Программа взаимодествия с родителями
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ Вахтанский детский сад « Одуванчик»
Программа социального партнерства с семьей.
Разработали воспитатели
Средней группы
МБДОУ Вахтанский детский
сад « Одуванчик» :
Кононова Наталья Александровна
Р.п. Вахтан
2024-2025 год.
Целевой раздел
Пояснительная записка
На современном этапе взаимодействие образовательного учреждения с семьей приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания, является основой в формировании личности ребёнка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребёнка. Вот почему главные усилия всего педагогического коллектива должны быть направлены на улучшение семейного микроклимата, формирование положительных взаимоотношений в семье, повышение педагогической культуры родителей путём их активного просвещения, формирование совместными усилиями полноценной личности ребёнка.
Дошкольное обучение обусловлено личностно – ориентированным подходом, как новая парадигма образования, когда ребенок признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие рассматривается в качестве приоритетной задачи.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый приказом №1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 года в требованиях к структуре образовательной программы направлен на обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Педагогический коллектив детского сада должен направить свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных вопросах. Проблема адаптации родителей к современным условиям обучения и воспитания их детей, очень быстро становится актуальной, именно поэтому было решено создать программу, в которой бы учитывалась динамика современного обучения, возможность адаптации и раскрытия внутреннего потенциала у родителей и их детей.
Цель программы: Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
• Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско – родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
• Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
• Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
• Формировать позитивные формы общения
• Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
• Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.
Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во – первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.
В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
• Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
• Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
• Доступности- учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
• Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Содержательный раздел
Формы и методы взаимодействия с родителями и детьми:
- Анкетирование родителей для сбора социологических данных;
- Индивидуальные беседы, консультации, стенды, буклеты;
- Опрос родителей для получения их представлений или ожиданий, планов относительно сотрудничества со специалистами детского сада, для определения тематики мероприятий;
- Родительское собрание
- Родительский лекторий для повышения педагогической культуры родителей, их психолого – педагогической компетентности в семейном воспитании; родительский клуб «Вконтакте».
- Тематические конференции по обмену опытом воспитания, дискуссии
- Дни открытых занятий, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, выпуск газет
- Досуг – совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы;
- Семейные праздники – День матери, День отца и др.
- Реклама услуг детского сада (на сайте дет.сада «Одуванчик» и персональных страничках педагогов).
Методические рекомендации:
Специфика работы по данной программе заключается в том, что кроме теоретических занятий в программе используется проведение игр, диагностических методик, изучающих личностные характеристики детей и их родителей, также применяется ведение бесед с использованием индивидуального подхода при обсуждении результатов диагностирования и дальнейших планов. Реализация данной программы предполагает участие специалистов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателей. Наличие педагогов – специалистов создает атмосферу надежности, комфортности, защищенности. А дети и родители получат массу положительных эмоций от совместной деятельности.
Ожидаемый результат:
- Неформальные отношения с семьями воспитанников.
- Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей и выбору адекватных методов и форм.
- Обучение коммуникативным навыкам.
- Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.
- Повышение педагогической компетентности родителей.
- Возбуждение интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям.
- Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
- Подготовка их ребенка к социальным отношениям.
Направления работы с семьей:
- Изучение особенностей семьи, воспитания ребенка и установление контактов с семьей.
- Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию.
- Включение родителей в решение проблем детского сада, коллективное обсуждение семейных проблем и их решение.
Организационный раздел:
Программа реализуется на базе МБДОУ Вахтанский детский сад « Одуванчик».
Для реализации программы используется материально- техническая база учреждения.
Приложение:
Взаимодействие с родителями. План работы:
№ | Название мероприятия | Цель | Сроки |
1 | Создание мира «Летние находки. | Подготовить родительский уголок к осеннему сезону с целью привлечения внимания родителейк полезной и нужной информации. | сентябрь |
2 | Выставка рисунков и поделок сделанные детьми и родителями « Русская березка» | Привлечь родителей созданием совместных работ на тему« Русская березка» | сентябрь |
3 | Привлечь родителей в оформлении патриотического уголка | Оформление альбомов | сентябрь |
4 | Участие родителей в обогащении в группе развивающей среды Фотовыставка к дню бабушек и дедушек | Привлечь и заинтересовать родителей в создании безопасной и познавательной среды. | октябрь |
5 | Родительское собрание Осенний праздник для детей «Волшебная палочка осени» | Конструирование в жизни ребёнка Побуждать детей и родителей к совместной подготовке мероприятия. Способствовать созданию положительных эмоций. | октябрь |
6 | Привлечь родителей к проведению элементов образовательной деятельности. (в соответствии с программой .) | Познакомить детей с некоторыми видами труда взрослых.
| ноябрь |
7
| Музыкальное развлечение «посиделки с мамами», посвящённое Дню матери.(Нашим дорогим мамам посвящается!) Выставка « Вот она какая мама дорогая» | Вовлечь родителей и детей к участию в мероприятии, способствовать созданию положительных эмоций. привлечь родителей к активному участию жизни группы | ноябрь
|
8 | Индивидуальные беседы с родителями Консультация « По пожарной безопасности» | Выявить, принципы общения с детьми в домашней обстановке. | ноябрь |
9 | Консультация : «Игротека в кругу семьи». | Пополнить знания родителей об развивающих играх, которые можно проводить дома без специальной подготовки. | ноябрь |
10 | Выставка « Статуэток Птиц» | Привлечь родителей к созданию выставки « Птиц» | декабрь |
11 | Оформление родительского уголка на зимнюю тему: «Здравствуй, гостья Зима!» | Привлечь внимание родителей к информации родительского уголка при помощи наглядного метода | декабрь |
12 | Подготовка к Новогоднему празднику. Сбор родительского комитета по поводу проведения Новогодних утренников Новогодний праздник « Как серый волк Новогодние подарки сьел | Вовлечь родителей в совместную подготовку к предстоящему новогоднему празднику. Вынести решение о новогодних подарках для детей Побуждать детей и родителей к совместной подготовке мероприятия. Способствовать созданию положительных эмоций. | декабрь |
13 | Беседа «Основы безопасности в праздники» | Призвать родителей к бдительности во время новогодних праздников. | декабрь |
14 | Акция «Помоги птицам»! | Привлечь родителей к изготовлению кормушек, побуждать к бережному и заботливому отношению к птицам. | январь |
15 | Инструктаж по технике безопасности «Крещенские морозы». | Напомнить родителям о важности соблюдения правил поведения на улице в морозные дни. | январь |
16 | Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Гиперактивность. Как привить ребёнку усидчивость». | Выявить отношение родителей конкретного ребёнка к его активности, неусидчивости, дать совет. | январь |
17 | Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ».
| Напомнить традиционные и народные методы профилактики и лечения ОРВИ и ОРЗ. | февраль |
18 | Спртивно-музыкальный праздник «23февраля!»(для пап) | Привлечь родителей к участию в празднике, создать соревновательную дружескую обстановку. | Февраль |
19 | Проект «Наша армия сильна» | Привлечь родителей к созданию выставки «Мой папа был солдатом», ознакомлению детей с родами войск Российской армии. | февраль |
20 | Совместная деятельность родителей и воспитателей по очистке участка для прогулки от снега | Привлечь родителей к очистке участка от снега | февраль |
21 | Инструктаж по технике безопасности « Чем опасна оттепель на улице». | Ознакомить родителей с правилами поведения на улице во время гололедицы. | март |
22 | Концерт ко дню «8 марта» . | Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике. | март |
23 | Оформление родительского уголка на весеннюю тему. Консультация «Поговорим о витаминах». | Подготовить родительский уголок к весеннему сезону с целью привлечения внимания родителей к полезной и нужной информации. | март |
24 | День открытых дверей | Содействовать ознакомлению родителей с игровой и обучающей деятельностью детей во время пребывания в д/саду. | апрель |
25 | Консультация для родителей: «Права детей» Фотовыставка: «Я имею право быть счастливым!» | Проконсультировать родителей о правах детей | апрель |
26 | Музыкальное развлечение «К нам пришла Весна - красна». | Заинтересовать родителей и детей в проведении данного мероприятия, доставить всем участникам радость, позитивное настроение. | апрель |
27 | Выращивание рассады для оформления клумб д/сада «Огород на подоконнике» | Привлечь родителей к совместному выращиванию рассады. | апрель |
28 | Консультация: «Если ребёнок через чур инициативен…». Участие в мероприятии «Никто не забыт, ничто не забыто». | Помочь родителям осознать необходимость поддержки детской инициативы и привлечение детей к совместной деятельности. Привлекать родителей к ознакомлению детей с героическим прошлым нашего народа, уважение к погибшим в В.О.В. | май |
29 | Развлечение «День защиты детей» | Привлечь родителей к участию в развлечении | 1июня |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа клуба для родителей и детей "Заинтересованный родитель"
В программе описана цель, структура и конспекты занятий клуба....
Семинар-практикум для воспитателей района Нагатинский затон города Москвы. "Влияние проектно-исследовательской деятельности во взаимодествии с родителями дошкольников".
Семинар-практикум для воспитателей района Нагатинский затон города Москвы. "Влияние проектно-исследовательской деятельности во взаимодействии с родителями дошкольников"....
Рабочая программа взаимодействия с родителями воспитанников по реализации основной образовательной программы ДОУ
Рабочая программа...
Семинар – практикум для родителей. «Выявляем и развиваем интересы и способности ребенка». (дети 5 - 6 лет) Методический источник : Образовательная программа " Школа для родителей дошкольников" Омск БОУ ДПО " ИРООО" 2018
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить....
Программа «Взаимодействия с родителями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ».
старшая группа...
Статья. Взаимодествие с родителями.
Формы взаимодествия педагогов и родителей в ДОУ....
Взаимодествие с родителями
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы педагога, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг...