Направления и условия, стратегии развития дошкольного учреждения детского сада «Сказка» п. Магдагачи.
материал
- ФОП определяет функции дошкольного образования:
- обучение и воспитание на основе российских ценностей;
- создание единого ядра дошкольного образования на базе духовных ценностей российского народа;
- единое федеральное образовательное пространство от рождения до школы.
- Что нового?
- появились новые виды деятельности, особенно для младенческого возраста, который раньше не выделяли;
- внесены корректировки в содержание пяти образовательных областей по ФГОС, чтобы они не противоречили ФОП;
- добавлены ценности: жизни, милосердия и добра, а ценность знания преобразовалась в ценность Познания;
- требования к содержанию и планируемым результатам полушкольные и имеют обязательный характер.
- целевые ориентиры ФГОС ДО «растворились» в планируемых результатах ФОП ДО;
- планируемые результаты конкретизированы по годам;
- патриотические программы стали инструментами реализации базовой части ОП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_konfirentsii.docx | 53.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления и условия, стратегии развития дошкольного учреждения
детского сада «Сказка» п. Магдагачи.
Коротко о важном
- ФОП определяет функции дошкольного образования:
- обучение и воспитание на основе российских ценностей;
- создание единого ядра дошкольного образования на базе духовных ценностей российского народа;
- единое федеральное образовательное пространство от рождения до школы.
- Что нового?
- появились новые виды деятельности, особенно для младенческого возраста, который раньше не выделяли;
- внесены корректировки в содержание пяти образовательных областей по ФГОС, чтобы они не противоречили ФОП;
- добавлены ценности: жизни, милосердия и добра, а ценность знания преобразовалась в ценность Познания;
- требования к содержанию и планируемым результатам полушкольные и имеют обязательный характер.
- целевые ориентиры ФГОС ДО «растворились» в планируемых результатах ФОП ДО;
- планируемые результаты конкретизированы по годам;
- патриотические программы стали инструментами реализации базовой части ОП.
Изменения в содержании образовательных областей
«Социально-коммуникативное развитие»
- Много российского и патриотического.
- Указание на то, что ребенок должен уметь планировать свои действия, а надзорные органы должны увидеть, что ребенок это делает САМ.
- Указание на необходимость формирования инициативности ребенка.
- Новая формулировка – основа социальной навигации.
- Появилась цифровая образовательная среда.
«Познавательное развитие»
- В содержании данной области видим конкретные предметные результате о счете, величине, пространстве, времени и т.д.
- Появился запрос на конкретное обучающее действие от воспитателя, что должно найти отражение в рабочих программах.
« Речевое развитие»
- Появилось понятие «пассивная речь».
- Появились требования к непросто знанию, а осмыслению информации.
- В арсенале воспитателя все инструменты, способствующие обучению грамоте.
«Художественно-эстетическое развитие»
- Существенно обогатилось содержание данной области, что влечет за собой увеличение нагрузки на воспитателя.
- Уделено огромное внимание формированию умения ребенка подбирать достаточные средства для выразительности своих произведений.
- Появился запрос на формирование ассортимента художественных средств.
«Физическое развитие»
- Появились воспитательные моменты.
- Требование к овладению движений: ползанье, метание, лазанье.
- Появились требования к формированию глазомера и чувства равновесия.
План-график по внедрению в работу ФОП ДО
_____________________
Мероприятие |
1. Организационно-управленческое обеспечение |
Организовать и провести педагогические советы, посвященные вопросам подготовки к применению ФОП ДО |
Создать рабочую группу по внедрению ФОП ДО |
Организовать ознакомление педагогического коллектива с методическими рекомендациями Министерства просвещения по реализации ФОП ДО |
Провести аудит образовательной программы детского сада на соответствие требованиям ФОП ДО в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения по реализации ФОП ДО Составить проект программы детского сада с учетом ФОП ДО |
2. Нормативно-правовое обеспечение |
Сформировать банк данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, обеспечивающих внедрение ФОП |
Изучить документы федерального, регионального уровня, регламентирующих введение ФОП |
Провести экспертизу локальных актов детского сада в сфере образования на соответствие требованиям ФОП ДО |
Внести изменения в программу развития образовательной организации |
Издать приказ об утверждении новой ОП ДО в соответствии с ФОП ДО и использовании ее при осуществлении воспитательно-образовательной деятельности |
3.Кадровое обеспечение |
Проанализировать укомплектованность штата для обеспечения применения ФОП. Выявить кадровые дефициты |
Провести диагностику образовательных потребностей педагогических работников по вопросам перехода на ФОП |
Проанализировать профессиональные затруднения педагогических работников по вопросам перехода на ФОП ДО |
Направить педагогических работников на обучение по программе повышения квалификации по вопросам применения ФОП ДО |
4. Методическое обеспечение |
Разработать собственные и адаптировать для педагогического коллектива методические материалы Министерства просвещения по сопровождению реализации ФОП ДО |
Разработать собственные и адаптировать для педагогического коллектива методические материалы Министерства просвещения по сопровождению реализации федеральной рабочей программы воспитания и федерального календарного плана воспитательной работы |
Разработать собственные и адаптировать для педагогического коллектива методические материалы Министерства просвещения по сопровождению реализации программы коррекционно-развивающей работы |
Обеспечить для педагогических работников консультационную помощь по вопросам применения ФОП ДО |
5. Информационное обеспечение |
Провести родительские собрания, посвященные применению ФОП |
Разместить ФОП ДО на сайте детского сада |
Оформить и регулярно обновлять информационный стенд по вопросам применения ФОП ДО в методическом кабинете |
6. Финансовое обеспечение |
_____ |
Чтобы перейти на федеральную образовательную программу, необходимо создать рабочую группу. Расскажите также воспитателям о целях, задачах, структуре программы, сроках реализации в ДОО. Узнайте, кого включить в рабочую группу для перехода на ФОП, какие задачи поставить членам группы. Воспользуйтесь примерным планом-графиком мероприятий. А ответить на возможные вопросы педагогов вам помогут готовые комментарии от юристов и методистов.
Слайд 1. Цели, задачи, срок перехода на ФОП ДО
Подслайдовый комментарий. Минпросвещения приказом от 25.11.2022 № 1028 утвердило Федеральную основную программу дошкольного образования. Цель ее – создать единое образовательное пространство. Детские сады всех форм собственности обязаны взять ее за основу. Программа определяет базовые объем, содержание, планируемые результаты дошкольного образования. Им должны соответствовать образовательные программы во всех детских садах с 1 сентября 2023 года (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Теперь мы должны разработать и утвердить свою образовательную программу с учетом ФГОС ДО и федеральной программы.
Слайд 2. Новая образовательная программа детского сада
Подслайдовый комментарий. Обязательную часть образовательной программы необходимо оформить в виде ссылки на Федеральную программу. Часть ОП, которую формируют участники образовательных отношений, как и раньше, должна учитывать национальные, социокультурные, региональные условия, в которых находится детский сад, его традиции. Но мы так же, как и раньше, можем выбирать парциальные образовательные программы, формы работы с детьми с учетом их потребностей и интересов, возможностей ДОО.
Слайд 3. Структура ФОП ДО
Подслайдовый комментарий. Федеральная программа содержит три части: целевую, содержательную и организационную. Я раздам вам таблицу, в которой вы найдете информацию по каждому разделу. Но это общая ознакомительная информация. Более подробно о каждом разделе мы будем говорить на отдельных встречах.
Шаг 1. Рассказать педагогам о новой федеральной программе
Проведите педсовет, посвященный переходу на ФОП ДО. Расскажите педагогам о целях, задачах, структуре федеральной программы. Обратите их внимание на то, что федеральная программа содержит три части: целевую, содержательную и организационную. Обязательную часть образовательной программы необходимо оформить в виде ссылки на федеральную программу. Часть ОП, которую формируют участники образовательных отношений, должна учитывать национальные, социокультурные, региональные условия, в которых находится детский сад, его традиции. Но ДОО так же, как и раньше, может выбирать парциальные образовательные программы, формы работы с детьми с учетом их потребностей и интересов, возможностей ДОО.
Прежде чем включить парциальную программу в ОП детского сада проверьте, не будет ли она избыточной.
Для этого сопоставьте цели, задачи и планируемые результаты и содержание парциальной программы с ФОП ДО. Парциальные программы должны расширять и дополнять, но не дублировать содержание ФОП и обязательной части ОП детского сада.
Перечень парциальных программ в ДОУ
Новикова Екатерина Степановна
21 июня 2023
Насколько результативным окажется воспитательный процесс в детском саду в большей степени зависит от выбранных образовательных программ дошкольного образования. По закону ДОУ вправе самостоятельно определять схему, по которой будет работать организация, выбирая из официально утвержденных вариантов. Решение основывается на родительских предпочтениях, материально-технических условиях и особенностях реализации образовательной деятельности.
Программы ДО делят на общеразвивающие и парциальные. В первом случае система настроена на всестороннее образование дошкольников, а во втором — на формирование конкретных качеств личности.
Парциальная программа — это дополнительная методика для освоения определенного направления в развитии. Они помогают добиться целостности воспитательного процесса или скорректировать базовое обучение, чтобы более углубленно проработать схему воспитания.
Парциальные программы в ДОУ, как и основные, должны соответствовать федеральным стандартам ФГОС, чтобы применяться в детском саду. Они эффективно работают в сочетании с основной образовательной системой в дошкольном учреждении и включают в себя комплекс специализированных подходов, разработанных на основе педагогического опыта.
Парциальные программы по речевому развитию
Программа "От звука к букве"Скачайте бесплатно
«Азбука общения», авторы Л. М. Щипицина, О. В. Защеринская, А. П. Воронова
Цель: формирование социальных навыков, способности взаимодействовать с людьми в группе, заниматься общей деятельностью.
Основная задача программы — научить воспитанников понимать себя и других людей, получать позитивный опыт от общения, контролировать поведение в разных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций.
Книга написана по авторской методике развития речевых навыков у дошкольников. Она содержит подробный план занятий, сценарии игр, тексты для проведения уроков в формате беседы. Представлены разнообразные упражнения, обзоры тематических прогулок. В помощь педагогам собраны рекомендации по организации учебной деятельности, а также способы диагностики успешности учеников. Подходит для работы с воспитанниками от 3 до 6 лет.
«Развитие речи у детей дошкольного возраста». (О. С. Ушакова)
Цель: овладение родным языком, развитие речевых способностей у дошкольников.
Образовательная программа основана на современных методиках преподавания. Она помогает малышам быстро понять принципы устной и письменной речи. Возрастной диапазон, на который рассчитана техника — 3-7 лет.
«От звука к букве». (Е. В. Колесникова)
Цель: определить направления речевого развития, создать комфортные условия для роста стремления к изучению грамоты.
Образовательная программа написана для обучения воспитанников ДОУ от 2 до 7 лет. Содержание разработанной схемы основано на опыте автора, которая много лет занималась вопросом формирования языковых навыков и интереса к грамоте у дошкольников.
Узнать большеПрограммы экологического воспитания
Конструктор содержательного раздела образовательной программы ДООРазъяснит содержание каждого пункта данного раздела программы детского сада и объяснит, где можно и нельзя ставить ссылку на ФОП ДО
«Наш дом — природа». Автор: Н. А. Рыжова
Цель: формирование активной социальной позиции, гуманности.
Программа подходит для старших дошкольников и учеников младших классов. Она учит любить природу, заботиться о ней, понимать устройство окружающего мира. Основная задача курса — повышение экологической культуры восприятия жизни, представление о роли человека и становление целостного взгляда на мир. Дети узнают основы безопасности, научатся грамотному отношению к действительности. Это начальный этап изучения экологии, который ученики продолжат осваивать в школе на уроках по «Окружающему миру».
«Паутинка». Автор: Ж. Л. Васякина-Новикова
Цель: развитие экологического мышления с помощью специальной системы знаний.
Парциальную программу могут использовать педагоги в дошкольных учреждениях любой направленности. В большей степени она подходит для ДОУ, в которых приоритетное место занимает экологическое воспитание.
Занятия построены по системе ответов на основные вопросы. Система состоит из четырех разделов, каждый из которых адаптирован под все возрастные группы дошкольников.
К программе прилагаются рекомендации для воспитателей, технологии преподавания, ориентировочный план на учебный год.
Программа "Весёлый Рюкзачок" для детей старшего дошкольного возрастаСкачайте бесплатно
«Юный эколог». Автор: С. Н. Николаева
Для чего применяется: формирование у дошкольников понимания об экологии.
Разработана для детских садов, которые отошли от базового знакомства воспитанников с природой, взяв за основу методы экологического воспитания. Она состоит из пяти разделов для последовательного изучения устройства животного и растительного мира, их взаимодействия с окружающей средой. Раскрывается связь животных и растений с ареалом их обитания, особенностями их развития в течение жизни. Описывается взаимодействие внутри сообществ живых организмов. В последнем разделе показывается влияние человечества на природу в разнообразных проявлениях.
Образовательная программа содержит материалы для помощи педагогам в подготовке к процессу экологического воспитания. Это методическое пособие создано для повышения навыков воспитателей в преподавании современного взгляда на сферу экологии. Направлено на перестройку в обучении: с простого наблюдения за природными явлениями — на более осознанное экологическое мышление. Материалы содержат технологию обучения в старших группах и конкретный план работы на учебный год.
Программы художественно-эстетического цикла
Программа "Цветные ладошки"Скачайте бесплатно
«Интеграция». (Т. Г. Казакова)
Приводит к зарождению интереса к изобразительному искусству, создание условий для творческих проявлений, восприятие красоты произведений, развитие способностей.
Здесь грамотно объединены несколько направлений. Воспитанники знакомятся с живописью, декоративно-прикладным творчеством, графикой, скульптурой, дизайном. Изучение ведется по схеме, где применяется обучение по отдельным и комплексным видам искусства. Парциальные образовательные программы дошкольного образования направлены на проявление начальных творческих способностей и определения задатков у учеников раннего возраста. Структура занятий построена так, чтобы у детей постепенно развивалось образное восприятие при освоении разнообразной деятельности — рисование, лепка, аппликация.
Для организации уроков составлено подробное руководство, построена система обучения для эффективного развития личности. Книга автора по теме изобразительного творчества в ДОУ содержит иллюстрации и рабочие тетради в дополнение к конспектам.
«Природа и художник». (Т. А. Копцева)
Цель: развитие эстетического вкуса, знакомство с мировой культурой.
Природа позиционируется как предмет внимания и изучения в духовном и творческом проявлениях. Она представлена источником вдохновения, живым организмом. Программа разбита на тематические блоки, в которых основными объектами изучения выбраны природа, искусство, человек и животный мир.
«Семицветик». Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова
Курс работает на становление разносторонней личности, склонной к саморазвитию, с пониманием нравственности, духовных ценностей.
Направлена на эстетическое восприятие жизни, видение красоты, которое проявляется в творчестве. Во время учебы развивается экологическое мировосприятие, расширяют кругозор. Система преподавания состоит из четырех разделов. Для каждого подготовлены примерные планы, а также структура работы на учебный год.
Парциальная программа подходит для реализации в дошкольных учреждениях, школах искусств, для домашних занятий с родителями. Большое значение отведено совместной деятельности со взрослыми. При этом за основу воспитания выбраны культура и красота. Программа имеет приложение — хрестоматию со сборником легенд и сказок разных народов. Их темы пересекаются с первыми двумя разделами о небе и Земле.
«Умка» — ТРИЗ (Л.М. Курбатова и др.)
Цель: тренировка фантазии, воображения в сочетании с активными мыслительными процессами.
Система обучения помогает детям научиться системному мышлению — видеть реальность во взаимодействии ее отдельных частей. При этом учащиеся получают мотивацию к творческому выражению, преобразованию окружающего мира.
Программа создана по технологии ТРИЗ, которая через нестандартные подходы позволяет добиться наибольшей продуктивности в формировании таких качеств личности, как оригинальность, самостоятельность, идейность.
Содержание программы состоит из трех частей:
- Основная система развития мыслительных процессов.
- Дополнительный вариант для реализации системы обучения в студиях и кружках эстетического воспитания.
- Пособие, которое помогает подготовиться к организации занятий.
В основе работы лежит принцип природной одаренности каждого ребенка. Задача педагога — найти задатки способностей воспитанника и помочь ему в самовыражении.
Программа реализуется при условии правильного наполнения развивающей среды. Она должна быть разнообразной, иметь материалы обучающей, игровой, тематической и других направленностей.
«Конструирование и ручной труд в детском саду». (Л. В. Куцакова)
Реализуется для проявления художественных способностей через моделирование, освоение конструкторских приемов.
Программа построена на инновационных подходах в обучении. Используются нестандартные подходы, которые помогают в становлении ассоциативного мышления и художественного вкуса. В процессе занятий воспитанники развивают воображение, креативность, учатся проявлять себя в созидательной деятельности, получают практические навыки. Основные ресурсы, с которыми предстоит работать — это конструкторы, бумага и картон, ненужные бытовые мелочи, природные и строительные материалы.
«Гармония». (К. В. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан)
Курс предназначен для развития музыкальных способностей.
В процессе обучения дети получают общее представление о музыкальном творчестве. Задействуются базовые виды деятельности:
- прослушивание композиций;
- движение под музыку для появления чувства ритма;
- пение;
- участие в играх-драматизациях под музыкальное сопровождение;
- самостоятельное извлечение звуков с помощью музыкальных инструментов.
За основу взяты научные исследования на тему развития музыкальных способностей у дошкольников. Используется системный подход, часть уроков построена на импровизации, что помогает развивать креативность и образное мышление. К программе прилагаются методические материалы и пособия по организации педагогической деятельности.
«Музыкальные шедевры». (О. П. Радынова)
Цель: приобщение дошкольников к музыке как виду искусства, проявление в новых для себя направлениях, выявление способностей.
Программа построена на изучении классических музыкальных произведений по последовательной схеме. Она учит слышать и понимать красоту музыки, вдохновляются на проявление собственных талантов. Формируется потребность в самореализации.
Программа поделена на 6 тематических блоков, изучение каждого из которых рассчитано на 1-2 месяца. Ранее пройденная тема закрепляется в следующем разделе вместе с изучением нового материала.
Имеется приложение с рекомендациями для воспитателей, системой занятий для каждой возрастной группы, планами развлекательных мероприятий и концертов. В процессе изучения музыкальной культуры и проявления способностей дети занимаются не только творческой, но и познавательной деятельностью.
«Малыш». Автор В. А. Петрова
Цель: ознакомление учеников раннего дошкольного возраста с музыкальным творчеством
Парциальная программа разработана для трехлетнего возраста. Учащиеся делают первые шаги в приобщении к музыке через простые виды деятельности, доступные в этом возрасте. Параллельно прививаются азы культуры и духовности. Составитель много лет посвятил работе с младшими дошкольниками и на основании своего опыта разработал эту систему. Она содержит план работы, музыкальный репертуар, практические пособия по проведению занятий и мероприятий.
Программы социально-нравственного развития дошкольников
«Я, ты, мы». (Р. Б. Стеркина, О. М. Князева)
Цель: развитие у обучающихся социальных навыков, позитивного отношения к себе и обществу.
В этой программе собрано комплексное решение задач социальной адаптации, поведения в обществе. Помогает сформировать адекватную самооценку, развить уверенность в себе и своих возможностях. Учит ответственности за поступки, закрепляет понимание моральных норм. Участники курса получают навыки общения, выражения своих чувств, желаний, мнений. Они учатся принимать чужие взгляды, выходить из конфликтов, выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
На занятиях предлагаются вариативные ситуации, используются дидактические материалы для групповой и самостоятельной работы.
В дополнение к программе составители разработали методические пособия. Наглядные материалы отсутствуют.
Парциальная программа "НАУСТИМ"
«Дорогою добра». (Л. В. Коломийченко)
Система направлена на формирование коммуникативных навыков и социальную адаптацию у учащихся. Концепция содержит теоретические аспекты социально-коммуникативного развития. Включает задачи по многим направлениям — когнитивная, поведенческая, эмоциональная. Разработано руководство по работе педагогов с детьми всех возрастных групп, прописаны показатели уровней освоения для каждой из них. Подходит для воспитателей и психологов дошкольных учреждений.
«Я — человек». (С. А. Козлова)
Цель: сформировать представление об окружающем мире, понимание о себе, о социуме в целом.
Задачи воспитателя при реализации программы:
- Заложить основы жизни в обществе, помочь разобраться в чувствах людей.
- Понять, что все индивидуумы своеобразные, со своей культурой, особенностями.
- Сформировать знания о базовых правах и обязанностях человека.
- Объяснить понятие толерантности, эмпатии, уважения к себе и окружающим.
Программа направлена на воспитание творческой личности, свободной в самовыражении. Она помогает понимать свои чувства и желания, сформировать свое видение мира. Дети узнают о деятельности людей, особенностях профессий, выборе своего дела в жизни.
Программа состоит из четырех основных разделов, которые разделены на несколько блоков по узким темам о познании себя, понятии «взрослый», влиянии человечества в мире и его возможностях. Все части имеют свою задачу, но в целом они взаимосвязаны.
Имеется руководство по реализации программы в условиях ДОУ, методические материалы, рабочие тетради, дидактические карточки. Указаны требования для проверки уровня усвоения материала в каждом блоке.
«Развитие у детей представлений об истории и культуре». (Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова)
Цель: освоение знаний о развитии человечества, культуре народов; формирование гуманности, уважения к национальным ценностям стран мира.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Они узнают о природе нравственности и духовности, ее важности для человека. Также она направлена на возникновение познавательного интереса. Воспитанники получают знания о появлении человечества на Земле, развитии труда, становление отношений в обществе.
Материал разделен на четыре блока, которые последовательно рассказывают о культуре и жизни населения планеты, от первобытных времен до настоящего времени. Все содержание программы адаптировано для дошкольников и учитывает их возрастные особенности. Им понятно объясняется информация об особенностях разных эпох, о постепенном развитии культуры, образования, техники. Руководство по организации занятий оформлено в отдельном пособии с играми, картинками и заданиями.
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры». (О. Л. Князева, М. Д. Маханева)
Цель: привить интерес к русской культуре, ее истории; познакомить с традициями, национальными особенностями.
Программа состоит из трех разделов:
- точные рекомендации по применению программы, обустройству РППС, формату занятий и педагогическим методам, которые стоит использовать;
- подробный план реализации для всех возрастов, содержание уроков;
- приложения по разнообразным тематикам — история, литература, этнография, старославянский словарь.
Система рассчитана на весь дошкольный период — от 3 до 7 лет. Учащиеся знакомятся с бытом и деятельностью народа, характером и жизненными ценностями, традиционными видами творчества — сказки, песни, танцы, архитектура, живопись.
Парциальная программа "Развитие через движение"
«Наследие». (М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева)
Цель: Развитие интереса и вовлеченности в особенности русской культуры.
Обучающиеся погружаются в истоки родной культуры, традиции и их выражение в искусстве. Воспитанники получают представление о том, что объединяет представителей одной культуры и национальности.
Программа разделена на три крупных блока, каждый из них выполняет свои отдельные задачи и обособлен по смыслу.
В качестве наглядного материала представлены традиционные календари:
- земледельческий, который использовался на Руси для слежения за годовым циклом жизни природы и общности в ней. Определял хозяйственную и бытовую деятельность, проведение обрядов;
- православный — для знакомства с народными традициями;
- календарь памятных дат — чтобы изучить и запомнить значимые события русской истории.
Создатели программы разработали дополнительные пособия — план организации праздников, игры по теме, литература, справочная информация.
Программы физического развития и здоровья дошкольников
Парциальная программа раннего физического развития детей дошкольного возраста Скачайте бесплатно
«Искорка». (Л. Е. Симошина)
Материал разбит на два блока — теория и практика. Каждое занятие включает серию вопросов и ответов по теоретической части. Практический раздел содержит рекомендации по применению комплексной активности, которая состоит из движений с дополнениями:
- дыхательными упражнениями;
- визуализацией;
- музыкой;
- представлением спортивного образа воспитателя;
- изменениями температуры;
- позитивного эмоционального настроя.
Спортивные упражнения имеют несколько направленностей — оздоровление и закаливание, эстетика, соревнования, праздники и веселье.
По убеждению составителя программы, определяющим фактором в эффективности работы становится не величина физической нагрузки, а правильно выполненные действия и последовательное сочетание теплого и прохладного воздуха, которое используется в качестве закаливающих процедур.
«Играйте на здоровье». (Л. Н. Волошина, Т. В. Курилова)
Программа обучения подготовлена на основе результатов исследовательской деятельности педагогов в белгородском детском саду. Ее смысл заключается во включении элементов спорта в обычные игры.
Программу можно применять в дошкольных учреждениях, спортивных секциях, летних лагерях. Полезно в работе как для воспитателей, так и для инструкторов по физкультуре.
В такие спортивные игры включаются разные движения или упражнения, требующие физических усилий. При этом они составляют целостную систему с игрой, сохраняя ее смысл. Действия адаптированы под возрастные группы, доступны для выполнения детям и взрослым.
Использование программы помогает разнообразить деятельность в ДОУ, сделать ее более активной, дает возможность для самовыражения и достижения больших результатов. Обучающиеся после прохождения программы могут сами придумывать сценарии активных игр, становиться их организаторами. Они инициируют их и передают свой опыт младшим товарищам или вовлекают в совместную игру взрослых.
УСистема занятий включает конспекты с планами.
«Здравствуй!». Автор М. Л. Лазарев
Цель: организация оздоровительных мероприятий, пропаганда ЗОЖ.
Программа создана для сотрудников ДОУ, задача которых — содействовать в воспитании активных и здоровых детей, прививать им любовь к спорту и ЗОЖ. Содержание курса и практическое руководство созданы по принципам современного воспитания.
В учебный процесс, кроме спортивных упражнений, входят познавательные материалы, направленные на развитие личностных качеств ребенка. Большое значение здесь уделено музыке, которая гармонично интегрирована в занятия в качестве основного материала, а не второстепенного.
Смотрите далее
«Здоровье». Автор В. Г. Алямовская
Программа нацелена на разностороннее развитие дошкольника, становление личности через укрепление физического и психоэмоционального здоровья.
Программа имеет несколько взаимосвязанных направлений деятельности:
- становление психического комфорта;
- укрепление здоровья;
- воспитание духовно-нравственных ценностей.
- Участники образовательного процесса узнают правила этикета, постигают базовые моральные принципы, которые необходимы здоровой развитой личности для жизни в социуме. Система обучения направлена на повышение уверенности и самооценки, адекватного восприятия действительности, общения с людьми любого возраста.
«Старт». Автор Л. В. Яковлева
Программа разрабатывалась при содействии эксперта из Минобрнауки и доктора медицинских наук в области ортопедии. В ее основу взят педагогический опыт работы, во время которого проводилось длительное наблюдение и диагностика поведения дошкольников всех возрастных групп, начиная с яслей, целью которых на протяжении многих лет было привлечение малышей к здоровому образу жизни.
Содержание курса не поделено по возрастам, оно рассчитано на всех дошкольников. Разработчик программы объясняет свою позицию тем, что установленные ограничения мешают естественному развитию ребенка.
В методике содержится руководство по занятиям с использованием неспецифического для ДОУ оборудования, с акробатическими элементами, растяжкой. В помощь педагогам представлено подробное руководство о применении спортивного инвентаря, методиках определения наклонностей детей и их интересов в спорте, организации работы в условиях ДОУ. Имеются рекомендации по совместной работе воспитателя с инструктором по физкультуре, планы мероприятий в зале и на площадке. Составлены комплексы дыхательных упражнений.
Шаг 2. Издать приказ и утвердить положение о рабочей группе
Чтобы перейти на ФОП ДО, необходимо создать рабочую группу. Она должна скомплектовать команды и распределить, какую часть кто будет писать. Возглавить рабочую группу поручите старшему воспитателю. Остальные члены рабочей группы – методист, воспитатели, логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре – будут ответственными за определенный раздел плана перехода на ФОП.
В положении о рабочей группе желательно указать четыре функции: информационную, экспертно-аналитическую, координационную, содержательную. Укажите также сроки работы группы – например, 01.03.2023 по 01.09.2023, а также периодичность заседаний.
Шаг 3. Разработать план-график мероприятий
1
Чтобы учесть все направления работы для перехода на ФОП ДО и распределить обязанности, составьте план-график мероприятий с марта по август 2023 года. Желательно включить в него шесть направлений: организационно-управленческое, нормативно-правовое, кадровое, методическое, информационное, финансовое. Для каждого мероприятия укажите сроки и ответственных.
Сроки в плане указаны условно. Пропишите конкретные даты, когда рабочая группа сможет выполнить мероприятия плана. В плане-графике необходимо также указать документы как результат реализации указанного мероприятия. Например, отчет об экспертизе ООП детского сада на соответствие требованиям ФОП ДО или банк нормативно-правовых документов.
Ответы юриста на вопросы педагогов
1. ФОП или ФООП – как правильно?
В Закон об образовании ввели новое понятие «федеральная основная общеобразовательная программа» (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Несмотря на такую формулировку в Законе об образовании, ведомство использует название «федеральная образовательная программа» и аббревиатуру ФОП. Таким образом, понятия ФООП и ФОП можно считать синонимами.
2. Можно ли работать полностью по ФОП ДО?
Это спорный вопрос. Нет единого мнения, но методисты считают, что надо разработать свою ООП. ФОП только основа для разработки своей ООП, обязательная часть оформляется в виде ссылки (п. 4 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). При этом помимо обязательной части в ООП ДО должна быть еще и формируемая часть, которую детский сад разрабатывает самостоятельно. Закон об образовании разрешает не разрабатывать учебно-методическую рекомендацию из ФОП, но не всю ООП ДО (п. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Также не стоит забывать о том, что ООП ДО должна учитывать индивидуальные потребности, интересы и особенности обучающихся.
3. Какие УМК использовать?
УМК пока будем использовать прежние до специальных рекомендаций Мипросвещения. Но Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию. Закон разрешает детским садам использовать ее и не разрабатывать и не утверждать свою аналогичную документацию (п. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
4. Можно использовать при разработке ООП ДО на основе ФОП ДО вариативные и парциальные программы?
Да, можно. Используйте вариативные и парциальные программы в части, которая не противоречит ФГОС ДО и ФОП ДО. Эти программы можно использовать при разработке формируемой части ООП ДО. Детский сад выбирает парциальные образовательные программы и формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и детского сада в целом. Об этом говорит и ФОП ДО (п. 4 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028).
5. Нужно разрабатывать календарный план воспитательной работы или можно работать по федеральному плану?
Да, нужно. Федеральный календарный план воспитательной работы содержит единый для всех детских садов перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. ФОП ДО дает право наряду с федеральным планом проводить иные мероприятия по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей согласно программе воспитания (п. 36 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей ООП ДО, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей дошкольников.
6. Может ли детский сад самостоятельно разработать режимы дня групп?
Да, может. Закон об образовании оставляет за детскими садами право самостоятельно определять режим занятий обучающихся и разрабатывать локальные акты, которые в том числе устанавливают режимные моменты (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Кроме того, ФОП ДО содержит только примерный режим и распорядок дня для дошкольных групп (п. 5 ФОП ДО, утв. приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный отчёт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка» г. Зернограда
Публичный отчётмуниципального бюджетного дошкольногообразовательного учреждениядетский сад«Сказка» г. Зернограда...
Визитная карточка муниципального бюджетного дошкольного образовательного дошкольного учреждения детского сада Сказка г. Зернограда
Визитная карточка муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада Сказка г. Зернограда...
КОДЕКС профессиональной этики и служебного поведения работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка» г. Зернограда.
КОДЕКСпрофессиональной этики и служебного поведения работниковмуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка» г. Зернограда....
ПОЛОЖЕНИЕ о сайте муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка» г. Зернограда
ПОЛОЖЕНИЕо сайте муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка» г. Зернограда...
Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Создание условий для художественно эстетического развития детей в детском саду»
Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей....
Круглый стол для педагогов. Тема "Условия успешного развития игры в детском саду".
Только при соблюдении определенных условий развитие игровой деятельности дошкольников будет успешным и результативным....
Круглый стол для педагогов ""Условия успешного развития игры в детском саду"
Детство - это не только беззаботная пора в жизни человека, но и период интенсивного формирования личности. То, что не сложилось в детстве, уже не восполнить взрослому человеку. Надо помнить: отнимая у...