Фольклорные пальчиковые игры
картотека (младшая группа)
В документе представлена картотека фольклорных пальчиковых игр для развития мелкой моторики детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорные пальчиковые игры
«Этот пальчик хочет спать»
Цель: развитие у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки.
Оснащение: картинка с изображением руки или перчатки.
Ход игры. Покажите ребенку перчатку (или картинку с ее изображением). Расскажите, что скоро похолодает, и мы будем прятать свои пальчики в домики. Это очень сложная работа. Сначала нам надо познакомиться со своими пальчиками.
В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому | (поднимите вверх большой палец) |
Указательный и средний, | (соединяйте вместе пальцы, которые называете) |
Безымянный и последний, Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. | (сожмите пальцы обеих рук в кулаки и постучите кулаками друг о дружку) |
Вместе пальчики-друзья, | (ритмично сжимайте пальцы обеих рук в кулак и разжимайте их) |
Друг без друга нам нельзя. |
Проведите игру с пальчиками правой рукой, а затем левой. При показе можно загибать пальчики ребенка.
Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят – у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать. «Я тебе покажу, как они ложатся спать».
Этот пальчик хочет спать, | (загните мизинчик) |
Этот пальчик лег в кровать, | (загните безымянный пальчик) |
Этот пальчик чуть вздремнул, | (загните средний пальчик) |
Этот пальчик уже уснул, | (загните указательный пальчик) |
Этот пальчик крепко спит. | (загните большой пальчик) |
Тише, дети, не шумите, Пальчики не разбудите. |
«Этот пальчик…»
Цель: обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки; развитие умения загибать пальчики в порядке очередности; развитие умения договаривать выделенные слова.
Оснащение: картинка с изображением семьи или семейная фотография.
Ход игры. Покажите семейную фотографию, перечислите всех членов семьи и попросите ребенка назвать их.
Предложите ему поиграть с пальчиками. Читая потешку, по ходу чтения загибайте на ручке ребенка по одному пальчику:
Этот пальчик – дедушка, | (загните большой палец) |
Этот пальчик – бабушка, | (загните указательный палец) |
Этот пальчик – папочка, | (загните средний палец) |
Этот пальчик – мамочка, | (загните безымянный палец) |
Этот пальчик – я, | (загните мизинец) |
Вот и вся моя семья! | (вращайте кисть, разведя пальцы в стороны) |
«Дружат наши дети»
Цель: развитие умения координировать движения пальцев правой и левой руки, загибать пальчики в порядке очередности на правой, а затем на левой руке.
Ход игры. Скажите ребенку, что руки нужны для того, чтобы… Попросите его вспомнить и рассказать, для чего нам нужны руки: есть, одеваться, обуваться, рисовать, играть. «Для того чтобы играть, пальчики должны быть проворными, быстрыми, умелыми. Я сейчас покажу тебе, какими».
Дружат наши дети,
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Во время чтения пальцы правой и левой руки соприкасаются и расходятся. Проведя игру на правой руке, начинайте играть с левой. По окончании игры попросите ребенка встряхнуть правую и левую руку.
«Баиньки, баиньки»
Цель: развитие у ребенка умения загибать пальчики по очереди на правой и левой руке; совершать действия на поверхности стола (пальчики «бегут по столу»); выполнять действия одним пальцем – указательным; выполнять действия в соответствии с текстом потешки.
Оснащение: картинка с изображением огорода.
Ход игры. Покажите ребенку картинку с изображением огорода. Рассмотрите, какие овощи на нем растут. Попросите ребенка назвать их. Скажите: «Знаешь, а если не поливать огород, то все овощи могут погибнуть. Как ты думаешь, что нужно для того, чтобы поливать огород? (Лейка.) Я прочитаю тебе потешку, в которой огород поливает тот, кто больше всех на свете любит капусту – зайка, и покажу на пальчиках, как зайка поливал огород».
Баиньки, баиньки, Прибежали заиньки. | (указательный и средний пальцы «бегут» по столу) |
Сели на скамейку, Попросили лейку. | (вытяните вперед указательный палец правой руки, остальные пальцы спрячьте в кулаке) |
Поливали огород, | (поводите указательным пальцем вправо-влево) |
Где капустка растет. | (соедините кулаки правой и левой руки, изображая кочан капусты) |
«Осенние листочки»
Цель: развитие умения производить действия пальцами (поочередно загибать пальцы правой и левой руки) в соответствии с текстом потешки.
Оснащение: сюжетная картинка с изображением осеннего леса; маленькие резиночки с прикрепленными к ним листочками – клена (красный), березы (желтый), осины (красный), дуба (желтый) – и зеленой иголочкой елки.
Ход игры. Покажите малышу картинку с изображением осеннего леса. Рассмотрите с ребенком деревья, назовите их, рассмотрите листочки на деревьях, называя их: «Это лист клена, это лист березы, это лист осины, а это лист дуба. Посмотри, какое дерево стоит зеленое (елка, сосна). Я прочту тебе стишок и покажу, как можно поиграть пальчиками, будто это листочки».
Наденьте на пальцы ребенка маленькие резиночки. Прочтите стишок, загибая по очереди пальчики ребенка (от большого пальца к мизинцу) с надетыми на них листочками.
Осень, осень к нам пришла И в подарок принесла Листик клена, | (загните большой палец с листочком клена) |
Лист березы, | (загните указательный палец с листочком березы) |
Лист осины, | (загните средний палец с листочком осины) |
Лист дубка. | (загните безымянный палец с листочком дуба) |
Чудо-осень! Хороша! За листком летит листок, Набегает холодок. Только елочка в лесу Не оставила красу – Не листики на елочке – Зеленые иголочки. | (загните мизинчик) |
«Купим сыну валенки»
Цель: развивать умение двигать пальчиками в соответствии с текстом потешки, показывать по очереди указательный и средний пальчики на поверхности стола.
Оснащение: картинка с изображением мальчика в валенках.
Ход игры. Покажите картинку и спросите ребенка: «Почему мальчик такой радостный и улыбается?» Выслушайте предположения ребенка и предложите ему послушать потешку:
А баиньки, баиньки, | (левой рукой возьмите ладонь правой и укачивайте ее) |
Купим сыну валенки, | |
Наденем на ножки, | (покажите по очереди «ножки») |
Пустим по дорожке. | (выставляя указательный, затем средний палец, как бы пританцовывая) |
Затем попросите ребенка поиграть вместе с вами и помочь ему рассказать потешку.
«Белка»
Цель: развитие умения разгибать по очереди пальцы правой и левой руки.
Оснащение: персонажи пальчикового театра, надевающиеся на пальчики (зайчик, лисичка, воробышек, синичка, мишка); белка, тележка, орешки.
Ход игры. Расскажите, что сегодня к вам в гости прискакала белка. Она принесла орешки. Покатайте их между ладонями.
Со словами: «А вот и гости!» - достаньте коробочку с шапочками на пальчики. Прочтите потешку, надевая по ходу чтения на каждый пальчик ребенка «гостя».
Сидит белка на тележке, | |
Раздает она орешки, | |
Лисичке-сестричке, | (пальчик с лисичкой «кланяется») |
Воробью, | (пальчик с воробышком «кланяется») |
Синичке, | (пальчик с синичкой «кланяется») |
Мишке толстопятому, | (пальчик с мишкой «кланяется») |
Заиньке усатому. | (пальчик с заинькой «кланяется») |
При повторении игры проведите ее на другой руке.
«Улитка, улитка»
Цель: развитие умения координировать движения пальчиков правой и левой руки (поочередно загибать пальчики), выполнять движения в соответствии с текстом.
Оснащение: игрушечная улитка, празднично украшенная блестками.
Ход игры. Покажите ребенку улитку и спросите: «Кто это? (Улитка.) А почему она такая красивая? Она мне сказала на ушко, что собирается на елку. Улитка хочет повеселиться и получить угощение. Давай послушаем, что она хочет».
Улитка, улитка! | (сожмите все пальчики ребенка в кулак) |
Покажи свои рога, | (разжав пальчики ребенка, переверните его руку ладонью вверх) |
Дам кусочек пирога, | (загните мизинец правой руки) |
Пышки, | (загните средний палец) |
Ватрушки, | (загните безымянный палец) |
Сдобные лепешки - | (загните мизинец) |
Высуни рожки. | (помогите ребенку выставить вперед вместе указательный палец и мизинец – показать «рожки») |
Скажите ребенку: «Придется чем-то угостить улитку», - выберите вместе с ним угощение и предложите улитке.
«Зима»
Цель: развитие умения выставлять по очереди пальцы правой и левой руки, воспроизводить движения в соответствии с текстом.
Оснащение: картинка с изображением играющих зимой детей.
Ход игры. Читая стихотворение, показывайте ребенку соответствующие движения:
Раз, два, три, четыре, пять | (по очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак) |
Собираемся гулять. | (покажите растопыренные пальцы правой руки) |
Катя саночки везет | (проведите указательным и средним пальцами правой руки по столу) |
От крылечка до ворот, | |
А Сережа на дорожке | (сложив пальцы «щепоткой», делайте бросающие движения) |
Голубям бросает крошки. | |
Девочки и мальчики | |
Прыгают, как мячики. | (помашите кистями правой и левой руки) |
«Зимняя прогулка»
Цель: развитие умения выполнять действия пальчиками (загибать пальчики на правой и левой руке в соответствии с текстом), развитие координации движений.
Оснащение: изображение малыша в зимней одежде.
Ход игры. Покажите ребенку картинку, спросите, почему ребенок на картинке так тепло одет (потому что зимой на улице холодно). «Правильно, я тебе расскажу, как мы с тобой собираемся на прогулку и какие теплые вещи будем надевать. Я буду читать стишок и загибать пальчики, когда начну их перечислять. Слушай внимательно и делай все вместе со мной».
Очень холодно зимой, | |
Но мы пойдем гулять с тобой. | |
Я надену шубку, | (загните мизинец левой руки указательным пальцем правой) |
Я надену шапку, | (загните безымянный палец) |
Я надену шарфик | (загните средний палец) |
И еще платок, | (загните указательный палец) |
А потом красивые, | |
Теплые, пушистые, | |
Крошки-рукавички | |
На ручки натяну. | (загните большой палец) |
Покажите кулачок и скажите: «Вот как много теплой одежды нам надо надеть на прогулку. Когда пойдешь гулять, прочитай этот стишок кукле Маше и расскажи, как много зимних вещей ей надо будет надеть на прогулку».
«Дом на поляне»
Цель: развитие умения производить ритмичные движения руками и пальцами при одновременно проговаривании стихотворения.
Оснащение: картинка с изображением детей, играющих на поляне.
Ход игры. Покажите ребенку картинку и скажите, что, для того чтобы попасть на полянку, надо пройти через ворота. Прочтите стихотворение, сопровождая чтение движением пальцев:
На поляне дом стоит, | (сложите ладони домиком, так чтобы большие пальцы не соприкасались) |
Путь к нему пока закрыт. | (большие пальцы опускаются, соприкасаясь друг с другом) |
Мы ворота открываем, | (пальцы по-прежнему под углом, только широко расставлены) |
В этот домик приглашаем. |
«В ворота можно пройти, а еще можно проехать на санках – вот так». Поднимите ладонь вверх и резко опустите ее вниз, приговаривая: «С горки – ух! В снежок – плюх!».
«Та-та-та»
Цель: развитие умения ритмично вращать кистями правой, а затем левой руки, попеременно соединяя пальчики правой и левой руки; совершенствовать умение ориентироваться в своем теле.
Оснащение: игрушечные кот и кошка.
Ход игры. Скажите ребенку: «Посмотри, у кошачьей семьи сегодня праздник. Что же случилось? Кот решил жениться на кошке? У них свадьба? Раз уж это свадьба, то все целуют друг друга. Послушай и посмотри, как все это было».
Та-та-та! Та-та-та! | (вращайте кистями обеих рук вправо-влево) |
Вышла кошка за кота! | |
За кота Котовича, | (соединяйте и разъединяйте указательные пальцы правой и левой руки, изображая поцелуй) |
За кота Петровича, | |
За кота Ивана Петровича! | (соединяйте и разъединяйте большие пальцы правой и левой руки) |
Рассказав потешку, пропойте любую плясовую. Ладони с растопыренными пальцами будут «плясать», покачиваясь из стороны в сторону.
«Сорока-белобока»
Цель: развитие мелкой моторики, умения воспроизводить движения в соответствии с текстом.
Ход игры. Прочтите потешку, сопровождая чтение движением пальцев.
Сорока-белобока | (указательный палец правой руки делает круговые движения по ладошке левой) |
Кашку варила, | |
Деток кормила. | |
Этому дала, | (ребенок правой рукой загибает по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца) |
Этому дала, | |
Этому дала, | |
Этому дала, | |
А этому не дала! | (большой палец поднимается вверх) |
Ты воды не носил, | |
Дров не рубил, | |
Каши не варил - | |
Тебе нет ничего! |
«Вот поезд наш едет»
Цель: развитие мелкой моторики, умения выполнять движения в соответствии с текстом.
Оснащение: изображение поезда или игрушечный поезд.
Ход игры. Прочтите стихотворение, сопровождая чтение движением пальцев.
Вот поезд наш едет, | (проведите пальцами правой руки по столу) |
Колеса стучат. | |
А в поезде этом | (помашите пальцами в воздухе) |
Ребята сидят. | |
Гу-гу-гу, гу-гу-гу - | (постукивайте пальцами в такт словам) |
Пыхтит паровоз, | |
Далеко, далеко | (постукивайте одновременно указательным и средним пальцем по столу) |
Детей он повез. |
Проведите пальчиковую игру по потешке «Из-за леса, из-за гор…» с этими же движениями.
«Пришла весна»
Цель: развитие моторной ловкости пальцев, расширение словарного запаса, развитие воображения.
Оснащение: весенний пейзаж с небольшим количеством деталей.
Ход игры. Покажите ребенку картинку, рассмотрите ее вместе. Выделите признаки весны – тает снег, сосульки, бегут ручьи, прилетели перелетные птицы. Прочтите потешку, одновременно загибая пальчики ребенка на правой руке и производя с ними действия по тексту.
Весна пришла красная, | (вращайте кисти рук) |
Пришла весна ясная. | |
Птицы громко поют, | (соединяйте и разъединяйте указательные пальцы со средними) |
Людям спать не дают. | |
Пчелы гудят, | |
В поле летят. | (помашите кистями рук) |
С поля идут, | (указательный и средний пальцы сначала правой, а затем левой руки «идут» по столу) |
Медок несут. |
«Лесные дела»
Цель: развитие моторной ловкости пальцев, расширение словарного запаса ребенка, развитие воображения.
Оснащение: шапочки для пальчиков с изображением мордочек зверей – лисы, медведя, зайца, кошки.
Ход игры. Прочтите потешку, по ходу чтения надевая на пальчики ребенка шапочки. При повторном чтении ребенок будет совершать действия пальцами правой руки с вашей помощью.
Сегодня целый день Все звери у дела: | |
Сестричка-лисичка | (ребенок поднимает указательный палец с «лисичкой») |
Шубу подшивает, | (имитирует «шитье иголкой») |
Сер медведь | (поднимает средний палец с «медведем») |
Сапоги подбивает, | (кулачком правой руки стучит по левой ладошке) |
Зайчиха под елкой | (поднимает безымянный палец) |
Метет метелкой, | (имитирует «подметание пола») |
Кошка лыки дерет, | (поднимает мизинец с «кошкой») |
Кот лапотки плетет. | |
По болоту босиком | (указательный и средний пальцы «ходят» по столу) |
Ходит кулик с посошком. |
«Солнышко-ведрышко»
Цель: совершенствование движений пальцев, расширение словарного запаса.
Оснащение: картинка с изображением солнечного весеннего дня.
Ход игры. Покажите ребенку картинку, рассмотрите солнышко, резвящихся детей. Расскажите, что дети делают на улице после дождя.
Солнышко-ведрышко, | (сделайте «солнышко» из пальчиков – соедините указательные и большие пальцы правой и левой руки) |
Выгляни в окошко, | |
Твои детки плачут, | (указательный и средний пальцы левой руки «скачут» по ладошке правой) |
По камушкам скачут. | |
Дождик-дождик, полно лить | (ребенок грозит указательным пальцем правой руки) |
Малых детушек мочить. | (ребенок «стряхивает воду» с правой руки, затем – с левой) |
Источник:
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры на фольклорном материале
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни?И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Да потому, что с детьми всё меньше и мень...
Фольклорные пальчиковые игры
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ «Этот пальчик хочет спать…»Цель: развитие у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с...

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Фольклорная пальчиковая гимнастика для малышей
Данный материал представляет собой картотеку пальчиковых игр для родителей и педагогов детей младшего дошкольного возраста...

Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....