Консультация для педагогов. Некоторые техники, методы и приемы выявления одаренности у детей дошкольного возраста. Часть 2
консультация
При наличии в дошкольном учреждении (и в семье) благоприятных условий за время дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Некоторые техники, методы и приемы выявления одаренности у детей дошкольного возраста, часть 2
Материал подготовила методист ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района СПб Болдовская Т.Н.
В этой статье мы продолжим рассмотрение техник и приемов выявления одаренности у детей дошкольного возраста.
Начнем с включения детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия. Детство неотделимо от игры. Игра занимает центральное место в жизни ребенка, независимо от его происхождения и национальности, более того, игра на протяжении всей человеческой жизни становится неотъемлемой ее частью в любом возрасте. Поэтому, умелое и грамотное включение ребенка в игровую деятельность является не только инструментом выявления одаренности, но и оказывает влияние на всю его жизнь. Мы не будем сейчас перечислять весь диапазон применения игры в дошкольном возрасте, остановимся лишь на игре, как инструменте развития и определения способностей ребенка. Предметно-развивающая среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребёнок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. А.Н. Леонтьев отмечал, что отношение ребёнка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого самоанализа личности. При наличии в дошкольном учреждении (и в семье) благоприятных условий за время дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Какие же условия позволяют это сделать? Перечислим некоторые из них:
- наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
- создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
- наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по интеллектуальной одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
- введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
- использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
-занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
- участие детей в различных мероприятиях детского творчества;
- тесное взаимное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.
Работу с талантливыми и одаренными детьми следует начинать с младшего дошкольного возраста. Мы уже упоминали, что все маленькие дети наделены с рождения способностями и задатками талантов. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие их невостребованности. В процессе игры в предметно-развивающей среде активизируются творческие способности ребенка. Именно продукты творческой деятельности позволяет понять присутствие одаренности, но степень одаренности и возможные пути ее развития можно оценить лишь с помощью экспертного оценивания специалистами соответствующей сферы. Творчество детей характеризуется тем, что ребенок в результате деятельности создает новый, оригинальный продукт, в котором активно открывает что - то новое для себя, а для окружающих - новое о себе. Чтобы педагоги могли оценить уровень развития изобразительных и других умений детей и их творческих проявлений, Н.А. Ветлугина определяет следующие критерии:
- отношение детей к творчеству, их интересы, способности;
- качество способов творческих действий;
- качество продукции детского творчества.
При этом Ветлугина Н.А. считает, что, открывая новое для себя, ребёнок одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент делается на процесс деятельности, а не на результат. Одной из важных экспертных оценок наличия способностей и одаренности ребенка дошкольного возраст являются результаты наблюдения дошкольного педагога-психолога и воспитателей. Ребенок должен иметь возможность проявить себя в многообразии деятельности с тем, чтобы выявить истинные его способности и таланты. Зачастую дети становятся жертвой несбывшихся мечтаний родителей, их желаний реализовать себя в детях. Чтобы этого не произошло необходимо тесное сотрудничество родителей и педагогов в оценивании результатов и направлений развития детских способностей и талантов. Одним из самых простых и очевидных механизмов отслеживания результатов развития и достижений детей является организация творческих и других конкурсов, а также любых видов соревнований. Каждый ребенок стремиться к тому, чтобы его заметили и выделили среди других. Конкурсы помогают раскрыть способности и таланты ребенка. Часто именно после участия в конкурсе ребенка заинтересовывает процесс творчества. Он увлекается, начинает совершенствовать свои навыки. И вскоре появляются первые достижения и успехи. Соревнуясь с другими участниками, ребенок учится ставить перед собой цели и в стремлении достичь их учится работать. Кроме того, участие ребенка в конкурсах способствует сплочению семьи. Родители в чем-то, помогают малышу, всей семьей стремятся к победе, участвуют в совместной деятельности.
Выявлению одаренности у детей дошкольного возраста способствуют также специальные диагностические исследования, которые проводятся в дошкольном учреждении педагогом-психологом, которое проводится на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка в три этапа:
1 этап – групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик.
2 этап – анализ результатов наблюдений воспитателей и анкетирования родителей ребенка. По оценке взрослых выделяются дети, задатки которых требуют особого внимания.
3 этап –индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.
Условно по результатам обследования выделяются три категории одаренных детей:
- дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях, являющиеся источниками новых и оригинальных идей;
- дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области детской деятельности, искусства, спорта и др.;
- дети, обладающие высокой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами в различных областях.
На основании проведенных исследований составляется план сопровождения одаренных детей педагогами ДОУ при участии родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-146604-1353178612.jpg)
Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/08/picture-1213198-1646722733.jpg)
Консультация для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов была подготовлена с целью распространения личного педагогического опыта по данной проблеме. Я поделилась опытом в использовании самых разнообразных нетрадиционных изобразите...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/30/picture-393703-1391086931.jpg)
Консультация для педагогов на тему: "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей дошкольного возраста"
повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольно...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/21/picture-1330393-1619027240.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему: «Методы и приемы стимулированияречевой деятельности детейдошкольного возраста»...
Консультация для педагогов. Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов. Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов "Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/28/picture-1301546-1609148588.png)
Некоторые техники, методы и приемы выявления одаренности у детей дошкольного возраста. Часть 1.
Опыт показывает, что вера в возможности воспитанника и мастерство педагогов и родителей являются едва ли не главным инструментом сбережения и развития дара. Существует ряд техник, методов и приемов вы...