Публикация (статья) "Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий"
методическая разработка
Материал для педагогов и родителей, показывающий актуальность применения икт в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ikt.docx | 15.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий
Аннотация. В данной статье поднимается актуальная проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников с помощью современных информационных технологий; преимущества дистанционного взаимодействия участников педагогического процесса.
Ключевые слова: семья, педагог, информационно-коммуникативные технологии, взаимодействие.
По Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования родители имеют право на получение информации о реализуемой образовательной программе дошкольного учреждения, о самом учреждении, об оснащенности развивающей предметно-пространственной среды.
В словаре «Основы педагогических технологий» дано следующее определение понятию «педагогическое взаимодействие»: «Педагогическое взаимодействие – особая форма связи между участниками образовательного процесса, характеризующаяся четким распределением функций, взаимным делегированием, соблюдением прав и обязанностей взаимодействующих сторон» [2, с. 111-112]. Совместная работа педагогов и родителей должна быть выстроена на взаимоуважении, взаимодоверии и взаимопомощи, педагог должен знать и учитывать условия семейного воспитания, а родители, в свою очередь, должны принимать условия воспитания в дошкольном учреждении. Не стоит забывать, что родители и представители дошкольной образовательной организации должны поддерживать друг с другом постоянную связь.
Современным дошкольным учреждениям следует уходить от традиционных шаблонов взаимодействия с родителями. Необходим поиск эффективных и инновационных форм сближения детей, родителей и педагогов. Конечно, не следует отказываться от традиционных форм работы с родителями. Важно понимать, что использование ИКТ в значительной степени облегчает и совершенствует работу педагога и родителей.
В первую очередь использование компьютерных технологий повышает уровень и качество образовательного процесса. В ФГОС ДО четко прописаны требования по взаимодействию работников детского сада с родителями. Исходя из этого, сформулируем принципы работы семь и ДОУ:
– принцип доступности. Родители имеют право доступа к информации, содержащей цели образования и образовательной программы;
– принцип совместной работы, выстроенной на вовлечении родителей в образовательную деятельность и создании образовательных проектов;
– принцип индивидуального подхода к каждой семье, то есть педагог совместно с семьей выявляет ее потребности в познании и обеспечивает поддержку образовательных инициатив семьи [3, с. 56-57].
IT-технологии обеспечивают реализацию этих принципов и способствуют повышению эффективности в реализации требований образовательного стандарта.
Прежде, чем выделить формы взаимодействия ДОУ и семьи, следует дать определение понятиям «компьютерные технологии» и «информационные технологии». «Информационная технология – процесс, построенный на использовании совокупности средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Основная цель информационной технологии – производство информации» [4, с. 25-26]. Компьютерные технологии являются разновидностью информационных технологий и представляют процесс, использующий для сбора, обработки и передачи информации технику и сеть Интернет.
Используя компьютерные технологии, педагог может значительно повысить продуктивность процесса взаимодействия ДОУ и семьи. Такая форма взаимодействия имеет ряд преимуществ, а именно: минимизировать время доступа к информации субъектов коммуникации; демонстрировать любые документы и медиафайлы; повышать качество предоставляемой информации.
Существует несколько вариантов использования ИКТ в процессе взаимодействия педагога и родителя. Для работы могут быть использованы сайт детского сада, блог или сообщество группы, электронная почта, наглядные материалы, дистанционное общение, создание и постоянный выпуск онлайн-журнала для семьи.
На сегодняшний день главным источником информации об образовательном учреждении для родителей является онлайн-сайт образовательной организации, на котором размещены документы, регулирующие образовательный процесс, федеральный образовательный стандарт и прочие необходимые для полноценного функционирования детского сада нормативно-правовые акты. Также на этом сайте размещаются актуальные новости о предстоящих мероприятиях и результаты проделанной работы в общем виде.
Однако существует ряд недостатков онлайн-сайтов: отказ родителей от публикации фотографий их детей в сети Интернет, что значительно осложняет работу педагога и администратора сайта; к рабочим обязанностям педагога добавляется также работа по подготовке фото-, видеоинформации, а также описание проделанной работы в сжатом виде; введение в образовательном учреждении отдельной ставки администратора онлайн сайта.
Дистанционные консультации специалистов позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей. Такой подход упрощает поиск способов решения воспитательных задач. Родителям становится гораздо проще понимать своего ребенка. Однако всегда нужно обращать внимание на актуальностью тем для предстоящих консультаций.
Помогать родителям можно посредством популярных мессенджеров и социальных сетей. Воспитатель может обеспечить родителям доступ к мессенджеру, где будет происходить обмен новостями, и различным контентам, связанным с воспитанием и образованием. Обязательно нужно продумать варианты как группового, так и индивидуального общения в различных мессенджерах. Однако не все мессенджеры удобны. Например, электронная почта – уже устаревающий и не всегда удобный для передачи информации способ общения. Поэтому педагог и родители тщательно должны выбирать удобную форму общения.
Компьютерные технологии могут выступать сопровождением мероприятий с родителями. Различные презентации, обучающие видеоролики, которые педагог использует на родительских собраниях, круглых столах или конференциях, повышают наглядность, помогают родителям легко и быстро усвоить информацию, растет заинтересованность взрослых соответствующей тематикой. В современном мире стали возможными даже онлайн-собрания. Важно отметить необходимость своевременного обновления информации для родителей и педагогического коллектива, а также избегание избыточности информации.
Интересной формой для взаимодействия семьи и детского сада является создание онлайн-журнала для родителей. Можно осуществлять выпуск номеров, посвященных определенной проблеме. Авторами статьи могут быть не только воспитатели, но и члены семьи, желающие поделиться своим идеями или мнением по поводу какого-либо определенного вида деятельности.
Также компьютерные технологии упрощают создание дидактических материалов для родителей. Педагог тратит меньше времени и подручных материалов на их создание. Благодаря этому появляется больше возможности для повышения качества воспитательной и образовательной работы.
Использование ИКТ благотворно влияет на совершенствование воспитательного и образовательного процессов, так как родители все больше включаются в работу детского сада и продолжают работу его сотрудников. Кроме того, повышается уровень психолого-педагогической образованности родителей.
Литература
1. Бабурина Е.Г. Использование интерактивных игр в работе с родителями / Е.Г. Бабурина, Е.В. Королева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – № 4. – С. 46.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2015. – 176 с.
3. Карпенко А.В. Способы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся начальных классов / А.В. Карпенко, Е.Р. Демчук // Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (3 июня 2017 г., г. Казань): 4 ч. – Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. – Ч. 2. – С. 85.
4. Мухина Ю.Р. Соотношение понятий «информационные технологии» и «современные информационные технологии» в обучении / Ю.Р. Мухина // Молодой ученый. – 2019. – № 11. – С. 296.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском семинаре "Развитие связной монологической речи у детей с ОНР при помощи компьютерных технологий"
Материал из опыта работы по развитию связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи при помощи компьютерной логопедической программы "Учимся говорить правильно"....
Выступление на городском семинаре "Развитие связной монологической речи у детей с ОНР при помощи компьютерных технологий"
Материал из опыта работы по развитию связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи при помощи компьютерной логопедической программы "Учимся говорить правильно"....
Презентация "Развитие связной монологической речи у детей с ОНР при помощи компьютерных технологий
Материал из опыта работы по развитию связной монологической речи у детей с ОНР при помощи компьютерной логопедической программы для детей 5-6 лет "Учимся говорить правильно"....
СТАТЬЯ НА ТЕМУ "ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
СТАТЬЯ НА ТЕМУ "ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"...
СОЗДАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
создание дидактических игр на развитие речи, логики, мышления и т. д. с помощью конструктора картинок на сайте мерсибо!заходите, пробуйте!...
Обследование речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью компьютерной технологии в условиях ПМПК
В данном материале представлен опыт диагностического обследования речи ребенка старшего дошкольного возраста с помощью компьютерной технологии в условиях психолого-медико-педагогической комиссиию...
«Формирование звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи при помощи компьютерных технологий» (методическая разработка)
Методическая разработка с электронной поддержкой в виде презентаций и flash – роликов предназначена для включения в систему коррекционной работы с детьми 5 – 7 лет, имеющими ре...