Конспект занятия для подготовительной группы «Быт людей на Руси»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия для подготовительной группы
«Быт людей на Руси»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для подготовительной группы
«Быт людей на Руси»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: Социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с предметами быта русского народа.
ЗАДАЧИ: знакомить детей с русской избой-жилищем крестьянской семьи. Расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины (русская печь, лавка, ухват, туесок, чугунок, самовар, сундук). Воспитывать любовь к Родине.Развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к русскому фольклору.
Предварительная работа:
Беседы «Русская изба», «Русский национальный костюм». Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций. Разучивание хороводов, песен, русских народных игр и танцев. Разучивание пословиц, поговорок.
Материалы и оборудование: Интерактивная русская изба с предметами быта; указка; костюм для воспитателя, деревянные заготовки- подковы, вырезанные украшения для подковы, клей-карандаш по одному на ребёнка.
Ход занятия:
Группа или зал, где будет проходить занятие, обставлено по возможности максимально по старо-русски: лавки, половики, печь, утюг на углях, ухват, чугунок, сундук и т.д. Для детей стоят столы, возле которых стоят лавки.
Воспитатель:
Здравствуйте, гости дорогие!
Гости званные, да желанные!
Проходите, поудобнее располагайтесь.
Да присаживайтесь. (дети садятся на лавки)
Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о том, как жили наши предки на Руси. Но сначала хочу спросить вас -кто такие предки?
Дети: Предки – это люди, которые жили на нашей земле много-много лет назад.
Воспитатель: Как называлась наша страна в давние времена?
Дети: Наша страна называлась Русью.
Воспитатель :Молодцы, верно.Посмотрите, во что я одета? Что за костюм на мне?Правильно, это русский народный женский костюм.На мне рубаха, сарафан, кокошник.Скажите, ребята, а что вы видите на экране проектора? (русская изба) Верно. Но наша изба сегодня непростая. Позже вы всё поймёте. Русские люди, жившие много лет назад, строили избы для своих семей. Изба была нужна такая, чтобы долго стояла, чтобы дети и внуки могли в ней жить. Из чего строились избы на Руси?
Дети: Избы строили из деревьев.
Воспитатель: Правильно. Деревья выбирали очень тщательно. Строили избы в основном из сосны и ели. Брёвна из этих деревьев были самые прочные. Рубить деревья предпочитали зимой, особенно в сильные морозы. Как вы думаете почему?
Дети: Потому что дерево в это время сухое.
Воспитатель: Избу крестьянин рубил сам или ему помогали соседи, у них так было принято, сегодня помогут тебе, а завтра ты поможешь другому, так считали они. И это действительно было так.Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. А как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Дети: печка
Воспитатель:Конечно, печь!«Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. В нашей квартире нет такой печи, а что сейчас? (ответ детей. Педагог щёлкает на печь и она становится плитой). Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Давайте с вами сейчас немного познакомимся с предметами быта. Но для этого мы будем отгадывать загадки. Итак, слушаем первую загадку, а отгадку нам будет показывать кто-нибудь из вас по очереди. (к экрану проектора приглашается один из детей)
Воспитатель: В какой посуде готовила хозяйка?
В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке….
Дети: Чугунок. (ребёнок показывает)
Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, сделан из чугуна особого вида металла, мог выдержать любой огонь и никогда не бился.Ребята, а в чём сейчас готовят ваши мамы? (ответы детей) Верно, в кастрюлях. (педагог щёлкает по чугунку и он становится кастрюлей)
Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.
Слушайте загадку:
Однорук, зато рогат,
Он в избе первейший хват.
Ухватил горшок —
Да в печку.
Вот ухватистый….
Дети: Ухват. (один ребёнок показывает ухват. Можно показать как ухватом доставали чугунок из печи) .
Воспитатель: Молодцы. Слушаем следующую загадку.
Выпускает жаркий пар
древний чайник …
Дети: самовар (ребёнок показывает самовар)
Воспитатель:Самовар – символ добра, домашнего уюта и покоя. За самоваром собиралась вся большая семья, пили чай с медом, пирогами, блинами. Кипятился он чрезвычайно долго, дровами. А что сейчас нам заменяет самовар? (ответы детей) Конечно, чайник.(Щёлкаем по самовару) А теперь следующая загадка:
Загадка:
Прячет бабушка там вещи
Сапоги, кафтан, сюртук
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут….
Дети:сундук
Воспитатель:Конечно, сундук. (ребёнок показывает его на экране, и рассматривают сундук, стоящий в группе. Педагог щёлкает по экрану и сундук превращается в шкаф) . Следующая загадка: (к экрану приглашается ребёнок)
Складки все исчезли вдруг.
Их разгладил наш...
Дети: Утюг. (ребёнок показывает. Можно показать настоящий утюг на углях. Педагог щёлкает по нему и он становится утюгом современным).
Воспитатель:А кто из вас знает как «работал» такой утюг? (дети высказывают предположения. Если затрудняются, педагог объясняет) Ребята, скажите, пожалуйста, кто из вас знает, на чём раньше спали русские люди?
Дети: на печи, на палатях, на лавках. (ребёнок выходит и показывает на экране лавку)
Воспитатель:А сейчас мы на чём с вами спим? (ответы детей. Педагог щёлкает по лавке и она становится кроватью). Хорошо, слушайте следующую загадку:
Близкий родственник метлы
В доме выметет углы.
Он, конечно, не бездельник.
Сор убрать поможет …
Дети:Веник (выходит ребёнок и показывает веник на экране.)
Воспитатель: Что же сейчас нам помогает быстро убрать мусор? (ответы детей-пылесос. Педагог щёлкает по венику и он становится пылесосом). Пока что вы справляетесь неплохо. Давайте послушаем следующую загадку.«Не сшит, не кроен, а весь в рубцах. По скалке катается, одежда стирается и выпрямляется».
Дети:рубель. (ребёнок выходит и показывает его на экране)
Воспитатель: А что сейчас помогает нам стирать одежду? (ответы детей. Педагог щёлкает по экрану и он становится стиральной машинкой).
А в праздники люди собирались в большой избе, где они пели песни и водили хороводы. Такие вечера назывались посиделками. Давайте с вами сейчас немного разомнёмся и поиграем в старинную русскую народную игру.
Хороводная игра «Заря-зарница».
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
«Заря-зарница, Солнцева сестрица
По небу ходила, лучи обронила,
Лучи золотые, ленты голубые,
Раз, два не воронь
Беги как огонь!»
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.
Воспитатель: Отдохнули? А я знаю народную мудрость: «Играй, играй, да дело знай». Давайте и мы с вами займемся делом. Присаживайтесь. В старину наши предки очень верили в различные обереги, которые оберегали дома от злых духов. Один из таких зашифрован в загадке:
Она совсем не виновата,
Что от рождения горбата.
Её в пути приметил кто-то —
Прибил гвоздями на ворота. (подкова)
Ребята, а для кого нужна подкова? (ответы детей) Верно, лошадям. Подкову чаще всего вешают над входной дверью. В доме над дверью подкову необходимо повесить ушками вверх, так как это символ чаши и достатка в доме. В таком случае подкова будет копить в себе хорошую энергию и благо во всём доме. Повесить подкову ушками вниз нужно над дверью перед входом в жилище. Такой метод защищает дом от злых духов, дурного взгляда. В таком случае подкова является воротами, которые образуют некий щит, что защищает дом и его хозяев. Ребята, я желаю, чтоб в вашем доме всегда был достаток и уют, поэтому предлагаю вам сейчас сделать такие обереги в ваши дома. У меня есть вот такие деревянные подковы, но они выглядят неочень, и нам нужно с вами их украсить. Каждое украшение что-то значило:
Веник, направленный вниз, выметает ссоры из избы.
Веник, направленный вверх, — к деньгам
Монетка — успех в делах
Мешок — символ богатства.
Домик — символ семьи и уюта
Колосья, ягоды, дары природы — урожай в хозяйстве.
Давайте сейчас возьмём клей и аккуратно украсим наши подковы, чтоб они приносили счастье и благополучие в ваши дома. (дети выполняют, воспитатель контролирует)
Давайте посмотрим на свои работы. Скажите, вам нравится? (ответы детей)
Вот так и жили на Руси наши предки : жили дружно несколькими поколениями в одной избе, много работали, весело отмечали праздники всей деревней. Конечно, это лишь малая часть того, что находилось в избе у наших предков. Важно, чтобы мы знали и уважали обычаи и традиции нашего народа, помнили праздники, которые они отмечали (многие из них мы отмечаем и сейчас) , пели русские народные песни и водили хороводы.
Рефлексия
Воспитатель. А наше занятие подошло к концу. Ребята, скажите, пожалуйста, что нового и интересного вы сегодня узнали? А какой оберег вы сегодня сделали для своего дома? (слушаем и анализируем ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Пещерные люди"
Занятие для детей в подготовительной группе с использованием ИКТ...
Конспект занятия в подготовительной группе. Какие люди живут на земле?
Показать сходство и различие людей разных рас и национальностей; вызвать у детей уважение к людям разной расовой принадлежности, интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту различн...
Конспект занятия в подготовительной группе «Труд людей осенью»
Цель: закрепление знаний детей о труде людей осенью.Задачи:Образовательная: учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленн...
Конспект занятия и презентация "Как жили люди на Руси"
Конспект занятия+презентация для средней группы...
Конспект занятия для подготовительной группы «Талантливые люди Татарстана»
Конспект занятия для подготовительной группы «Талантливые люди Татарстана»...
Конспект занятия для подготовительной группы «Талантливые люди Татарстана»
Конспект занятия для подготовительной группы «Талантливые люди Татарстана»...