Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Гурьева Мария Михайловна
Описано занятие по экспериментированию «Опыты с воздухом» в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_eksperimentirovaniyu_s_vozduhom.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экспериментированию «Опыты с воздухом» в старшей группе

Предварительная работа:

Что такое воздух? (воздух – это смесь газов)

Где находится воздух? (он повсюду, вокруг нас)

Почему мы не видим воздух? (потому что он невидимый)

А для чего нам нужен воздух? (воздух нужен нам, чтобы дышать, без воздуха не сможет выжить ни одно живое существо)

Профессор: - Здравствуйте, дети! Меня зовут профессор Всезнайкин.

Давайте поздороваемся друг с другом:

«Доброе утро!» должны мы сказать.
Взрослому, если встречаемся с ним,
Громкое
«Здравствуйте!» мы говорим.
Друзьям мы говорим:
«Привет!»
«Привет!» - нам говорят в ответ.


Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию.

Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают) - лаборатория - это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).

Скажите, а, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
- Итак, мы сегодня превратимся в ученых и тоже будем экспериментировать.
Только для начала запомним правила безопасности ….
Ну что, приступим к разгадыванию загадок природы.

И для вас у меня первая загадка: чего в этой комнате очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают).

Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
(Воздух)
- Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5.

- Вот видите, даже на такое короткое время тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде. Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить.

Опыт 1 «Почувствуй воздух»

Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Самостоятельно сделать бумажные веера. Помахать веером возле своего лица.
Вывод: Воздух не виден, но ощутим.

Или: Игра -поиск «Где живет воздух?»
(Воспитатель показывает стеклянную банку с кубиками)
В: Посмотрите, что это? (Стеклянная банка.)
В: Есть ли что-нибудь в банке? (кубики)
В: Уберем кубики, есть ли что-нибудь в пустой банке? (воздух)

В: Какого цвета воздух? (бесцветный, прозрачный)

ФИЗ.МИНУТКА

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
(И. Лебедева)

Продолжим дальше исследовать воздух.

Как же можно его увидеть, если он прозрачный?

Опыт «Я вижу воздух»

Задача: дать детям представление о том, что воздух можно увидеть в воде.
Выдохнуть воздух через коктейльную трубочку в емкость с водой.
Вывод: если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх.

Опыт «Ловим воздух»

Задача: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг нас.
Открыть прозрачный целлофановый пакет, как бы «зачерпнуть» в него воздух, закрутить края. Пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Опыт «Воздух повсюду».

Задача: проверить есть ли воздух в пустом сосуде.
Медленно опустить пластиковый стакан с салфеткой на дне в воду, затем перевернуть, салфетка останется сухой.
Вывод: Вода выталкивает воздух, воздух заполняет любое пространство, поэтому ничего не является пустым.

???Опыт «Воздух работает»

Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы
1. Самостоятельно сделать лодочки сначала без паруса, опустить их на воду и подуть, затем вставить паруса и опять подуть.
Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее.
2. Подуть на перышко.
3. Подуть на плот с собачкой.
Вывод: воздух двигает предметы.

Опыт «Тонет - не тонет».
«Почему летит ракета?»

Задача: познакомить детей с принципом полета ракеты.
Надуть воздушные шарики и отпустить их.
Вывод: когда мы отпускаем надутый шарик, воздух стремится выйти наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей струи воздуха. По такому же принципу летит и ракета.

Сенсорное упражнение «Сжатый воздух»
В:
 Сегодня у нас необычный гость.
(Достает ненадутый воздушный шар)

- Дети, что это такое? (шарик)

В: Какой шарик? (Красный, резиновый, тянется, худенький)

В: Шарик просит меня, чтобы я его надула.
(воспитатель надувает шар)
В: Чем наполнили шар? (воздухом)

В: Каким стал шар? (большим, прозрачным)

В: Тяжелее стал шарик или легче? (тяжелее)

В: Что случится, если шарик заполнить большим количеством воздуха (он лопнет)
(воспитатель отпускает шар, не завязав его)

В: Воздух с силой вырвался из шарика: он был сжат там.

- Где еще находится сжатый воздух? (в резиновом мяче, в шинах велосипеда)
(показываю резиновый мяч)

Итог занятия.

Что это за невидимка, которого мы сегодня исследовали? (воздух).

А какой воздух?

Зачем он нам нужен?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе

Конспект занятий по экспериментированию с песком в старшей группе...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮна тему :«Воздух» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮна тему :«Воздух» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Зада...

Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе  « ВОЗДУХ -богатство нашей планеты Земля»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Программное содержание: способствовать обогащению и закре...