Педагогический проект на тему: «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» во второй младшей группе
проект (младшая группа)

Мордвинова Юлия Владимировна

Цель проекта:

- Знакомство детей с народным праздником Масленица;
- Воспитание любви к своей Родине;

Задачи:

-Дать первоначальные представления о русском народном празднике - Масленица, с характерными для него обрядами; 
- Знакомство детей с русскими традициями гостеприимства;
-  Пробуждать интерес к истории русского народа;

Вид проекта: групповой, творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный ( 2 недели)

 Участники: дети II младшей группы, воспитатели, родители, муз. работник.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslennitsa_proekt_gotovyy.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

на тему:

«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

во второй младшей группе

                                                                               

                                                                                              Разработали: Мордвинова Ю.В.

        

г.Дзержинск,2024

Цель проекта:

- Знакомство детей с народным праздником Масленица;
- Воспитание любви к своей Родине;

Задачи:

-Дать первоначальные представления о русском народном празднике - Масленица, с характерными для него обрядами; 
- Знакомство детей с русскими традициями гостеприимства;
-  Пробуждать интерес к истории русского народа;

Вид проекта: групповой, творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный ( 2 недели)

 Участники: дети II младшей группы, воспитатели, родители, муз. работник.

Ожидаемый результат: 

- Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
- Получение представлений о народных играх, обрядах;
- Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании   Масленицы;
-Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;

План работы для воспитателя :

- сбор информации об истории праздника;
- подбор картинок с изображением «Масленичных забав», «Масленичных гуляний»;
-подготовить папку – ширму «Рецепты блинов к Масленице»,
« Масленица»,
-организовать для родителей выставку детских работ;
-организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;

Актуальность проекта:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей. Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Ожидаемые результаты проекта:

 -Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – масленицы через непосредственное участие их в игровой и творческой деятельности.

- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику. ¬ Повышение познавательного интереса к родной истории.

 -Обогащения духовного мира детей.

 -Развитие двигательных и музыкальных способностей.

Предполагаемый результат:

  Дети умеют поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;

 Имеют представление о народных праздниках, играх;

 Владеют знаниями масленичной кухни;

 Интересуются изобразительной детской деятельностью;

  С интересом участвует в народных играх

  Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;

 Проявляют интерес к искусству при просматривании картин;

 Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;

 Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями. Работа с родителями:

Домашнее задание:

 Заучивание с детьми частушек, стихов о масленнице.

 Выпекание блинов совместно с детьми.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Этап - подготовительный (разработка проекта).

 1. Подбор методической и художественной литературы, музыкальных произведений, картин и иллюстраций по теме.

2. Подготовка информации для родителей о народном празднике «масленица».

 3. Планирование и проведение занятий, совместной и игровой деятельности с детьми.

4. Привлечение родителей к участию над проектом .

 5. Консультация для родителей «Широкая масленица»

Этап - основной (работа по областям

Цель: познакомить детей с народным праздником Масленица, воспитывать интерес к праздникам и традициям русского народа

1. ООД «Масленица»  

2. Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиев «Масленица».

3. Отгадывание загадок по тематике проекта.

4. Чтение и разучивание закличек, поговорок, стишков, дразнилок, частушек.

5. Консультация для родителей «Детям о Масленице».

6. Рисование: «Ой блины, блины, блины, вы блиночки мои».

Цель - учить выбирать тему работы в соответствии с темой проекта; развивать творческие способности, воображение; упражнять в рисовании круглых и овальных форм, умение закрашивать. Рассматривание куклы «Масленица». Знакомство с Масленицей.

7.Лепка  на тему «Солнышко»

Цель: расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником .

8.Аппликация « Укрась куклу-масленницу».

9. Игры на улице «Зайка», «Снежки».

9.Подвижные игры «Гори, гори ярче».

В центре круга «Солнце» (на голову ребенку надевают шапочку в виде солнца). Дети хором произносят: Гори солнце ярче, летом будет жарче, а зима теплее, а весна милее. Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к солнцу и сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю» — «солнце догоняет детей.

Дни
недели

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми

 

УТРО

ВЕЧЕР

понедельник

Беседа: «Что такое Масленица»
 

Рисование: «Светит Солнышко»
 

Вторник

Поделка из бумаги:
«Солнышко лучистое»
 

Разучивание масленичную 
игру- забаву«Солнышко»,
 

среда

Рисование «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки мои»

Заучивание заклички на блины

четверг

Аппликация «Кукла Масленица»

Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины»

пятница

Подвижные игры «Гори, гори ярче».
 

 заучивание стих. «Радость в каждый дом»

Понедельник

Лепка "Солнышко -лучики "

Под./игра «Петушки»

игра «Кто быстрее на

 вторник

Лепка  "Блины и калачи"

метле» (Физк. досуг)

среда


Игры на улице «Зайка», «Снежки».


Разучивание поговорки о блинах

четверг

Чтение сказки про Масленницу-блинноедку(интернет ресурс)

Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиев «Масленица».





пятница


Развлечение "Проводы Масленицы"

ТЕАТР"Петрушка в гостях у ребят"

Этап - заключительный .

1. Выставка рисунков.

2. Конспект образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе по теме: «Масленица».

3.Проведение праздника «Масленица»

4.Фотогазета ««Наша масленичная неделя»

Результаты работы:

1.     У детей повысился интерес и стремление изучать традиции родной страны.

2.     Дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, проявляя чувство ответственности за себя и за других.

3.     Дети проявляют свои знания о русском фольклорном празднике «Масленица».

4.     Дети получили эмоциональное удовлетворение от участия в праздновании Масленицы.

5.     Повысился уровень творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.

6.     Развились эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и воспитателями.

7.     Возросла степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.

 

ВЫВОДЫ:

Внедрение проекта в воспитательно - образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, масленичных закличек дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Приложение к проекту.

Тематическая беседа  для детей

«Масленица».

Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделю, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: "Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!" А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!". Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день —блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца. Блин хорош не один. Блин не клин, брюхо не расколет! Как на масленой неделе из трубы блины летели! Уж вы, блины мои, уж блиночки мои! Широкая Масленица, мы тобою хвалимся, На горах катаемся, блинами объедаемся! На Масленой неделе выпекались ритуальные блины — олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога. Парни и девушки надевали лучшие одежды. Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" — сжигают чучело, изображающее Масленицу. Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная! Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.

Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.

Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Четверг — широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных  и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Приложение к проекту

Пальчиковая игра «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО» 

(Дети встают и повторяют за воспитателем:)
- Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны).
Взойди поскорей,
Освети, обогрей (Руки развести перед собой).
Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх).
Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).

Игра «Солнышко» для малышей
Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:

Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее (круг сжимается),
А весна милее (круг расширяется).

Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!!!». Это сигнал деткам разбегаться в разные стороны. А ведущий их ловит.

Стихотворение для разучивания:

Радость – в каждый дом!
Встанем утром рано,
Напечём блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!

Закличка на Масленицу:

«Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы. Мажьтесь масленее — будет повкуснее»..

Пословицы , поговорки: 
-«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,
-«Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.»

-«Солнышко-вёдрышко, нарядись! 
Солнышко-вёдрышко, покажись!» 

Загадки на масленицу: (Автор загадок: Ирис Ревю)

Зиму с ней мы провожаем,
И Весну-Красну встречаем,
Ей блины вкусны пекут,
Даму эту как зовут?
Ответ: Масленица

Чучелом ее сжигаем,
Едим масло и блины,
И весну мы ожидаем,
Это — праздник старины.
Ответ: Масленица

С сыром, маслом и сметаной,
Дырчаты и румяны,
Ароматны и вкусны,
Аппетитные …(блины).


Горячий, румяный,
Сытный, желанный,
Бабушка с утра печёт,
Угощается народ.
Ответ: Блин

Приложение к проекту

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе по теме: «Масленица».

Цель:

 Продолжать знакомить детей с народными праздниками – «Масленица»

Активизировать словарь детей. Задачи:

- Знакомить детей с русским народным праздником «Масленица», ее значением, символами, традициями, обрядами масленичной недели

- Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни. 

Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

- Создать радостное настроение.

Материалы и оборудование: колокольчик , бубен для игр.

Предварительная работа: знакомство с народными подвижными играми, разучивание стихотворений о зиме, разучивание русской народной песни «Блины!»

Ход ОД:

Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года?

Дети: - Зима.

Воспитатель: - давайте отгадаем загадки о зиме:

Загадки:

 Снег на полях Лёд на реках Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой)

Сидит на макушке Завязаны ушки. (Шапка)

Едва повеяло зимой Они всегда со мной

Согревают две сестрички Зовут их … (Рукавички)

Белая морковка Зимой растёт? (Сосулька)

 С неба падают зимой И кружатся над землёй Лёгкие, пушистые Белые … (Снежинки)

Чернокрылый, красногрудый И зимой найдёт приют: Не боится он простудыС первым снегом тут как тут. (Снегирь)

Воспитатель: - А стихотворения вы знаете о зиме?

Дети: - Да!

Дети рассказывают

стихотворения о зиме:

 «Снег» Снег, снег кружится Белая вся улица!

 Собрались мы в кружок,

 Завертелись, как снежок.

 «Зима»

 Вот зима, кругом бело: Много снега намело,

Утром Ваня санки взял, По дороге побежал

 А в саду у нас гора, Все катаются с утра

 Крикнул Ваня: «Берегись!» Покатился с горки в низ.

Воспитатель: - Какие праздники мы отмечаем зимой?

Дети: - Новый год, Рождество, День защитника Отечества. Воспитатель: - Бывает ещё один праздник, который мы отмечаем зимой.

 Воспитатель: Всю неделю отдыхают, Всех блинами угощают! Холод, зиму провожают, А весну с теплом встречают!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица – проводы зимы. Это праздник, когда люди прощаются с зимой и готовятся к встрече с весной. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длиться Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. Ведь блины похожи на солнце, а масленица – это праздник встречи с солнышком. Воспитатель: Давайте и мы испечем «Оладушки»).

Физкультминутка

 «Я пеку» Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по колобку.

А для милой бабушки

Испеку оладушки (хлопаем в ладоши)

 Кушай, кушай бабушка,

Вкусные оладушки.

Я ребяток позову

Чем- то я их угощу! (Подставляют ладошки!)

Воспитатель: - Послушайте стихотворение :

Если снег повсюду тает

День становится длинней,

Если всё зазеленело

 И в полях звенит ручей

Если солнце ярче светит

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна.

Воспитатель: - О каком времени года это стихотворение?

Дети: - О весне!

Воспитатель: - Что произойдёт весной в природе?

Дети: - Начнет таить снег, появятся ручьи.

Воспитатель: А давайте вместе Весну позовем! (речь с движением)

«Весна, Весна красная,

 Приди Весна с радостью!

 Солнышко, солнышко- золотое ведрышко!

Гори гори ясно!

Чтобы не погасло!

Зазвенел в саду ручей, прилетело сто грачей.

А сугробы тают, тают, а цветочки вырастают!»

 Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что же является символом весны?

Дети: Нет?

Воспитатель: Тогда отгадайте!

 Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

 И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

Дети: Блины

Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные! Воспитатель: - На Руси этот праздник встречали песнями, плясками и весёлыми играми.

Вот и сейчас мы с вами поиграем в игру «Перезвон»

Игра: «Перезвон»

Ход игры: В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза. Все кто в круге поют:

Дили-динь, дили-дон! Ах, откуда этот звон? Били-бим, били-бом! Мы его сейчас найдем!

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с колокольчиком. После того, как участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником и встает в круг.

Игра с мячом

«Назови ласково»

-Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик;

 пирог – пирожок,

крендель – кренделек,

мёд – медок и т. д)

Игра с бубном

" Ты катись веселый бубен"

Ход игры

Дети передают в кругу бубен со словами: Ты катись, веселый бубен. Быстро -быстро по рукам. У кого остался бубен, Тот сейчас станцует нам Воспитатель: - Молодцы ребята, а теперь давайте споём песню о блинах. Дети встают в круг и поют песню вместе с воспитателями:

Русская народная песня

«Блины» (отрывок):

Мы давно блинов не ели

Мы блиночков захотели

Припев: Ой, блины, блины, блины Вы блиночки мои (2 раза)

 Гости будьте же здоровы

Вот блины уже готовы

Припев: тот же

 Воспитатель: - Масленица идёт, блины да мёд несёт.

Вот сколько нового вы сегодня узнали о русском народном празднике Масленица. Тщательно вымойте руки и принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица объедуха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание во второй младшей группе в работе с родителями»

«Экологическое воспитание во второй младшей группе в работе с родителями»  Содержание1. Введение1.1. Цели и задачи сохранность окружающей природы: улицы, парка, леса;1.2. Формы работы с род...

Собственная методическая разработка.Педагогический проект на тему: «Домашние животные» во второй младшей группе

Воспитание гуманного отношения к живым объектам природы через обогащение и углубление у детей представлений о домашних животных проживающих в квартире....

Педагогический проект на тему: «Встречаем птиц» во второй младшей группе

Цели проекта:Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым....

Педагогический проект на тему: "Домашние животные" во второй младшей группе

У воспитанников пришедших в 3 года впервые в детский сад ,выявлено отсутствие в должном объёме знаний о внешнем виде и месте проживания домашних животных, они неправильно называют детёнышей дома...

Педагогический проект на тему: «Птиц встречаем» во второй младшей группе

Проект направлен на приобщение малышей к истокам русской культуры....

Собственная методическая разработка. Педагогический проект на тему: «Домашние животные» во второй младшей группе

Воспитание гуманного отношения к живым объектам природы через обогащение и углубление у детей представлений о домашних животных проживающих в квартире....

Педагогический проект на тему: «Встречаем птиц» ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ПЧЁЛКА»

Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Тема проекта «Встречаем птиц» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы ок...