Рабочая программа кружковой работы «Волшебный мир» средняя группа
рабочая программа (средняя группа)
Программа «Волшебный мир» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей среднего дошкольного возраста.
Направления работы
- Познавательно-экологическое направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Экспериментально- исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)
Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhkovoy_raboty_2024_g_1.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружковой работы «Волшебный мир»
средняя группа
Воспитатель: Семенова Т.Ю.
Цель и задачи рабочей программы
Цель
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.
- Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
- Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи
- Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).
- Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Формировать интерес к поисковой деятельности.
- Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.
- Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
- Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
- Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Ожидаемые результаты:
Ребенок знает
- Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
- Правила охраны природы;
- Правила личной безопасности;
- Графические и практические способы фиксирования результатов наблюдений
Имеет представление
- о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
- о приспосабливании растений к условиям жизни;
- о свойствах металла;
- о построении простейших гипотез
- предвидеть последствия действий, выполняемых впервые
Умеет
- выслушивать инструкции и запоминать;
- проводить элементарные исследования и эксперименты;
- уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;
- формулировать выводы, делать небольшие заключения
Содержательный раздел
Форма организации кружковой деятельности
Программа «Волшебный мир» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей среднего дошкольного возраста.
Направления работы
- Познавательно-экологическое направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Экспериментально- исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)
Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.
Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми
- Метод наблюдения
- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
- за изменением и преобразованием объектов;
- Игровой метод
- Опыт
- Словесные методы
- Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
- Художественное слово
- Загадки
- Напоминание о последовательности работы
- Совет
- Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
- Информационно-коммуникативные технологии:
- Компьютер
- мультимедийный проектор
Формы работы с детьми:
- фронтальные;
- групповые;
- индивидуальные.
Формы реализации программы:
- целевые экскурсии;
- тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
- чтение художественной литературы;
- конкурсы и викторины;
- сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
- открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными
персонажами.
- Содержание изучаемого курса
Месяц | Тема, содержание работы | Решаемые цели и задачи |
Октябрь 1 | 1,2 «Нюхаем, пробуем, трогаем» | Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы - определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус). |
2 | 3,4 «Почему всё звучит?» | Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. |
3 | 5,6«Прозрачная вода» | Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). |
4 | 7,8«Разноцветные шарики» | Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. |
Ноябрь 1 | 1,2 «Вода принимает форму» | Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. |
2 | 3,4 «Какие предметы могут плавать» | Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. |
3 | 5,6 «Делаем мыльные пузыри» | Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленку. |
4 | 7,8«Подушка из пены» | Цель: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). |
Декабрь 1 | «Что растворяется в воде» | Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. |
2 | 3,4 «Замёрзшая вода» | Цель: выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. |
3 | 5,6 «Взаимодействие воды и снега» | Цель: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. |
4 | 7,8 «Поиск воздуха» | Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. |
Январь 1 | 1,2 «Воздух работает» | Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.). |
2 | 3,4 «Как согреть руки» | Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). |
3 | 5,6 «Снег» | Цель: познакомить детей со свойствами сырого и липкого снега. |
4 | 7,8 «Цветные льдинки» | Цель: дать детям представление о свойствах льда. |
Февраль 1 | 1,2 «Волшебная рукавичка» | Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. |
2 | 3,4 «Что отражается в зеркале» | Цель: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. |
3 | 5,6 «Свет повсюду» | Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). |
4 | 7,8 «Свет и тень» | Цель: показать детям способы использования различных материалов и инструментов для исследования тени. |
Март 1 | 1,2 «Как развивается растение» | Цель: формулировать у детей представление о растениях, как о живых существах, о том, что семена растений тоже живые существа; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло. |
2 | 3,4 «Дерево и его свойства». | Цель: познакомить детей со свойствами дерева. Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, не тонет, удерживает тепло, горит) |
3 | 5,6 «Необычные кораблики». | Цель: познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. |
4 | 7,8 «Удивительная соль» | Познакомить детей со свойствами соли, с её видами, как образуется соль в природе. |
Апрель 1 | 1,2 «Песок и глина». | Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. |
2 | 3,4«Каждому камешку свой домик» | Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. |
3 | 5,6 «Здравствуй, солнечный зайчик» | Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). |
4 | 7,8 «Волшебное сито» | Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность. |
Май 1 | 1,2 «Свойства песка» | Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. |
2 | 3,4«Цветной песок» | Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой. |
3 | 5,6 «Фонтанчики» | Цель: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. |
4 | 7,8 «Весёлая полоска» | Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действиями на нее воздуха; развивать любознательность |
Методическое обеспечение.
В группе должен быть создан уголок «детской лаборатории»
Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги, ткани;
медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
#1057;писок литературы
- Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ «СФЕРА», 2005.
- Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М,ТЦ Сфера, 2004 г.
- Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий \ авт. – сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
- «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
- Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005
- План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие для воспитателей детского сада. СП6 «Детство-пресс»,2004 г.
- Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1998 г.
- Рыжова Н.А. Волшебница – вода; Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1997 г. #1061;абарова Т.В. Экологические проекты в ДОУ и начальной школе. Сыктывкар, 2004 г.
- Шапира А.Н. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. - М.,Мозаика-Синтез, 2002 г.
- Интернет-ресурсы
- Журналы по дошкольному воспитанию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружковой работы во второй младшей группе "Пластилинография"
Материал содержит паспорт программы и перспеквный план....
Рабочая программа кружковой работы для детей подготовительной к школе группы «Волшебные пальчики. Пластилинография»
Кружок по лепке...
Рабочая программа кружковой работы «Мир волшебства» Старшая группа
Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как твор...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в рамках кружковой работы «Волшебная бумага» (средняя группа)
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в рамках кружковой работы «Волшебная бумага» (средняя группа)"СОЛНЫШКО"...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебный мир»
Рабочая программа кружковой работы ...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...
Рабочая программа кружковой работы в средней группе «Мальвина» по аппликации «Волшебная бумага»
Рабочая программа кружковой работы...