СТАТЬЯ НА ТЕМУ "ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
статья по теме

СТАТЬЯ НА ТЕМУ "ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_dlya_uchastiya_v_festivale.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник закрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения  на  протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной  самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви  к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.

Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Патриотическое  воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и её героическому прошлому.

Поиск содержания, средств, методов осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное. Важная роль принадлежит информационно-компьютерным технологиям.

Сегодня уже нет сомнений в том, что детей необходимо приобщать к миру информационной культуры, начиная с дошкольного  возраста. Многие дошкольники владеют компьютером, у них формируется новый тип восприятия информации. Компьютер уже доступен пониманию ребёнка пятилетнего возраста. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта  и знаний, повышению мотивации к познанию. Немалое значение для  воспитания у детей интереса и любви к  родному краю имеет  ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Естественным требованием к содержанию  патриотического воспитания дошкольников являются включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного и других компонентов, знание истории и богатейших  традиций Отечества.

Поэтому в образовательный процесс мы включили видеолектории – организационную форму досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Тематика видеолекториев обширна, связана с реализуемыми темами и интересами детей, дифференцирована с учётом возраста детей. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Мы знаем о важности приобщения ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Народ России всегда защищал своё Отечество, родную землю, независимость от  врагов. Народная память о каждом историческом этапе и оценка его с точки значимости для жизни. Отечества содержатся в названиях  многих природно-культурных достопримечательностей родной земли, именах, данных народом великим деятелям истории и культуры (Александр Невский, Дмитрий Донской и др.), героическом эпосе, устных преданиях, сказаниях, легендах, исторических и солдатских песнях и т.д.

Так же в своей работе мы активно используем компьютерные презентации, поскольку компьютерные презентации – удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культовом зодчестве, памятниках архитектуры, которые  называют деревянной или каменной «книгой», где «записана» народная философия истории. Презентация даёт возможность скомпоновать  материал, исходя из индивидуальных, психических особенностей  детей дошкольного возраста, темы, цели, структурных компонентов занятия. При этом соблюдается  основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками и повышает мотивацию к деятельности.

Особенности возраста и развития старших дошкольников, своеобразие их умственной деятельности, эмоциональной сферы, восприятие, глубину, обострённость первых впечатлений, проявляющихся в этот период, способность к абстрагированию, эмоционально-образное мышление, любознательность и стремление к новизне – всё это нужно учитывать при ознакомлении детей с историей и культурой  России, с символикой государства.

Занятия по ознакомлению детей с историей и культурой России, проводимые с использованием ИКТ, подразумевает три этапа: докомпьютерный, компьютерный и посткомпьютерный. На докомпьютерном этапе педагоги активируют внимание детей, вводят их в тему, стимулируют познавательный интерес; на компьютерном этапе осуществляется работа с электронными ресурсами; на посткомпьютерном – подводятся итоги работы, снимает напряжение, организуются различные игры (сюжетно-ролевые, дидактические и т.д.)

Цифровые ресурсы мобильны, активны. Такая подача для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена. Стоит отметить, что именно такого рода наглядность позволяет подчёркивать важные моменты повествования, показывать явления в процессе и т.д.

Использование компьютера в дошкольном обучении возможно, необходимо и эффективно. Критериями эффективности проводимой работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ являются положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомлённости, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре России.

Список литературы

  1. Ветохина А.Я., Дмитриченко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. ООО издательство ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2009.
  2. Кондрыкинская Л.А., С чего начинается Родина? М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Письмо МО РФ «Об информатизации дошкольного образования в России». №753/23-16 от 25.05.2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей. Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.        Одной из основных задач дошкольного образования является нравственно - пат...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПУТИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Человек как личность формируется в дошкольном возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В дошкольном возрасте закладывается личностная культура, мален...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по теме: « Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста ».

Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей  дошкольного возраста...

"Пути, средства и методы патриотического воспитания детей с ОВЗ"

quot;Пути, средства и методы патриотического воспитания детей с ОВЗ"В.А. Сухомлинский писал: "Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической серцевины,...