Методическая разработка мастер-класса для педагогов дошкольного образования «В шахматном королевстве»
методическая разработка
Популяризация шахматной игры среди педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov_hairova_i.a.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №15 «Югорка»
Методическая разработка
мастер-класса для педагогов дошкольного образования
«В шахматном королевстве»
Хаирова
Иминат Алискендаровна
воспитатель
первой квалификационной категории
г.Сургут, 2023г.
Конспект мастер-класса для педагогов
«В шахматном королевстве»
Цель: Популяризация шахматной игры среди педагогов дошкольного образования.
Задачи:
Познакомить педагогов с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.
Сформировать умение свободно ориентироваться на шахматном поле путём обыгрывания шахматных ходов посредствам театрализации сказки.
Развивать и совершенствовать мыслительные операции, творческие способности.
Воспитывать коммуникативные навыки и интерес у педагогов к игре в шахматы.
Материал и оборудование: мультимедийная установка, шахматное поле, схемы ходов шахматных фигур, накидки с изображениями шахматных фигур, мольберт, кортики «Пешка» и «Ферзь», постройка «Теремок».
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу провести с вами мастер-класс на тему – Шахматы.
- Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают со словом «Шахматы»? (Ответы педагогов)
- Какая, на ваш взгляд, игра в шахматы? Опишите её. (Ответы педагогов)
- Вы умеете играть в шахматы? (Ответы педагогов)
Я хочу убедить вас сегодня в том, что игра «Шахматы» интересная, весёлая, познавательная, увлекательная.
Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, доставляющая детям много радости, удовольствия, а также эффективное средство для интеллектуального развития детей. Много легенд сложили об истории происхождения игры «Шахматы». Послушайте одну из них…
Это было давно, около полутора тысяч лет назад. Жил-был король, и было у него 2 сына – одного звали Белый королевич, другого – Чёрный королевич. И все было бы хорошо, но, после смерти отца, королевичи стали воевать между собой, чтобы разделить королевство. Они сражались бы очень долго, пока мать не привела к ним мудреца. Мудрец сказал:
- Знаю я одно надежное средство, как вас можно помирить.
Старец достал доску, поделенную на одинаковые белые и черные квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов, по две одинаковые фигурки с каждой стороны. А в самом центре король и его главный помощник Ферзь. Во втором ряду поставил в ряд белые пешки.
- Вот твоя шахматная армия, Белый королевич, - молвил Старец.
Посмотрел Белый королевич на забавные фигурки и ахнул: в его войске была и конница, и боевые слоны и башни, и цвет фигур был его любимым – белым.
- А где же будет армия моего брата? – спросил Королевич.
Тогда старец достал точь в точь такие же, но черные фигурки, любимый цвет черного королевича.
Своим фигуркам они дали названия, как войскам – пехотинцы – пешки, крепость – ладьи, королева – ферзь, конница – кони, телохранитель – Слон, царь - Король
И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске.
А теперь уважаемые участники, я предлагаю Вам отправиться в сказочное королевство шахмат! Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска, в нашем случае – шахматное поле.
1. «Шахматная доска»
Шахматная доска состоит из квадратиков, букв и цифр. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета. Кроме полей на доске мы видим линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок. А сейчас уважаемые путешественники, приглашаю вас на шахматный ковер, для построения по линиям. Приглашаюся 6 участников для выполнения задания.
2. Отгадайте загадки
1. Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она,
Делает однажды. (Пешка)
Одеваю накидку фигуры, раздаю схемы
2. Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит
Хоботом он водит. (Слон)
Одеваю накидку фигуры.
3. Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но все же … (Конь)
Одеваю накидку фигуры.
4. По углам доски стоят,
Украшают войска ряд. (Ладья)
Одеваю накидку фигуры.
5. Их на поле всего два,
Из-за них идет война,
Одного поймать в ловушку,
Прекращается игра. (Король)
Одеваю накидку фигуры.
6. Это правило известно,
Короля нам есть нельзя,
Но свободно можешь съесть ты
Вместо этого …… (Ферзь)
Одеваю накидку фигуры.
3. «Шахматный театр»
В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому часто устраиваются шахматные спектакли. Уважаемые путешественники, сейчас мы с вами покажем театрализованное представление – «Шахматный теремок». Посмотрите внимательно на схемы, с обратной стороны текст по сказке. Вы должны будете, опираясь на ваши схемы и зачитывая текст, показать, как ходит шахматная фигура, обыгрывая сказку.
- Наша шахматная сказка начинается.
Автор
Как на горке, на крутой стоит терем расписной.
Терем, терем, теремок, он не низок, не высок.
Кто там по полю бежит
И сухой травой шуршит?
Это маленькая пешка
Ищет на зиму домишко.
ПЕШКА: (Зачитывая текст, показывает ход на шахматном поле)
Я-пешка короля Тра-ля-ля
Шагаю лишь вперед, а не наоборот
По чину мне положен- один короткий шаг
Зато назад не может нас передвинуть враг.
Смотрит на терем
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет!
Ни ответа, ни привета
И хозяев, значит нету!
Автор
Пешка вымыла крылечко.
Затопила жарко печку.
Подметает пешка пол,
Накрывает пешка стол.
На зеленую опушку
Прискакал волшебный белый конь.
КОНЬ: (Зачитывая текст, показывает ход на шахматном поле)
Я волшебный белый конь.
Прыгну я- подковы звяк!
Необычен каждый шаг: буква «Г» и так и сяк
Получается зигзаг!
Смотрит на терем
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет!
ПЕШКА:
Я пешка,
А ты кто?
КОНЬ:
Я белый конь
Автор
Поселились пешка и конь в теремке
Стали жить да поживать
И друг другу помогать.
Вдруг откуда не возьмись
К теремочку ладья приплыла.
ЛАДЬЯ: (Зачитывая текст, показывает ход на шахматном поле)
Я- ладья упрямая и хожу лишь прямо
Не петляю: прыг да скок, не шагну наискосок
Стою на самом краю, путь откроют- пойду.
Смотрит на терем
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
ПЕШКА:
Я пешка
КОНЬ:
Я белый конь.
Вместе: А ты кто?
ЛАДЬЯ:
Я Ладья
Автор
Вот живут они втроем:
Тут по полю мимо слон шагал.
Вслух о чем - то размышлял.
Увидал он теремок
заглянул на огонек.
СЛОН: (Зачитывая текст, показывает ход на шахматном поле)
Я – слон, смел и строен, и высок
Предпочитаю ходить и бить
Всегда по-своему, наискосок.
Смотрит на терем
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в не высоком живет?
ПЕШКА:
Я пешка.
КОНЬ:
Я белый конь.
ЛАДЬЯ:
Я ладья
Вместе: А ты кто?
СЛОН:
Я слон веселый
Автор
Вот живут они в теремочке, теремке
Сделав дело отдыхают смело.
Вдруг по лугу ферзь идет,
Песни весело поет.
ФЕРЗЬ: (Зачитывая текст, показывает ход на шахматном поле)
Я ферзь и шаг у меня широк
Могу ходить и прямо и наискосок.
Направо, налево, вперед и назад
Бью я вдаль и в упор.
Смотрит на терем
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в не высоком живет?
ПЕШКА:
Я пешка
КОНЬ:
Я белый конь.
ЛАДЬЯ:
Я ладья
СЛОН:
Я слон.
Вместе: А ты кто?
ФЕРЗЬ:
Я Ферзь
Автор
Стали шахматные фигуры с ферзем жить.
Вместе терем убирают,
И друг другу помогают.
Вдруг откуда не возьмись
Появился на лугу белый король.
Оглянулся, потянулся, сам с собой заговорил:
КОРОЛЬ (Зачитывая текст, показывает ход на шахматном поле)
Я белый король, люблю гладкий, расчищенный путь
В любую сторону могу шагнуть, но шаг короткий
Всего на клетку могу отойти.
Смотрит на терем
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в не высоком живет?
Пешка:
Я пешка
КОНЬ:
Я белый конь.
ЛАДЬЯ:
Я ладья
СЛОН:
Я слон
ФЕРЗЬ:
Я ферзь могучий
Вместе: А ты кто?
КОРОЛЬ:
Я Король
Автор
Вшестером теперь живут,
Вместе песенки поют.
Подметают и стирают,
Варят кашу и кисель.
Вот такая карусель.
- Вот такая сказка получилась у нас, надеюсь, вам понравилась. Спасибо участникам за сказку.
Все артисты делают зрителям поклон и уходят.
4. Рефлексия.
— А теперь, выскажите, пожалуйста, свое отношение к мастер-классу в форме Синквейна: Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:
− 1 строчка — одно существительное (Шахматы);
− 2 строчка — два прилагательных (интересный, познавательный), которые характеризуют данное существительное;
− 3 строчка — три глагола, (развивает, заинтересовывает, увлекает);
− 4 строчка — предложение из четырех слов (Я люблю решать задачи).
− 5 строчка — нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы — одно существительное (игра, или спорт).
Уважаемые участники, прошу вас оценить наше путешествие в мир шахмат шахматными фигурами – сильной («Ферзь») или слабой («Пешка») фигурой.
Спасибо за внимание!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Мастер-класс для педагогов "Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста"
Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать. Без правильного дыхания, невозможна хорошо звучащая речь....
Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»
Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....
Методическая разработка мастер-класса по «Обучению детей дошкольного возраста игре на музыкальных шумовых инструментах»
Использование шумовых инструментов в ра боте с дошкольниками....
Методическая разработка мастер-класса для педагогов дополнительного образования художественной направленности на тему "Корзиночка для подарка"
Целью данного мастер-класса является передача коллегам личного профессионального опыта...
Методическая разработка мастер-класса по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями
Методическая разработка мастер-классапо ознакомлению детей дошкольного возрастас профессиями «Все работы хороши!»(для педагогов методического объединениявоспитателей старшего дошкольного в...
Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"...
Методическая разработка: Мастер-класс "Макетирование книги" для кустового методического объединения педагогов.
Педагогическая мастерская....