Самообразование «Развитие творческих способностей у младших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности»
материал (младшая группа)
Самообразование на тему " Развитие творческих способностей у младших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_risovanie.docx | 317.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 49
ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Самообразование
«Развитие творческих способностей у младших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности»
Воспитатели: Шиндякина М.М.
Цели:
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Предполагаемый результат: если в работе с детьми дошкольного возраста в изобразительной деятельности использовать нетрадиционные способы рисования, то формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.
Форма отчета по проделанной работе:
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)
Актуальность работы заключается в следующем:
- изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник
рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.
Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.
Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.
С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой,: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Наши работы по изобразительной деятельности:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что изобразительная деятельность имеет большое значение в развитии творческих способностей ребенка, позволяет ему выразить в рисунках свое отношение к окружающему миру, всесторонне развивает детей.
Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В. А. Сухомлинский)
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие творческих способностей у младших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.»
•В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.•Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психич...
Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
«Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет) Что может быть главней на свете, ...
Статья на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности»
Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиватьс...
План самообразования «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»
Работа с детьми с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов ....
Статья "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности"
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование....
Отчет по самообразовании «Развитие творческих способностей детей младших дошкольников через театрализованную деятельность»
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем.Цель театрально-игровой деятельности –через театр научить ребенка и видеть прекрасное, в жизни и в людях, зародить стремление ...
"Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"
Обыгрывания предметов, игрушек. При обыгрывании предметов использую самые разнообразные способы исполнения: узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить; изобразить движения (имит...