Самообразование «Формирование патриотических чувств у дошкольников»
рабочая программа (средняя группа)

Минина Александра Валериевна

Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков. 

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_24-26g.docx81.25 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ црр д/с «Аленький цветочек»

Программа

по самообразованию на 2024-2026 учебный год

«Формирование патриотических чувств у дошкольников»

01.09.2024-31.05 .2026г  

(Период изучения темы)

                                                          Воспитатель Минина А.В

Г.Пыть-Ях

        

Оглавление

Пояснительная записка .......................................................................................... 3

Актуальность выбранной темы ............................................................................. 4

Ожидаемый результаты ......................................................................................... 5

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей .................... 5 Перспективное планирование по теме самообразования на 2024– 2025

учебный год. ............................................................................................................ 8

Перспективное планирование по теме самообразования на 2025– 2026

учебный год. .......................................................................................................... 11

Используемые источники ....................................................................................13.

Заботливый садовник укрепляет корень,  

От мощности которого

Зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

Так и учитель должен заботиться  

О воспитании у своих детей

Чувства безграничной любви к Родине  

Пояснительная записка

Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.  

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

В.А. Сухомлинский  

Актуальность выбранной темы

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные люди всё больше отстраняются от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Цель: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.

 Задачи для педагога:

— повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;

— разработать консультации и папки- передвижки для родителей (законных представителей);

— разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

— пополнить предметно-развивающую среду;

— создать картотеку игр по данной теме;

— провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

Задачи для детей:

  1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
  2. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  3. Формировать представления о России как о родной стране.
  4. Воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой России
  5. Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной
  6. Символики

Задачи для родителей (законных представителей):

Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

Ожидаемый результаты

Дети должны знать.

  • домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • место работы родителей (законных представителей) (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • место проживания: город; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия;
  • свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
  • представителей других национальностей, населяющих нашу страну (уважать их культуру и традиции);
  • природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • название планеты, на которое мы живем;

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

  • Создание проблемной ситуации.
  • Совместная проектная деятельность.
  • Совместная деятельность родителей (законных представителей) и детей по изготовлению поделок.
  • Конкурсы рисунков и поделок.
  • Конкурсы стихов.
  • Анализ нравственных качеств.
  • Ручной труд.
  • Беседа
  • Инсценировки, театрализация.
  • Изготовление подарков.
  • «Уроки доброты».
  • Выставки и экспозиции.
  • Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
  • Сказки.
  • Выставки детских рисунков обустройство патриотического уголка в группе;  
  • Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
  • Организация фотоэкскурсий по достопримечательностям родного края,
  • Организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги, концерты);
  • Чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач, народные игры

Сотрудничество с родителями (законными представителями)

 Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей (законных представителей) становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

Формы работы с родителями (законными представителями)

  • Анкетирование.
  • Консультации.
  • Различные мероприятия совместно с детьми.
  • Индивидуальные беседы.
  • Рекомендации.
  • Демонстрация наглядного материала.

Срок реализации плана по самообразованию: 2 учебных года (с

01.09.2024 по 31.05.2026г.)

Этап, срок реализации

Содержание работы

Форма отчета

1 этап организационно – ознакомительный.         

  1. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания.  
  2. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам:

 • «Я и моё ближайшее окружение»  (моя семья, мой детский сад).  

  • «Мой дом, моя улица».  
  • «Мой родной поселок».  
  • «Наша Родина – Россия».  
  • «Защитники Отечества»  
  • «История России».  
  • «Культура русского народа».  
  • «Великие соотечественники».  

4.Подготовка практического материала: (наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы, оформление уголка по патриотическому воспитанию)

1.Оформление папки по самообразованию.  

2. Перспективный план работы с детьми в подготовительной группе.  

3.Зона патриотического воспитания.  

4. Альбом «Моя  семья».

2 этап – основной

1.Внедрение в работу подготовленного материала.

  • Практическое применение наработанных материалов с детьми
  •  Промежуточная диагностика детей по данной теме.  
  • Проведение мероприятий с родителями, согласно плану работы.

1.Фотоотчеты о проведенных мероприятиях. 2.Конспекты занятий.  3.Консультации для родителей (законных представителей) по данной теме.  

4.Папки передвижки.

3 этап – заключительный  

1. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы.

2. Самоанализ педагогической деятельности.

3. Обобщение и распространение педагогического опыта.

1.Оформление папки по обобщению опыта.

2.Создание презентации о проделанной работе.

Перспективное планирование по теме самообразования на 2024 – 2025 учебный год.

Сентябрь2024

Тема: «Моя семья».

Взаимодействие с детьми

Практическая деятельность с детьми

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Взаимодействие с педагогами

1.Рассказы детей о членах семьи.

2.Рассмотрение альбома «Моя семья».

3.Чтение стихов и рассказов о семье. 4.Сюжетно – ролевая игра «Моя семья».

1.Рисование на тему «Моя семья».

2.Создание фотоальбомов «Моя счастливая семья»

 3.Обогащение с/ролевых игр «Дом», «День рождение» новыми атрибутами.

1.Папка передвижка «Маленькие хитрости воспитания».

2. Консультация «Детям о правилах семейного этикета».

Октябрь 2024

Тема: «Мой любимый детский сад».

1.Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

2.Чтение стихов о детском саде.

3.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

1. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».

1.Участие в акции «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек

Ноябрь2024

Тема: «Моя малая Родина».

1.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина? ». 2.Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

1.Создание фотоальбома «Мой родной город» 2.Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию

Создание фотоальбома «Мой родной город»         

1.Викторина для педагогов «Знаешь ли ты свой город?»

Декабрь2024

Тема: «Мой город, в котором я живу»

1.Рассматривание фотографий с изображением самых замечательных мест родного поселка 2. Беседа по теме «Улица, на которой я живу».

3.Ознакомление с символикой России,

Округа

1.Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада).

 Аппликация флага РФ.

1. Фотовыставка о достопримечательных местах родного города

Январь2025

Тема: «Русская народная культура».

1.Занятие «Русский народный костюм» (знакомство детей со старинной одеждой).

 2. «Масленица» - развлечение для детей.

1.Изобразительная деятельность

«Дымковская игрушка»; «Русская матрешка».

2.Подбор и оформление практического материала по теме «Народное творчество» - стихи, загадки, дидактические игры.

Февраль 2025

Тема: «Защитники Отечества»

1.Занятие «Главные праздники России». 2.Подготовка и проведение праздника «День защитника

Отечества».

1.Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. 2.Изготовление поздравительных открыток ко Дню Защитника Отечества.

1.Участие родителей (законных представителей) в фотовыставке «Мой папа самый лучший» 2.Консультация для родителей (законных представителей) «Как вырастить защитника»

Март 2025

Тема: «Очень я люблю маму милую мою».

1.Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».

2.Продуктивная деятельность

«Цветок для мамы»

- открытка

1.Фотовыставка  в группе  «Я и моя мама»

2.Создание фотоальбомов   «Нежная любимая мамочка моя».

3.Обогащение с/ролевых игр «Дом», «Дочки – матери», «День рождение» новыми атрибутами

Фотовыставка  в группе  «Я и моя мама»         

Апрель 2025

Тема: «Наши космонавты»

1.Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).

2. Конструирование космического корабля.

1.Викторина «Что вы знаете о космосе».

2.Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

1.Книга загадок и рисунков «Космос»- совместное творчество детей и родителей (законных представителей) Работа по благоустройству территории детского сада.

Май 2024

Тема: «Этот День Победы».

1.Беседа о 9мае.

2.Рассматривание иллюстраций войне.

3.Утренник посвященный Дню победы

1.Изготовление праздничных открыток.

2. Создание фонотеки «Детские патриотические песни»

  1. Анкета для родителей (законных представителей) «Что значит быть патриотами?»
  2. Консультация для родителей (законных представителей) «Воспитаем детей патриотами»

Перспективное планирование по теме самообразования на 2025 – 2026учебный год.

Сентябрь 2025

Тема: «Родина»

Взаимодействие с детьми

Практическая деятельность с детьми

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Взаимодействие с педагогами

«Что мы Родиной зовём?

Край, в котором мы растём»

Путешествие по карте «Моя Родина – Россия».  

Подборка дидактических игр по патриотическому

воспитанию. Разучивание

пословиц и поговорок на тему «Родина»

Школа туризма

Октябрь 2025

Тема: «Россия»

«Велика Россия наша

И талантлив наш народ»

Подборка народных

подвижных игр «Капустные посиделки»

Интерактивное мероприятие.

Ноябрь 2025

Тема: «Россия»

Ознакомление с символикой России, родного города, области.

«День народного единства»

«Полиция – друг и защитник»

Декабрь 2025

Тема: «Дружба»

«Дружные ребята»

«Путешествие в Великий Устюг к Деду Морозу»

Январь 2026

Тема: «Традиции»

Праздник мы сейчас устроим,

Чудо – игры здесь устроим.

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.  

Февраль 2026

Тема: «Праздники России»

«Главные праздники России».

Праздник, посвящённый дню защитника Отечества

«Весёлая масленица»

Консультация «Игры для нравственно – патриотич воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Март 2026

Тема: «Мамочка»

Праздник «Моя мама – лучшая на свете»

Апрель 2026

Тема: «Космос»

Краткосрочный проект «Космос».

Викторина «Что вы знаете о космосе».

Май 2026

Тема: «Война»

«Войны я не видел, но знаю

Как трудно народу пришлось»

Используемые источники

1.Адаптированная образовательная Программа МБДОУ «Детский сад». 2.Астапенко М.П, Сухаревская Е.Ю, Бакрева  М.Н. «Доноведение». Феникс, Ростовна-Дону, 2013

3.Астапенко М.П,Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края». Феникс, Ростов-на-Дону, 2013

4.Астапенко М.П.«Донские казаки 1550-1920». Феникс, Ростов-на-Дону, 2013

5.Елжова Н.В. «Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ», Феникс,

Ростов-на-Дону, 2013

6.Закон 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании» 01.09.2013.

7.Калайтанова Г.Н., Агуреева Т.И., Муравьева О.Ю. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» Линка – Пресс, Москва,2014

8.Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона».

9.Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. «Проектный метод организации воспитательно- образовательной работы в ДОУ», Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2015

10.Материалы журнала «Дошкольное воспитание».

11.Муравьева О.Ю., Агуреева Т.И., Мирошниченко Л.В. «Дошкольникам о донском казачьем крае» Феникс, Ростов-на-Дону, 2013

12.Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», Линка –

Пресс, Москва,2014

13.Сухарев Ю.«Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории.

14.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 01.01.2014.

15.Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А., Черноиванова Н.Е. «Доноведение для дошкольников» Феникс, Ростов-на-Дону, 2013

Приложение

Конспект занятия в старшей группе «День Защитника Отечества»Цели:

  • Образовательные: продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т.д.). Обогатить словарь детей военной лексикой.  
  • Развивающие: развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание; стимулировать речевую активность детей.  
  • Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою армию; вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.  

Используемый материал: Иллюстрации и картинки с изображением различных родов войск, картинки к играм.  

Словарная работа: долг, защитник, служба, Отечество, армия, граница, летчики, моряки, артиллеристы, пехотинцы, ракетчики, подводники, военная техника.  

Ход занятия

I. Вступительная беседа.

Воспитатель: -Дети, 23 февраля очень важный праздник для нашей страны - День Защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества? (Предположения детей.) Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.  

Ребята, давайте посмотрим на эти картинки. (Выставляются иллюстрации, изображающие различные рода войск.) Кого вы здесь видите?  

(Ответы детей).  

Верно, это танкисты, моряки, артиллеристы, летчики, пограничники и т.д. Вы правильно всех назвали — это различные рода войск.  

Как вы думаете, зачем нужно столько много родов войск? (Предположения детей.) Если в армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.  

Лётчики защищают небо; пехотинцы – сушу; моряки – море; пограничники – границу нашей страны.  

Воспитатель:  

-А теперь проверим, внимательно ли вы меня слушали.

1.Игра «Кто, где служит?»

Воспитатель: Давайте представим себе, что мы оказались в армии. Вы уже знаете, что в армии есть различные рода войск. Кто служит на танке? (Дети: танкисты). Кто служит на границе? (Дети: пограничники). Кто летает на вертолете? (Дети: вертолетчики). Кто служит в ракетных войсках? (Дети: ракетчики). Кто служит на подводных лодках? (Дети: подводники). Кто служит в военной авиации? (Дети: военные летчики). Как называется солдат, у которого нет военной техники? (Дети: пехотинец).  

1.Загадывание загадок:

Воспитатель:  

-Дети, а сейчас я вам предлагаю разгадать загадки.  

Подрасту, и вслед за братом  

Тоже буду я солдатом,  

Буду помогать ему  

Охранять свою ... (страну)  

Брат сказал: "Не торопись! Лучше в школе ты учись!  

Будешь ты отличником - Станешь ... (пограничником)  

Моряком ты можешь стать,  

Чтоб границу охранять  

И служить не на земле, а на военном ... (корабле)  

Самолет парит, как птица, там - воздушная граница. На посту и днем, и ночью  

Наш солдат - военный ... (летчик)  

Снова в бой машина мчится,  

Режут землю гусеницы,  

Та машина в поле чистом управляется ... (танкистом)  

Можешь ты солдатом стать плавать, ездить и летать,  

А в строю ходить охота - Ждет тебя, солдат, ... (пехота)  

Любой профессии военной  

Учиться надо непременно,  

Чтоб быть опорой для страны, чтоб в мире не было ... (войны)  

1.Дидактическая игра «Узнай по описанию».

(На фланелеграфе расположены изображения солдат различных родов войск, воспитатель загадывает одного из них. Дети задают вопросы воспитателю, пытаясь отгадать, кого воспитатель загадал. Воспитатель может отвечать только «да – нет». Потом эту игру можно повторить с ведущим, выбранным из детей.)  Воспитатель:  

-А теперь мы немножко отдохнем  

1.Физкультминутка:

Руки сделали в разлет – получился самолет Мах крылом туда – сюда, Делай раз и делай два.  

Руки в стороны держи.  

И на друга посмотри. Опускайся быстро вниз, на посадку ты садись.  

Воспитатель:  

-Дети, а сейчас будьте внимательны.  

Игра «Что лишнее и почему?» Ракетчик, вертолетчик, футболист. Самолет, танк, парашютист. Автомат, пистолет, танкист  Подводник, артиллерист, корабль.  

-Молодцы! Справились с заданием.  

Воспитатель:  

*Сейчас нет войны, на нас никто не нападает, зачем же нужна армия в мирное время? (Предположения детей). Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.  

Что же делают солдаты в армии в мирное время? (Предположения детей) Правильно, солдаты тренируются. Учат и тренируют солдат офицеры. Чтобы победить врага, солдаты и офицеры должны быть смелыми, сильными, быстрыми, меткими. А чтобы стать такими, конечно, нужно тренироваться.  

Воспитатель:  

*А давайте теперь и мы попробуем быть летчиками.

 Игра «Летчики»

Дети становятся на одно колено «заводят моторы» по сигналу «летают», по сигналу «летчики на аэродром» возвращаются становятся на колено.  

Воспитатель:  

- Дети, а ваши дедушки и папы служили в Армии? Расскажите, пожалуйста. Дети:

рассказывают 3 – 4 примера.  

1.Обсуждение пословиц.

Воспитатель: С давних времен люди гордились своими защитниками Отечества и придумывали о них пословицы. Как вы понимаете смысл следующих пословиц:  

oПервое в жизни – честно служить Отчизне.  oЧужой земли не хотим, но и своей не отдадим.  oУмелый боец везде молодец.

*От военной науки крепнут разум и руки.  

1.Итог.

Воспитатель: Молодцы. Давайте еще раз вспомним, какой скоро будет праздник? (Дети: 23 февраля, День Защитника Отечества). Кому посвящен этот праздник? (Дети: военным: морякам, пограничникам, танкистам, летчикам …) Что нужно делать, чтобы стать похожими на них? (Дети: служить в армии, много тренироваться, быть смелыми, сильными, быстрыми, меткими, бесстрашными).  

Ради мирной жизни на родной земле достойно несут свою нелёгкую службу российские воины. Наши мальчики, став взрослыми, тоже пойдут служить в армию и станут настоящими защитниками Отечества.  

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Главные праздники России».

Цель: совершенствовать знания детей о России.

Задачи: формировать представления детей о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов.

Познакомить с Москвой –главным городом, столицей нашей Родины, её достопримечательностями.

Вызвать чувство восхищения красотой и разнообразием природы России.

Воспитывать в детях любовь к своей Родине –России.

Материал:

Проектор, ноутбук, экран, презентация «Россия – огромная страна», аудиозапись песни «С чего начинается Родина» в исполнении М. Бернеса.

Словарная работа:

Родная, могучая, большая, огромная.

Методы и приемы:

Рассказ воспитателя, беседа, вопросы, показ презентации.

Ход занятия

Вначале занятия звучит первый куплет песни «С чего начинается Родина» в исполнении М. Бернеса.

Воспитатель

– Скажите, кто из вас знает, как называется наша страна?

Дети

  • Россия

Воспитатель

  • правильно, Россия, а как называются люди, населяющие эту страну?

Дети-Россияне!

Воспитатель

-Наша страна – большая и красивая страна.  

Западная граница России начинается у побережья Баренцева моря, пересекает

Балтийское и доходит до Черного моря. Южная граница России проходит от берегов Черного моря до побережья японского моря. Большую часть территории России омывают моря. Морские границы России проходят в водах Тихого океана и его морей (Японского, Охотского, Беренгова).  

Северные границы проходят по водам морей Северного Ледовитого океана:  

Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно - Сибирского, Чукотского». А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Моя Родина» (воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строчку «Это Родина моя»).

Реки чьи глубоки, чисты И красивы берега?

Отвечайте без запинки  

(Это Родина моя!). Горы снежные вершины Прячут ввысь за облака.

Что за чудная картина?

(Это Родина моя!).

Где поля и степь без края,  На цветах блестит роса.  

Песни птиц, жужжанье шмеля?

(Это Родина моя!)

Лес, как царство Берендея,  

В нем живут медведь, лиса.  

А в тайге есть даже тигры.

(Это Родина моя!).

Где на севере морозном

Льдом сверкают берега.  

А на юге — море, солнце.

(Это Родина моя!).

Где город города прекрасней

А всех важней из них Москва.

Цвет флага  

–Белый, синий, красный, (Это Родина моя!).

Воспитатель обращает внимание детей на величие России, ее богатства. Просит детей подобрать слова, характеризующие Россию (красивая, бескрайняя, богатая, могучая, сильная).

Воспитатель – Ребята, а как называется столица нашей Родины?

Дети  

  • Москва.

Воспитатель  

  • Правильно, Москва –столица нашей Родины.  

Воспитатель сопровождает рассказом: «Кремль –это «сердце» России, самая древняя часть Москвы. На территории Кремля  находятся старинные соборы –Успенский, Архангельский, Благовещенский. В

Кремле расположена резиденция Президента России  

Воспитатель  

–А кто является Президентом России?  Главные праздники в России принято отмечать на Красной площади.  

Она находится рядом с Кремлем. Здесь устраивают военные парады, концерты.  

На Красной площади расположены известные всему миру собор Василия Блаженного, исторический музей Мавзолей В.И. Ленина, памятник Минину и Пожарскому.  

В память о погибших в Великой Отечественной войне в Александровском саду был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата. В Москве находятся органы государственной власти, живет президент. Уже более трехсот лет Москва является столицей России. Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий».  

Воспитатель – Ребята, а знаком вам этот поселок?  

Дети – Да, это поселок, где мы живем.

Воспитатель – Как называется наш поселок?

Дети – Мокрый Батай

Воспитатель – Мокрый Батай наш родной поселок, где мы живем, ходим в детский сад, гуляем с друзьями во дворе. Родной поселок–это наша малая Родина.

Воспитатель –Ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали?

Дети –о Родине, о России, о Москве, о родном поселке

Воспитатель  

–Благодарю вас за активную работу. Я считаю, что именно такие чудесные ребята должны жить и учиться в великой и гордой стране – России

Консультации для родителей(законных представителей).

«Нравственно-патриотическое воспитание  детей старшего дошкольного возраста»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.  

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.  

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.  

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.  

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.  

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.  

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».  

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.  

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.  

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.  

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.  

  1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.  
  2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.  

Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.  

  1. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.  
  2. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.  

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.  

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.  

 «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Академик

Д.С. Лихачёв  Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.  

Самое большое счастье для родителей (законных представителей) – вырастить здоровых и высоконравственных детей.  

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенство общественным учреждениям.  

Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: «…семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление».  

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.  

Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;  

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;  

— воспитание уважения к труду;  

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;  

— формирование элементарных знаний о правах человека;  

— расширение представлений о городах России; своем городе%  

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);  

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; — формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.  

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях дошкольного учреждения: при непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в труде, на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только патриотические чувства, но и формируя его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.  

Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

1.Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей. Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора, деревянных кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в «новоселье», разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.  

1.Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте ребенку сначала о семье, улице проживания, потом о детском саде, микрорайоне, затем о городе, стране.  

Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Организуйте экскурсии в Музей Семьи Степановых, к мемориалу «Вечный огонь», расскажите о тяжелой жизни в военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память погибших.  

  1. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.  
  2. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.  
  3. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.  
  4. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?». Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.  
  5. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Проезжая мимо полей, садов, виноградников нашего края, остановитесь, расскажите о том, что земля Краснодарского края очень плодородна, много разнообразных культур растут на ней и дают хорошие урожаи.  

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.  

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.  

В группе организован патриотический уголок, наполненные предметами быта кубанских казаков, изображением национальных костюмов, ремесел, дидактическими играми, разработанными воспитателями и родителями воспитанников, художественной литературой Кубанских казаков. Также представлены макеты избы казачий. Ребята с удовольствием изучают представленные предметы и играют в такие игры, как «Наряди казака и казачку», «Разрезные картинки», «Укрась вазу». Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, и вы, уважаемые родители способны воспитать достойного Человека!  

«Как вырастить защитника»

Автор: педагог – психолог Н.В. Резникова  

Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни начинается в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей (законных представителей) времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.  

Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.  

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.  

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей (законных представителей) с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.  

Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.  

Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколении семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.  

Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.  

Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».  

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).  

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.  

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательнообразовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.  

Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей (законных представителей) с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.  

«Воспитаем детей патриотами»

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.  

На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.  

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.  

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.  

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона, в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей (законных представителей).  

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.  

Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать, что – то новое о малой или большой Родине, других странах.  

Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.  

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.  

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.  

«Первые чувства патриотизма»

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, селу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о селе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свое село. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном селе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона, в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей (законных представителей).

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать, что – то новое о малой или большой Родине, других странах.

Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям (законным представителям) стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края,  полученные  в  детстве,  нередко  остаются  в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Рекомендации для родителей (законных представителей)

  • Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного села.
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах

Рекомендации для родителей (законных представителей):

  • Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного села.
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других  
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах

«Игры для нравственно – патриотического воспитание  детей старшего дошкольного возраста»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв).

Работу по патриотическому воспитанию мы начали с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками. Как на занятиях, так и в повседневной жизни, систематически формируем у детей этические представления и гуманные чувства. Игра «Мой адрес» К концу младшего дошкольного возраста ребёнок должен знать свой адрес. Проще всего закрепить знания в игре.  

Цель игры: закрепить знания об адресе местожительства детей. Оборудование: мяч Ход игры: В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми. Ведущий (взрослый) по очереди бросает мяч детям и произносит: Я живу в городе …? Или Я живу на улице…? Или: Я живу в доме № …? Или: Я живу в квартире № …? Или: я живу в стране под названием …? Рядом с моим домом находится …? И т.д. Играющий, который поймал мяч, должен продолжить фразу и вернуть мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку, и игра продолжается. Вопросы можно повторять.

Картотека игр.

Народные игры

«Золотые ворота»,  «Колечко, колечко», «Земля – вода – небо», «Зарязаряница»,  Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»,  «У медведя во бору»,  «Горелки»,  «Гусилебеди» и т.д.

Дидактические игры:

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

  Цель:  обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.  

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения

«Оцени поступок»

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок.

«Комплименты»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие

«Вчера- сегодня»

Цель: развивать чувство времени у детей.

Ход игры: Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

 «Малая красная книга»

Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.  

Материал: малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений дети называют. Воспитатель рассказывает о них.

 «Подбери профессии»

Цель: Расширить знания о профессиях в нашем городе

Материал: картинки о профессиях, карандаши, бумага

Ход игры: Дети выбирают из картинок те картинки, профессии, которые есть в нашем городе и рисуют им инструменты.

 «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества

Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов.  Дети называют

«Нарисуй узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования. Ход игры: Дети рисуют простой узор по образу.

 «Сортируй узоры»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, формировать умение узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки народных промыслов

Ход игры: Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.

«Собери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к   русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов Ход игры: Дети собирают картинки из фрагментов.

«Богатства недр земли»

 Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.

Материал: коллекция ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.

Ход игры — Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

 «Сложи герб из фрагментов».

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города объясняя, что означает тот или иной элемент.

 «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.

 «Путешествие по городу»

Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города. Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.

«Моя семья»

Данная игра включает в себя нравственно – патриотическоевоспитание в детском саду и формирование гендерной идентичности.

«Иностранец» или «Кто и в какой стране живет?»

«Укрась одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно).

Цель: расширить знания детей о мире, людях, которые населяют его.

 «Деревья и кустарники» (ближайшего нас окружения.)

Цель: находить на иллюстрациях, узнавать и называть их.  

«Дружат люди всей земли»

Цель: формировать чувства патриотизма, через ознакомление с историей и основными особенностями различных государств.

 «Башни кремля»

Цель: уточнить и закрепить знания детей о столице нашей Родины.

Словесные игры также используются при воспитании нравственных чувств.

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

«Вежливые слова», «Цветик – семицветик»

Цель: загадывать желание, рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей– ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную.  

«Хорошо – плохо»

 Цель: оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Красными фишками оцениваются хорошие поступки, черными – плохие.

 «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово).  

«Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово).  

«Река вежливости» (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он, произнося волшебное слово выбирает себе пару),

 «Кто больше скажет?» (волшебных слов),

«Поделись улыбкой»,

«Меняемся местами» (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т.д.),  

«Похвали соседа»,

«Моя игрушка рассказывает обо мне»,

«Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Динамическая игра «Герб России».

Герб страны – орёл двуглавый

Гордо крылья распустил,  (поднять руки в стороны)

Держит скипетр и державу,  (поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку)

Он Россию сохранил              ( нарисовать руками круг)

На груди орла – щит красный, (приложить руки к груди)

 Дорог всем: тебе и мне            (наклон головы вправо-влево) Скачет юноша прекрасный       (шаг на месте) На серебряном коне.

Развевается плащ синий,           (плавные покачивания рук впр. вл.)

И копьё в руке блестит.              (сжать руки в кулак)

Побеждает всадник сильный,       (поставить руки на пояс)

Злой дракон у ног лежит                 (показать руками) Подтверждает герб старинный  Независимость страны.

Для народов всей России  

Наши символы важны.                  (поднять руки вверх)

Спортивные: «Зарница», «Россия, вперед!», «Олимпийские игры»

Сюжетно-ролевые: «Семья» «Профессии»,         «Театр»,         «Школа»,         «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека», «Банк», «МЧС»

Игра «Наш детский сад»

Цель игры: закрепить знания о детском саде, о его сотрудниках.

Воспитывать уважительное отношение к старшим, к сотрудникам детского сада и их труду. Оборудование: Фотографии детского сада, помещений детского сада и игровых площадок, а также сотрудников (воспитателей, заведующей, методиста, музыкального руководителя, инструктора ФИЗО, руководителя ИЗО (если есть), повара, завхоза и т.д.). Эта игра требует предварительной работы: проведение экскурсий по детскому саду, рассматривание фотографий с изображением площадок детского сада, группы и других помещений (кухни, спортивного зала, музыкального зала, методического кабинета, медицинского кабинета и т.д.). Ход игры: Игра заключается в том, чтобы дети, увидев фотографию, определили, что за место детского сада изображено. Воспитатель поочерёдно достаёт картинки, а дети должны угадать, где это находится и назвать, что там делают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование "Формирование патриотических чувств у дошкольников"

Формирования у детей дошкольного возраста (старшей группы) патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе и культуре на основе исторических и культурных особенностей Республики Бур...

Самообразование «Формирование патриотических чувств у дошкольников»

Изучение путей, средств и методов для формирования у детей дошкольного возраста (старшей группы) патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе и культуре на основе историчес...

Самообразование «Формирование патриотических чувств у дошкольников»

Тема: «Формирование патриотических чувств у дошкольников»Цель:  Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством создания социально-педагогической среды, о...

План по самообразованию "Формирование патриотических чувств у дошкольников"

Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного ...

Индивидуальный план по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников»

Актуальность темы заключается в том, что наши современные дети мало знают о своей малой родине, о городе, в котором живут, о стране, особенностях народных традиций, часто бывают, равнодушны к близким ...

План самообразования "Формирование патриотических чувств у дошкольников"

План по самообразованию "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС...