ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
«Этот пальчик хочет спать…»
Цель: развитие у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки.
Оснащение: картинка с изображением руки или перчатки.
Ход игры. Покажите ребенку перчатку ( или картинку с ее изображением). Расскажите, что скоро похолодает и мы будем прятать свои пальчики в домики. Это очень сложная работа. Сначала нам надо познакомиться со своими пальчиками.
В гости к пальчику большому (поднимите вверх большой палец)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, (соединяйте вместе пальцы, которые называете)
Безымянный и последний,
Сам мизинчик- малышок
Постучался на порог. (сожмите пальцы обеих рук в кулаки и постучите
кулаками друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья, (ритмично сжимайте пальцы обеих рук в кулак и
разжимайте их)
Друг без друга нам нельзя.
Проведите игру с пальчиками правой руки, затем левой. При показе можно загибать пальчики ребенка.
Постепенно уменьшайте помощь, и в конце концов ребенок начнет выполнять задание самостоятельно.
Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят – у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать. «Я тебе покажу, как они ложатся спать».
Этот пальчик хочет спать, (загните мизинчик)
Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный пальчик)
Этот пальчик чуть вздремнул, (загните средний пальчик)
Этот пальчик уж уснул, (загните указательный пальчик)
Этот пальчик крепко спит. (загните большой пальчик)
Тише, дети, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Во время игры хорошо развивать активную речь ребенка: сначала попросите ребенка договаривать наиболее легкие в произношении слова, при многократном повторении игры ребенок запоминает простой стишок и может сам его рассказать, сопровождая пальчиковой игрой.
«Этот пальчик…»
Цель: обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки; развитие умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать выделенные слова.
Оснащение: картинка с изображением семьи или семейная фотография.
Ход игры. Покажите семейную фотографию, перечислите всех членов семьи и попросите ребенка назвать их.
Предложите ему поиграть с пальчиками. Читая потешку, по ходу чтения загибайте на ручке ребенка по одному пальчику:
Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)
Этот пальчик – я. (загните мизинец)
Вот и вся моя семья! (вращайте кисть, разведя пальцы в стороны)
Усложнения задания. Возможны различные варианты усложненных заданий:
а) вы читаете потежку и загибаете пальчики на руке ребенка;
б) вы читаете – ребенок сам загибает пальчики на одной руке;
в) вы читаете – ребенок сам загибает пальчики на одной руке и проговаривает доступные его возрасту слова (деда, баба, папа, мама);
г) ребенок сам читает потешку (с вашей помощью) и сам загибает пальчики на одной руке;
д) ребенок сам читает потешку, загибает пальчики на правой, а затем на левой руке.
«Дружат наши дети…»
Цель: развитие умения координировать движения пальцев правой и левой руки, загибать пальцы в порядке очередности на правой, а затем и на левой руке.
Ход игры: скажите ребенку, что руки нужны нам для того, чтобы… Попросите его вспомнить и рассказать, для чего нам нужны руки: есть, одеваться, обуваться, рисовать, играть. «Для того чтобы играть, пальчики должны быть проворными, быстрыми, умелыми. Я сейчас покажу тебе, какими».
Дружат наши дети,
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Во время чтения пальцы правой и левой руки соприкасаются и расходятся.
Проведя игру на правой руке, начинайте играть с левой. По окончании игры попросите ребенка встряхнуть правую и левую руку.