Консультация для педагогов на тему «Организация творческих мастерских в ДОУ»
консультация
Широко распространенная форма совместной деятельности педагогов, детей и родителей – творческие мастерские. Они развивают у участников творческие и дизайнерские способности, создают положительную эмоциональную атмосферу, воспитывают художественный вкус. Их проведение приурочивается, как правило, к какому-либо событию: празднику Осени, подготовке к Новому году и Рождеству, Светлой Пасхе, тем самым приобщая детей к традициям семьи, общества и государства. Алгоритм подготовки и проведения творческих мастерских, а также примерный сценарий одной из них представлены в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_tvorcheskih_masterskih_v_dou.docx | 363.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Консультация для педагогов
на тему
«Организация творческих мастерских в ДОУ»
Подготовила:
Писаренко О.В., воспитатель
г. Рубцовск, 2022 г.
Цель:ознакомление педагогов с организацией подготовки и проведения творческих мастерских совместно с родителями (законными представителями).
Широко распространенная форма совместной деятельности педагогов, детей и родителей – творческие мастерские. Они развивают у участников творческие и дизайнерские способности, создают положительную эмоциональную атмосферу, воспитывают художественный вкус. Их проведение приурочивается, как правило, к какому-либо событию: празднику Осени, подготовке к Новому году и Рождеству, Светлой Пасхе, тем самым приобщая детей к традициям семьи, общества и государства. Алгоритм подготовки и проведения творческих мастерских, а также примерный сценарий одной из них представлены в данной статье.
Родители, бабушки, дедушки — это те главные люди, которые находятся с малышом в начале его жизненного пути. Ребенок растет и развивается благодаря их поддержке, любви и заботе. Эта связь с семьей не должна ослабевать и с приходом ребенка в детский сад. Кроме того, для его полноценного развития крайне важно участие родителей в образовательном процессе ДОУ, что также продиктовано современными требованиями.
В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» РОДИТЕЛИ ИМЕЮТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ПРАВО НА ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРЕД ВСЕМИ ДРУГИМИ ЛИЦАМИ.
Так, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), для реализации образовательной программы в ДОУ должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит, кроме прочего, открытость дошкольного образования, создаст условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Одним из основных принципов ФГОС ДОУ является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
Принципами дошкольного образования, в свою очередь, являются:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- сотрудничество ДОУ с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
ФГОС ДО решает ряд важных задач, в число которых включены:
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Учитывая это, актуальным для педагогических коллективов ДОУ является поиск эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс. Одной из таких форм в МАДОУ «Детский сад Жар-птица» стала организация творческих мастерских с участием педагогов, воспитанников и их родителей.
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ:
- изобразительные материалы (маркеры, краски, кисти разнообразной фактуры и размера, фломастеры и др.);
- дизайнерская бумага и картон различных фактур, размеров;
- природные материалы (сухие цветы, листья, соломка, тополиный пух, семечки, косточки, перья и т. д.);
- бросовый материал;
- ткань и другие волокнистые материалы, фурнитура, бисер, пайетки, стразы и др.;
- материалы для творчества: фигурные компостеры (дыроколы), компостеры края и угла, фигурные ножницы, материалы для квиллинга и декупажа, тиснения, штампинга и др.;
- клей ПВА, клей-карандаш, клеевой пистолет, клей с блестками
- скотч (тонкий, широкий, двусторонний, на вспененной основе, цветной голографический, дизайнерский — с рисунком);
- 3D-наклейки.
Основная цель работы творческих мастерских - укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.
Творческие мастерские направлены на решение следующих задач:
- знакомство детей и родителей с различными художественными техниками и их возможностями для оформления и украшения помещений как в ДОУ, так и дома;
- развитие творческих и дизайнерских способностей;
- формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности, умения согласовывать свои действия, договариваться друг с другом.
Творческие мастерские организуются в изостудии детского сада один раз в квартал. Тема каждой предстоящей встречи, особенности работы сообщаются родителям посредством афиш-приглашений, которые раздаются в группах и вывешиваются в холле ДОУ. В среднем встреча длится от 40 до 60 мин.
Как правило, встречи в творческих мастерских требуют предварительной подготовки, которая предусматривает проведение воспитателями бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, выполнение воспитанниками совместно с родителями домашних заданий (подготовка выступления, заготовка природного материала и т. д.).
При подготовке к творческим мастерским также необходимо организовать рабочее пространство так, чтобы дети и родители имели свободный доступ ко всем основным и вспомогательным материалам, необходимым для создания выразительного образа будущей поделки. За время организации таких встреч в ДОУ был сформирован примерный перечень необходимых материалов.
И, конечно, непременным условием организации творческих мастерских является создание положительной эмоциональной атмосферы,когда дети и родители чувствуют себя свободно, раскрепощенно, комфортно и могут творить. Присутствие мамы или папы рядом с ребенком помогает ему чувствовать себя уверенно и спокойно, что особенно важно в период дошкольного детства.
Традиционно первые мастерские проходят в начале учебного года и направлены на раскрытие красот осени, возможностей использования природного материала в дизайне.
Последующие встречи посвящаются Новому году и Рождеству. В рамках этих встреч участники изготавливают елочные игрушки, праздничные сувениры для своих друзей или близких.
Работа творческих мастерских организуется так, чтобы не просто научить детей и их родителей определенным навыкам, но и дать возможность раскрыть творческие способности каждого участника, испытать чувство удовлетворения от выполненной работы. Каждая встреча решает не только практические, но и образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.
Перед началом практической деятельности педагог знакомит участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать. Это может быть декупаж, квиллинг, обращение с полимерной глиной и т. д. Затем он показывает и рассказывает об этапах работы.
Традиционно творческие мастерские сопровождаются красочной презентацией, которая иллюстрирует слова педагога. После этого обсуждаются предстоящая работа, возможные сложности, трудности и пути их преодоления.
Следующий этап — непосредственно совместная детско-родительская деятельность. В процессе взаимодействия педагог оказывает индивидуальную помощь: помогает с определением основной идеи поделки, напоминает технологию ее изготовления.
На заключительном этапе подводятся итоги и проводится рефлексия. Положительные эмоции от творческих мастерских подкрепляются дополнительными подарками — это может быть, например, буклет, в котором рассказывается о технике, изучаемой на данной встрече, а также представлены новые идеи или выполненная поделка.
Такая форма вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс ДОУ способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями, позволяет объединить их усилия в вопросах воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.
Алгоритм подготовки и проведения творческих мастерских в ДОУ
А) Предварительная подготовка.
1. Подготовка презентации, которая сопровождает ход творческих мастерских, иллюстрирует их содержание.
2. Оформление буклета, схемы этапов работы и т. д.
3.Выполнение домашнего задания (по необходимости) — знакомство с историей и традициями какого-либо праздника, сбор и подготовка природных материалов и др.
4.Чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций и др.
5. Подготовка и организация рабочего пространства и необходимых материалов.
Б) Проведение творческих мастерских.
1. Знакомство участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать.
2. Показ и объяснение этапов работы с материалами.
3. Обсуждение предстоящей деятельности, возможных сложностей, трудностей и путей их преодоления.
4. Непосредственно совместная детско-родительская деятельность.
5. Заключительный этап:
- подведение итогов;
- проведение рефлексии;
- обмен подарками.
Список литературы:
Бутерус Е.Г., Организация творческих мастерских в ДОУ [Текст] / Е.Г. Бутерус // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2015– № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».
«День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья"...
Консультация для педагогов на тему«Организация и методика проведения прогулки в детском саду».
Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после нод и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться...
Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».
Прогулка является одним из основных режимных моментов в детском саду, ее значение трудно переоценить. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всесто...
Консультация для педагогов на тему: «Организация театрализованной деятельности с детьми»
Консультация...
Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».
Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду»....
Консультация для педагогов на тему: "Организация детской деятельности в теплое время года"
Консультация для педагогов на тему: "Организация детской деятельности в теплое время года"...
Консультация для педагогов на тему: " Организация работы по самообразованию педагогов в ДО"
Познакомить педагогов с принципами построения работы по самообразованию....