Занятие по декоративному рисованию в старшей группе: «Расписываем «Табакъ» (блюдо) крымскотатарским узором»
методическая разработка
Занятие по декоративному рисованию в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №20 «Капитошка»
Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Россия
Занятие по декоративному рисованию в старшей группе:
«Расписываем «Табакъ» (блюдо) крымскотатарским узором»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ №20
Фетиева Э.О.
Симферополь, 2024 г.
Цель: Приобщение детей к истокам крымскотатарского народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей, расширение знаний о значении национального узора.
Задачи:
- продолжать знакомить ребят с народным искусством крымских татар, росписью на изделиях и ее историей;
- развивать умение рисовать элементы крымскотатарской росписи;
- учить располагать орнамент по всей плоскости тарелки;
- воспитывать интерес, внимание к этническим промыслам России и Крыма;
- развивать мелкую моторику рук, сквозь рисование маленьких завитков;
- воспитывать аккуратность в работе с красками.
- Пополнить словарный запас детей ( крымскотатарские слова)
Материалы и оборудование: выставка предметов мастеров крымскотатарского промысла; изображение ведущих орнаментов «древо жизни», «гранат», «кипарис». «гвоздика», «тюльпан», «миндаль» и др.; пазл для дидактической игры «Собери целое»; «табакъ»(блюдо) - шаблон для росписи, гуашь, емкости с водой, салфетки, карандаши.
Организационный момент
Воспитатель: Каждый день мы пользуемся посудой. Посуда бывает сделана из различных материалов: дерево, металл, стекло, фарфор, глина. (Воспитатель демонстрирует образцы посуды из различных материалов)
Речевая игра: «Из чего сделано?»
Вилка из металла — металлическая вилка.
Чашка из фарфора –фарфоровая чашка
Ложка из дерева — деревянная ложка
Нож из металла —металлический нож
Кружка из стекла — стеклянная кружка
Миска из глины –глиняная миска
Тарелка из керамики – керамическая тарелка
Основная часть
Воспитатель: Посуда была изобретена давным-давно. Сначала люди использовали кору деревьев. Они также пробовали вырезать сосуды из камня и дерева. Морские раковины использовались в качестве ложек. С течением времени посуда становилась все лучше и лучше. Люди научились делать посуду из глины и обжигать ее. Они также стремились сделать посуду не только удобной, но и красивой, поэтому начали наносить на нее различные узоры. Первые узоры были простыми и делались тонкими деревянными палочками. Впоследствии были изобретены деревянная, глиняная и керамическая посуда, а затем и фарфоровая, которую мы используем сейчас.
Дидактическая игра: «Повтори узор»
Воспитатель: сегодня мы с Вами продолжим знакомство с крымскотатарской росписью. Давайте вспомним как называются элементы данной росписи. Я буду показывать Вам изображения, вы называете его и повторяете его в воздухе кисточкой (Демонстрируются картинки): Древо жизни, гранат, кипарис, гвоздика, тюльпан, миндаль и др. На крымскотатарском языке: гранат-нар, кипарис-серви, гвоздика-къаранфиль, тюльпан-ляле, миндаль-бадем.
Воспитатель: Язык орнамента крымских татар уникален и многообразен. Он формировался на протяжении веков, вбирая в себя особенности каждого этноса, населявшего Крым. Каждый завиток, каждый лепесток имеет значение. В Исламе запрещены изображения людей и животных. Именно поэтому орнамент стал неким кодом, в котором зашифрованы пожелания, мечты, посылы и обереги. Данная посуда расписана растительным орнаментом. Собственно, что означает растительный? (Это плоды деревьев, цветы, ягоды)
Воспитатель: да, все эти элементы составляют растительный узор. Помимо растительных символов, распространены и геометрические – треугольник, ромб, полукруг, круг. Среди южнобережных крымских татар в большей степени распространены геометрические рисунки, а среди жителей степных регионов – растительные элементы.
Перед вами части национального крымскотатарского блюда (тарелки) («табакъ»). Вам предстоит собрать ее и назвать какие узоры и орнаменты на ней изображены.
Дидактическая игра «Собери целое»
(Из разрезных картинок у детей получается изображение расписного блюда -« табакъ»)
Воспитатель: что у вас получилось? (Гранат – плод с большим количеством зёрен внутри символизирует плодородие; Кипарис — это дерево символ бессмертия, мужской знак у крымских татар; Ромб с точкой в центре это символ плодородия и изобилия (знак засеянного поля). Как будет называться гранат, кипарис на крымскотатарском языке? ( гранат-нар, кипарис-серви)
Воспитатель: Данный вид росписи называется «берекет», что обозначает «достаток», «изобилие», «плодородие». Скажите, какие цвета встречаются в данной росписи? (четыре цвета: коричневый, голубой, зелёный, желтый). Давайте вспомним как называются эти цвета на крымскотатарском языке ( коричневый- къаве ренки, голубой- ачыкъ мавы,зеленый-ешиль, желтый-сары)
Воспитатель: В орнаментах значение цвета играло важную роль. Подбор цветов и их сочетание, с одной стороны, отражали красочную контрастную крымскую природу. Давайте подумаем, что означает каждый цвет на собранном нами блюде. (Коричневый – цвет почвы, земли. Желтый – солнце, свет, живительная сила для растений. Голубой – цвет воздуха, неба. Зеленый – цвет новой жизни, растений) .
Физкультминутка: «Зернышко» («Захире»)
Посадили зернышко
Выглянуло солнышко
Солнышко, свети — свети!
Зернышко, расти — расти!
Появляются листочки
Распускаются цветочки.
Воспитатель: А теперь сделаем тоже самое только повторим слова на крымскотатарском языке.
Богъдай сачтыкъ .
Кунеш чыкъты .
Кунеш, парылда, парылда!
Урлукъ, ось - ось!
Япракълар пейда ола .
Чечеклер ача.
Воспитатель: Изготовление любого изделия - это сложный процесс, который требует мастерства и терпения. Сначала мастер делает из глины тарелку. Затем мастера вручную расписывают каждое изделие. Давайте попробуем расписать тарелки орнаментом «берекет» (плодородие).
Практическая часть:
- Обведение тарелки по трафарету и вырезание ее детьми самостоятельно.
- Желтой, голубой, зеленой, коричневой гуашью рисуется четыре овала - граната. Внутри гранатов тоненькой кисточкой рисуются ромбы.
- Между гранатами также четырьмя цветами изображаются стволы кипарисов
- По краю листа не отрывая кисти от листа рисуется волнистая каемка.
- Последний этап – раскрашивание фона коричневым цветом.
Рефлексия
Воспитатель: посмотрите какие замечательные блюда( «табакълар») у нас получились, можно целую ярмарку организовать. Давайте теперь возьмем листочки, гранаты и цветочки и оцените как вы справились с заданием .
Гранат– все получилось, работа выполнена аккуратно;
Цветок – довольно неплохо, но можно еще постараться;
Листики – не совсем получилось, в следующий раз буду стараться лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по декоративному рисованию в старшей группе " Теремок"
Знакомство детей с элементами городецкой росписи. Использование в работе матриц ( из картофеля)...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе "Зимние узоры на окне"
Занятие помогает детям проявить творчество и фантазию в составлении узора из растительных элементов с использованием краски холодного тона....

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе "Городецкая роспись"
Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе"Городецкая роспись"...
Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкая роспись».
Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкая роспись».Тема: знакомство с городецкой росписью.Цель: закреплять умения работать с кистью; учить рисовать элементы городецкой р...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкий узор»
Обучение детей городецкой росписи...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)»
Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)» Цель: Закрепления знаний детей о дымковской росписи, формирование умения создавать узоры по собственном...

Конспект занятия по декоративному рисованию В старшей группе На тему: «Рисование по мотивам хохломской росписи».
Конспект занятия по декоративному рисованию В старшей гр...