Консультация "Развитие познавательной активности дошкольника"
консультация
Консультация "Развитие познавательной активности дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_doshkolnika.docx | 15.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности дошкольника.
Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Проведение опытов, наблюдений помогает развивать у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения. Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательной деятельности дошкольник, получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как устроен мир?).
Еще важен собственный пример родителей, их времяпрепровождение и, конечно, то, какое внимание они уделяют ребенку. Если в семье принято, что родители проводят вечера, щелкая пультом телевизора и одного канала на другой или чересчур увлекаются компьютерными играми, а с ребенком при этом не занимаются, то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у ребенка. Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре.
Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель доброжелательный проводник к знаниям и получению опыта.И ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому на родителей таких детей, так же ложится большая ответственностью за его обучение, развитие и воспитание. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, развивать необходимые в жизни волевые качества. Важнейшей задачей в обучении детей с ОВЗ является развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)
Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы, которые можно использовать по-разному, у которых нет прямой логики (камушки, ленточки, коробочки и т.п.). Пусть в свободном доступе ребенка будут бумага разного формата и разные изобразительные средства: краски, карандаши, восковые мелки, пластилин. Помогайте ребенку осознавать и обобщать его жизненный опыт. Рассматривайте семейные фотографии, вспоминайте веселые и интересные моменты вашей жизни; разговаривайте о том, что вы видите. Во время занятий должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Занятия следует проводить регулярно, а не от случая к случаю. Взрослый должен показать ребенку свою искреннею заинтересованность в процессе взаимодействия с ним, отметить чему научился, что узнал ребенок нового, где ему это может пригодиться.
Лучше давать ребенку простые знания о том, что можно наблюдать рядом. Если изучаем деревья, то говорим о сосне, ели, березе, дубе, клене – о тех деревьях, которые можно наблюдать в парке или во время загородных поездок. Не стоит пытаться запихнуть в голову малыша слишком много информации. Лучше немного, но то, что легко наблюдать и все эти знания систематизировать.
Развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки, а летом - как цветет липа.
Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка – это зимняя "спальня" и укрытие для листочка, а из цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку. Важно понимать, что задача познавательного развития особых детей не сводится к расширению объема приобретаемых детьми знаний, а предполагает развитие любознательности. А любознательность – это начало познавательных интересов, которые не развиваются сами собой, а требуют заботливого и бережного их выращивания. В дошкольном возрасте эти интересы еще крайне неустойчивы.
Таким образом, мы принимаем за аксиому тот факт, что с одной стороны развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в целом идет по тем же законам, что и здоровых, а с другой - познавательная деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Своевременно не возникает ни один из видов деятельности, который призван стать опорой для психического развития ребенка. Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности и сохранные функции конкретного ребенка и на их реализацию. Значительно увеличивает шансы на эффективную коррекцию познавательного развития особых детей –активное включение, сотрудничество, партнерство родителей со специалистами детского сада
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья тема: "ВЛИЯНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Статья посвящена проблеме влияния занимательного математического материала на развитие познавательной активности дошкольников. Рассмотрены принципы, содержание, методика организации занятий, способств...
Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс...
Коллекционирование одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
Консультация для воспитателей...
Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...
Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»
Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...
Образовательная область "Познавательное развитие". Доклад «Развитие познавательной активности дошкольников в играх-путешествиях»
Вы познакомитесь, из опыта работы, какие игры-путешествия помогают развивать познаввтельную активность дошкольников....
Эстафета педагогического мастерства "Развитие познавательной активности дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности"
Презентация содержит следующую информацию: направления работы согласно комплексной программе "От рождения до школы", списки литературы по теме по возрастам, виды деятельности по ФГОС ДО, кот...