ДООП "Мы вместе"
методическая разработка (подготовительная группа)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности «Мы вместе!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_vmeste_6-7.docx | 66.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрация
Советского городского округа
муниципальное автономное дошкольное образование учреждение
«Центр развития ребенка детский сад №18 «Огонек»
(МАДОУ ЦРР д/с №18)
Утверждаю: Заведующий МАДОУ ЦРР д/с№18 Приказ № 132 от 22.08.2024 г.
|
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Мы вместе!»
Возраст обучающихся: 6 – 7 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор-составитель:
Потаченко Нина Сергеевна,
воспитатель
Советск
2024 г.
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы вместе!» имеет социально-гуманитарную направленность.
Новизна программы - программа формирования нравственно - патриотических качеств у дошкольников реализует социальный заказ к ДОУ, выявленный в рамках социологического исследования реализации модели выпускника и формирует следующие ключевые компетентности детей: (личностная, коммуникативная, деятельностная).
Актуальность программы - нет необходимости кого-то убеждать в важности воспитания в детях нравственно – патриотических качеств. Нравственно – патриотические качества стали наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. В последние годы возник ценностный вакуум, без духовность, отчужденность человека от культуры, как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у детей, мир вокруг нас, и современное искусство, и компьютерные игры – все заряжено агрессией, поэтому неудивительно, что детям в такой реальности неуютно, они равнодушны к чужому горю, к родным, к окружающему миру. Все это ставит общество перед опасностью моральной деградации. Поэтому на современном этапе так актуально встала проблема в нравственно – патриотическом воспитании детей.
Каким мы представляем себе нравственно - воспитанного с моральными ценностями человека? (любящим своих близких, свой город, родной край, Родину.)
Как у ребенка можно развить, воспитать нравственно – патриотические качества? Какими методами и способами начинать патриотическое воспитание детей дошкольного возраста? В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами, традициями государства и общенародными праздниками; воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, селу, родной природе, культурному достоянию своего народа.
Отличительные особенности программы - является то, что в наше столь сложное нестабильное политическое время положение страны требует особого внимания к вопросу привития чувства патриотизма и гражданственности среди подрастающего поколения.
Адресат программы - дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 6-7лет.
Объем и срок освоения программы - срок освоения программы – 9 месяцев.
На полное освоение программы требуется 36 часов.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30 минут.
Педагогическая целесообразность программы – состоит в том, что она способствует не только духовно-нравственному воспитанию детей, формированию их гражданской идентичности и любви к большой и малой Родине, но и дает практические знания и навыки, необходимые в любой жизненной ситуации, в том числе области здоровье сбережения.
Практическая значимость программы – направлена, на становление готовности детей познавать как можно шире свой родной край, «малую родину»; участие родителей ДОУ в организации работы по программе; расширение взаимодействия с образовательными учреждениями города; пополнение материально- технической базы детского сада и группы художественной литературой по теме, новыми методическими пособиями, наборами открыток, буклетов.
Ключевые понятия – «малая родина», семейный очаг, традиции.
Цель программы:
Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего города, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи программы:
обучающие:
- формировать у учащихся знания о Государственных символах России;
- углублять знания об истории и культуре родного края;
- усвоение доступных для них исторических понятий;
- способствовать возникновению интереса и изучению воспитанниками истории своей семьи, истории своего края.
развивающие:
- развивать познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу;
- развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе;
- формировать способы социального взаимодействия.
воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время;
- формировать у учащихся высокий уровень духовно-нравственного развития, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
- воспитывать гражданскую позицию, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиций.
Принципы отбора содержания:
- Принцип интегративности, который учитывает сотрудничество с семьёй, музеем, библиотекой, событиями в стране, базовой программой дошкольного образования.
- Принцип целесообразности заключается в отборе знаний наиболее актуально для ребёнка данного возраста.
- Принцип историзма, реализующий путём сохранения порядка описываемых событий сводящимся к двум понятиям: прошлое (было давно), настоящее (наши дни).
- Принцип гуманности он предполагает умение воспитателя встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноценного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, Родине.
- Принцип дифференциации он заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в освоении знаний о семье, стране. Учитывать его психологические особенности, возможности, интересы.
- Принцип доступности материал, предлагаемый воспитателем должен быть доступен и понятен детям, соответствовать возрасту. Эти принципы взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.
Основные формы и методы работы - игры, беседы, викторины. Открытые занятия, праздники, практические занятия. Игры-путешествия.
Нестандартные (инновационные) формы работы и методы занятий:
- использование компьютерных игр в обучении;
- квест – игры.
Типы занятий – совместные досуги с родителями, игры КВНы, «Что, где, когда?», праздники, выставки, вечера встреч.
Планируемые результаты
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- понимает, что люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований;
- проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде;
- эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства;
- проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;
- имеет первичные представления о себе, своей семье, традиционных семейных ценностях, проявляет уважение к противоположному полу;
- соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо;
- проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Механизмы оценивания результатов
Высокий уровень:
- знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей;
- знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта;
- называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты;
- заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень:
- знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес;
- флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого);
- затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь;
- анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень:
- не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн;
- отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц;
- не может назвать народные праздники, игрушки;
- природные богатства России, природно-климатические зоны;
- не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки;
Формы подведения итогов реализации программы
Формой подведения промежуточных и заключительных итогов реализации программы являются выступления детей на праздниках, концертах, внутри ДОУ и участие детей в ежегодных городских музыкальных фестивалях и выступлениях.
Учебный план
1год обучения (36 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | Форма аттестации | ||
1 | «Семь – Я» | 1 | 0 | 1 | игровое упражнение |
2 | «Семейный очаг» | 1 | 0 | 1 | беседа, игровое упражнение |
3 | «Все работы хороши» | 1 | 0 | 1 | беседа, игровое упражнение |
4 | «Семья – главный воспитатель» | 1 | 0 | 1 | беседа, игровое упражнение |
5 | «Я - патриот» | 1 | 0 | 1 | беседа, игровое упражнение |
6 | «Уклад и традиции семьи» | 1 | 0 | 1 | беседа, игровое упражнение |
7 | «Родной очаг» | 1 | 0 | 1 | беседа, игровое упражнение |
8 | «С чего начинается Родина?» | 1 | 0 | 1 | игровое упражнение |
9 | Игра-путешествие «Береза – символ России» | 1 | 0 | 1 | игровое упражнение |
10 | «Хобби» | 1 | 0 | 1 | беседа, игровое упражнение |
11 | «Если добрый ты» | 1 | 0 | 1 | беседа, игровое упражнение |
12 | «Я все могу!» | 1 | 0 | 1 | беседа, игровое упражнение |
13 | «Природолюб!» | 1 | 0 | 1 | беседа, игровое упражнение |
14 | «Красная книга Калининградской области» | 1 | 0 | 1 | беседа, игровое упражнение |
15 | «По зимней экологической тропе» | 1 | 0 | 1 | беседа, игровое упражнение |
16 | «Достопримечательности родного города» | 1 | 0 | 1 | беседа, игровое упражнение |
17 | «Знаменитые люди» | 1 | 0 | 1 | беседа, игровое упражнение |
18 | «Все что меня окружает» | 1 | 0 | 1 | игровое упражнение |
19 | «Панорама добрых дел» | 1 | 0 | 1 | игровое упражнение |
20 | «Твори добро!» | 1 | 0 | 1 | игровое упражнение |
21 | «Мои поступки, чувства, настроения» | 1 | 0 | 1 | беседа, игровое упражнение |
22 | «Помоги другу!» | 1 | 0 | 1 | беседа, игровое упражнение |
23 | «Здравствуй мир, здравствуй друг» | 1 | 0 | 1 | игровое упражнение |
24, 25 | «История возникновения родного города» | 2 | 0 | 2 | игровое упражнение |
26, 27 | «Богатство Калининградской области» | 2 | 0 | 2 | игровое упражнение |
28 | Экскурсия-занятие по красивым местам | 1 | 0 | 1 | игровое упражнение |
29, 30 | Проект «Музейные встречи» | 2 | 0 | 2 | игровое упражнение |
31, 32 | Проект «Любовь к родине начинается с семьи» | 2 | 0 | 2 | игровое упражнение |
33 | «Мы у вечного огня постоим» | 1 | 0 | 1 | игровое упражнение |
34 | «Никто не забыт, ничто не забыто» | 1 | 0 | 1 | игровое упражнение |
35 | «Один день в моей семье» | 1 | 0 | 1 | игровое упражнение |
36 | «Мы – Россияне» | 1 | 0 | 1 | игровое упражнение |
Итого | 36 | 0 | 36 |
Краткое содержание программы (в соответствии с УП)
Содержание программы
1-го года обучения (36 часов, 1 час в неделю)
Тема 1. «Семь – Я» (1 ч.)
Практика: Расширить представление у детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья».
Тема 2. «Семейный очаг» (1 ч.)
Практика: Воспитывать чувство семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте).
Тема 3. «Все работы хороши» (1 ч.)
Практика: Прививать уважение к труду родителей.
Тема 4. «Семья – главный воспитатель» (1 ч.)
Практика: Воспитывать любовь доверие к семье.
Тема 5. «Хобби» (1 ч.)
Практика: Продолжать знакомить детей с семейными традициями.
Тема 6. «Уклад и традиции семьи» (1 ч.)
Практика: Уважать интересы каждой семьи.
Тема 7. «Родной очаг» (1 ч.)
Практика: Прививать любовь к своему родному дому, учить видеть, отображать свои видения в рисунках (герб семьи).
Тема 8. «С чего начинается Родина?» (1 ч.)
Практика: Учить детей умению работать с картой села, находить свой дом, местоположение детского сада.
Тема 9. Игра-путешествие «Береза – символ России» (1 ч.)
Практика: Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
Тема 10. «Я - патриот» (1 ч.)
Практика: Познакомить детей с символикой родного края, с историей и происхождением герба, флага.
Тема 11. «Твори добро!» (1 ч.)
Практика: Приобщать детей к православной традиции русского народа.
Тема 12. «Я все могу!» (1 ч.)
Практика: Развивать творческие способности, формировать культурный уровень детей.
Тема 13. «Природолюб!» (1 ч.)
Практика: Знакомить детей с растительным миром города; воспитывать бережное отношение к природе.
Тема 14. «Красная книга Калининградской области» (1 ч.)
Практика: Знакомить детей с животным миром; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру.
Тема 15. «По зимней экологической тропе» (1 ч.)
Практика: Дать представление об экологической тропе.
Тема 16. «Достопримечательности родного города» (1 ч.)
Практика: Познакомить детей с достопримечательностями некоторых мест родного города.
Тема 17. «Знаменитые люди» (1 ч.)
Практика: Вызвать у детей интерес и гордость за знаменитых людей.
Тема 18. «Все что меня окружает» (1 ч.)
Практика: Расширить представления детей о животном и растительном мире родного края, его своеобразии и особенностях.
Тема 19. «Панорама добрых дел» (умение сочувствовать и сопереживать всему живому) (1 ч.)
Практика: Сделать вклад в развитие творческих способностей детей.
Тема 20. «Если добрый ты» (1 ч.)
Практика: Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к людям; чувство почтения и любви к старым и малым; сострадание к людям, нуждающимся в помощи.
Тема 21. «Мои поступки, чувства, настроения» (1 ч.)
Практика: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.
Тема 22. «Помоги другу!» (1 ч.)
Практика: Учить детей тому, что дружить – это значит понимать и прощать друг друга.
Тема 23. «Здравствуй мир, здравствуй друг» (1 ч.)
Практика: Формирование понимания того, что дружеские отношения со сверстниками зависят от поведения каждого ребенка.
Тема 24, 25. «История возникновения родного города» (1 ч.)
Практика: Познакомить с историей возникновения города.
Тема 26, 27. «Богатство Калининградской области» (2 ч.)
Практика: Расширять знания о полезных ископаемых Калининградской области.
Тема 28. «Экскурсия-занятие по красивым местам» (1 ч.)
Практика: Воспитывать интерес и желание бережно относиться к объектам экологической тропы.
Тема 29. 30. Проект «Музейные встречи» (2 ч.)
Практика: Ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями различных народов, используя все виды народного творчества, декоративно-прикладного искусства и фольклора.
Тема 31, 32. Проект «Любовь к родине начинается с семьи»» (2 ч.)
Практика: Создание условий для активного вовлечения родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Тема 33. «Мы у вечного огня постоим» (1 ч.)
Практика: Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Тема 34. «Никто не забыт, ничто не забыто» (1 ч.)
Практика: Воспитать интерес к истории своей Родины, к истории военного времени; объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников отечества.
Тема 35. «Один день в моей семье» (1 ч.)
Практика: оформление фотоальбома.
Тема 36. «Мы – Россияне» (1 ч.)
Практика: итоговое ООД. Викторина.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
1. Календарный учебный график
№ п/п |
Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Мы вместе!»» |
1 | Начало учебного года | 2 сентября |
2 | Продолжительность учебного периода на каждом году обучения | 37 учебных недель
|
3 | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4 | Периодичность учебных занятий | 1 раз в неделю |
5 | Количество занятий на каждом году обучения | 1 год - 36 занятий
|
6 | Количество часов | 36 |
7 | Окончание учебного года | 31 мая |
8 | Срок реализации программы | 2 года |
2. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
1. Материально-техническое обеспечение
• Групповая комната для занятий, соответствующая санитарным нормам
СП 2.4.3648-20.
Оборудование:
- Интерактивная доска -1шт.
- Телевизор - 1 шт.
- Ноутбук - 1 шт.
- Костюмы, декорации.
2. Кадровое обеспечение
Программу реализует воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №18 «Огонек», прошедший аттестацию на высшую категорию, имеющий среднее профессиональное педагогическое образование.
3. Методическое обеспечение
- учебно – методическая литература;
- дидактический материал;
- разработки занятий.
3. Список литературы
1. Нормативно-правовые и иные документы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
- Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
- Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области"
Основная литература:
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой
- система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алешиной
- «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
- «Мы живем в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
Дополнительная литература.
- Н.М.Метенова «Нравственное воспитание», Ярославль 2009г
- Г.В.Ковалева. «Воспитывая маленького гражданина», Москва 2005г
- «Этические беседы с дошкольниками» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, Москва 2015г.
- «Моя страна» (патриотическое воспитание дошкольников, ТЦ «Учитель»,
Воронеж, 2005 г.
Интернет-ресурсы:
- https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-pedagogov-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-usloviyah-fgos-do-5108230.html
- https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/presentacii/priezientatsiia_nravstvienno_patriotichieskoie_vospitaniie_v_doshkol_nikov
- https://www.youtube.com/watch?v=3MBnNEqs1rk
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».
Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...
Сюжетно – игровое физкультурное развлечение Тема: «День здоровья. Вместе с мамой, вместе с папой». (старшая группа)
Сюжетно – игровоефизкультурное развлечение...
Вместе с мамой, вместе с папой
Консультативный центр...
Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"
Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...
Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".
«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...
"Вместе с папой, вместе с мамой"
Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....
Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"
Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...