ДООП "Мы вместе"
методическая разработка (подготовительная группа)

Потаченко Нина Сергеевна

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности «Мы вместе!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_vmeste_6-7.docx66.31 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрация

Советского городского округа

муниципальное автономное дошкольное образование учреждение

«Центр развития ребенка детский сад №18 «Огонек»

(МАДОУ ЦРР д/с №18)

                                                                                         

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с№18
___________ Е.Д. Ашурмамедова

Приказ № 132 от  22.08.2024 г.                                                                                    

                                                                                           

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Мы вместе!»

Возраст обучающихся: 6 – 7 лет

Срок реализации: 9 месяцев

Автор-составитель:

Потаченко Нина Сергеевна,

 воспитатель

Советск

2024 г.

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы вместе!» имеет социально-гуманитарную направленность.

Новизна программы - программа формирования нравственно - патриотических качеств у дошкольников   реализует социальный заказ к ДОУ, выявленный  в рамках социологического исследования реализации модели выпускника и формирует следующие ключевые компетентности детей: (личностная, коммуникативная, деятельностная).

Актуальность программы - нет необходимости кого-то убеждать в важности воспитания в детях нравственно – патриотических качеств. Нравственно – патриотические качества стали наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. В последние годы возник ценностный вакуум, без духовность, отчужденность человека от культуры, как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у детей, мир вокруг нас, и современное искусство, и компьютерные игры – все заряжено агрессией, поэтому неудивительно, что детям в такой реальности неуютно, они равнодушны к чужому горю, к родным, к окружающему миру. Все это ставит общество перед опасностью моральной деградации. Поэтому на современном этапе так актуально встала проблема в нравственно – патриотическом воспитании детей.

Каким мы представляем себе нравственно - воспитанного с моральными ценностями человека? (любящим своих близких,  свой город,  родной край, Родину.)

Как у ребенка можно развить, воспитать нравственно – патриотические качества? Какими методами и способами начинать патриотическое воспитание детей дошкольного возраста? В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами, традициями государства и общенародными праздниками; воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, селу, родной природе, культурному достоянию своего народа.

Отличительные особенности программы - является то, что в наше столь сложное нестабильное политическое время положение страны требует особого внимания к вопросу привития чувства патриотизма и гражданственности среди подрастающего поколения.

Адресат программы - дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 6-7лет.

Объем и срок освоения программы - срок освоения программы – 9 месяцев.

На полное освоение программы требуется 36 часов.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 

Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30 минут.

Педагогическая целесообразность программы – состоит в том, что она способствует не только духовно-нравственному воспитанию детей, формированию их гражданской идентичности и любви к большой и малой Родине, но и дает практические знания и навыки, необходимые в любой жизненной ситуации, в том числе области здоровье сбережения.

Практическая значимость программы – направлена, на становление готовности детей познавать как можно шире свой родной край, «малую родину»; участие родителей ДОУ в организации работы по программе; расширение взаимодействия с образовательными учреждениями города; пополнение материально- технической базы детского сада и группы художественной литературой по теме, новыми методическими пособиями, наборами открыток, буклетов.

Ключевые понятия – «малая родина», семейный очаг, традиции.

Цель программы: 

Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего города, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи программы:

обучающие: 

  • формировать у учащихся знания о Государственных символах России;
  • углублять знания об истории и культуре родного края;
  • усвоение доступных для них исторических понятий;
  • способствовать возникновению интереса и изучению воспитанниками истории своей семьи, истории своего края.

развивающие:

  • развивать познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу;
  • развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе;
  • формировать способы социального взаимодействия.

воспитательные:

  • воспитывать любовь к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время;
  • формировать у учащихся высокий уровень духовно-нравственного развития, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
  • воспитывать гражданскую позицию, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиций.

Принципы отбора содержания:

  • Принцип интегративности, который учитывает сотрудничество с семьёй, музеем, библиотекой, событиями в стране, базовой программой дошкольного образования.
  • Принцип целесообразности заключается в отборе знаний наиболее актуально для ребёнка данного возраста.
  • Принцип историзма, реализующий путём сохранения порядка описываемых событий сводящимся к двум понятиям: прошлое (было давно), настоящее (наши дни).
  • Принцип гуманности он предполагает умение воспитателя встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноценного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, Родине.
  • Принцип дифференциации он заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в освоении знаний о семье, стране. Учитывать его психологические особенности, возможности, интересы.
  • Принцип доступности материал, предлагаемый воспитателем должен быть доступен и понятен детям, соответствовать возрасту. Эти принципы взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.

Основные формы и методы работы - игры, беседы, викторины. Открытые занятия, праздники, практические занятия. Игры-путешествия.

Нестандартные (инновационные) формы работы и методы занятий:

  • использование компьютерных игр в обучении;
  • квест – игры.

Типы занятий – совместные досуги с родителями, игры КВНы, «Что, где, когда?», праздники, выставки, вечера встреч.

Планируемые результаты

  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • понимает, что люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований;
  • проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде;
  • эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства;
  • проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;
  • имеет первичные представления о себе, своей семье, традиционных семейных ценностях, проявляет уважение к противоположному полу;
  • соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо;
  •  проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Механизмы оценивания результатов

Высокий уровень: 

  • знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей;
  • знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта;
  • называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты;
  • заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень:

  • знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес;
  • флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого);
  • затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь;
  • анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень: 

  • не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн;
  • отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц;
  • не может назвать народные праздники, игрушки;
  • природные богатства России, природно-климатические зоны;
  • не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки;

Формы подведения итогов реализации программы

Формой подведения промежуточных и заключительных итогов реализации программы являются выступления детей на праздниках, концертах,  внутри ДОУ и участие детей в ежегодных городских музыкальных фестивалях и выступлениях.  

Учебный план

1год обучения (36 часов)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Форма

аттестации

1

«Семь – Я»

1

0

1

игровое упражнение

2

«Семейный очаг»

1

0

1

беседа, игровое упражнение

3

«Все работы хороши»

1

0

1

беседа, игровое упражнение

4

«Семья – главный воспитатель»

1

0

1

беседа, игровое упражнение

5

«Я - патриот»

1

0

1

беседа, игровое упражнение

6

«Уклад и традиции семьи»

1

0

1

беседа, игровое упражнение

7

«Родной очаг»

1

0

1

беседа, игровое упражнение

8

«С чего начинается Родина?»

1

0

1

игровое упражнение

9

Игра-путешествие «Береза – символ России»

1

0

1

игровое упражнение

10

«Хобби»

1

0

1

беседа, игровое упражнение

11

«Если добрый ты»

1

0

1

беседа, игровое упражнение

12

«Я все могу!»

1

0

1

беседа, игровое упражнение

13

«Природолюб!»

1

0

1

беседа, игровое упражнение

14

«Красная книга Калининградской области»

1

0

1

беседа, игровое упражнение

15

«По зимней экологической тропе»

1

0

1

беседа, игровое упражнение

16

«Достопримечательности родного города»

1

0

1

беседа, игровое упражнение

17

«Знаменитые люди»

1

0

1

беседа, игровое упражнение

18

«Все что меня окружает»

1

0

1

игровое упражнение

19

«Панорама добрых дел»

1

0

1

игровое упражнение

20

«Твори добро!»

1

0

1

игровое упражнение

21

«Мои поступки, чувства, настроения»

1

0

1

беседа, игровое упражнение

22

«Помоги другу!»

1

0

1

беседа, игровое упражнение

23

«Здравствуй мир, здравствуй друг»

1

0

1

игровое упражнение

24, 25

«История возникновения родного города»

2

0

2

игровое упражнение

26, 27

«Богатство Калининградской области»

2

0

2

игровое упражнение

28

Экскурсия-занятие по красивым местам 

1

0

1

игровое упражнение

29, 30

Проект «Музейные встречи»

2

0

2

игровое упражнение

31, 32

Проект «Любовь к родине начинается с семьи»

2

0

2

игровое упражнение

33

«Мы у вечного огня постоим»

1

0

1

игровое упражнение

34

«Никто не забыт, ничто не забыто»

1

0

1

игровое упражнение

35

«Один день в моей семье»

1

0

1

игровое упражнение

36

«Мы – Россияне»

1

0

1

игровое упражнение

Итого

36

0

36

Краткое содержание программы (в соответствии с УП)

Содержание программы

1-го года обучения (36 часов, 1 час в неделю)

Тема 1. «Семь – Я» (1 ч.)

Практика: Расширить представление у детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья».

Тема 2. «Семейный очаг» (1 ч.)

Практика: Воспитывать чувство семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте).

Тема 3. «Все работы хороши» (1 ч.)

Практика: Прививать уважение к труду родителей.

Тема 4. «Семья – главный воспитатель» (1 ч.)

Практика: Воспитывать любовь доверие к семье.

Тема 5. «Хобби» (1 ч.)

Практика: Продолжать знакомить детей с семейными традициями.

Тема 6. «Уклад и традиции семьи» (1 ч.)

Практика: Уважать интересы каждой семьи.

Тема 7. «Родной очаг» (1 ч.)

Практика: Прививать любовь к своему родному дому, учить видеть, отображать свои видения в рисунках (герб семьи).

Тема 8. «С чего начинается Родина?» (1 ч.)

Практика: Учить детей умению работать с картой села, находить свой дом, местоположение детского сада.

Тема 9. Игра-путешествие «Береза – символ России» (1 ч.)

Практика: Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.

Тема 10. «Я - патриот» (1 ч.)

Практика: Познакомить детей с символикой родного края, с историей и происхождением герба, флага.

Тема 11. «Твори добро!» (1 ч.)

Практика: Приобщать детей к православной традиции русского народа.

Тема 12. «Я все могу!» (1 ч.)

Практика: Развивать творческие способности, формировать культурный уровень детей.

Тема 13. «Природолюб!» (1 ч.)

Практика: Знакомить детей с растительным миром города; воспитывать бережное отношение к природе.

Тема 14. «Красная книга Калининградской области» (1 ч.)

Практика: Знакомить детей с животным миром; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру.

Тема 15. «По зимней экологической тропе» (1 ч.)

Практика: Дать представление об экологической тропе.

Тема 16. «Достопримечательности родного города» (1 ч.)

Практика: Познакомить детей с достопримечательностями некоторых мест родного города.

Тема 17. «Знаменитые люди» (1 ч.)

Практика: Вызвать у детей интерес и гордость за знаменитых людей.

Тема 18. «Все что меня окружает» (1 ч.)

Практика: Расширить представления детей о животном и растительном мире родного края, его своеобразии и особенностях.

Тема 19. «Панорама добрых дел» (умение сочувствовать и сопереживать всему живому) (1 ч.)

Практика: Сделать вклад в развитие творческих способностей детей.

Тема 20. «Если добрый ты» (1 ч.)

Практика: Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к людям; чувство почтения и любви к старым и малым; сострадание к людям, нуждающимся в помощи.

Тема 21. «Мои поступки, чувства, настроения» (1 ч.)

Практика: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

Тема 22. «Помоги другу!» (1 ч.)

Практика: Учить детей тому, что дружить – это значит понимать и прощать друг друга.

Тема 23. «Здравствуй мир, здравствуй друг» (1 ч.)

Практика: Формирование понимания того, что дружеские отношения со сверстниками зависят от поведения каждого ребенка.

Тема 24, 25. «История возникновения родного города» (1 ч.)

Практика: Познакомить с историей возникновения города.

Тема 26, 27. «Богатство Калининградской области» (2 ч.)

Практика: Расширять знания о полезных ископаемых Калининградской области.

Тема 28. «Экскурсия-занятие по красивым местам» (1 ч.)

Практика: Воспитывать интерес и желание бережно относиться к объектам экологической тропы.

Тема 29. 30. Проект «Музейные встречи» (2 ч.)

Практика: Ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями различных народов, используя все виды народного творчества, декоративно-прикладного искусства и фольклора.

Тема 31, 32. Проект «Любовь к родине начинается с семьи»» (2 ч.)

Практика: Создание условий для активного вовлечения родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Тема 33. «Мы у вечного огня постоим» (1 ч.)

Практика: Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Тема 34. «Никто не забыт, ничто не забыто» (1 ч.)

Практика: Воспитать интерес к истории своей Родины, к истории военного времени; объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников отечества.

Тема 35. «Один день в моей семье» (1 ч.)

Практика: оформление фотоальбома.

Тема 36. «Мы – Россияне» (1 ч.)

Практика: итоговое ООД.  Викторина.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

1. Календарный учебный график

п/п

 

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Мы вместе!»»

1

Начало учебного года

2 сентября

2

Продолжительность учебного периода на         каждом         году обучения

37 учебных недель

 

3

Продолжительность учебной недели

5 дней  

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю  

5

Количество занятий на каждом году обучения

1 год - 36 занятий

 

6

Количество часов

36

7

Окончание         учебного года

31 мая

8

Срок         реализации программы

2 года  

2. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

1. Материально-техническое обеспечение

•        Групповая комната для занятий, соответствующая санитарным нормам

     СП 2.4.3648-20.

Оборудование:

  • Интерактивная доска -1шт.
  • Телевизор - 1 шт.
  • Ноутбук - 1 шт.
  • Костюмы, декорации.

2. Кадровое обеспечение

Программу реализует воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №18 «Огонек», прошедший аттестацию на высшую категорию, имеющий среднее профессиональное педагогическое образование.

3. Методическое обеспечение

  • учебно – методическая литература;
  • дидактический материал;
  • разработки занятий.

3. Список литературы

1. Нормативно-правовые и иные документы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Указ         Президента         Российской         Федерации         «О         мерах         по         реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 №  599
  3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным  программам"
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
  7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области"

Основная литература:

  1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой
  2. система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алешиной
  3. «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
  4. «Мы живем в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой

Дополнительная литература.

  1. Н.М.Метенова «Нравственное воспитание», Ярославль 2009г
  2. Г.В.Ковалева. «Воспитывая маленького гражданина», Москва 2005г
  3. «Этические беседы с дошкольниками» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, Москва 2015г.
  4. «Моя страна» (патриотическое воспитание дошкольников, ТЦ «Учитель»,

Воронеж, 2005 г.

Интернет-ресурсы:

  1. https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-pedagogov-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-usloviyah-fgos-do-5108230.html
  2. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/presentacii/priezientatsiia_nravstvienno_patriotichieskoie_vospitaniie_v_doshkol_nikov
  3. https://www.youtube.com/watch?v=3MBnNEqs1rk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Вместе с мамой, вместе с папой

Консультативный центр...

Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"

Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...

Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".

«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий         Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...

"Вместе с папой, вместе с мамой"

Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....

Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"

Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...