Тема: «Казак –рождается воином»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель мероприятия: познакомить детей с особенностями символа казаков (флаг, форма) с особенностями воспитания мальчиков казаков, создать условия для накопления и расширения знаний дошкольников о казаках, как воинах. Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
Образовательные: знакомить детей символами Белгородского казачества, а также с традициями воспитания мальчиков казаков;
Развивающие: развивать интерес к истории Белгородского края, приобщать дошкольников к интересной и многогранной культуре казачества;
Воспитательные: воспитывать нравственно – патриотические качества, чувство любви к своей малой Родине.
Форма деятельности: фронтальная.
Используемые методы и приёмы: наглядный, словесный, действенно-практический.
Приёмы организации детей в деятельности: практические, игровые, наглядные.
Оборудование и материалы: Презентация, проектор, компьютер, карандаши, раскраски с казаками, шаблон коня и тонированные в зеленый и голубой цвет, альбомные листы бумаги.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание наглядных материалов.
Продолжительность педагогического мероприятия: 25 минут.
Ход педагогического мероприятия:
Воспитатель. Здравствуйте ребята. Сегодня, когда я пришла на работу, мне передали письмо. Давайте его вместе прочитаем.
«Здоровенько дневале, казаченьки. Пишет Вам Атаман Всевеликого Войска Белгородского. Много лет прошло с появления казачества, стали забывать казаки о своих национальных символах, верных друзьях и том, как нужно воспитывать из мальчика – воина-казака. Прошу вас помогите нам».
Ну, так поможем атаману.
Давайте сначала вспомним, что такое символы. ( ответы детей флаг, герб, гимн). Какие символы вы знаете. Российский флаг, герб, гимн.
Все мы знаем флаг России, но у казаков тоже есть свой флаг и каждая полоска, также что-то означает.
У вас на столах листы бумаги в левом углу контур флага казака, нам нужно наклеить полоски цветной бумаги в правильном порядке. Молодцы вы все справились.
Воспитатель. Ребята я предлагаю вам сыграть в одну игру. Она называется «Фуражку одеваю, на вопросы отвечаю»
Игра «Фуражку одеваю, на вопросы отвечаю».
Воспитатель: Как называют людей, которые живут в казачьей хате?
Дети: казаки.
Воспитатель: Как называется предводитель казаков? Дети: Атаман
Воспитатель: Как называется казачья шапка? Дети: папаха
Воспитатель: Как называли девочек? Д.: Казачки
В.:Дом в котором жили казаки как назывался? Д.: курень.
В.: Чем занимались казаки? Д.: выращивали хлеб, служили Отечеству.
В.: Как называлось оружие казаков? Д.: Шашка.
Воспитатель. В казаках воспитывали такие качества, как уважение к старшим, духовность. При воспитании мальчиков, воспитывали настоящих воинов. Становление из ребенка казачка воином начиналось с его рождения. Когда рождались дети, то им приносили к изголовью кровати ружье и лук, саблю и пистолет. Также приносили пулю. Также нельзя обойти сторон обряд посвящения в казаки. Когда у ребенка появлялся первый зуб, крестный отец сажал ребенка на коня, давал саблю и подрезал чуб (первый раз) , подрезание чуба здесь символично – ребенок отрывается от матери и становится настоящим казаком, воином. Маленькие дети жили в этой атмосфере, слушали рассказывать о боевых сражениях. Поэтому зачастую дети первое слово говорили не привычные всем «мама» или «папа», а «чу», означающее езду на коне, или «пу», означающее стрелять. Дети уже буквально с трехлетнего возраста умели ездить верхом по двору, а через пару лет уже смело, и ловко рассекали по городу, а отец и мать радостно наблюдали за этой картиной. Что умел делать ребенок в 14 лет? Он виртуозно джигитовал, рубил лозу шашкой. Через пару лет, в 16, ребята участвовали в военных смотрах и выигрывали. Наступало время покупать коня и форму настоящего казака. А в 19 лет начиналась казачья служба отечеству. Родители провожали смелого и бравого воина, не зная, увидят ли они его еще или нет. Именно по этой причине воинов отправляли на службу с праздничным размахом, и с таким же размахом встречали домой после службы.
Давайте ответим на несколько вопросов.
В.: В каком возрасте детей впервые сажали на коня? Д.: в один год, потом в 3 года.
В.: кто сажал на коня? Д.: крестный отец.
В.: Что приносили к изголовью мальчика? Д.: ружье и лук, саблю и пистолет и пулю.
В.: Что умел делать ребенок в 14 лет? Д.: ? Он виртуозно джигитовал, рубил лозу шашкой.
В.: В каком возрасте казак поступал на службу Отечеству? Д.: в 19 лет.
Воспитатель. Помогал в бою казаку верный друг, а кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Любит он в росе купаться,
Кушать сено и брыкаться:
Дали прозвище – Огонь –
Это самый лучший…(конь).
Воспитатель. Чтобы понять, какая лошадь принесет удачу казаку в походе, рекомендовалось выполнить один ритуал. С началом весны, казак, увидев первую ласточку, должен был закрыть глаза, перевернутся налево кругом, а затем взглянуть на левый сапог. Под его каблуком должен был быть волос в масть лошади, которую и надо брать в поход.
У казаков испокон века особое отношение к коням, потому что он его верный спутник, помощник, друг и часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою. В народе говорят:
Казаку конь отец родной и товарищ боевой.
Казаку конь дороже себя.
Казак без коня – что солдат без ружья.
Казак сам голодает, а коня накормит.
А почему именно коня казак называл верным другом? Ответы детей. Конь не редко спасал жизнь казаку: выносил раненого с поля боя, помогал спастись от врага, доставлял тяжёлые грузы.
У казаков офицеров называют есаулами, послушайте, я прочитаю вам очень интересную историю:
ЕСАУЛ И ЕГО КОНЬ
Это было в те далекие времена, когда кубанские казаки защищали Русь Великую от турецких набегов. Славно сражались казаки и бились не на жизнь, а на смерть. И вот на той войне воевал один казак в чине есаула. И хотя в душе он был очень добрым и справедливым человеком, но с врагом справлялся смело и жестко. И за это была о нем великая слава среди казаков и уважение среди турок.
Был у есаула надежный, преданный боевой товарищ—его конь. Много они выходили в боевые походы, много повидали переделок и ни разу друг друга не подводили. И вот, в одном из боев, вражеская пуля попала коню прямо в заднюю ногу. Упал конь на землю, а есаул далеко с него вылетел, но не повредил себе ничего. Оборачивается он назад, глядит, а его любимый конь лежит не шевелится.
А у казаков был такой закон—раненого коня они должны были застрелить, чтобы тот не мучился. Но есаулу жаль стало своего коня, и убивать его он не стал, а подождал до вечера и, когда стемнело, собрал нескольких своих казаков, взвалили они коня на арбу и привезли на заставу.
Есаул аккуратно извлек пулю из его ноги, приложил к ране целебные травы и перевязал своей рубахой. Через три дня конь уже мог стоять на ногах, а через семь—уже бегал и радовался. Каждый день хозяин прикладывал к его ране свежие травы и менял перевязку. И через две недели от раны лишь след остался, и есаул запрягал своего друга-коня для боевой атаки.
Прошло некоторое время. Много совершили казаки очередных подвигов под руководством славного есаула. А однажды в жарком бою был сильно ранен сам есаул. Слетел он с коня и упал без движения. А казаки еще сильно и долго били врага и к вечеру отбросили турков далеко от своего рубежа. Вот вернулись казаки на заставу, кинулись, а есаула-то нет с ними. Что делать? В степи по темноте не найти ни раненых, ни убитых, и решили они отправиться на поиски на следующее утро.
А есаульский конь все время возле своего хозяина находился. А когда солнце зашло, конь облизал его рану, и есаул открыл глаза, но встать не смог, потому что сильное было ранение, и он очень ослаб. Тогда конь опустился передними копытами на колени рядом с хозяином, но есаул все равно не смог влезть на него. Тогда он полностью лег и есаул смог, ухватившись за седло, с большим трудом влезть ему на спину. После этого конь вскочил и потихоньку побрел в сторону казачьей заставы. А казаки в это время отдыхали после сражения. Вдруг слышат—кто-то идет в темноте. Они насторожились, прислушиваются. Затем один казак пригляделся и говорит: «Да это же конь нашего есаула».
Смотрят казаки, а на спине у коня лежит еле живой есаул. Сняли они раненого и отнесли к доктору.
Вот так и спас конь своего хозяина от смерти.
А история эта разнеслась по всем казачьим станицам. И до сих пор вспоминают казаки славного есаула и его преданного боевого товарища—его коня.
Беседа с детьми: О ком рассказывает эта история?
С кем воевал есаул?
Кто был у него самым верным и надёжным товарищем?
Что случилось с конём в бою?
Как его спас есаул?
Что случилось с есаулом?
Как спас его верный и преданный друг?
Ребята давайте сейчас раскрасим верного друга казака. Перед детьми листы тонированной бумаги (голубым и зеленым цветом). Необходимо раскрасить контур коня цветными карандашами подходящими цветами (серый, черный, коричневый и т.д).
Воспитатель. Ну что дети как вы думаете, мы справились с заданием атамана? Вы все молодцы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazak_-rozhdaetsya_voinom.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Казак –рождается воином»
Цель мероприятия: познакомить детей с особенностями символа казаков (флаг, форма) с особенностями воспитания мальчиков казаков, создать условия для накопления и расширения знаний дошкольников о казаках, как воинах. Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
Образовательные: знакомить детей символами Белгородского казачества, а также с традициями воспитания мальчиков казаков;
Развивающие: развивать интерес к истории Белгородского края, приобщать дошкольников к интересной и многогранной культуре казачества;
Воспитательные: воспитывать нравственно – патриотические качества, чувство любви к своей малой Родине.
Форма деятельности: фронтальная.
Используемые методы и приёмы: наглядный, словесный, действенно-практический.
Приёмы организации детей в деятельности: практические, игровые, наглядные.
Оборудование и материалы: Презентация, проектор, компьютер, карандаши, раскраски с казаками, шаблон коня и тонированные в зеленый и голубой цвет, альбомные листы бумаги.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание наглядных материалов.
Продолжительность педагогического мероприятия: 25 минут.
Ход педагогического мероприятия:
Воспитатель. Здравствуйте ребята. Сегодня, когда я пришла на работу, мне передали письмо. Давайте его вместе прочитаем.
«Здоровенько дневале, казаченьки. Пишет Вам Атаман Всевеликого Войска Белгородского. Много лет прошло с появления казачества, стали забывать казаки о своих национальных символах, верных друзьях и том, как нужно воспитывать из мальчика – воина-казака. Прошу вас помогите нам».
Ну, так поможем атаману.
Давайте сначала вспомним, что такое символы. ( ответы детей флаг, герб, гимн). Какие символы вы знаете. Российский флаг, герб, гимн.
Все мы знаем флаг России, но у казаков тоже есть свой флаг и каждая полоска, также что-то означает.
У вас на столах листы бумаги в левом углу контур флага казака, нам нужно наклеить полоски цветной бумаги в правильном порядке. Молодцы вы все справились.
Воспитатель. Ребята я предлагаю вам сыграть в одну игру. Она называется «Фуражку одеваю, на вопросы отвечаю»
Игра «Фуражку одеваю, на вопросы отвечаю».
Воспитатель: Как называют людей, которые живут в казачьей хате?
Дети: казаки.
Воспитатель: Как называется предводитель казаков? Дети: Атаман
Воспитатель: Как называется казачья шапка? Дети: папаха
Воспитатель: Как называли девочек? Д.: Казачки
В.:Дом в котором жили казаки как назывался? Д.: курень.
В.: Чем занимались казаки? Д.: выращивали хлеб, служили Отечеству.
В.: Как называлось оружие казаков? Д.: Шашка.
Воспитатель. В казаках воспитывали такие качества, как уважение к старшим, духовность. При воспитании мальчиков, воспитывали настоящих воинов. Становление из ребенка казачка воином начиналось с его рождения. Когда рождались дети, то им приносили к изголовью кровати ружье и лук, саблю и пистолет. Также приносили пулю. Также нельзя обойти сторон обряд посвящения в казаки. Когда у ребенка появлялся первый зуб, крестный отец сажал ребенка на коня, давал саблю и подрезал чуб (первый раз) , подрезание чуба здесь символично – ребенок отрывается от матери и становится настоящим казаком, воином. Маленькие дети жили в этой атмосфере, слушали рассказывать о боевых сражениях. Поэтому зачастую дети первое слово говорили не привычные всем «мама» или «папа», а «чу», означающее езду на коне, или «пу», означающее стрелять. Дети уже буквально с трехлетнего возраста умели ездить верхом по двору, а через пару лет уже смело, и ловко рассекали по городу, а отец и мать радостно наблюдали за этой картиной. Что умел делать ребенок в 14 лет? Он виртуозно джигитовал, рубил лозу шашкой. Через пару лет, в 16, ребята участвовали в военных смотрах и выигрывали. Наступало время покупать коня и форму настоящего казака. А в 19 лет начиналась казачья служба отечеству. Родители провожали смелого и бравого воина, не зная, увидят ли они его еще или нет. Именно по этой причине воинов отправляли на службу с праздничным размахом, и с таким же размахом встречали домой после службы.
Давайте ответим на несколько вопросов.
В.: В каком возрасте детей впервые сажали на коня? Д.: в один год, потом в 3 года.
В.: кто сажал на коня? Д.: крестный отец.
В.: Что приносили к изголовью мальчика? Д.: ружье и лук, саблю и пистолет и пулю.
В.: Что умел делать ребенок в 14 лет? Д.: ? Он виртуозно джигитовал, рубил лозу шашкой.
В.: В каком возрасте казак поступал на службу Отечеству? Д.: в 19 лет.
Воспитатель. Помогал в бою казаку верный друг, а кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Любит он в росе купаться,
Кушать сено и брыкаться:
Дали прозвище – Огонь –
Это самый лучший…(конь).
Воспитатель. Чтобы понять, какая лошадь принесет удачу казаку в походе, рекомендовалось выполнить один ритуал. С началом весны, казак, увидев первую ласточку, должен был закрыть глаза, перевернутся налево кругом, а затем взглянуть на левый сапог. Под его каблуком должен был быть волос в масть лошади, которую и надо брать в поход.
У казаков испокон века особое отношение к коням, потому что он его верный спутник, помощник, друг и часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою. В народе говорят:
Казаку конь отец родной и товарищ боевой.
Казаку конь дороже себя.
Казак без коня – что солдат без ружья.
Казак сам голодает, а коня накормит.
А почему именно коня казак называл верным другом? Ответы детей. Конь не редко спасал жизнь казаку: выносил раненого с поля боя, помогал спастись от врага, доставлял тяжёлые грузы.
У казаков офицеров называют есаулами, послушайте, я прочитаю вам очень интересную историю:
ЕСАУЛ И ЕГО КОНЬ
Это было в те далекие времена, когда кубанские казаки защищали Русь Великую от турецких набегов. Славно сражались казаки и бились не на жизнь, а на смерть. И вот на той войне воевал один казак в чине есаула. И хотя в душе он был очень добрым и справедливым человеком, но с врагом справлялся смело и жестко. И за это была о нем великая слава среди казаков и уважение среди турок.
Был у есаула надежный, преданный боевой товарищ—его конь. Много они выходили в боевые походы, много повидали переделок и ни разу друг друга не подводили. И вот, в одном из боев, вражеская пуля попала коню прямо в заднюю ногу. Упал конь на землю, а есаул далеко с него вылетел, но не повредил себе ничего. Оборачивается он назад, глядит, а его любимый конь лежит не шевелится.
А у казаков был такой закон—раненого коня они должны были застрелить, чтобы тот не мучился. Но есаулу жаль стало своего коня, и убивать его он не стал, а подождал до вечера и, когда стемнело, собрал нескольких своих казаков, взвалили они коня на арбу и привезли на заставу.
Есаул аккуратно извлек пулю из его ноги, приложил к ране целебные травы и перевязал своей рубахой. Через три дня конь уже мог стоять на ногах, а через семь—уже бегал и радовался. Каждый день хозяин прикладывал к его ране свежие травы и менял перевязку. И через две недели от раны лишь след остался, и есаул запрягал своего друга-коня для боевой атаки.
Прошло некоторое время. Много совершили казаки очередных подвигов под руководством славного есаула. А однажды в жарком бою был сильно ранен сам есаул. Слетел он с коня и упал без движения. А казаки еще сильно и долго били врага и к вечеру отбросили турков далеко от своего рубежа. Вот вернулись казаки на заставу, кинулись, а есаула-то нет с ними. Что делать? В степи по темноте не найти ни раненых, ни убитых, и решили они отправиться на поиски на следующее утро.
А есаульский конь все время возле своего хозяина находился. А когда солнце зашло, конь облизал его рану, и есаул открыл глаза, но встать не смог, потому что сильное было ранение, и он очень ослаб. Тогда конь опустился передними копытами на колени рядом с хозяином, но есаул все равно не смог влезть на него. Тогда он полностью лег и есаул смог, ухватившись за седло, с большим трудом влезть ему на спину. После этого конь вскочил и потихоньку побрел в сторону казачьей заставы. А казаки в это время отдыхали после сражения. Вдруг слышат—кто-то идет в темноте. Они насторожились, прислушиваются. Затем один казак пригляделся и говорит: «Да это же конь нашего есаула».
Смотрят казаки, а на спине у коня лежит еле живой есаул. Сняли они раненого и отнесли к доктору.
Вот так и спас конь своего хозяина от смерти.
А история эта разнеслась по всем казачьим станицам. И до сих пор вспоминают казаки славного есаула и его преданного боевого товарища—его коня.
Беседа с детьми: О ком рассказывает эта история?
С кем воевал есаул?
Кто был у него самым верным и надёжным товарищем?
Что случилось с конём в бою?
Как его спас есаул?
Что случилось с есаулом?
Как спас его верный и преданный друг?
Ребята давайте сейчас раскрасим верного друга казака. Перед детьми листы тонированной бумаги (голубым и зеленым цветом). Необходимо раскрасить контур коня цветными карандашами подходящими цветами (серый, черный, коричневый и т.д).
Воспитатель. Ну что дети как вы думаете, мы справились с заданием атамана? Вы все молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Как рождается книга»
Конспект занятия по познавательной деятельности для детейподготовительной группына тему: «Как рождается книга» Разработала: Бейдиева Х.Н.Цель:Познакомить детей с историей создания книги, с ее раз...
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в младше-средней группе По теме: «Как рождается книга»
Книгу первую мою Берегу я и люблю. Хоть пока и по слогам, Я ее читаю сам – И с конца, и с серединки, В ней красивые картинки, Есть стихи, рассказы, песни. С книгой жить мне интересней!...
Конспект ОД " От казаков до воинов Российской Армии"
Цели и задачи: Закреплять знания об историческом прошлом родного края, сформировать представление о жизни и быте казаков от младшего до старшего поколения защитников. Дать представления о в...
НОД Тема: "Как рождается книга"
Расширеть представление о книге, назначение книг, развитие книги в истории и культуре человечества...
"Казак рождается воином"
Формирование интереса к истории Донского края, создание условий для расширения знаний о древних казачьих обычиях...
Презентация на тему: " «Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». Казачество возникло по воле правительства - указом царицы Елизаветы Петровны."
Презентация на тему: " «Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». Казачество возникло по воле правительства - у...
Тематическая неделя «Казак рождается защитником Отечества» в средней группе компенсирующей направленности «Колокольчик»
laquo;Казак рождается защитником Отечества» под таким названием в нашей группе прошла тематическая неделя, посвященная Дню защитника Отечества. В ходе коррекционно-образовательного процесса пос...