве или заторможенности; ребенок отказывается от еды (так как испытывает тошноту), в часы отдыха не может уснуть, плачет; часто и подолгу болеет (с осложнениями).
Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Поэтому начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.
Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения - проблема адаптации детей.
Каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.
Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Адаптация ребёнка в детском саду."
Статья на тему: "Адаптация ребёнка в детском саду" Чувства ребёнка и психологическое состояние во время адаптации....
Статья на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду»
Проблема адаптации приспособление к новым условиям среды остается актуальной темой в нынешнее время.Любой вид адаптации является сложным периодом для каждого человека....
Статья на тему: "Адаптация ребенка в детском саду"
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке.Придя в детский сад ребёнок попадает в новую обстановку, проявляется новое оружие, строгий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общ...
Статья на тему Адаптация детей к детскому саду
Статья на тему: Адаптация детей к детскому саду....
Статья на тему: "Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания."
Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода поможет не то...
Статья на тему адаптация ребенка в детском саду.
Материал статьи содержит в себе советы по адаптации ребека к детскому саду. В статье даны рекомендации и практические советы. Данный материал может быть полезен для педагогов и родителей....
Статья на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду»
Наступает новая жизнь, когда маленький ребёнок впервые выходит в мир. И начинается большая жизнь, обычно, с детского сада.Как происходит адаптация ребенка и что это такое?...