Одарённый ребёнок . Современные технологии работы с одарёнными детьми
консультация (старшая группа)
В последнее время всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской одарённости. Разносторонность и многоплановость научных исследований позволяет внедрять в образовательную среду передовые педагогические технологии, что, несомненно, способствует более качественному и продуктивному процессу психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Тем не менее, не все специалисты образовательных учреждений готовы внедрять в практику новые технологии, а также сопровождать данную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-odarennost.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Одаренный ребенок – какой он?»
Цель: формирование научного мировоззрения, позволяющего осуществлять психологическое обеспечение индивидуальной траектории развития одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
- Актуализировать знания об одаренности.
- Обеспечить психологическую подготовку педагогов к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.
- Формировать у педагогов современные представления о природе, методах выявления и путях развития одаренности.
- Мини-лекция. Актуальность проблемы работы с одаренными детьми
В последнее время всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской одарённости. Разносторонность и многоплановость научных исследований позволяет внедрять в образовательную среду передовые педагогические технологии, что, несомненно, способствует более качественному и продуктивному процессу психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Тем не менее, не все специалисты образовательных учреждений готовы внедрять в практику новые технологии, а также сопровождать данную деятельность.
Те педагоги, которые понимают необходимость данного подхода в работе с детьми, знают, что в современных условиях в списке главных целей образования одним из первых стоит вопрос формирования творческого человека, способного решать профессиональные и личные проблемы, и не боящегося брать ответственность на себя. Об этом говорят и последние нормативные документы в сфере образования.
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства.
Выявление одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях проводится педагогами и детскими психологами на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей ребенка, его речи, памяти, логического мышления, личностных качеств и др.
Давайте рассмотрим, кто же является участниками образовательного процесса по выявлению одаренных детей?
Участниками образовательного процесса по выявлению одаренных и высокомотивированных детей являются:
• Воспитатели (творческая и техническая одаренность);
• Педагог – психолог (интеллектуальная одаренность);
• Музыкальный руководитель (музыкальная и артистическая одаренность);
• Инструктор по физкультуре (спортивная одаренность);
• Учитель- логопед (литературная одаренность);
• Родители.
- Тест — эксперимент.
Ниже даны личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Вам предлагается отметить знаком “+” те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком “-” то, что не нравится:
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3.Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист)
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится)
10.Занятый своими делами (индивидуалист)
11.Быстро, на лету схватывающий.
12.Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Надеюсь, для многих не будет потрясением то, что именно, “четные” качества и характеризуют одаренных детей.
-Как вам это? (высказывания участников)
Многие педагоги убеждены, что учить одаренных детей - одно сплошное удовольствие, и общение с ними легко и приятно. Да, работать с такими детьми значительно интереснее, что же до легкости и приятности...
- Мозговой штурм «Портрет одаренного ребенка»
Портрет одаренного ребенка (таблица заполняется коллективно, качества фиксируются на школьной доске).
Положительные качества | Отрицательные качества |
Педагоги отмечают, что в учебной деятельности одаренных детей отличает неуемное любопытство, хорошо развитая речь, высокая концентрация внимания на интересующем деле, упорство в достижении результатов, богатая фантазия, открытость, принципиальность. Современное понимание одаренности утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин).
4. Особенности работы с одаренными детьми
- Как вы думаете, какими знаниями должен обладать педагог, работая с одарёнными детьми? (Ответы педагогов).
Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен ЗНАТЬ:
• Психологию одарённости;
• Нормативную базу по проблеме;
• Инновационные технологии;
• Методы выявления детской одарённости;
• Диагностические критерии выявления детской одарённости, виды детской одарённости;
• Условия, стимулирующие развитие способностей и ранней одарённости;
• Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы;
• Программы (комплексные и специализированные);
• Современную научно-методическую литературу по проблеме;
• Специфику методов и приёмов работы по развитию способностей;
• Возрастные особенности проявления признаков одарённости;
• Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребёнка;
• Интересы ребёнка;
• Социальные и материальные возможности семьи, семейный психологический микроклимат;
• Возможности для развития ребёнка в условиях семьи;
• Эффективные формы и методы работы с родителями.
- Вопрос для педагогов: «Как вы думаете, какими умениями должен обладать педагог, работая с одаренными детьми?» (Ответы педагогов).
Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен УМЕТЬ:
• Создавать развивающую среду.
• Создавать эмоционально-комфортную обстановку и благоприятный психологический микроклимат в группе.
• Своевременно выявлять детей с признаками ранней одарённости средствами наблюдений и диагностики.
• Применять инновационные технологии и методики.
• Стимулировать развитие способностей через разные формы работы с детьми
• Проявлять свои личностные творческие способности.
• Подобрать актуальную для детей мотивацию деятельности.
• Самосовершенствоваться (спланировать систему работы по самообразованию)
• Организовывать работу с родителями.
• Вести разъяснительную работу с родителями о развитии детских способностей и одарённости.
• Организовывать взаимодействие с семьёй по прогнозированию будущих достижений ребёнка.
• Взаимодействовать со всеми специалистами ДУ, занимающимися с одарённым ребёнком.
• Осуществлять диагностико-аналитический подход к планированию и организации работы с детьми.
• Строить позитивные межличностные отношения с ребёнком.
• Разработать учебную программу кружковой работы.
• Владеть методами проблемного обучения и техникой постановки вопросов.
• Организовывать оптимальные формы работы с детьми.
• Отбирать актуальную и доступную информацию для родителей и детей.
5. Сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть и, заодно, закрепить свои знания по критериям одаренности.
Подберите критерии одаренности из предложенных:
1 команда - Ребенок имеет музыкальный талант, если он:
2 команда - Ребенок имеет артистический талант, если он:
(педагоги выбирают критерии из предложенных ниже, каждая команда для своего «таланта»)
• с удивляющей легкостью передразнивает чьи-то привычки, позы, выражения;
• любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
• стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
• очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
• меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
• если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
• с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
• сочиняет свои собственные мелодии;
• пластичен, открыт всему новому;
• научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
• любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
Правильный ответ
Ребенок имеет музыкальный талант, если он:
• любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
• очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
• если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
• сочиняет свои собственные мелодии;
• научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Ребенок имеет артистический талант, если он:
• стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
• меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
• с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
• с удивляющей легкостью передразнивает чьи-то привычки, позы, выражения;
• пластичен, открыт всему новому;
• любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
6. Заключение. Суфийская притча.
Мудрец спросил ученика: "В чем состоит самая ужасная трагедия человеческой жизни?"
- "Наверное, в том, что человек не находит ответов на свои вопросы?" - сказал ученик.
- "Нет", - ответил мудрец, - "В том, что он не находит вопросов, на которые следует искать ответы".
Уважаемые педагоги, хочу вам напомнить, что дошкольный возраст – это как раз то время, когда дети находят колоссальное количество вопросов. И чтобы у них в будущем не случилась «ужасная трагедия человеческой жизни», как говорится в притчи, поддерживайте и стимулируйте у них интерес к познанию нового, чтобы дети и дальше находили вопросы, на которые следует искать ответы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование дополнительного образования старших дошкольников "Современные технологии работы с бумагой"
В рамках профессиональной деятельности воспитатель осуществляет также и дополнительное образование детей дошкольного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста актуальной проблемой является раз...
Статья "Современные технологии работы с родителями в дошкольном учреждении"
Статья о том, как эффектовно организованное сотрудничество между семьей и ДОУ может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предлогающей не просто совместн...
презентации на темы: "Современные педагогические технологии в ДОУ", "Одарённый ребёнок. Кто он?", "Экологическое воспитание дошкольников"
Презентации можно использовать как материал для консультаций, педагогических чтений, семинаров....
«QR – код - современная технология работы с семьей».
Современный родитель – это человек активный, находящийся в постоянном поиске новой информации, но обладающий огромным дефицитом времени. Все чаще мы слышим от родителей, что у них нет врем...
Опыт работы "Использование современной технологии "Рефлексивный круг" с детьми старшего дошкольного возраста"
Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе вообще и личностной готовности его к школе, в частности....
Современные технологии художественной деятельности с детьми средней группы
Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и...
Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Дети с ОВЗ имеют трудности в обучении и проблемы в поведении, кому-то трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания н...