Некоторые техники, методы и приемы выявления одаренности у детей дошкольного возраста. Часть 1.
консультация
Опыт показывает, что вера в возможности воспитанника и мастерство педагогов и родителей являются едва ли не главным инструментом сбережения и развития дара. Существует ряд техник, методов и приемов выявления одаренности у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_tehniki_vyyavvleniya_odarennosti_chast1.docx | 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Некоторые техники, методы и приемы выявления одаренности у детей дошкольного возраста.
Материал подготовила методист ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района СПб Болдовская Т.Н.
Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы с раннего возраста уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок, одаренный незаурядными способностями не был в детские годы стеснён в своем развитии, чтобы родителя и педагоги детского дошкольного учреждения вовремя распознали признаки одаренности у растущего человека. Опыт показывает, что вера в возможности воспитанника и мастерство педагогов и родителей являются едва ли не главным инструментом сбережения и развития дара. Существует ряд техник, методов и приемов выявления одаренности у детей дошкольного возраста. Вот некоторые из них:
1. Наблюдение. Оно происходит в естественных условиях и позволяет получить целостную характеристику ребёнка.
2. Лонгитюдное исследование. Предполагает систематическое наблюдение ребенка на протяжении ряда лет для оценки изменений при переходе от одного возрастного периода к другому.
3. Экспертное оценивание поведения детей педагогами и родителями.
4. Включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия.
5.Экспертное оценивание продуктов творческой деятельности детей с привлечением специалистов из соответствующей сферы.
6. Организация творческих конкурсов и спортивных соревнований.
7. Диагностическое исследование с использованием различных психометрических методик.
Основными методами являются наблюдение и эксперимент. Ребенок так активен, что он сам себя выражает, и наблюдение позволяет очень много узнать. Кроме этого, данный прием доступен любому родителю, а для педагога – он главный. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдения за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об одаренности, нужно выявить присущие индивиду психологические свойства, то есть путем разносторонних наблюдений получить целостную характеристику личности. Преимущество наблюдения состоит, прежде всего, в том, что оно может происходить в естественных условиях и открыть внимательному наблюдателю немало тонкостей.
При выявлении признаков одаренности ребенка важно наблюдать и изучать их в развитии. Требуется длительное прослеживание изменений, наступающих в личности ребенка при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным (т.е. продленным, долгим). Имеется в виду систематическое наблюдение на протяжении ряда лет. И здесь грамотным и заинтересованным родителям может очень помочь родительский дневник, ведение которого принесет пользу не только родителям и педагогам, но и самому ребёнку. Изучение (дневник) может вестись непрерывным, изо дня в день, а может быть и периодичным, с перерывами, отражающим важнейшие события и изменения в жизни ребенка.
Педагогический лонгитюд чаще представляет собой периодическое наблюдение, так называемые поперечные срезы, повторение которых становится особой формой лонгитюдного исследования. Содержательные психологические характеристики – отдельных срезов могут сопоставляться друг с другом, давать основания для выделения и классификации типов развития ребенка, в частности, вариантов хода развития интеллекта и отдельных его сторон.
Принципиальное значение имеет разработка методов выявления «скрытой» одаренности. Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок (об этом мы писали в предыдущей статье) и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции: поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Эти разногласия – своеобразный отголосок спора о преимущественной роли наследственности и воспитания в развитии одаренности. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания и обучения в семье и детском саду.
Экспертное оценивание включает в себя различные методы, чаще всего тестирование, в результате предполагающие количество баллов, набранных ребенком в том или ином направлении его развития. Существуют определенные сферы, в которых ребенок может проявлять свои таланты, например: интеллектуальная сфера, творчество, артистическая музыкальная, техническая, двигательная сферы, сфера художественных достижений. Экспертная оценка требует большей профессиональной подготовки для вынесения грамотного заключения, но на начальном этапе она вполне доступна родителям, которым сегодня предлагаются различные тесты, игры-тесты и другие специальные издания. В следующей статье мы рассмотрим другие техники, методы и приемы выявления одаренности у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, тел...
Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...
Выступление на родительском собрании о методах и приемах стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста; памятка для родителей "Почитайте детям"
Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых...
ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одну из ведущих мест. Проблема ее диагностики и развития волнует много педагогов и ученых на протяжении многих ст...
Консультация для педагогов. Некоторые техники, методы и приемы выявления одаренности у детей дошкольного возраста. Часть 2
При наличии в дошкольном учреждении (и в семье) благоприятных условий за время дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одареннос...