План просветительской и профилактической работы педагогов с родительской общественностью по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве»
материал
Проблема обеспечения информационной безопасности детей дошкольного возраста активизируется в последние десятилетия.
Современное общество – это общество развития и диверсификации информационных технологий.
Отметим, что навыки детей XXI века, связанные с использованием цифровых средств массовой информации и коммуникации, активно изучаются и обсуждаются общественным и родительским сообществами.
Современные дошкольники подвергаются воздействию различной информации, характер которой меняется от полезного и необходимого до откровенно агрессивного, манипулятивного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou_7_rabota_s_roditelyami_1.docx | 39.88 КБ |
Предварительный просмотр:
План
просветительской и профилактической работы педагогов
с родительской общественностью по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве»
Срок реализации: 2024-2025 учебный год
Составил: Батршина Гульмира Хубайдулловна
воспитатель МДОБУ №7 «Солнышко»
г.Соль-Илецк
2024г.
Проблема обеспечения информационной безопасности детей дошкольного возраста активизируется в последние десятилетия.
Современное общество – это общество развития и диверсификации информационных технологий.
Отметим, что навыки детей XXI века, связанные с использованием цифровых средств массовой информации и коммуникации, активно изучаются и обсуждаются общественным и родительским сообществами.
Современные дошкольники подвергаются воздействию различной информации, характер которой меняется от полезного и необходимого до откровенно агрессивного, манипулятивного.
Негативное воздействие информации и информационно-коммуникационных средств на психическое, физическое развитие и социализацию детей остается одной из серьезных проблем нескольких последних десятилетий. Психологи и исследователи данной проблемы Л. Е. Солянкина, Г. М. Семененко, М. В. Галда, Ж. И. Ободова указывают на возможные риски киберпространства для детей и молодежи – кибербуллинг, (издевательства, оскорбления, уничижение, обзывания и т.д.); киберзапугивания, киберпреследования, исключение из сообществ, информационное травмирование как следствие информационной перегрузки, информационный транс, вследствие потребления огромного количества информации, пропаганда рискового поведения и прочие проблемы.
Указанный перечень следует дополнить угрозами, которые несет в себе бесконтрольное использование компьютера детьми дошкольного возраста: проблемы в здоровье, нарушения концентрации внимания, мышления, состояние эмоционально-психологической отстраненности от реального мира, нарушение эмоциональных отношений, искажение иерархии ценностей и другие расстройства личности, называемыми зависимостью от гаджетов.
Проблеме информационной безопасности посвящены исследования В. Н. Бородиной, А. К. Поляниной, М. И. Ожигановой, А. Д. Костюкова и др. Каждый из исследователей предлагает свое определение, но в целом это понятие можно охарактеризовать как переживаемое человеком состояние защищенности сознания от разного рода деструктивной информации, представляющей угрозу для жизни, психического и соматического здоровья.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационную безопасность детей трактуют как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Именно поэтому возникает необходимость проведения просветительской работы с родителями в данном направлении.
Анализируя проблему информационной безопасности детей дошкольного возраста, следует уделить особое внимание информационной среде в семье, внутри которой живет и развивается ребенок.
Семья выступает важной составляющей в структуре развития ребенка, формирования поведенческих паттернов, норм и ценностей. Дети являются наиболее активной и любознательной частью аудитории, готовой к постоянному, активному взаимодействию с цифровыми технологиями. В этом важно отметить как плюсы (повышение уровня эрудированности, коммуникативные навыки и проч.), так и минусы (отсутствие жизненного опыта, позволяющего определить обман и манипуляцию
В «Концепции информационной безопасности детей РФ» (2015) обозначены следующие направления ее реализации: защита детей от вредного воздействия информационной среды; создание условий развития ребенка на основе проектирования и конструирования информационной среды, обеспечивающей позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка.
Современные дети достаточно активно и рано начинают пользоваться смартфонами, планшетами, ноутбуками и прочими электронными устройствами. Взрослые разрешают детям доступ к онлайн-сайтам, не осознавая рисков, связанных с использованием Интернета дошкольниками.
Стратегии родителей по управлению детским интернетом носят неоднородный характер, и многие родители считают, что им необходимо будет в дальнейшем, по мере взросления детей, менять стратегии по обеспечению их безопасности в сети Интернет. В некоторых случаях родители используют родительские пароли для входа в устройство, фильтры на контент, который могут просматривать дети.
Взрослые должны осознавать, что без контроля с их стороны дети могут легко попадаться на уловки мошенников, становиться их жертвами.
Согласно исследованиям психологов Г. У. Солдатовой, О. И. Теславской, родители дошкольников в 70% случаев выбирают стратегию присутствия рядом, когда их ребенок пользуется интернетом, опыт столкновения с онлайн-рисками имеет почти каждый второй ребенок 5-7 лет (46%).
Данные результаты позволяют утверждать, что родители не всегда осведомлены о том, чем занят их ребенок в информационно-коммуникационном пространстве, какие сайты посещает, в какие игры играет, с кем общается. У родителей необходимо выстраивать понимание того, что отношение детей к информационно-коммуникационным технологиям формируется взрослыми. В этой связи именно на родителей, в первую очередь, возлагается полная ответственность за обеспечение информационной безопасности детей: правильного выбора образовательных программ, контроля общения ребенка в сети, выбора компьютерных игр.
Необходимо понимать значимость совместной ответственности и взаимной поддержки родителей и педагогов в обеспечении безопасности детей в мультимедийной интерактивной среде.
Родители детей дошкольного возраста часто недооценивают угрозы, связанные с информацией, которую дети получают из информационных источников
В сфере информационной безопасности семья играет важную роль. Именно в семье у детей начинает формироваться первоначальное представление о гаджетах и Интернете. Информационная компетентность родителей определяет уклад семейной жизни и отношений с информационно-коммуникационными ресурсами и влияет на формирование основ безопасного поведения детей в информационно-коммуникационном пространстве.
Поэтому в рамках деятельности муниципальной базовой площадки МДОБУ №7 «Солнышко» по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве нами разработана и реализуется «Программа просветительской и профилактической работы педагогов с родительской общественностью по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве» куда включен план просветительской и профилактической работы педагогов с родительской общественностью. Разработанный нами план призван стать качественной основой взаимодействия дошкольной организации с семьей, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка по направлению, но и осознание общих целей, доверительного отношения и стремления к взаимопониманию в вопросах экономического образования дошкольников.
Основной целью реализации плана является педагогическое просвещение родителей, повышение их уровня педагогической культуры, обеспечение эффективного взаимодействия по направлению программы, в том числе.
По взаимодействию детского сада с семьями воспитанников по данному направлению определены следующие задачи:
- разработать оптимальную модель взаимодействия с родителями по формированию основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве;
- способствовать формированию у родителей практических навыков через активные формы взаимодействия;
- организовать совместную деятельность по созданию условий для становления ребенка-дошкольника;
- мотивировать родителей на соблюдение детьми правил безопасного поведения в цифровом пространстве в домашних условиях;
- развивать ценностные ориентации и мотивационные установки родителей на взаимодействие с педагогами детского сада по формированию у старших дошкольников безопасного поведения в цифровом пространстве;
Выделяют четыре основных подхода к обеспечению безопасности человека:
ограждающий (устранение опасностей или перемещение человека в безопасную среду);
обучающий (формирование навыков безопасного поведения, обучение предвидению, распознаванию опасностей, способам поведения в опасных ситуациях);
образовательный (личностное образование, приобретение качеств, необходимых для успешного самообеспечения безопасности);
личностно-ориентированный (формирование личностной зрелости, устойчивости к негативным воздействиям, способности превращать опасности в фактор собственного развития, минимизировать количество опасностей).
В рамках реализации программы для организации просвещения родителей воспитанников в детском саду используются технологии
личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с родителями, позволяющие вовлекать их в образовательную деятельность и содействовать формированию ответственного и позитивного родительства (классификация М.С. Задворной):
Для организации работы с родителями по информационной безопасности можно использовать следующие технологии:
- Проведение мероприятий для родителей по медиабезопасности.
- Организация совместного досуга детей и родителей.
- Повышение информационной грамотности родителей, активное вовлечение их в систему управления учреждением.
- Проведение индивидуальных консультаций психолога по вопросам информационной безопасности.
- Проведение родительских собраний с привлечением специалистов по вопросам информационной безопасности и социализации детей в информационном обществе.
- Участие в онлайн-конференциях по темам информационных угроз и здоровья детей.
Информационно-развивающие технологии, реализуются в следующих форматах:
- консультации и беседы, интерактивы;
-анкетирование;
- применение интернет-ресурсов (WhatsApp, электронная почта);
-видеоуроки для родителей;
-средства социальной рекламы (буклеты, листовки),
-совместные просветительские мероприятия с социальными партнерами ( ЦД и К «Диалог»);
-страничка на сайте детского сада.
- Деятельностные технологии:
-игровые технологии,
-кейстехнологии,
- открытая образовательная деятельность.
-досуговые мероприятия.
3. Развивающие проблемно-поисковые технологии:
-семинары,
-проектная деятельность.
4. Диалоговые технологии:
- родительские собрания в разных формах проведения,
-мастер-классы
5. Технологии коллективного творческого дела:
- видеоролики;
- стенгазеты;
- акции;
- фотовыставки;
-выставки поделок (декоративно-прикладное творчество)
Выбор педагогами форм сотрудничества с родителями зависит от различных факторов, в том числе от характера детско-родительских отношений в семье, уровня образования взрослых, их отношения и включенности в развитие и воспитание детей.
Отбор материала при взаимодействии с родителями подчинен ряду принципов:
- родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка;
- материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей;
- общение с родителями должно соответствовать образовательным целям определенного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач;
- темы, определенные программой, предполагают вариативность использования.
При реализации работы по взаимодействию с семьями воспитанников мы также придерживаемся следующих принципов:
- Открытость детского сада для семьи. (сайт, соцсети, родительские собрания, индивидуальные консультации).
- Доброжелательность при сотрудничестве педагогов и родителей в воспитании детей (позитивный настрой).
- Диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка
( анкетирование, соцопросы)
- Учёт этнокультурной ситуации развития детей. Дифференцированный подход к каждой семье. Педагоги учитывают социальное положение, традиции, опыт семей; при изучении темы вопросы не должны касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи, например, исключается сравнение доходов семьи, уровня и качества жизни.
- Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
- Поддержка родителей в воспитании детей, охрана и укрепление их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей.
- Единый подход к процессу воспитания ребёнка.
Основные направления сотрудничества по взаимодействию педагогов с семьями воспитанников.
1. Педагогический мониторинг по изучению семьи, рекламная деятельность по взаимодействию родителей с детским садом по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников.
2. Педагогическая поддержка, накопление родителями позитивного воспитательного опыта.
3.Педагогическое образование родителей, развитие активной, компетентной позиции родителя.
4. Совместная деятельность педагогов, родителей.
1 этап. Рекламный Цель: пропаганда деятельности детского сада по направлению формирования основ финансовой грамотности у дошкольников. | |||
Задачи | Содержание работы | Формы работы | Исполнитель |
1. Ознакомить родителей с деятельностью муниципальной базовой площадкой по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве. Обеспечить родителей необходимой информацией по вопросам. 3. Мониторинг готовности родителей заниматься с детьми. | 1. Информирование родителей воспитанников о деятельности детского сада по направлению: - ознакомить с приказом Управления образования о деятельности муниципальной базовой площадки; -презентация образовательной программы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве. | Рекламный буклет, собеседование, информационные стенды с фотоматериалами, Сайт ДОО | Заведующий, старший воспитатель, воспитатели. |
2. Обеспечение поэтапного комплекса мер по пропаганде деятельности детского сада и его образовательных услуг: - выступление руководителя детского сада, руководителя рабочей группы базовой площадки, педагогов о значимости работы по направлению и формам совместного сотрудничества; -собеседование с родителями, привлечение специалистов, анкетирование родителей по организации сотрудничества по направлению. | Дни открытых дверей, консультирование, анкетирование, беседы видеоуроки, интерактивы | Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, специалисты. |
2 этап. Диагностический Цель: выявление образовательных потребностей семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ | |||
Задачи | Содержание работы | Формы работы | Исполнитель |
2. Выявить мнение родителей о качестве работы детского сада по направлению. | 1.Мониторинг об особенностях воспитания ребенка в семье. | Изучение документов, беседы с родителями, анкетирование, интервью, «Родительская почта», тетрадь отзывов и предложений. | Администрация ДОУ, Педагоги |
2.Мониторинг потребностей и уровня осведомленности родителей в области обучения и воспитания у детей основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве | |||
3.Мониторинг эффективности (количественная и качественная) мероприятий, проводимых педагогами по направлению. |
3 этап. Педагогическое просвещение родителей Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно -образовательном процессе | |||
Задачи | Содержание работы | Формы работы | Исполнитель |
2.Использовать разнообразные средства актуальной информации для родителей. | 1. Наглядное информирование родителей: - о возрастных особенностях дошкольников; - формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста; - о значении семейного воспитания детей по направлению; - о методах и приемах обучения детей по направлению. | Информационные стенды, буклеты, презентации | Старший воспитатель, воспитатели. |
2. Организация и проведение консультирования родителей по проблемам воспитания дошкольников: - влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе; - задачи семьи, ДОУ и школы в воспитании и социализации ребенка; - дети и родители на школьном старте. | Круглый стол, семинар-практикум, тренинг, брифинг, родительская конференция, консультации | Администрация ДОУ, специалисты, учителя начальных классов, врачи из поликлиники. | |
3. Разработка индивидуальных, групповых рекомендаций по созданию условий для развития детей по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве в домашней среде. | Творческая мастерская, дискуссии, консультации (индивидуальные и подгрупповые) | Старший воспитатель, специалисты, родительский комитет. |
4 этап. Совместная деятельность педагогов и родителей Цель: привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе | |||
Задачи | Содержание работы | Формы работы | Исполнитель |
1. Создавать условия для активного участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. 2. Способствовать привлечению родителей к участию в досуговой совместной деятельности. 3. Поддерживать интерес и желание родителей обмениваться опытом семейного воспитания. | 1. Участие родителей в организационно-правовой деятельности ДОУ: -составление плана взаимодействия детского сада с семьей на учебный год по направлению; - совместная деятельность педагогов с родителями в рамках реализации образовательных и творческих проектов; | Планирование, тематические встречи, открытые занятия. | Администрация ДОУ, председатели родительских комитетов, специалисты. |
2. Организация и проведение досуговых мероприятий, спортивных праздников, соревнований, экскурсий в школу. | Акции, праздники, выставки | ||
3. Участие родителей в специальной образовательно-игровой программе. | Тренинги, клубы, родительские гостиные, творческие лаборатории, мастер-классы. |
План работы на 2024-2025 учебный год
месяц | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Сентябрь |
|
|
Октябрь | Консультация для родителей. Что такое проектная деятельность в детском саду. | Круглый стол «Какие фильмы смотрят дети» |
Ноябрь | Памятка: «Детские безопасные сайты» | Консультации для родителей: «Как предотвратить компьютерную зависимость у ребёнка». |
Декабрь | Консультация: «Компьютер не заменит семью». | Консультация «Читаем вместе!» |
Январь | Мастер - класс для родителей «Сказка – как средство воспитания у дошкольников» (рукописная книга) | Педагогическая гостиная «Страна мастеров» |
Февраль | Организация мини-библиотеки «Буккроссинг» (обмен книгами). | Организация мини-библиотеки «Буккроссинг» (обмен книгами). |
Март | Мотивация родителей на применение практики « Проводим время вместе» (кейс-технология) | Мотивация родителей на применение практики « Проводим время вместе» (кейс-технология) |
Апрель | Мотивация родителей на применение практики «Совместный досуг». | Круглый стол для родителей «В какие игры играем с детьми дома» ( с приглашением психолога) |
Май | Отчет на родительском собрании по обучению дошкольников | Отчет на родительском собрании по обучению дошкольников |
Планируемые результаты в деятельности педагогов и родителей
Родители | Педагоги |
Мотивационно-ценностный компонент | |
Осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью формирования целостной картины мира у дошкольников и необходимости | Осознают необходимость взаимодействия с семьей |
Когнитивный компонент | |
Знают психофизические особенности детей | Владеют знаниями об образовательных потребностях родителей; умеют оценивать эффективность методов и приемов, которые применяют родители в семье |
Деятельностно-поведенческий компонент | |
Реализуют методы и приемы для формирования финансовой грамотности дошкольников, активно взаимодействуют с педагогами | Учитывают интересы, запросы и потребности родителей, умеют использовать нетрадиционные формы организации и методы активизации родителей |
Рефлексивный компонент | |
Самостоятельно обдумывают ситуации, удовлетворены работой педагогов | Формируют установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями |
Критерии оценки эффективности взаимодействия детского сада с семьей по формированию у дошкольников у дошкольников основ безопасного поведения в информационном/цифровом пространстве:
- Изменение характера вопросов родителей к педагогам, как показатель роста их педагогических интересов, желания его совершенствовать.
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников.
- Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
- Использование родителями педагогической литературы, информации на сайте детского сада.
- Активное участие в смотрах, конкурсах, акциях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад «Организация работы в ДОУ по формированию у дошкольников основ безопасного поведения»
В докладе раскрыта актуальность, основные понятия ОБЖ как предмета в дошкольном образовании и выстроена "историческая лента" развития и становления ОБЖ....
Педагогические условия формирования у дошкольников основ безопасности поведения в быту.
Формирование у дошкольников основ безопасности в быту - актуальная задача современного времени. Однако анализ состояния дошкольного образования показывает, что в содержании образования есть ряд недост...
Методическая разработка: "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...
«Содержание работы воспитателя по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на улице и в транспорте»
Выступление на педсовете....
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА...
Проект по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность, на тему: «Страна безопасности»
Проект «Страна безопасности»Актуальность проектаМожет возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за рук...
Сообщение на педсовете из опыта работы "Формы и методы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения".
Проблема защиты от опасностей возникла с самого начала появления человека на земле. Человечество всегда должно быть на чеку, оценить и предотвратить опасность для жизни и здоровья своего и своих близк...