Занятие по декоративному рисованию в старшей группе: «Расписываем «Табакъ» (блюдо) крымскотатарским узором»
методическая разработка

Фетиева Эльзира Османовна

Занятие по декоративному рисованию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan.dekor_.risovanie.docx79.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №20 «Капитошка»

Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Россия

Занятие по декоративному рисованию в старшей группе:

«Расписываем «Табакъ» (блюдо) крымскотатарским узором»

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ №20

Фетиева Э.О.

Симферополь, 2024 г.

Цель: Приобщение детей к истокам крымскотатарского народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей, расширение знаний о значении национального узора.

Задачи:

  • продолжать знакомить ребят с народным искусством крымских татар, росписью на изделиях и ее историей;
  • развивать умение рисовать элементы крымскотатарской росписи;
  • учить располагать орнамент по всей плоскости тарелки;
  • воспитывать интерес, внимание к этническим промыслам России и Крыма;
  • развивать мелкую моторику рук, сквозь рисование маленьких завитков;
  • воспитывать аккуратность в работе с красками.
  • Пополнить словарный запас детей ( крымскотатарские слова)

Материалы и оборудование: выставка предметов мастеров крымскотатарского промысла; изображение ведущих орнаментов «древо жизни», «гранат», «кипарис». «гвоздика», «тюльпан», «миндаль» и др.; пазл для дидактической игры «Собери целое»; «табакъ»(блюдо) - шаблон для росписи, гуашь, емкости с водой, салфетки, карандаши.

Организационный момент

Воспитатель: Каждый день мы пользуемся посудой. Посуда бывает сделана из различных материалов: дерево, металл, стекло, фарфор, глина. (Воспитатель демонстрирует образцы посуды из различных материалов)

Речевая игра: «Из чего сделано?»
Вилка из металла — металлическая вилка.

Чашка из фарфора –фарфоровая чашка
Ложка из дерева — деревянная ложка

Нож из металла —металлический нож
Кружка из стекла — стеклянная кружка

Миска из глины –глиняная миска

Тарелка из керамики – керамическая тарелка

Основная часть

Воспитатель: Посуда была изобретена давным-давно. Сначала люди использовали кору деревьев. Они также пробовали вырезать сосуды из камня и дерева. Морские раковины использовались в качестве ложек. С течением времени посуда становилась все лучше и лучше. Люди научились делать посуду из глины и обжигать ее. Они также стремились сделать посуду не только удобной, но и красивой, поэтому начали наносить на нее различные узоры. Первые узоры были простыми и делались тонкими деревянными палочками. Впоследствии были изобретены деревянная, глиняная и керамическая посуда, а затем и фарфоровая, которую мы используем сейчас.

Дидактическая игра: «Повтори узор»

Воспитатель: сегодня мы с Вами продолжим знакомство с крымскотатарской росписью. Давайте вспомним как называются элементы данной росписи. Я буду показывать Вам изображения, вы называете его и повторяете его в воздухе кисточкой (Демонстрируются картинки): Древо жизни, гранат, кипарис, гвоздика, тюльпан, миндаль и др. На крымскотатарском языке: гранат-нар, кипарис-серви, гвоздика-къаранфиль, тюльпан-ляле, миндаль-бадем.

Воспитатель: Язык орнамента крымских татар уникален и многообразен. Он формировался на протяжении веков, вбирая в себя особенности каждого этноса, населявшего Крым. Каждый завиток, каждый лепесток имеет значение. В Исламе запрещены изображения людей и животных. Именно поэтому орнамент стал неким кодом, в котором зашифрованы пожелания, мечты, посылы и обереги. Данная посуда расписана растительным орнаментом. Собственно, что означает растительный? (Это плоды деревьев, цветы, ягоды)

Воспитатель: да, все эти элементы составляют растительный узор. Помимо растительных символов, распространены и геометрические – треугольник, ромб, полукруг, круг. Среди южнобережных крымских татар в большей степени распространены геометрические рисунки, а среди жителей степных регионов – растительные элементы.

Перед вами части национального крымскотатарского блюда (тарелки) («табакъ»). Вам предстоит собрать ее и назвать какие узоры и орнаменты на ней изображены.

Дидактическая игра «Собери целое»

(Из разрезных картинок у детей получается изображение расписного блюда -« табакъ»)

Воспитатель: что у вас получилось? (Гранат – плод с большим количеством зёрен внутри символизирует плодородие; Кипарис — это дерево символ бессмертия, мужской знак у крымских татар; Ромб с точкой в центре это символ плодородия и изобилия (знак засеянного поля). Как будет называться гранат, кипарис на крымскотатарском языке? ( гранат-нар, кипарис-серви)

Воспитатель: Данный вид росписи называется «берекет», что обозначает «достаток», «изобилие», «плодородие». Скажите, какие цвета встречаются в данной росписи? (четыре цвета: коричневый, голубой, зелёный, желтый). Давайте вспомним как называются эти цвета на крымскотатарском языке ( коричневый- къаве ренки, голубой- ачыкъ мавы,зеленый-ешиль, желтый-сары)

Воспитатель: В орнаментах значение цвета играло важную роль. Подбор цветов и их сочетание, с одной стороны, отражали красочную контрастную крымскую природу. Давайте подумаем, что означает каждый цвет на собранном нами блюде. (Коричневый – цвет почвы, земли. Желтый – солнце, свет, живительная сила для растений. Голубой – цвет воздуха, неба. Зеленый – цвет новой жизни, растений) .

Физкультминутка: «Зернышко» («Захире»)

Посадили зернышко

Выглянуло солнышко

Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти — расти!

Появляются листочки

Распускаются цветочки.

Воспитатель: А теперь сделаем тоже самое только повторим слова на крымскотатарском языке.

Богъдай сачтыкъ .

Кунеш чыкъты .

Кунеш, парылда, парылда!

Урлукъ, ось - ось!

Япракълар пейда ола .

Чечеклер ача.

Воспитатель: Изготовление любого изделия - это сложный процесс, который требует мастерства и терпения. Сначала мастер делает из глины тарелку. Затем мастера вручную расписывают каждое изделие. Давайте попробуем расписать тарелки орнаментом «берекет» (плодородие).

Практическая часть:

  1. Обведение тарелки по трафарету и вырезание ее детьми самостоятельно.
  2. Желтой, голубой, зеленой, коричневой гуашью рисуется четыре овала - граната. Внутри гранатов тоненькой кисточкой рисуются ромбы.
  3. Между гранатами также четырьмя цветами изображаются стволы кипарисов
  4. По краю листа не отрывая кисти от листа рисуется волнистая каемка.
  5. Последний этап – раскрашивание фона коричневым цветом.

Рефлексия

Воспитатель: посмотрите какие замечательные блюда( «табакълар») у нас получились, можно целую ярмарку организовать. Давайте теперь возьмем листочки, гранаты и цветочки и оцените как вы справились с заданием .

Гранат– все получилось, работа выполнена аккуратно;

Цветок – довольно неплохо, но можно еще постараться;

Листики – не совсем получилось, в следующий раз буду стараться лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по декоративному рисованию в старшей группе " Теремок"

Знакомство детей с элементами городецкой росписи. Использование в работе матриц ( из картофеля)...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе "Зимние узоры на окне"

Занятие помогает детям проявить творчество и фантазию в составлении узора из растительных элементов с использованием краски холодного тона....

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе "Городецкая роспись"

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе"Городецкая роспись"...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкая роспись».

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкая роспись».Тема: знакомство с городецкой росписью.Цель: закреплять умения работать с кистью; учить рисовать элементы городецкой р...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)»

Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)» Цель: Закрепления знаний детей о дымковской росписи, формирование умения создавать узоры по собственном...

Конспект занятия по декоративному рисованию В старшей группе На тему: «Рисование по мотивам хохломской росписи».

Конспект занятия по декоративному рисованию                         В старшей гр...