Рабочая программа кружковой работы «Волшебный мир» средняя группа
рабочая программа (средняя группа)

Программа «Волшебный мир» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей среднего дошкольного возраста.

Направления работы

  • Познавательно-экологическое направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Экспериментально- исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)

Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhkovoy_raboty_2024_g_1.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружковой работы «Волшебный мир»

средняя группа

Воспитатель: Семенова Т.Ю.

Цель и задачи рабочей программы

Цель

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.
  • Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
  • Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи
  • Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).
  • Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
  • Формировать интерес к поисковой деятельности.
  • Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.
  • Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
  • Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
  • Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Ожидаемые результаты:

Ребенок знает

  • Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
  • Правила охраны природы;
  • Правила личной безопасности;
  • Графические и практические способы фиксирования результатов наблюдений

Имеет представление

  • о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
  • о приспосабливании растений к условиям жизни;
  • о свойствах металла;
  • о построении простейших гипотез
  • предвидеть последствия действий, выполняемых впервые

Умеет

  • выслушивать инструкции и запоминать;
  • проводить элементарные исследования и эксперименты;
  • уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;
  • формулировать выводы, делать небольшие заключения

Содержательный раздел

Форма организации кружковой деятельности

Программа «Волшебный мир» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей среднего дошкольного возраста.

Направления работы

  • Познавательно-экологическое направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Экспериментально- исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)

Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

  1. Метод наблюдения
  • распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
  • за изменением и преобразованием объектов;
  1. Игровой метод
  • Опыт
  1. Словесные методы
  • Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
  • Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
  • Художественное слово
  • Загадки
  • Напоминание о последовательности работы
  • Совет
  • Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
  1. Информационно-коммуникативные технологии:
  • Компьютер
  • мультимедийный проектор

Формы работы с детьми:

  • фронтальные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Формы реализации программы:

  • целевые экскурсии;
  • тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
  • чтение художественной литературы;
  • конкурсы и викторины;
  • сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
  • открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными

персонажами.

  1. Содержание изучаемого курса

Месяц

Тема, содержание работы

Решаемые цели и задачи

Октябрь

1

1,2 «Нюхаем, пробуем, трогаем»

Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы - определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).

2

3,4 «Почему всё звучит?»

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

3

5,6«Прозрачная вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

4

7,8«Разноцветные шарики»

Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Ноябрь

1

1,2 «Вода принимает форму»

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

2

3,4 «Какие предметы могут плавать»

Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

3

5,6 «Делаем мыльные пузыри»

Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленку.

4

7,8«Подушка из пены»

Цель: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

Декабрь

1

«Что растворяется в воде»

Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

2

3,4 «Замёрзшая вода»

Цель: выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

3

5,6 «Взаимодействие воды и снега»

Цель: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

4

7,8 «Поиск воздуха»

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Январь

1

1,2 «Воздух работает»

Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

2

3,4 «Как согреть руки»

Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

3

5,6 «Снег»

Цель: познакомить детей со свойствами сырого и липкого снега.

4

7,8 «Цветные льдинки»

Цель: дать детям представление о свойствах льда.

Февраль

1

1,2 «Волшебная рукавичка»

Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

2

3,4 «Что отражается в зеркале»

Цель: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

3

5,6 «Свет повсюду»

Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

4

7,8 «Свет и тень»

Цель: показать детям способы использования различных материалов и инструментов для исследования тени.

Март

1

1,2 «Как развивается растение»

Цель: формулировать у детей представление о растениях, как о живых существах, о том, что семена растений тоже живые существа; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло.

2

3,4 «Дерево и его свойства».

Цель: познакомить детей со свойствами дерева. Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, не тонет, удерживает тепло, горит)

3

5,6 «Необычные кораблики».

Цель: познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

4

7,8 «Удивительная соль»

Познакомить детей со свойствами соли, с её видами, как образуется соль в природе.

Апрель

1

1,2 «Песок и глина».

Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

2

3,4«Каждому камешку свой домик»

Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

3

5,6 «Здравствуй, солнечный зайчик»

Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

4

7,8 «Волшебное сито»

Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

Май

1

1,2 «Свойства песка»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

2

3,4«Цветной песок»

Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

3

5,6 «Фонтанчики»

Цель: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

4

7,8 «Весёлая полоска»

Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действиями на нее воздуха; развивать любознательность

Методическое обеспечение.

В группе должен быть создан уголок «детской лаборатории»

Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги, ткани;

медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

#1057;писок литературы

  1. Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ «СФЕРА», 2005.
  2. Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М,ТЦ Сфера, 2004 г.
  3. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий \ авт. – сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
  4. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
  5. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005
  6. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие для воспитателей детского сада. СП6 «Детство-пресс»,2004 г.
  7. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1998 г.
  8. Рыжова Н.А. Волшебница – вода; Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1997 г. #1061;абарова Т.В. Экологические проекты в ДОУ и начальной школе. Сыктывкар, 2004 г.
  9. Шапира А.Н. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. - М.,Мозаика-Синтез, 2002 г.
  • Интернет-ресурсы
  • Журналы по дошкольному воспитанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы во второй младшей группе "Пластилинография"

Материал содержит паспорт программы и перспеквный план....

Рабочая программа кружковой работы «Мир волшебства» Старшая группа

  Детское  экспериментирование как форма деятельности используется в практике  недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как твор...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в рамках кружковой работы «Волшебная бумага» (средняя группа)

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в рамках кружковой работы «Волшебная бумага» (средняя группа)"СОЛНЫШКО"...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебный мир»

Рабочая программа кружковой работы                    ...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...