Развитие межполушарного взаимодействия с помощью кинезиологических упражнений
учебно-методический материал

Татьяна Ивановна Быкова

Развитие межполушарного взаимодействия с помощью кинезиологических упражнений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiyaneyroupr.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие межполушарного взаимодействия с помощью кинезиологических упражнений

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития мозговых структур и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Мы знаем, что мозг человека состоит из двух полушарий — левого и правого. Они соединены между собой мозолистым телом, через которое и проходит обмен информацией между двумя полушариями. В протекании психических функций принимают участие оба полушария мозга, где каждое выполняет свою роль. Правое полушарие – «гуманитарное», творческое, отвечающее за планирование, креативность, образное мышление, координацию, пространственное мышление и тактильные ощущения. Левое полушарие – настоящий «математик», оно отвечает за речь, анализ, математические способности, логику, точное мышление, помогает корректно ставить цели и добиваться их. Для гармоничного и всестороннего развития ребенка необходима не только работа каждого полушария по отдельности, но и взаимодействие между этими полушариями.

У новорожденного ребенка оба полушария развиты одинаково, но в процессе развития и обучения одно из полушарий развивается активнее другого. Если межполушарное взаимодействие не сформировано, то происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, то ведущее полушарие берет основную нагрузку на себя, а второе полушарие может блокироваться. В результате у ребенка могут возникать проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки, проблемы со слуховым и зрительным восприятием, с адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.

К счастью, полушария мозга можно развивать. Особенно это важно в дошкольном возрасте, ведь это период активного развития мозговых структур.

 Межполушарные связи предопределяют: качество восприятия и обработки информации; эмоциональную стабильность; координацию и баланс. Таким образом, они напрямую влияют на обучаемость человека, его достижения и успехи во всех видах деятельности.

КАК РАЗВИВАТЬ МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ?

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве. Можно потренировать каждое полушарие по отдельности. Правой половиной тела управляет левое полушарие. Когда ребенок выполняет движения правой рукой или ногой, то тренируется левое полушарие.  Левой половиной тела управляет правое полушарие. Следовательно, когда ребенок выполняет движения левой рукой или ногой, то тренируется правое полушарие.

 Улучшают взаимодействие полушарий: пальчиковая гимнастика; кинезиологические упражнения; артикуляционная и дыхательная гимнастика; самомассаж и т.д. Остановимся на кинезиологических упражнениях.

Основой развития межполушарных связей являются кинезиологические упражнения.

Кинезиология (от греческого слова «кинезис» - движение, «логос» - наука)– это наука о развитии умственных способностей и поддержании физического здоровья через двигательные упражнения. Она направлена на развитие связей ум-тело, т.е. оптимизацию деятельности мозга через физические движения.

Кинезиологические упражнения это тренировки, которые существенно улучшают нейронные связи между двумя полушариями, это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, посредством выполнения одновременно двигательных и мыслительных операций.

При использовании кинезиологических упражнений следует соблюдать некоторые правила:

- важна регулярность проведения упражнений, т.е. упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская;

- тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. Для этого можно периодически менять дислокацию: кабинет, музыкальный зал, дома, на улице и т.д;

- можно постепенно усложнять задания. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений;

- важно следить за правильностью выполнения упражнений;

- не нужно перегружать ребенка, стремясь выполнить максимальное количество упражнений за раз – достаточно 5-6.

Проведение регулярных кинезиологических упражнений дает следующие результаты:

- получение необходимой энергии для обучения;

- повышение работоспособности;

- снижение утомляемости детей;

- активизация мыслительной деятельности и развитие памяти;

- развитие общей и мелкой моторики;

- благоприятное влияние на процессы чтения и письма;

- формирование внутренней уверенности в своих силах, особенно при публичных выступлениях (это очень важный момент, потому что ребенку в школе часто придется выступать перед классом с различными докладами).

- проведение упражнений благоприятно сказывается на эмоциональной сфере ребенка: он становится более общительным, не так подвержен стрессу, он учится проявлять свои творческие способности в игре, а затем и в процессе обучения в школе.

- развивается и физическая активность ребенка. Регулярные упражнения позволяют четко выполнять симметричные и ассиметричные движения, сохранять равновесие, улучшать подвижность конечностей и плечевого пояса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия (кинезиологические упражнения)

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются и...

Кинезиологическая гимнастика. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Консультация будет интересна всем специалистам детских садов. Приведенные упражнения очень просты и практичны в применении. Зная, на что они направлены, можно прицельно использовать их для подготовки ...

Мастер-класс "Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ через кинезиологические упражнения"

Информация о пользе кинезиологических упражнений для умственного развития ребенка с точки зрения науки о развитии головного мозга . Даны описания некоторых упражнений....

Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников кинезиологическими упражнениями

Что такое кинезиология. Для чего нужны данные упражнения. Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений. Примеры упражнений....

Буклет "Развитие мелкой моторики при помощи кинезиологических упражнений"

Буклет "Развитие мелкой моторики при помощи кинезиологических упражнений"...

Статья на тему: "Развитие межполушарного взаимодействия с помощью нейропсихических игр"

Развитие межполушарного взаимодействия с помощью нейропсихических игр...