План просветительской и профилактической работы педагогов с родительской общественностью по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве»
материал

Батршина Гульмира Хубайдулловна

Проблема обеспечения информационной безопасности детей дошкольного возраста активизируется в последние десятилетия.

 Современное общество – это общество развития и диверсификации информационных технологий.

Отметим, что навыки детей XXI века, связанные с использованием цифровых средств массовой информации и коммуникации, активно изучаются и обсуждаются общественным и родительским сообществами.

Современные дошкольники подвергаются воздействию различной информации, характер которой меняется от полезного и необходимого до откровенно агрессивного, манипулятивного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dou_7_rabota_s_roditelyami_1.docx39.88 КБ

Предварительный просмотр:

План

просветительской и профилактической работы педагогов

с родительской общественностью  по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве»

                                                               Срок реализации: 2024-2025 учебный год

                                                              Составил: Батршина Гульмира Хубайдулловна

                                                                         воспитатель МДОБУ №7 «Солнышко»

г.Соль-Илецк

2024г.

Проблема обеспечения информационной безопасности детей дошкольного возраста активизируется в последние десятилетия.

 Современное общество – это общество развития и диверсификации информационных технологий.

Отметим, что навыки детей XXI века, связанные с использованием цифровых средств массовой информации и коммуникации, активно изучаются и обсуждаются общественным и родительским сообществами.

Современные дошкольники подвергаются воздействию различной информации, характер которой меняется от полезного и необходимого до откровенно агрессивного, манипулятивного.

Негативное воздействие информации и информационно-коммуникационных средств на психическое, физическое развитие и социализацию детей остается одной из серьезных проблем нескольких последних десятилетий. Психологи и исследователи данной проблемы Л. Е. Солянкина, Г. М. Семененко, М. В. Галда, Ж. И. Ободова указывают на возможные риски киберпространства для детей и молодежи – кибербуллинг, (издевательства, оскорбления, уничижение, обзывания и т.д.); киберзапугивания, киберпреследования, исключение из сообществ, информационное травмирование как следствие информационной перегрузки, информационный транс, вследствие потребления огромного количества информации, пропаганда рискового поведения и прочие проблемы.

Указанный перечень следует дополнить угрозами, которые несет в себе бесконтрольное использование компьютера детьми дошкольного возраста: проблемы в здоровье, нарушения концентрации внимания, мышления, состояние эмоционально-психологической отстраненности от реального мира, нарушение эмоциональных отношений, искажение иерархии ценностей и другие расстройства личности, называемыми зависимостью от гаджетов.

Проблеме информационной безопасности посвящены исследования В. Н. Бородиной, А. К. Поляниной, М. И. Ожигановой, А. Д. Костюкова и др. Каждый из исследователей предлагает свое определение, но в целом это понятие можно охарактеризовать как переживаемое человеком состояние защищенности сознания от разного рода деструктивной информации, представляющей угрозу для жизни, психического и соматического здоровья.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационную безопасность детей трактуют как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Именно поэтому возникает необходимость проведения просветительской работы с родителями в данном направлении.

Анализируя проблему информационной безопасности детей дошкольного возраста, следует уделить особое внимание информационной среде в семье, внутри которой живет и развивается ребенок.

Семья выступает важной составляющей в структуре развития ребенка, формирования поведенческих паттернов, норм и ценностей. Дети являются наиболее активной и любознательной частью аудитории, готовой к постоянному, активному взаимодействию с цифровыми технологиями. В этом важно отметить как плюсы (повышение уровня эрудированности, коммуникативные навыки и проч.), так и минусы (отсутствие жизненного опыта, позволяющего определить обман и манипуляцию

  В «Концепции информационной безопасности детей РФ» (2015) обозначены следующие направления ее реализации: защита детей от вредного воздействия информационной среды; создание условий развития ребенка на основе проектирования и конструирования информационной среды, обеспечивающей позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка.

Современные дети достаточно активно и рано начинают пользоваться смартфонами, планшетами, ноутбуками и прочими электронными устройствами. Взрослые разрешают детям доступ к онлайн-сайтам, не осознавая рисков, связанных с использованием Интернета дошкольниками.

Стратегии родителей по управлению детским интернетом носят неоднородный характер, и многие родители считают, что им необходимо будет в дальнейшем, по мере взросления детей, менять стратегии по обеспечению их безопасности в сети Интернет. В некоторых случаях родители используют родительские пароли для входа в устройство, фильтры на контент, который могут просматривать дети.

Взрослые должны осознавать, что без контроля с их стороны дети могут легко попадаться на уловки мошенников, становиться их жертвами.

Согласно исследованиям психологов Г. У. Солдатовой, О. И. Теславской, родители дошкольников в 70% случаев выбирают стратегию присутствия рядом, когда их ребенок пользуется интернетом, опыт столкновения с онлайн-рисками имеет почти каждый второй ребенок 5-7 лет (46%).

Данные результаты позволяют утверждать, что родители не всегда осведомлены о том, чем занят их ребенок в информационно-коммуникационном пространстве, какие сайты посещает, в какие игры играет, с кем общается. У родителей необходимо выстраивать понимание того, что отношение детей к информационно-коммуникационным технологиям формируется взрослыми. В этой связи именно на родителей, в первую очередь, возлагается полная ответственность за обеспечение информационной безопасности детей: правильного выбора образовательных программ, контроля общения ребенка в сети, выбора компьютерных игр.

Необходимо понимать значимость совместной ответственности и взаимной поддержки родителей и педагогов в обеспечении безопасности детей в мультимедийной интерактивной среде.

Родители детей дошкольного возраста часто недооценивают угрозы, связанные с информацией, которую дети получают из информационных источников

В сфере информационной безопасности семья  играет важную роль. Именно в семье у детей начинает формироваться первоначальное представление о гаджетах и Интернете. Информационная компетентность родителей определяет уклад семейной жизни и отношений с информационно-коммуникационными ресурсами и влияет на формирование основ безопасного поведения детей в информационно-коммуникационном пространстве.

Поэтому в рамках деятельности муниципальной базовой площадки МДОБУ №7 «Солнышко» по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве  нами разработана и реализуется «Программа просветительской и профилактической работы педагогов с родительской общественностью  по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве» куда включен план просветительской и профилактической работы педагогов с родительской общественностью. Разработанный нами план призван стать качественной основой взаимодействия дошкольной организации с семьей, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка по направлению, но и осознание общих целей, доверительного отношения и стремления к взаимопониманию в вопросах экономического образования дошкольников. 

 Основной целью реализации плана является педагогическое просвещение родителей, повышение их уровня педагогической культуры, обеспечение эффективного взаимодействия по направлению программы, в том числе.  

  По взаимодействию детского сада с семьями воспитанников по данному направлению определены следующие задачи:

  1.  разработать оптимальную модель взаимодействия с родителями по формированию основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве;
  2. способствовать формированию у родителей практических навыков через активные формы взаимодействия;
  3. организовать совместную деятельность по созданию условий для становления ребенка-дошкольника;
  4. мотивировать родителей на соблюдение детьми правил безопасного поведения в цифровом пространстве в домашних условиях;
  5. развивать ценностные ориентации и мотивационные установки родителей на взаимодействие с педагогами детского сада по формированию у старших дошкольников безопасного поведения в цифровом пространстве;

Выделяют четыре основных подхода к обеспечению безопасности человека:

 ограждающий (устранение опасностей или перемещение человека в безопасную среду); 

обучающий (формирование навыков безопасного поведения, обучение предвидению, распознаванию опасностей, способам поведения в опасных ситуациях); 

образовательный (личностное образование, приобретение качеств, необходимых для успешного самообеспечения безопасности); 

личностно-ориентированный (формирование личностной зрелости, устойчивости к негативным воздействиям, способности превращать опасности в фактор собственного развития, минимизировать количество опасностей).

        В рамках реализации программы для организации просвещения родителей воспитанников в детском саду    используются технологии

личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с родителями, позволяющие вовлекать их в образовательную деятельность и содействовать формированию ответственного и позитивного родительства (классификация М.С. Задворной):

Для организации работы с родителями по информационной безопасности можно использовать следующие технологии:

  1. Проведение  мероприятий для родителей по медиабезопасности.
  1. Организация совместного досуга детей и родителей.
  1. Повышение информационной грамотности родителей, активное вовлечение их в систему управления учреждением.
  2. Проведение индивидуальных консультаций психолога по вопросам информационной безопасности.
  1. Проведение родительских собраний с привлечением специалистов по вопросам информационной безопасности и социализации детей в информационном обществе.
  1. Участие в онлайн-конференциях по темам информационных угроз и здоровья детей.

Информационно-развивающие технологии, реализуются  в следующих форматах:

    - консультации и беседы, интерактивы;

    -анкетирование;

    - применение интернет-ресурсов (WhatsApp, электронная почта);

    -видеоуроки для родителей;

    -средства социальной рекламы (буклеты, листовки),

    -совместные просветительские мероприятия с социальными партнерами ( ЦД и К «Диалог»);

   -страничка на сайте детского сада.

  1.  Деятельностные технологии:

       -игровые технологии,

       -кейстехнологии,

       - открытая образовательная деятельность.

       -досуговые мероприятия.

3. Развивающие проблемно-поисковые технологии:

     -семинары,

     -проектная деятельность.

         4.  Диалоговые технологии:

    - родительские собрания в разных формах проведения,

    -мастер-классы

 5. Технологии коллективного творческого дела:

    - видеоролики;

    - стенгазеты;

     - акции;

    - фотовыставки;

            -выставки поделок (декоративно-прикладное творчество)

Выбор педагогами форм сотрудничества с родителями зависит от различных факторов, в том числе от характера детско-родительских отношений в семье, уровня образования взрослых, их отношения и включенности в развитие и воспитание детей.

      Отбор материала при взаимодействии с родителями подчинен ряду принципов:

- родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка;

- материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей;

- общение с родителями должно соответствовать образовательным целям определенного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач;

- темы, определенные программой, предполагают вариативность использования.

При реализации работы по взаимодействию с семьями воспитанников мы также придерживаемся следующих принципов:

  1. Открытость детского сада для семьи. (сайт, соцсети, родительские собрания, индивидуальные консультации).
  1. Доброжелательность при сотрудничестве педагогов и родителей в воспитании детей (позитивный настрой).
  2. Диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка

( анкетирование, соцопросы)

  1. Учёт этнокультурной ситуации развития детей. Дифференцированный подход к каждой семье. Педагоги учитывают социальное положение, традиции, опыт семей; при изучении темы вопросы не должны касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи, например, исключается сравнение доходов семьи, уровня и качества жизни.
  2. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
  3. Поддержка родителей в воспитании детей, охрана и укрепление их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей.
  4. Единый подход к процессу воспитания ребёнка.

Основные направления сотрудничества по взаимодействию педагогов с семьями воспитанников.

1. Педагогический мониторинг по изучению семьи, рекламная деятельность по взаимодействию родителей с детским садом по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников.

2. Педагогическая поддержка, накопление родителями позитивного воспитательного опыта.

3.Педагогическое образование родителей, развитие активной, компетентной позиции родителя.

4. Совместная деятельность педагогов, родителей.

1 этап. Рекламный

Цель: пропаганда деятельности детского сада по направлению формирования основ финансовой грамотности у дошкольников.

Задачи

Содержание работы

Формы

работы

Исполнитель

1. Ознакомить родителей с деятельностью муниципальной базовой площадкой по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве.

Обеспечить родителей необходимой информацией по вопросам.

3. Мониторинг готовности родителей заниматься с детьми.

1. Информирование родителей воспитанников о деятельности детского сада по направлению:

- ознакомить с приказом Управления образования о деятельности муниципальной базовой площадки;

-презентация образовательной программы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве.

Рекламный буклет, собеседование, информационные стенды с фотоматериалами,

Сайт ДОО

Заведующий, старший воспитатель, воспитатели.

2. Обеспечение поэтапного комплекса мер по пропаганде деятельности детского сада и его образовательных услуг:

- выступление руководителя детского сада, руководителя рабочей группы базовой площадки, педагогов о значимости работы по направлению и формам совместного сотрудничества;

-собеседование с родителями, привлечение специалистов, анкетирование родителей по организации сотрудничества по направлению.

Дни открытых дверей,

консультирование, анкетирование, беседы

видеоуроки,  интерактивы

Заведующий, старший воспитатель, воспитатели,

специалисты.

2 этап. Диагностический

Цель: выявление образовательных потребностей семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Задачи

Содержание работы

Формы работы

Исполнитель

  1. Определить уровни потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах и их психологической культуры.

2. Выявить мнение родителей о качестве работы детского сада по направлению.

1.Мониторинг об особенностях воспитания ребенка в семье.

Изучение документов, беседы с родителями, анкетирование, интервью, «Родительская почта»,

тетрадь отзывов и предложений.

Администрация ДОУ,

Педагоги          

2.Мониторинг потребностей и уровня осведомленности родителей в области обучения и воспитания у детей основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве

3.Мониторинг эффективности (количественная и качественная) мероприятий, проводимых педагогами по направлению.

3 этап. Педагогическое просвещение родителей

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно -образовательном процессе 

Задачи

Содержание работы

Формы работы

Исполнитель

  1. Обеспечить родителей необходимыми психолого-педагогическими знаниями по формированию у дошкольников у дошкольников основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве.

2.Использовать разнообразные средства актуальной информации для родителей.

1. Наглядное информирование родителей:

- о возрастных особенностях дошкольников;

- формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста;

- о значении семейного воспитания детей по направлению;

- о методах и приемах обучения детей по направлению.

Информационные стенды,

буклеты,

презентации

Старший воспитатель, воспитатели.

2. Организация и проведение консультирования родителей по проблемам воспитания дошкольников:

- влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе;

- задачи семьи, ДОУ и школы в воспитании и социализации ребенка;

- дети и родители на школьном старте.

Круглый стол, семинар-практикум, тренинг, брифинг, родительская конференция, консультации

Администрация ДОУ, специалисты, учителя начальных классов, врачи из поликлиники.

3. Разработка индивидуальных, групповых рекомендаций по созданию условий для развития детей по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве в домашней среде.

Творческая мастерская, дискуссии,

консультации (индивидуальные и подгрупповые)

Старший воспитатель, специалисты, родительский комитет.

4 этап. Совместная деятельность педагогов и родителей

Цель: привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе

Задачи

Содержание работы

Формы работы

Исполнитель

1. Создавать условия для активного участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

2. Способствовать привлечению родителей к участию в досуговой совместной деятельности.

3. Поддерживать интерес и желание родителей обмениваться опытом семейного воспитания.

1. Участие родителей в организационно-правовой деятельности ДОУ:

-составление плана взаимодействия детского сада с семьей на учебный год по направлению;

- совместная деятельность педагогов с родителями в рамках реализации образовательных и творческих проектов;

Планирование,

тематические встречи, открытые занятия.

Администрация ДОУ, председатели родительских комитетов, специалисты.

2. Организация и проведение досуговых мероприятий, спортивных праздников, соревнований, экскурсий в школу.

Акции, праздники, выставки

3. Участие родителей в специальной образовательно-игровой программе.

Тренинги, клубы, родительские гостиные, творческие лаборатории, мастер-классы.

        

План работы на 2024-2025 учебный год

месяц

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Сентябрь

  • Проведение родительского собрания «Гаджеты в нашей жизни»
  • Анкетирование родителей. «Информационная безопасность дошкольника, что это?»
  • Проведение родительского собрания «Управление безопасностью детей в Интернете»
  • Анкетирование родителей «Что такое интернет» (работа в группах)

Октябрь

Консультация для родителей. Что такое проектная деятельность в детском саду.

Круглый стол «Какие фильмы смотрят дети»  

Ноябрь

Памятка: «Детские безопасные сайты»

Консультации для родителей: «Как предотвратить компьютерную

зависимость у ребёнка».

Декабрь

Консультация: «Компьютер не заменит семью».

Консультация «Читаем вместе!»

Январь

Мастер - класс для родителей «Сказка – как средство воспитания у дошкольников» (рукописная книга)

Педагогическая гостиная «Страна мастеров»

Февраль

Организация мини-библиотеки «Буккроссинг» (обмен книгами).

Организация мини-библиотеки «Буккроссинг» (обмен книгами).

Март

Мотивация родителей на применение практики « Проводим время вместе» (кейс-технология)

Мотивация родителей на применение практики « Проводим время вместе» (кейс-технология)

Апрель

Мотивация родителей на применение практики «Совместный досуг».

Круглый стол для родителей «В какие игры играем с детьми дома» ( с приглашением психолога)

Май

Отчет на родительском собрании по обучению дошкольников

Отчет на родительском собрании по обучению дошкольников

Планируемые результаты в деятельности педагогов и родителей

Родители

Педагоги

Мотивационно-ценностный компонент

Осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью формирования целостной картины мира у дошкольников и необходимости

Осознают необходимость взаимодействия с семьей

Когнитивный компонент

Знают психофизические особенности детей

Владеют знаниями об образовательных потребностях родителей; умеют оценивать эффективность методов и приемов, которые применяют родители в семье

Деятельностно-поведенческий компонент

Реализуют методы и приемы для формирования финансовой грамотности дошкольников, активно взаимодействуют с педагогами

Учитывают интересы, запросы и потребности родителей, умеют использовать нетрадиционные формы организации и методы активизации родителей

Рефлексивный компонент

Самостоятельно обдумывают ситуации, удовлетворены работой педагогов

Формируют установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями

Критерии оценки эффективности взаимодействия детского сада с семьей по формированию у дошкольников у дошкольников основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве:

- Изменение характера вопросов родителей к педагогам, как показатель роста их педагогических интересов, желания его совершенствовать.

- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников.

- Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

- Использование родителями педагогической литературы, информации на сайте детского сада.

-  Активное участие в смотрах, конкурсах, акциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад «Организация работы в ДОУ по формированию у дошкольников основ безопасного поведения»

В докладе раскрыта актуальность, основные понятия ОБЖ как предмета в дошкольном образовании и выстроена "историческая лента" развития и становления ОБЖ....

Педагогические условия формирования у дошкольников основ безопасности поведения в быту.

Формирование у дошкольников основ безопасности в быту - актуальная задача современного времени. Однако анализ состояния дошкольного образования показывает, что в содержании образования есть ряд недост...

Методическая разработка: "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.  Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА...

Проект по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность, на тему: «Страна безопасности»

Проект «Страна безопасности»Актуальность проектаМожет возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за рук...

Сообщение на педсовете из опыта работы "Формы и методы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения".

Проблема защиты от опасностей возникла с самого начала появления человека на земле. Человечество всегда должно быть на чеку, оценить и предотвратить опасность для жизни и здоровья своего и своих близк...