Картотека "Пальчиковые игры"
картотека (старшая группа)
Картотека пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchik_gimn.docx | 462.43 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСЫ
ПАЛЬЧИКОВЫХ ГИМНАСТИК
ЧЕРВЯЧКИ
Раз, два, три, четыре, пять, Ладони лежат на коленях или на столе
Червячки пошли гулять. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы),
Раз, два, три, четыре, пять, идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы
Червячки пошли гулять. поджаты к ладони)
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает, Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз
Каркает: "Вот и обед!" Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Глядь - а червячков уж нет! Сжимаем кулачки, прижимая их к груди.
Белка
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому...
(Народная песенка)
Утята
Раз-два — шли утята.
Три-четыре — за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой. Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого,
А седьмой от них отстал. а со звуков «Пи-пи-пи...» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался —
Громко-громко запищал:
— Пи-пи-пи — не пищи!
— Мы тут рядом, поищи!
Пальчики здороваются
Я здороваюсь везде — Кончиком большого пальца правой руки поочередно
Дома и на улице. касаться кончиков указательного, среднего, безымянного
Даже «здравствуй!» говорю пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
Я соседской курице.
Жук
Я веселый Майский жук. Сжать кулачок.
Знаю все сады вокруг Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»).
Над лужайками кружу, Шевелить «усами»
А зовут меня Жу-жу...
(А. Береснев)
Повстречал ежонка еж: «Здравствуй, братец! Как живешь?»
Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
(Т. Сикачева)
Улиточка
У улитки-крошки ( Пальцы сжать в кулачок.)
Подрастают рожки. ( Выдвинуть указательный палец и мизинец.)
Научу ее ходить, ( Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».)
Если будут ножки.
Домик
Дом мы строим Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом.
Выше, выше! Большие пальцы соединить по прямой линии.
Есть окошки в нем Получится треугольная «крыша» с «окном».
И крыша. Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».
Замок
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
И открыли!
По грибы.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл. (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
Ягодки
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.
С ветки ягодки снимаю
(Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю.
(Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко.
(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.
(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.)
Легким будет к дому путь!
(Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как ягодки )
Капустка.
(Движения прямыми ладонями вверхвниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.)
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.
Зимняя прогулка.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Тесто.
Тесто мы месили (Сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили (Ладошки «лепят»)
Шлеп, шлеп,
Шлеп, шлеп
Слепим мы большой пирог. (разводим руки)
«Моторчик»
Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
МАШИНКА
Заведу мою машину «мотор»
- Би-би-би, налью бензину. 3 хлопка, топать
Крепко-крепко руль держу «держать руль»
На педаль ногою жму. топать правой ногой
Ладушки ладошки.
(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Лужок
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)
Солнышко
Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся, (делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся (хлопаем в ладоши)
«Варим мы компот».
Будем мы варить компот, Левую ладошку держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки «мешают».
Будем яблоки крошить, Загибают пальчики по одному, начиная
Грушу будем мы рубить, с большого.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «мешают».
Угостим честной народ.
«Этот пальчик в сад пошёл».
(поочередно разминают каждый пальчик):
Этот пальчик в сад пошел,
Этот яблоко нашел,
Этот яблоко сорвал,
Этот яблоко отдал
Больчишу-крепышу!
Этот пальчик сливки нашел,
Этот пальчик сливки сорвал,
Этот пальчик снес домой,
Ну, а самый маленький съел все до одной.
Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом.
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
( Прижимаем указательные пальцы к губам.)
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
( Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками.)
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
( Подпрыгиваем на месте в ритме текста.)
Далее темп ускоряется
ВЕСНА
Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Движения повторяются.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из под старой травки
Ладони сомкнуты "ковшом".
Уже глядит цветок...
Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)
А из под старой травки
Уже глядит цветок
Движения повторяются.
Раскрылся колокольчик
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.
В тени там, где сосна,
Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
ПОРОСЯТА
Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков.
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, Мизинцы.
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. Безымянные.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю "Фонарики".
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, Средние.
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. Указательные.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, Большие.
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.
ДВА КОЗЛИКА
На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
Держим кисти горизонтально, сближаем руки.
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!
На слово "бух" - хлопаем в ладоши.
И с моста в водичку - плюх!
Роняем руки на колени.
КОТЯТА
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
ЧАСЫ
Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”,
Один хлопок над головой.
Мышь скатилась кувырком.
Руки "скатываются" на пол.
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”
Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”
Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
ПЕРЧАТКА
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив,
Складываем ладоши "ковшом"
Мышат позвала.
Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать,
Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Погладила (отшлёпала) всех
Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
и отправила спать.
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)
Считалочка-массаж для пальчиков:
Взгляни на ручку поскорей - сколько пальчиков на ней?
Раз - это пальчик большой, толстенький, важный такой;
Два - указательный пальчик. он непоседливый мальчик.
Три - средний пальчик на ладошке. он остальных длинней немножко.
Четыре - безымянный он, с мизинцем вместе бьет поклон.
Пять - самый маленький братишка, мизинчик, озорник, плутишка.
Возьмемся братцев посчитать? Их на руке конечно пять!
Ёжик.
Ежик ежик колкий, где твои иголки? Руки в замок и качаем этот замок вправо-влево
Вот они! разжимаем пальцы и растопыриваем их, ладошки вместе
Комар.
Летит муха вокруг уха, жжж - водим пальцем вокруг уха.
Летят осы вокруг носа, сссс - водим пальцем вокруг носа.
Летит комар, на лоб оп - пальцем дотрагиваемся до лба.
А мы его хлоп - ладошкой до лба.
и к уху, зззз - зажимаем кулачок, подносим его к уху.
отпустим комара? отпустим! - подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая
Дразнилка
У меня пропали ручки. Спрятать за спину
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять! Показать + глазки + ушки + носик ...
Курочка
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - желтые цыплятки (идём пальчиками, как ножками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками), зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце (показываем как черпаем воду и пьём).
Солнышко
Утром солнышко встает выше выше (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже ниже (руки вниз).
Хорошо хорошо солнышку живется, (делаем ручками фонарики)
И нам всем с солнышком весело живется. (хлопаем в ладоши)
*******
Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать.
"Медведь"
Медведь по лесу бродит, (показываем медведя, идем в развалочку)
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мёд
И в рот к себе кладёт. ("достаем" мед рукой и кладем в рот)
Облизывает лапу
Сластёна косолапый,
А пчёлы налетают,
Медведя прогоняют. («отмахиваемся» от пчел)
А пчёлы жалят мишку:
«Не ешь наш мёд, воришка». (щипаем за нос и щеки)
Бредёт лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (идем в перевалочку)
Ложится, засыпает
И пчёлок вспоминает. (ложимся, засыпаем)
"Зайчик"
Раз-два-три-четыре-пять, (берем зайчика (игрушку), прыгаем)
Вышел зайчик поскакать. (вверх-вниз)
Огляделся, (вращаем голову зайчика)
Повертелся, (вращаем игрушку)
Посмотрел наверх и вниз (наклоняем вперед-назад)
Пробежался, (бежим)
Забоялся.... (прячем за спину)
Где ты, зайчик, отзовись! (показываем)
"Тики-так..."
Тики-так, тики-так (голова вправо-влево)
Так ходики стучат.
Туки-так, туки-так (хлопаем в ладоши)
Так колёса стучат.
Токи-ток, токи-ток (стучим кулачком по столу)
Так стучит молоток.
Туки-ток, туки-ток (стучим ножками по полу)
Так стучит каблучок.
"Улитка"
Улитка, улитка, (демонстрирует улитку)
Высунь рога, (показываем два пальчика на голове, как рога у улитки)
Дам тебе, улитка,
Кусок пирога!
Ползи по дорожке, (демонстрируем, как ползет улитка)
Дам тебе лепешки.
ОСЕНЬ НА ПОРОГЕ
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями
Ветер листики считал:
Вот дубовый, Вот кленовый Загибать по одному пальчику
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку Спокойно уложить ладони на стол
ПРОГУЛКА С ЛУКОШКОМ
Раз, два, три, четыре, пять
В лес идём мы погулять
За черникой, за малиной,
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.
Пальчики обеих рук
«здороваются», начиная с
больших.
Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.
Загибают пальчики, начиная с большого.
«У Зиночки в корзиночке»
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец!
Дети делают ладошки «корзинкой».
Сгибают пальчики, начиная с большого
Показывают большой палец.
«Хлеб»
Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили:
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи.
Очень вкусно!
Сжимают и разжимают пальчики. Прихлопывают ладошками, «лепят».
Поочерёдно разгибают пальчики, начиная с мизинца.
Обе ладошки разворачивают вверх. Гладят живот.
«В лесу»
- Мальчик с пальчик,
Где ты был?
- Долго по лесу бродил!
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ёжика в иголках.
Встретил белочку, синичку.
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
Четыре раза сгибаем большой палец левой руки. Четыре раза сгибаем большой палец правой руки.
Большой палец правой руки поочерёдно соприкасается с остальными.
Четыре пальца последовательно сгибаются к большому – кланяются
«Наша обувь»
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.
На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.
«Подарки»
Мы на ёлке веселились,
И плясали и резвились.
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнёс
Дал большущие пакеты
В них же – вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко,
Один – золотистый мандарин.
Ритмичные хлопки в ладоши.
Ритмичные удары кулачками.
Дети «шагают» средним и
указательным пальцами обеих рук.
«Рисуют» руками большой круг
Делают ритмичные хлопки.
Загибают на обеих руках
пальчики, начиная с большого.
«Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Поочерёдно соединяют большой палец с остальными
«Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем совсем не сладкий.
Раз – подбросим.
Два – поймаем.
Три – уроним
И …сломаем.
Загибают пальчики, начиная с большого.
«Лепят», меняя положение ладоней.
Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.
Грозят пальчиком.
Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.
Приседают, ловят воображаемый снежок.
Встают, роняют воображаемый снежок.
Топают.
«Неделька»
В понедельник мы стирали,
А во вторник – подметали.
В среду мы пекли калач,
А в четверг играли в мяч.
В пятницу полы мы мыли,
А в субботу торт купили.
В воскресенье, в воскресенье
Мы пойдём на день рожденья.
Дети выполняют движения в соответствии со смыслом текста стихотворения,
выражают соответствующие эмоции, проявляя фантазию.
«Речка»
К речке быстрой мы
спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывём,
как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Дети идут к центру круга.
Наклоняются, трут лицо руками.
На каждую строчку 4 движения ладонями к лицу.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Показывают «брасс», «кроль», двигаясь по кругу.
Идут по кругу друг за другом, делая руками «брасс» или «кроль».
Идут лицом от центра круга.
«Пилот»
Пилот в космической ракете на землю глянул с высоты (ладонь у лба – смотрим вниз)
Еще никто, никто на свете такой не видел красоты! (разводим руки в стороны)
Ах, какая красота там внизу ему видна! (ладони рук у щек «удивляемся»)
«Комар»
Дружно пальчики считаем –
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
Сжимают и разжимают пальцы.
Поочерёдно сгибают пальцы
в кулачок, начиная с большого.
Вращают мизинцем.
Прячут руки за спину.
«Огород»
В огород пойдём, Идут по кругу, взявшись за руки.
Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем Таскают.
И картошки накопаем. Копают.
Срежем мы кочан капусты, Срезают.
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками – 3 раза.
Щавеля нарвём немножко. Рвут.
И вернёмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
«Заинька»
Раз, два, три, четыре, пять!
Негде заиньке скакать
Всюду ходит волк, волк
Он зубами – щёлк, щёлк.
Прячься, заинька, в кусты
А ты, волчище, уходи!
Поочерёдно загибайте пальчики
Поднимаем указательный и средний пальцы правой руки, изображая заячьи ушки.
Поднимаем вверх большой палец левой руки и ритмично опускаем мизинец, изображая волка.
Грозят пальчиком!
«Медведь»
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ёжик и барсук.
Только заиньке не спится –
Убегает от лисицы.
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков!
Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Показывают большой палец, вращая им.
Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки и наоборот.
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
Загибают пальчики по одному.
«Идут» по столу указательным и
средним пальчиками.
«Лепят» комочек двумя ладонями.
«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.
Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.
Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.
Отряхивают ладошки.
Движения воображаемой ложкой; руки под щёчку
«Дед Мороз»
Этот пальчик – Дед Мороз.
У него есть красный нос,
Есть седая борода.
Очень ждём его всегда!
Со Снегуркой он придёт
И подарки принесёт.
Дети руки сжимают в кулачки, выставив вперёд большие пальцы.
Поочерёдно отгибают из
кулачков указательные пальцы, средние пальцы.
Делают ладонями движения, подзывая к себе Деда Мороза.
Ходят друг за другом по кругу.
Хлопают в ладоши.
«Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, потянись.
Вот летит ракета ввысь!
Дети маршируют.
Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их.
Опускают руки.
Тянутся.
Бегут по кругу.
«Полет»
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд,
Полетел наш самолёт.
Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны.
Поворот через правое плечо.
Поворот через левое плечо.
Бегут по кругу, расставив руки в стороны.
«Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
Машут ладошками
На каждое название насекомого загибают один пальчик.
Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.
Машут ладошками.
Роняют ладони на стол.
«Снежинки»
«Стою и снежинки в ладошку ловлю (ритмичные удары пальцами, начиная с указательного, левой руки по ладони правой руки) Я зиму, и снег, и снежинки люблю (ритмичные удары пальцами, начиная с указательного, правой руки по ладони левой руки) Но где же снежинки? (сжать кулаки) В ладошке вода! (разжать кулаки) Куда же исчезли снежинки? (сжать кулаки) Куда? (разжать кулаки) Растаяли хрупкие льдинки-лучи… (потряхивание расслабленными кистями рук) Как видно, ладошки мои горячи».
Комплексы пальчиковой гимнастики
Пальчиковая гимнастика на октябрь
1 неделя
Лист у клена и каштана –
(Раскрыть ладонь левой руки, затем – правой)
Как ладони великана.
(Поднять вверх руки с раскрытыми пальцами)
У березки, у березки –
(Показать руками «стволы»)
Белый ствол и листья – слезки.
(нарисовать в воздухе указательными пальцами капельку.)
А у тоненькой рябинки
Листья – сложные картинки.
(Ладони перед собой, пальцы чуть растопырить) Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! ( зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся. ( ладони гладят по коленям)
Солнце нас уже не греет,
(сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)
Ветер дует все сильнее,
( синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы,
( «птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится
( барабанить пальцами пo по одной, то по другой ладони)
Шапки, куртки надеваем (имитируем)
И ботинки обуваем (топаем ногами)
Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. ( кулак, ребро, ладонь)
2 неделя
Птицы в небе тают, тают –
Птицы к югу улетают.
(Машем руками, постепенно поднимая их вверх)
Все, растаяли вдали
(ладонь «козырьком» ко лбу)
Аист, цапли, журавли.
(Загибаем по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы.)
Если вместе мы встречаемся
( Соединить ладони).
Мы друг другу улыбаемся
(Раскрыть ладони.)
Добрый, добрый, добрый день, нам здороваться… – (Ритмично большим пальчиком поочередно дотрагиваться до подушечки остальных пальцев руки или пальцы правой руки поочередно здороваются с пальцами левой руки).
Не лень (Кисти раскрываются ладонями вверх.)
3 неделя
Красный он один такой:
(Погрозили указательным пальцем – вперед-назад)
Не иди,
(Погрозили указательным пальцем – влево-вправо)
А просто стой!
(Указательный и средний пальцы правой руки вниз.)
Желтый – все еще стоим
(Указательный и средний пальцы левой руки вниз.)
И внимательно следим
(Поднять вверх указательный палец)
А зеленый подмигнет –
(подмигнуть)
И свободен переход
(обе руки повернули в одну сторону – «пропускающий» жест.)
Туман повис клоками в саду и во дворе
(ритмичные удары по столу ребром ладони и кулачком)
Поймать туман руками решил я на заре.
(ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Я взял его ладошкой и крепко – крепко сжал.
(медленно крепко сжимают кулачки)
Но прыткий он как кошка
Он взял и … убежал.
(бегают пальчиками по столу)
Висит туман над речкой и дышит, как живой
(поднимают руки и качают ими из стороны в сторону)
Как белая овечка с кудрявой головой
(смыкают руки над головой).
И маленькие рожки на этой голове
(показывают «рожки»).
Но поутру остались лишь капли на траве…
(ритмичные удары по столу ребром ладони и кулачком)
4 неделя
Каменщик из кирпичей
Стену строит. Дом ничей.
(Кладем правую руку на левую, левую на правую и т.д. все выше и выше)
Я маляр, я стены крашу,
(Расслабленной кистью водим вверх-вниз)
Потолок («красим потолок») и кухню вашу.
(Движение рукой влево-вправо)
Я – электрик. Свет включу,
(«Включаем» свет, нажимая на выключатель»)
Только лампочку вкручу.
(«Вкручиваем лампочку» - вращательные движения кистью правой руки.)
Приходите в новый дом
(Ладони «домиком»)
И живите долго в нем!
(Развести руки в стороны) Детишки ходят в сад,
(Указательный и средний пальцы «идут»)
Им воспитатель рад.
(Разводят руки в стороны)
Им повар варит суп
Чтоб были сыты тут.
(Вращательные движения правой рукой, кисть наклонена – «помешиваем суп»)
А если скажешь: «Пчи!» -
Придут лечить врачи.
(Показываем стетоскоп: указательные и средние пальцы «идут» от ушей, и руки соединяются на груди.)
+ повторение материала, изученного ранее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Пальчиковые игры"
Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они разв...
Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста
Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста...
Картотека : "пальчиковые игры" для дошкольников с нарушением функций ОДА.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук....
картотека Пальчиковые игры
Материал рекомендуется для родителей и воспитателей по развитию у детей мелкой моторики и речи....
Картотека «Пальчиковые игры для самых маленьких»
Пальчиковые игры помогут развить речь ребёнка. Познакомят малыша с прекрасными детскими стихами. Укрепят его память и пространственное мышление, активизируют мелкую моторику. Дадут малышу возможность ...
Картотека " Пальчиковые игры"
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику....
картотека" Пальчиковые игры для детей с ОВЗ (по лексическим темам)"
папальчиковые гимнастики по лексическим тема для проведения во время занятий и дома...