Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в средней группе детского сада
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Расширять знания о воздухе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в средней группе детского сада

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром

«Воздух-невидимка»

                                                              Подготовила: Подогова Т.А.

Цель: Расширять знания о воздухе.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Развивать представление детей о воздухе, его свойствах.. 
• Способствовать развитию навыков проведения опытов.
• Развивать умение делать выводы на основе практического опыта.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля ; гуашь; кисточки; фонарик.

Ход занятия:

Игра: Дует ветер с высоты

    Гнутся травы и кусты

    Клонятся цветы и травы

    А теперь давайте вместе

    Все попрыгаем на месте

    Выше! Веселей! Вот так!

    Переходим все на шаг

    Вот закончилась игра

    Заниматься нам пора

Воспитатель: Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».
Воспитатель: Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Правильно! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям. Дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи.
Быть людьми хорошими
Ты нас научи

Воспитатель:
 Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда надевайте скорее колпаки!
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь. 
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем. 
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать. 
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим. 
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да. 

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст. 
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. 
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
Дети:(ответы детей). Бесцветный, правильно Макар

Воспитатель: На столе у меня фонарик, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. 
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. 
Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?
(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. «Воздух в человеке».
 

На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках?

Дети: Вода и горох

Воспитатель: Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками.

Дети: Теплая.

Воспитатель: Что делают горошины?

Дети: лежат на дне стаканчика.

Воспитатель: Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь?

Дети: Воздух

Воспитатель: Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать?

Дети: Подуть в трубочки.

Воспитатель: Что происходит?

Дети: Появились пузырьки - это воздух.

Воспитатель: Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Дети: Они двигаются.

Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины?

Дети: Воздух

Воспитатель: Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух

Дети: Из орта.

Воспитатель: Правильно ребята, сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку. Значит сейчас мы убедились. Что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Дети: Умеем!
Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.
Физкультминутка:
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).

Воспитатель: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.

Опыт 3. "Что легче: вода или воздух?" 

Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка.

Воспитатель: как вы думаете ребята, воздух легкий или тяжелый?

Как мы можем это узнать (ответы детей).

Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт.

 Как вы думаете, есть ли воздух в банке?

Дети: (Есть).

Воспитатель: Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось?

Дети: (Пузыри).

Воспитатель: Как вы думаете, почему они появились?

 Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.

Опыт 4. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).

Воспитатель: хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!

Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!

Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
Дети: Здорово!
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):
- что воздух прозрачный, бесцветный;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что воздух легче воды;
- что мы с вами дышим воздухом;
- что воздух есть внутри людей.

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по правилам доровного движения в средней группе детского сада "Осторожно - перекрёсток"

Дать детям представления о перекрёстке и об особенностях движения общественного транспорта на перекрёстке. Расширение знания детей о назначении дорожных знаков....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе детского сада на тему "воздух"

Занятие направлено на расширение представлений детей о воздухе и ознакомление с его свойствами....

Конспект занятия по формированию связной речи в средней группе детского сада для детей с ТНР.

В коспекте представлены материалы по совершенствованию лексико-грамматической стороны языка и формированию связной речи у детей средней логопедической группы....

Конспект занятия по развитию логического мышления для средней группы детского сада.

В конспект занятия включены игровые задания, способствующие развитию логического мышления детей среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе детского сада «Солнышко» Тема: «Мой любимый город». Автор занятия: Евфимова Виктория Василь

Цель: Воспитание у детей чувства любви к своей Родине, родному городу.Задачи. Образовательные.*Знакомство с понятием Родина.  Находить и показывать родной город на карте Крыма.*Уточнить представл...