Методическая разработка мастер-класса для педагогов дошкольного образования «В шахматном королевстве»
методическая разработка

Популяризация шахматной игры среди педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov_hairova_i.a.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №15 «Югорка»

Методическая разработка

мастер-класса для педагогов дошкольного образования

 «В шахматном королевстве»

Хаирова

Иминат Алискендаровна

воспитатель

первой квалификационной категории

г.Сургут, 2023г.

Конспект мастер-класса для педагогов

 «В шахматном королевстве»

Цель: Популяризация  шахматной игры среди педагогов дошкольного образования.

Задачи:

Познакомить педагогов с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

Сформировать умение свободно ориентироваться на шахматном поле путём обыгрывания шахматных ходов посредствам театрализации сказки.

Развивать и совершенствовать мыслительные операции, творческие способности.  

Воспитывать коммуникативные навыки и интерес у педагогов к игре в шахматы.

Материал и оборудование: мультимедийная установка, шахматное поле, схемы ходов шахматных фигур, накидки с изображениями шахматных фигур,  мольберт,  кортики «Пешка» и «Ферзь», постройка «Теремок».

Ход мастер-класса:

     Добрый день, уважаемые коллеги!

     Сегодня я хочу провести с вами мастер-класс на тему – Шахматы.

 - Скажите, пожалуйста,  какие ассоциации у вас возникают со словом «Шахматы»? (Ответы педагогов)

- Какая, на ваш взгляд, игра в шахматы? Опишите её. (Ответы педагогов)

- Вы умеете играть в шахматы?  (Ответы педагогов)

      Я хочу убедить вас сегодня в том, что игра «Шахматы» интересная, весёлая, познавательная, увлекательная.

      Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, доставляющая детям много радости, удовольствия, а также эффективное средство для интеллектуального развития детей. Много легенд сложили об истории происхождения игры «Шахматы». Послушайте одну из них…

     Это было давно, около полутора тысяч лет назад. Жил-был король, и было у него 2 сына – одного звали Белый королевич, другого – Чёрный королевич. И все было бы хорошо, но, после смерти отца, королевичи стали воевать между собой, чтобы разделить королевство. Они сражались бы очень долго, пока мать не привела к ним мудреца. Мудрец сказал:

- Знаю я одно надежное средство, как вас можно помирить.

     Старец достал доску, поделенную на одинаковые белые и черные квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов, по две одинаковые фигурки с каждой стороны. А в самом центре король и его главный помощник Ферзь. Во втором ряду поставил в ряд белые пешки.

- Вот твоя шахматная армия, Белый королевич, - молвил Старец.

     Посмотрел Белый королевич на забавные фигурки и ахнул: в его войске была и конница, и боевые слоны и башни, и цвет фигур был его любимым – белым.

- А где же будет армия моего брата? – спросил Королевич.

     Тогда старец достал точь в точь такие же, но черные фигурки, любимый цвет черного королевича.

Своим фигуркам они дали названия, как войскам – пехотинцы – пешки, крепость – ладьи, королева – ферзь, конница – кони, телохранитель – Слон, царь - Король

     И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске.

     А теперь уважаемые участники, я предлагаю Вам отправиться в сказочное королевство шахмат! Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска, в нашем случае – шахматное поле.

1. «Шахматная доска»

     Шахматная доска состоит из квадратиков, букв и цифр. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета. Кроме полей на доске мы видим линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок. А сейчас уважаемые путешественники, приглашаю вас на шахматный ковер, для построения по линиям. Приглашаюся 6 участников для выполнения задания.

2. Отгадайте загадки

1. Она маленький солдат,

Храбрый и отважный,

Ход в две клеточки она,

Делает однажды. (Пешка)

Одеваю накидку фигуры, раздаю схемы

2. Не живёт в зверинце,

Не берёт гостинцы,

По косой он ходит

Хоботом он водит. (Слон)

Одеваю накидку фигуры.

3.     Шустрый, быстрый, как  огонь

Шахматный, но все же …  (Конь)

Одеваю накидку фигуры.        

4.  По углам доски стоят,

Украшают войска ряд. (Ладья)

Одеваю накидку фигуры.

5.     Их на поле всего два,

Из-за них идет война,

Одного поймать в ловушку,

Прекращается игра.   (Король)

Одеваю накидку фигуры.

6.    Это правило известно,

Короля нам есть нельзя,

Но свободно можешь съесть ты

Вместо этого …… (Ферзь)

Одеваю накидку фигуры.

3. «Шахматный театр»

          В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому часто устраиваются шахматные спектакли. Уважаемые путешественники, сейчас мы с вами покажем театрализованное представление – «Шахматный теремок». Посмотрите внимательно на схемы, с обратной стороны текст по сказке. Вы должны будете, опираясь на ваши схемы и зачитывая текст, показать, как ходит шахматная фигура, обыгрывая сказку.

- Наша шахматная сказка начинается.

Автор

Как на горке, на крутой стоит терем расписной.

Терем, терем, теремок, он не низок, не высок.

Кто там по полю бежит

И сухой травой шуршит?

Это маленькая пешка

Ищет на зиму домишко.

ПЕШКА: (Зачитывая текст, показывает ход на шахматном поле)

Я-пешка короля Тра-ля-ля

Шагаю лишь вперед, а не наоборот

По чину мне положен- один короткий шаг

Зато назад не может нас передвинуть враг.

Смотрит на терем

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет!

Ни ответа, ни привета

И хозяев, значит нету!

Автор

Пешка вымыла крылечко.

Затопила жарко печку.

Подметает пешка пол,

Накрывает пешка стол.

На зеленую опушку

Прискакал волшебный белый конь.

КОНЬ: (Зачитывая текст, показывает ход на шахматном поле)

Я волшебный белый конь.

Прыгну я- подковы звяк!

Необычен каждый шаг: буква «Г» и так и сяк

Получается зигзаг!

Смотрит на терем

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет!

ПЕШКА:

Я пешка,

А ты кто?

КОНЬ:

Я белый конь

Автор

Поселились пешка и конь в теремке

Стали жить да поживать

И друг другу помогать.

Вдруг откуда не возьмись

К теремочку ладья приплыла.

ЛАДЬЯ: (Зачитывая текст, показывает ход на шахматном поле)

Я- ладья упрямая и хожу лишь прямо

Не петляю: прыг да скок, не шагну наискосок

Стою на самом краю, путь откроют- пойду.

Смотрит на терем

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

ПЕШКА:

Я пешка

КОНЬ:

Я белый конь.

Вместе: А ты кто?

ЛАДЬЯ:

Я Ладья

Автор

Вот живут они втроем:

Тут по полю мимо слон шагал.

Вслух о чем - то размышлял.

Увидал он теремок

заглянул на огонек.

СЛОН: (Зачитывая текст, показывает ход на шахматном поле)

Я – слон, смел и строен, и высок

Предпочитаю ходить и бить

Всегда по-своему, наискосок.

Смотрит на терем

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

ПЕШКА:

Я пешка.

КОНЬ:

Я белый конь.

ЛАДЬЯ:

Я ладья

Вместе: А ты кто?

СЛОН:

Я слон веселый

Автор

Вот живут они в теремочке, теремке

Сделав дело отдыхают смело.

Вдруг по лугу ферзь идет,

Песни весело поет.

ФЕРЗЬ: (Зачитывая текст, показывает ход на шахматном поле)

Я ферзь и шаг у меня широк

Могу ходить и прямо и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад

Бью я вдаль и в упор.

Смотрит на терем

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

ПЕШКА:

Я пешка

КОНЬ:

Я белый конь.

ЛАДЬЯ:

Я ладья

СЛОН:

Я слон.

Вместе: А ты кто?

ФЕРЗЬ:

Я Ферзь

Автор

Стали шахматные фигуры с ферзем жить.

Вместе терем убирают,

И друг другу помогают.

Вдруг откуда не возьмись

Появился на лугу белый король.

Оглянулся, потянулся, сам с собой заговорил:

КОРОЛЬ (Зачитывая текст, показывает ход на шахматном поле)

Я белый король, люблю гладкий, расчищенный путь

В любую сторону могу шагнуть, но шаг короткий

Всего на клетку могу отойти.

Смотрит на терем

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

Пешка:

Я пешка

КОНЬ:

Я белый конь.

ЛАДЬЯ:

Я ладья

СЛОН:

Я слон

ФЕРЗЬ:

Я ферзь могучий

Вместе: А ты кто?

КОРОЛЬ:

Я Король

Автор

Вшестером теперь живут,

Вместе песенки поют.

Подметают и стирают,

Варят кашу и кисель.

Вот такая карусель.

- Вот такая сказка получилась у нас, надеюсь, вам понравилась. Спасибо участникам за сказку.

Все артисты делают зрителям поклон и уходят.

4. Рефлексия.

— А теперь, выскажите, пожалуйста, свое отношение к мастер-классу в форме Синквейна: Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

 − 1 строчка — одно существительное (Шахматы);

− 2 строчка — два прилагательных (интересный, познавательный), которые характеризуют данное существительное;

− 3 строчка — три глагола, (развивает, заинтересовывает, увлекает);

− 4 строчка — предложение из четырех слов (Я люблю решать задачи).

− 5 строчка — нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы — одно существительное (игра, или спорт).

      Уважаемые участники, прошу вас оценить наше путешествие в мир шахмат шахматными фигурами – сильной («Ферзь») или слабой («Пешка») фигурой.

     Спасибо за внимание!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Мастер-класс для педагогов "Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста"

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать.  Без правильного дыхания, невозможна хорошо звучащая речь....

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....

Методическая разработка мастер-класса по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями

Методическая разработка мастер-классапо ознакомлению детей дошкольного возрастас профессиями «Все работы хороши!»(для педагогов методического объединениявоспитателей старшего дошкольного в...

Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития  речи детей дошкольного возраста"...