Под флагом России живу и расту!
статья (старшая группа)

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_zhurnala_sergeeva.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Под флагом России живу и расту!

В Федеральной образовательной программе ДОО заявлено, что патриотическое воспитание в настоящее время является одним из важнейших звеньев воспитательной работы в детском саду.

Общепринятое понятие патриотизма – это любовь и привязанность к своему окружению: городу дому или селу, семье и народу, языку и стране; стремление передать его новым поколениям, связанное с желанием социума защитить идеалы и культуру, ценности и достижения путем формирования определенных качеств у детей.

Цель патриотического воспитания у детей в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной Родине, природе, к дому, к семье, к истории культуры страны, созданных трудами родных и близких людей и тех, кого зовут соотечественниками.

В 2023-2024 учебном году мною поставлена цель - создать образовательное пространство в группе дошкольного учреждения, способствующее формированию у дошкольников основ гражданственности, патриотических чувств и уважения к прошлому, настоящему и будущему нашей страны на основе изучения традиций, художественной литературы, культурного наследия большой и малой родины.

Цель была конкретизирована в задачах:

  • Способствовать воспитанию любови и трепетному отношению к ценностям семьи, детскому саду, родному городу Ангарску;
  • Развивать у детей желание участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории своей группы, улиц родного города;
  • Прививать заботливое отношение к родным и близким людям, младшим и сверстникам, к людям старшего поколения;
  • Воспитывать уважение к труду разных профессий, развивать интерес к традициям родного края, соблюдать и сохранять их;
  • Знакомить детей с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом;
  • Познакомить детей и родителей с правами ребёнка в Российской Федерации, направленных на защиту каждого дошкольника.

Данные задачи в нашем учреждении решаются через различные формы работы и виды детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде, на прогулке, в быту) а также через создание предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию.

Все участники образовательного отношений взаимодействуют двухсторонне, а реализация патриотического воспитания идет от простого - семья, к сложному.

В группе оформлены центры патриотического воспитания, в которых содержится материал, в соответствии с возрастными особенностями детей. Материал подобран и систематизирован по следующим темам:

- Мой город

- Я – гражданин России

- Государственные символы России

- День защитника Отечества

- День Победы

- День Матери

- Международный женский день и т.д.

Подобрана художественная литература в соответствии с ФОП ДО и тематические папки о родном городе и родной стране, размещены предметы и игрушки русской национальной культуры. В уголке патриотического воспитания созданы картотеки русских народных подвижных игр и стихов о России, фотографии о достопримечательностях Ангарска, макеты зданий города. Имеется большой набор дидактических игр и пособий о России и родном городе, а также большое количество поделок, изготовленных детьми и родителями дома и в детском саду.

Кроме центров патриотического воспитания в группе, мы оформляем рекреации и приёмные групп к Государственным праздникам.

В эколого-патриотической комнате нашего детского сада дети могут познакомиться с красотой родного края, её флорой и фауной.

Практически всё, что окружает ребёнка в семье и детском саду, связано с патриотическими ценностями, такими как семья, дом, малая Родина, Отечество. Поэтому организация работы по патриотическому воспитанию в нашем детском саду носит деятельностный подход, и касается всех образовательных областей. Патриотическая направленность интегрируется по всем направлениям работы, прослеживается на многих занятиях (ознакомление с окружающим, изобразительная и продуктивная деятельность, музыкальные и физкультурные занятия), в чтении детских произведений, а также в режимных моментах и на прогулке.

Исходя из задач по патриотическому воспитанию, мы подобрали средства, формы и методы работы с детьми, и их родителями.

Планируя работу по патриотическому воспитанию, в календарном плане мы учитываем государственные и православные праздники, а также памятные даты в истории нашей страны.

Основной формой работы по формированию целостного образовательного пространства с детьми в нашем деском саду остаются занятия. Воспитатели проводят тематические занятия в соответствии с праздниками в календарном плане (см. приложение). В занятия по патриотическому воспитанию мы включаем визуальное сопровождение (видеофильмы, презентации, интерактивные игры).

Одной их форм патриотического воспитания является создание портфолио воспитанника, в котором один из разделов посвящен родословной семьи (или генеалогическое древо), где дети запоминают и узнают членов своей семьи. Портфолио мы оформляем с самого прихода ребенка в детский сад и вручаем его на выпускном вечере.

Доброй традицией стала «Мастерская добрых подарков», где дети изготавливают и дарят подарки своим близким к праздникам. Благодаря этой работе мы отмечаем, что у детей формируется нежное отношение к маме, папе и другим членам семьи.

Создание образовательного пространства подразумевает так же и организацию целевые экскурсии которые проходят - в музей Победы, в пожарную часть, библиотеку. А благодаря возможностям интернета мы совершаем виртуальные экскурсии по просторам нашей Родины.

Ещё одна форма работы по обогащению образовательного пространства для патриотического воспитания – это конкурсы. Дети нашего учреждения активно принимают участие во всех муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах. Традиционно в нашем детском саду проходят конкурсы чтецов, патриотической песни, рисунков, приуроченные к государственным праздникам - День народного единства, День Победы, День защитников отечества.

Всем известна такая форма работы как проектная деятельность. Проекты имеют различную тематику, но педагог выбирает тему, исходя из задач и особенностей воспитанников.

Акция – это форма работы, которая также используется в нашем детском саду. В течение года проводится большое количество акций. Это:

- «Эстафета памяти», «Окно Победы», «Георгиевская ленточка», «Подарки для ветеранов ВОВ» (к Дню Победы);

- «Подарите книгу детям»;

- «Покормите птиц зимой», «Семечко и зёрнышко про запас!» «Посади цветок, дерево»;

- «Вместе с папой в детский сад»;

«Письмо солдату», «Мы рисуем Мир»;

- «Улыбнись Малыш»;

- «Бабушка. Похвали своих бабушку и дедушку».

Не потеряла у детей популярность и интерес игра «Зарница». В настоящее время она немного видоизменилась и стала любимой квест-игрой для детей нашего детского сада.

Одна из форм работы по формированию целостного образовательного пространства по воспитанию гражданственности и знакомству с профессиями это «Встреча с интересными людьми», когда приглашаются люди разных профессий.

Одними из самых зрелищных мероприятий являются праздники, включенные в календарный план работы с детьми. Такие мероприятия показывают не только результат работы всего учреждения, но и активно объединяют всех участников образовательных отношений - родителей-детей-педагогов.

Челлендж – еще одна современная форма работы, которая также используется нами. Цель образовательного челленджа в дошкольном учреждении – это мотивация и активизация педагогов, воспитанников и родителей в создании единой образовательной и развивающей среды для детей по патриотическому воспитанию. Для осуществления данной работы нам помогают различные мессенджеры, где родителям предоставляется информация по теме, задается мотивация и отслеживается результат о проделанной работе в семье.

Таким образом, педагогическим коллективом нашего детского сада выстроена определенная система работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Своё выступление хотелось бы завершить словами президента РФ В.В.Путина:

«Патриотизм – это любовь к Родине. Любовь нельзя ни купить, ни подарить, нельзя заставить любить. Можно создать условия, чтобы молодой человек дорожил тем, что ему досталось от своих дедов и прадедов. Это всё должно быть в нашей душе, в нашем сердце. Это то, без чего человек не может существовать, если хочет быть человеком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по духовно -нравственному воспитанию "Мы живем и растем в России"

Конспект по духовно-нравственному воспитанию "Мы живем и растем в России"....

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Мы живем и растем в России»

Цель: Закреплять представления о родине, о своем городе.Задачи:1. Знакомить детей с родным городом;2. Закреплять умения называть правильно свой адрес (название города, улицы, номер дома);3. Учить...

«День рождения флага России» .Конспект НОД во второй младшей группе «День флага России».

Цель:1. Воспитание патриотизма, уважительного отношения к флагу нашей страны.2. Воспитание любви к природе родного края.3. Закрепление зрительных представлений о Российском флаге.Материалы...

«Под флагом России живу и расту»

Каждая страна имеет такой знак, по которому её можно легко узнать. Это государственный флаг. Дети из группы "Семицветик" в честь праздника нарисовали рисунки с изображением Российского Флага...

Патриотическая акция ко Дню Российского флага «Под флагом России живу и расту»

Цель акции: закрепить знания детей о символике своей страны, напомнить родителям и детям о важности такого атрибута в жизни каждого человека, как государственный флаг родной страны, формиров...

Церемония поднятия флага России, флага Кубани, флага Новороссийска в ДОУ

Методическая разработка  церемонии  поднятия флагов Российской Федерации, Кубани и Новороссийска.Сценарий мероприятия направлен на развитие в воспитанниках ДОУ   чувства патри...

День Флага России Сценарий физкультурно-оздоровительного праздника «Веселые старты под флагом России»

Цель:- создание праздничной обстановки для понимания дошкольниками значения даты «22 августа»;- воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за свою страну и свой народ....