Вяземский пряник – многовековой символ города Вязьмы
проект (подготовительная группа)
Собрать документальное подтверждение, тому, что вяземский пряник по праву можно считать символом города Вязьмы, т.е. моей малой родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryaniki.docx | 41.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Вяземский пряник – многовековой символ города Вязьмы
Вступление
Очень немногие города вызывают в общественном сознании устойчивые культурно-исторические ассоциации и связаны с укоренившимися легендами и мифами: Если у города есть такого рода достопримечательности, то это ценнейший капитал, который надо беречь и умело использовать. Подобные культурные ценности не возникают по указам и повелениям свыше, но, возникнув однажды, становятся брендом, который раскручен лучшей мастерицей по пиару — исторической традицией. Одесса-мама, соответственно — Ростов-папа; Смоленск — город щит, город-ключ; Урюпинск — самый провинциальный город России (как говорят в самом Урюпинске — столица российской провинции!); Тула —самовар, пряник, оружие, Левша; Иваново — город невест... Список можно продолжить, но он не будет слишком обширным. И в этом своего рода параде культурно-исторических хитов Вязьма может с полным правом занимать достойное место благодаря вяземскому прянику! Вся Россия знала и любила вяземский пряник — «Вязьма в пряниках увязла». Он и сегодня может помочь Вязьме. При умелом подходе слава вяземского пряника не менее ценный ресурс развития, чем нефть и газ. Хотя бы потому, что последние имеют тенденцию к исчерпанию, а капитализация первого может возрастать до бесконечности. Следует отдавать себе отчет в том, что речь идет о сложнейшей проблеме, имеющей экономическое и культурное значение. Реанимировать производство вяземских пряников пытается Вяземский хлебокомбинат.
Вяземский пряник сделан добрыми руками с добрым сердцем!
Методика исследования
Тема исследовательской работы: Вяземский пряник – многовековой символ города Вязьмы.
Цель исследовательской работы: собрать документальное подтверждение, тому, что вяземский пряник по праву можно считать символом города Вязьмы, т.е. моей малой родины.
Задачи исследования:
а) собрать информацию о вяземском прянике из научно-популярной и художественной литературы;
б) собрать информацию о вяземском прянике из печатных источников и интернета;
в) обратиться за информацией в историко-краеведческий музей, литературный салон, вяземский хлебокомбинат;
г) собрать папку документов, доказывающих поставленную мною – цель;
д) подготовить презентацию;
е) провести беседы и классные часы с учащимися по данной тематике.
Гипотеза: вяземский пряник по достоинству можно считать символом своей малой родины, так как он это заслужил.
История Вяземского пряника
В XIX веке вяземские пряники были лучшими на всей Руси, совершенно недосягаемыми по качеству для всех других, тоже знаменитых и очень вкусных русских пряников – тульских, московских, городецких… Это было в далекие от нас старые годы, когда известность Вязьмы как важнейшей российской льняной биржи уже распространилась далеко за пределы России. Первый пряничник упоминается в переписной книге г. Вязьма, составленной Р.Ф. Боборыкиным и подьячим Титовым в 1646 г. Но, все же, знаменитые «Вяземские пряники» составляли тогдашней Вязьме даже большую славу, чем высококачественная льняная кудель, которой по всей России и за границей с высокой для себя прибылью торговали вяземские купцы. Вяземские пряники, изготавливаемые на меду, которого на Смоленщине было всегда с избытком, по своим вкусовым качествам и аромату несравненно превосходили и знаменитые «Тульские» пряники, и не уступающие тульским «Московские». Пряничное производство в Вязьме уходит своими корнями в далекую глубину XVII века, но наивысшего расцвета оно достигает в середине XIX века. В 1850 году в Вязьме действовали 8 пряничных фабрик, из которых наиболее известными были фабрики, принадлежащие купцам Ечеистовым, Кустаревым и Сабельниковым. Лучшими пряниками, заслужившими мировую известность и составившими славу Вязьме, считались пряники, выпекавшиеся на фабрике Сабельниковых. Прянишник в Вязьме впервые упомянут в писцовой книге г. Вязьмы 1646 г. Р.Ф. Боборыкина и подьячего П. Титова. У И.П. Виноградова в его известной книге «Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до XVII в. (включительно)» говорится: «Упоминание в том же году (1646 г.) «пряничника» дает основание предполагать, что и тогда известны были так называемые «вяземские пряники». Каждая из фирм, выпускавшая «Вяземские пряники», имела свой фирменный рецепт их выпечки. Такой же фирменный рецепт изготовления этих изумительных пряников, про которые говорили, что они, буквально, «таяли во рту», являлся передававшимся по наследству семейным секретом одной из древнейших вяземских купеческих фамилий – Сабельниковых. Основным делом Сабельниковых, прославивших не только Вязьму, но и всю Россию, было изготовление «Вяземских пряников», по-особому, строго охранявшемуся, семейному секрету. Одни утверждали, что этот секрет существовал с 1811 года, когда была основана пряничная фабрика Сабельниковой, а другие – что еще за долго до этого – с 1781 года, а может быть и раньше. Известно, что сам светлейший князь и российский фельдмаршал Григорий Потемкин, происходивший из мелкопоместного смоленского дворянства, не только любил сам лакомиться вяземскими пряниками, но и угощал ими благоволившую ему императрицу Екатерину II. Вяземские пряники были печатными, как и тульские, и многие другие, выпекавшиеся на Руси. Они изготавливались при помощи особых пряничных досок, определявших их размер и нанесенный на лицевой стороне определенный орнамент. Для маленьких пряников на одной резной доске располагалось до 50-ти углубленных пряничных форм. Пряники выпекались разных размеров – от маленьких прямоугольных (и самых знаменитых!), размером около 4х2,5 см (1/8 тульского пряника), толщиной, как тульские, со сладкой малиновой или кисленькой сливовой прослойкой, на которых помещались только три небольших буквы «ВЯЗ», до больших подарочных с красивым орнаментом, наносившимся, зачастую, на обе стороны пряника. В Смоленском краеведческом музее хранится пряничная доска, украшенная с обоих сторон таким орнаментальным узором. На одной стороне доски имеется надпись: «Друг мой месяц золотой», а на другой изображен рак (своеобразный символ древней Вязьмы, жителей которой называли “ракоедами”) и слово: «Вязимек», что означает «Вяземский пряник». Когда в 1913 году царствовавший дом Романовых отмечал свое трехсотлетие, вяземские купцы преподнесли царю пряник весом в один пуд (16 кг). Это явилось чудом кулинарного искусства. Говорили, что только на фабриках Сабельниковых в лучшие дни выпекалось до 8 пудов изумительных пряников. Несмотря на то, что вяземские пряники стоили дороже и тульских, и московских (на Смоленской губернской выставке, состоявшийся в 1830 году, вяземские пряники купца Сабельникова продавались по 1 руб. 50 коп за фунт, т.е. в разы дороже других самых лучших, ведь незатейливые пряники стоили тогда 4 коп. за фунт), они находили большой спрос во всех российских губерниях. Свежие, тающие во рту вяземские пряники в любое время можно было купить в известных в Москве и Петербурге гастрономических магазинах Елисеева, всегда включавшего их в свои рекламные проспекты. Вот только во Франции они не пользовались спросом. Вязьмичи на этот счет острили, якобы это связано с тем, что во время бегства Наполеона из Вязьмы, «Вяземский пряник у него в зубах завяз». После революции пряничная фабрика Сабельниковых была закрыта, однако на организованной в 1925 году в Москве первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке был установлен специальный павильон для продажи «Вяземских пряников». Где и кто изготавливал тогда эти пряники – осталось неизвестно и хотя они значительно отличались от тех, что выпекали Сабельниковы, пряничный павильон пользовался большой популярностью. Последним, кто знал рецепт и способ приготовления вяземских пряников, был некогда работавший у Сабельниковых пекарь Прохор. С его смертью секрет, казалось, был навсегда утерян, но в 1978 году в сундуке скончавшийся 68-летней вязьмички было обнаружено завещание, содержавшее рецепты четырех сортов вяземских пряников. Многие неоднократно пробовали воспользоваться этими рецептами пряников, но получалось, как говорится – «Федот – да не тот». Видимо, одним из главных секретов вяземских пряников был также и способ их выпечки, а о нем в найденных рецептах ничего сказано не было.Точный рецепт знаменитых вяземских пряников, по которым их можно было бы восстановить по-настоящему, сегодня утрачен. Так ушли в область далекого предания знаменитые «Вяземские пряники».
Слава вяземского пряника
Вяземский пряник — это не просто вкусное угощение, но и проявление российской культуры, которая бездумно уничтожалась в ходе трагических потрясений XX века. Вяземский пряник — зримое воплощение достижения гармонии материальных и духовных потребностей человека. К сожалению, для нас это и раньше, и сейчас остается проблемой. Владимир Иванович Даль, русский писатель, собиратель памятников народного творчества, автор «Толкового словаря живого русского языка», дает в нем такое определение понятию пряник: «Пряник — лакомство хлебное на меду, на патоке с разными пряностями». Здесь же он приводит примеры русских поговорок: «Жена не пряник, а ржаной ломоть. Наш Сергунька не брезгунька, ест пряники и неписаные. Хлеба не станет, будем пряники есть. Обменялись свахи пряником и пивом». При определении понятия «слава» В.И. Даль приводит и такой пример: «В былое время славились вяземские пряники, да еще калужское тесто». А в своей сказке «Привередница», в которой рассказывается о том, как капризная девочка становится доброй и, попробовав простой ржаной хлеб, говорит печке: «...Такого-то хлебца я отроду не видала — словно пряник-коврижка! А печка, смеючись, говорит: — Голодному и ржаной хлеб за пряник идет, а сытому и коврижка вяземская не сладка!». Рассказ о литературной «славе» вяземского пряника продолжим самым звучным именем русской литературы — именем Пушкина! Письмо своему другу кн. П.А. Вяземскому Пушкин начал со слов: «Ангел мой Вяземской... пряник мой Вяземской!». Это не только игра слов, добрая ирония над другом, но и игра литературных ассоциаций. Тверские, вяземские и тульские пряники считались тогда непревзойденным лакомством». Можно по разному относиться к фильму «Сибирский цирюльник», но отметим эпизод празднования масленицы, в котором англичанка миссис Джейн открывает для себя мир русской еды: «...А сколько пряников на лотках: «печатных», вяземских, белых мятных; а круглые поджаристые пирожки, а «пополамные» расстегаи из стерляжьих и налимьих печенок, а ситные пироги с грибами и слоем костяных мозгов в черном масле, а калачи... Дымятся огромные, в два человечьих роста, пузатые самовары». Российский пряник являлся неизменной принадлежностью всех социальных слоев — от царского стола до бедной крестьянской избы. Сегодня Обретение Родины — это возрождение не только православия, семейных ценностей, свободного труда, уважения к личности человека, но и традиций национальной еды. Возвращение вяземского пряника в нашу жизнь и культуру — один из приоритетов на этом сложном пути
Виды пряников
Производство пряников — достаточно сложный и трудоемкий технологический процесс. Вот как описал его Н.Н. Ляшко в своем автобиографическом романе «Сладкая каторга»: «В пряничной мастерской стоял грохот, и густо пахло аммонием и мятным маслом. Человек пятнадцать пряничников ладонями вжимали в гнездо деревянных штампов комочки теста, ударяли штампами о верстак, и сырые отформованные пряники летели на полотнище. Работницы собирали их с полотнища и складывали на лотки... Вереницы мальчиков и девушек раскатывали на верстаке вдоль окон мятное тесто и неуловимо для глаз длинными ножами — тра-та-та-та — резали его на ровные кусочки. Работницы обкатывали эти кусочки в муке, ладонями превращали их в шарики и подобием совка перебрасывали на стол посреди мастерской. Здесь человек тридцать мужчин, мальчиков и женщин втискивали эти шарики в деревянные формы, ударяли ими, и на середину стола падали сырые пряники с буквами «ХПВ» (Харитон Петрович Воскобойников — купец, владелец фабрики)». Таким образом, мы видим, что производство пряников было трудоемким, сложным технологическим процессом. В пряничном искусстве, как и в других областях народного творчества, можно встретить свои школы. Вкусовое разнообразие русских пряников зависело от муки (как правило, использовали ситную ржаную или крупчатую пшеничную) и от теста (простое пресное применяли для изготовления дешевых сортов, из кислого делали дорогие «коврижки», существовало также заварное тесто и тесто, выдержанное на морозе), от основы, на которой замешивалось тесто (на меду — так называемые «одномёдные», на патоке, на солоде, на сусле, на сахарном сиропе, на розовой воде, на ягодах), и, конечно, от пряностей и добавок, называвшихся в старину «сухими духами», среди которых наиболее популярными были черный перец, итальянский укрой, померанцевая корка (горький апельсин), лимон, мята, ваниль, имбирь, анис, тмин, мускат, гвоздика. В России существовало три вида пряников, получивших свое название по технологии их производства: лепные, вырезные и печатные. Красота и выразительность таких пряников полностью зависела от искусства пекаря, от его умения в условной декоративной манере передавать самое характерное. Лепные пряники подчас представляли собой довольно сложную декоративную скульптуру, изготовление которой требовало большого труда. Они когда-то были связаны с языческими обрядами древней Руси. Вырезные пряники вырезались из теста ножом или металлической формой в виде изогнутой по контурам пряника полоски. Вдавливая ее в тесто, получали одинаковые силуэтные фигуры. Печатные пряники печатали на тесте деревянными формами — так называемыми пряничными досками. Форма для пряников — это доска из древесины лиственных деревьев с вырезанным в ней обратным рельефом. Существовали также пряники, которые современные исследователи называют комбинированными.
Пряничные доски
Массовое производство, возникшее в ходе формирования индустриального общества, сделало доступным для большинства людей товары и услуги, которые в прежние времена были роскошью. Этот процесс сопровождался исчезновением товаров-шедевров. Прежние технологии не могли конкурировать с массовым производством из-за своей сложности. Например, производство печатных пряников предполагало использование пряничных досок. Специалистов по их производству в старину называли «знаменщики». Вот что писал об этих досках первый исследователь пряников И. Голышев, известный владимирский краевед и этнограф, составивший в 1870 годах «Атлас рисунков со старинных прянишных досок»: «Доски для пряников вырезались преимущественно на грушевых и липовых досках и имели порядочную ценность, от 3 до 15 рублей серебром». Изготовление пряничных досок было сложнейшим технологическим процессом, требовавшим высокого художественного мастерства. Конечно, это не скрипка Страдивари, но все же! Доски резали из березы и груши. В каждом прямоугольнике в качестве украшения вырезали всего три буквы — «ВЯЗ». Получив с помощью такой доски отпечаток на тесте, пряник пекли, а затем разрезали ножом, но специальным углублениям на равные прямоугольные прянички. Пекари старались заказывать пряничные доски лучшим резчикам. Ведь красота печатного пряника, в конечном счете, зависела от их фантазии и таланта Изготовление пряничных досок и выпечка с их помощью пряников были развиты в Москве, Вязьме, Туле, Твери, Городце, Вологде и Архангельске. Любимым материалом резчиков по дереву считалась липа, но при изготовлении пряничных досок предпочтение все же отдавалось более твердым породам древесины: клену, ореху, груше, а чаще всего — березе. Доски из этих пород были долговечными, грани резьбы не «заваливались», соответственно и рисунок пряников долгое время оставался четким. Для того, чтобы форма служила как можно дольше, доску, предназначенную для резки, долго и тщательно высушивали, а уже готовую форму проваривали в кипящем растительном масле или ставили в восковую баню. К обработанным таким образом доскам тесто не прилипало и легко сходило.
Вяземский пряник. Рецепты
480 г муки
1 стакан светлого мёда
4 желтка
4 ст.л. топлёного масла
½ ч.л. разрыхлителя
5 бутонов гвоздики
1/3 ч.л. молотой корицы
1/3 ч.л. молотого имбиря
4 коробочки кардамона
мускатный орех
1 белок
¾ стакана сахара
1. Из коробочек кардамона извлеките зёрна и растолките в ступке вместе с гвоздикой. Добавьте корицу и имбирь, перемешайте.
2. Мёд нагрейте на небольшом огне, не доводя до кипения. Снимите пену и быстро вмешайте пряности и половину просеянной муки.
3. Когда тесто остынет, добавьте оставшуюся муку, желтки, масло и разрыхлитель. Вымешивайте тесто не менее 20 минут.
4. Слепите из теста прянички диаметром 5 см и толщиной 1 см. Выпекайте в разогретой до 200 С духовке 10 минут.
5. Для глазури смешайте белок с просеянной сахарной пудрой. Покройте прянички глазурью, подсушите 1-2 часа и подавайте [1].
Пряник в народной культуре
С пряниками было связано много народных обычаев и традиций. Пряники разделялись по назначению: подарочные, прощальные, свадебные, поминальные, лечебные, игровые... Без них не проходило ни одно событие. Так, пряник дарили невесте на свадьбе, а заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям давали по кусочку пряника. Получив кусочек, гости знали, что праздник окончен, пора расходиться по домам, поэтому этот пряник назывался «разгонный». Девушки, мечтавшие о замужестве, съедали затем этот пряник с особенным чувством. Да и сам пряник делали большим, красиво украшенным. На другой день после свадьбы молодожены шли в дом к родителям с пряником, и на него все клали подарки и деньги. Был и еще обычай: ловить пряники. На второй день Пасхи девушки в лучших нарядах выстраивались в круг на площадке около церкви, а парни кидали в них пряники, баранки, конфеты, причем каждый старался попасть в свою избранницу. В Егорьев день (23 апреля) лепные, фигурные пряники давали животным, чтобы скот летом ходил сам домой и лучше плодился.
К Новому году выпекали небольшие пряники в виде птиц и зверушек, которые использовались как елочные украшения и одновременно являлись лакомством. В Рождественские святки самым ценным подарком для колядовщиков был пряник — как символ благополучия, процветания, богатства. Детям к Новому году и Рождеству пеклись специальные пряничные фигурки в виде церквей, барышень, кавалеров, животных, деревьев, сказочных персонажей и так далее. Пряники для детей, изготовленные в виде заглавных букв, служили им еще и своеобразной сладкой азбукой. Пряники было принято дарить в Прощеное Воскресенье, которое приходилось на последний день Масленицы перед началом Великого поста. В этот день по христианскому обычаю ходили «прощаться» — просить друг у друга прощения за все причиненные обиды. Визиты сопровождались подношением пирогов и очень больших по весу пряников (от двух до пяти килограммов). Пряникам приписывали лечебные свойства. Считалось, например, что пряники, специально изготовленные в монастырских пекарнях, обладают целебными свойствами и помогают в лечении некоторых тяжких недугов. Поэтому монастырские служки выпекали их с особым усердием, украшая с обратной стороны заглавными буквами имен архангелов. А еще пряники небольшого размера использовали для игры. Побеждал тот, чей пряник летел дальше всех и при падении не разбивался. Хорошо известное выражение «как пряник ломается» возникло на ярмарочных играх, когда одним движением руки нужно было пряник натри равные части разломить. Говорят, находились среди игроков такие ловкачи, что за одну только ярмарочную неделю до 20 пудов пряников выигрывали.
Вязьмичи о вяземском прянике
Интересный рассказ о вяземском прянике, как «Прянике» с большой буквы, предлагает Светлана Мамлева в статье «Жалкое подобие», опубликованной в газете «Алфавит». Процитируем ее поподробнее, что вряд ли кто-то из читателей осудит: «Это был Пряник из рода пряников! Будучи Пряником, он имел мало общего с тульским и московским сородичами. А уж с современными беспородными его вообще грех сравнивать. Маленький, золотистого цвета прямоугольничек, на один-два укуса, с нанесенным формой-печатью ободком и тремя буквами — ВЯЗ, подтверждающими благородное происхождение Пряника. Он благоухал, начиненный орехами, медом и десятью видами пряностей. — Он таял во рту, — вздыхали старожилы, помнящие вкус Пряника. Первый раз вяземский пряник исчез в семнадцатом, унесенный военными и революционными ветрами. Исчез вместе с пекарнями и их хозяевами, печами с ольховыми и березовыми поленьями, тугими мешками с мукой и бочонками с медом. Ненадолго он вернулся в разгар НЭПа. Снова возникли пекарни, появились поленницы дров, мешки с мукой и бочонки с медом. Зимой в свежем морозном воздухе разносились по округе запахи экзотических пряностей, пропитавших сдобное, тающее во рту тесто. Кончился НЭП, и Пряник канул в небытие. Рассказывают, что в канун 50-летия советской власти пришел в горком партии старичок — бывший подручный пекаря одной из пекарен, откуда пряники отправлялись прямо в Англию. Пришел с рецептом к празднику. В горкоме прочли перечень неведомых властям и горожанам орехов и пряностей, и привезли старичка на горпищекомбинат. Старичок посмотрел на электрические печи и изрек: — А еще знать надо: какие поленья и когда подкладывать, чтобы пряники пропеклись. Ольховый лес на берегу реки Бебри давно вырубили, рассыпались от времени хитроумные дровяные печи, из которых когда-то выходили вяземские пряники. Рецепт положили под сукно. Потом, кажется, ближе к Олимпиаде 1980 года, решили-таки испечь пряник из того, что Бог послал, а вернее, из тех продуктов, которыми располагала торговая сеть. Арахис должен был заменить собой все орехи, положенные по рецепту. Но, говорят, какая-то смена в цеху, выпекавшая пряники, с истинно российской смекалкой решила заменить и арахис соевыми бобами. Сошло. Старожилы, попробовав пряники, не признали в них старых знакомцев. Они оказались непропеченными, тяжелыми и никак не желали таять во рту. Потом старый Вяземский горпищекомбинат снесли и построили на другом конце города новый. И след вяземского пряника затерялся окончательно». Эту историю уточняет вяземский краевед Д.Е. Комаров: «После Великой Отечественной войны рецепт изготовления вяземского пряника едва не оказался потерянным, но в 1949 году житель Вязьмы Прокофий Ефимович Барышев, занимавшийся производством пряников с 1889 по 1937 г., передал органам местной власти свой рецепт изготовления данного продукта. Следует отметить, что фамилия Барышев является исконно вяземской. Барышевы упоминаются как купцы в очерке Виноградова в XVII в. В 1858 году купец II гильдии Иван Семенович Барышев являлся городским бургомистром. В журналах земского собрания за 1871 год также встречаются Барышевы, купцы I гильдии, именитые граждане. В «Памятной книжке Смоленской губернии» есть упоминание об Иване Васильевиче Барышеве, бывшем в 1907 году городским главою в Вязьме. Рецептура П.Е. Барышева содержала 5 сортов пряников». В наше время тоже много людей и объединений занимаются изучением истории и прославлением Вяземского пряника. Одним из таких объединений является турагентство «Апельсин». Я поговорила с управляющей этой компании – Аксиньей. Она рассказала мне о деятельности агентства и поделилась трёхдневной программой, по которой проходят множество туристов, приезжающих в Вязьму. Хотелось бы поделиться с вами этими душевными словами, которые сказала мне Аксинья:
Я: Аксинья, что же подтолкнуло Вас на организацию такого непростого, даже, на первый взгляд неприметного тура?
Аксинья: Я очень горжусь историей города Вязьмы, и хочу, чтобы другие люди, из других городов и стран знали о ней. Вяземский пряник занимает особенное место в её истории. Он является исконно нашим творением на протяжении многих столетий и достоин того, чтобы продаваться во всех уголках света, чтобы каждый человек знал его неповторимый вкус и запах.
Вяземский пряник самый-самый
В преддверии дня рождения вяземского пряника SMOL.AIF.RU рассказывает, как десерт прославил смоленскую Вязьму. 31 мая в Вязьме отметят День рождения вяземского пряника – пожалуй, главного бренда второго по величине города в Смоленской области. Накануне этого праздника SMOL.AIF.RU собрал 5 интересных фактов о прославленном десерте
Самый маленький
Вяземский пряник – один из трех известных русских пряников: кроме него, до Революции были известны также Московский и Тульский. Вяземский, к слову, ровесник Тульского – оба впервые упоминаются в письменных источниках в XVII веке (то есть появились они, вероятно, еще раньше). Все три пряника, из которых, к слову, столичный вариант считался самым невыдающимся, а вяземский и тульский всегда конкурировали, традиционно изготавливались в трех размерах. Московский был сам большой и круглый, Тульский пряник – прямоугольный и чуть поменьше, а Вяземский пряник был самым маленьким – он составлял 1/8, «осьмушку», от тульского собрата (это примерно 4 на 2,5 сантиметра) и был настолько крохотным, что на нем помещались всего три или четыре буквы – «ВЯЗ» или «ВЯЗЪ» Правда, позже появился и еще один вид десерта – большой подарочный Вяземский пряник украшали красивым орнаментом и надписями с двух сторон. Так, в Смоленском краеведческом музее хранится пряничная доска, украшенная с обоих сторон таким орнаментом. Надпись на одной стороне доски гласит: «Друг мой месяц золотой», на другой изображен рак (символ древней Вязьмы, жителей которой называли «ракоедами») и слово: «Вязимек» - «Вяземский пряник».
Самый дорогой
Вяземские пряники регулярно поставлялись в Москву, Петербург и другие города России и пользовались на ярмарках и в лавках, например, в знаменитых гастрономических лавках Елисеева в Северной столице. Несмотря на размер, вяземские пряники были самыми дорогими из всех: сохранились данные, согласно которым, на Смоленской губернской выставке, состоявшийся в 1830 году, вяземские пряники купца Сабельникова продавались по 1 рубль 50 копеек за фунт, это в разы дороже других тульских, московских и городецких, ведь другие пряники стоили тогда 4 копейки за фунт.
Самый тяжелый
Оказывается, моду на приготовление рекордно больших блюд завели еще в дореволюционное время. Так, в 1913 году, когда дом Романовых праздновал свое 300-летие, вяземские купцы преподнесли царю необычный подарок – гигантский Вяземский пряник весом в один пуд (около 16 килограммов). В то время это посчитали настоящим чудом кулинарного искусства
Самый королевский
Не только Николай II и его семья могли оценить вяземские пряники: по преданию, как минимум еще две августейшие особы очень любили смоленский десерт. Так, считается, что светлейший князь и российский фельдмаршал Григорий Потемкин, родившийся в Смоленской области, приучил к вяземским пряникам свою венценосную покровительницу – Екатерину Великую. Еще одна легенда гласит, что вяземские пряники поставляли напрямую к слову английской королевы Виктории – якобы она очень любила этот русский десерт. Еще одна история утверждает, что, несмотря на успех в Европе, вяземские пряники не пользовались спросом во Франции. В Вязьме шутили, что это связано с тем, что во время бегства Наполеона из Вязьмы «Вяземский пряник у него в зубах завяз». Еще одна пряничная доска, которую использовали для производства пряников.
Самый загадочный
Несмотря на то, что сегодня пряники производит хлебокомбинат Вязьмы, исконный рецепт знаменитого Вяземского пряника считается утраченным. В прошлом, 2014 году, к слову, промышленник Владимир Куприянов рассказывал, что ему удалось раскрыть секрет древнего рецепта.
«К нам на завод пришла женщина с просьбой о трудоустройстве, но на тот момент мест не было. Тогда соискательница заявила: «Возьмите меня на работу, а я вам принесу рецепт вяземского пряника!» - рассказал Владимир Куприянов. Правда, по словам Куприянова, чтобы окончательно обрести старинный рецепт пришлось ехать в Великобританию. Там, в лаборатории при институте пищевой промышленности, вяземские технологи вместе с английскими коллегами проработали еще раз рецептуры и выявили все нюансы, без которых получить настоящий вяземский пряник не удавалось. Между тем, по другой версии, тот самый секретный ингредиент, который делал Вяземский пряник таким вкусным, все-таки был утрачен безвозвратно. И история эта окружена огромным количеством тайн и легенд. По одной из них, последним хранителем секрета приготовления лакомства был некий Прохор – пекарь, работавший на фабрике купцов Сабельников, которые были самыми известными поставщиками Вяземского пряника в XIX веке. По преданию, в семье Сабельников рецепт хранился под строжайшим секретом и передавался по наследству. После его смерти тайна, казалось, рецепт был навсегда утерян, но в 1978 году в сундуке скончавшийся 68-летней вязьмички якобы было обнаружено завещание, содержавшее рецепты четырех сортов вяземских пряников. Но и в них, по слухам, того самого секретного ингредиента так и не оказалось.
Заключение
В заключение хотелось бы высказать следующее предложение. В нашей стране памятник — все еще средство агитации и пропаганды каких-либо больших идей и людей. Наверное, это неизбежно. Но хотелось бы, чтобы российские города, прежде всего, служили обычным людям и их повседневной жизни. Может быть, кто-то удивится, но есть смысл сделать памятник вяземскому прянику в Вязьме. Он может стать своего рода визитной карточкой города. У горожан такой памятник воспитывал бы чувство гордости к своей малой Родине и уюта. Памятник вяземскому прянику не должен быть монументальным и величественным. Он должен быть домашним, как сам пряник, даривший тепло и радость детям и взрослым. Кроме того, образ вяземского пряника можно использовать в декоративном оформлении Вязьмы. Например, въезд в город мы предлагаем сделать в виде знака, таким. Мы предлагаем эмблему Вяземскому прянику. По нашей просьбе вяземская поэтесса Трагоцкая Светлана Ивановна написала ГИМН Вяземскому прянику.
Пряник вяземский подарок,
Настоящий сувенир,
Знаменитый он недаром,
Вкусом всех он покорил.
Пряник сказочный красивый
Мёдом таял на устах,
Он румянил всех на диво,
Славился в чужих краях.
И самой императрице
Пряник вяземский был мил,
Пряник славился в столице,
Говорят ,он молодил !
Все губернии твердили,
Чудо, мёд, уста поют,
В юбилей царю возили
Пряник весом в целый пуд.
Говорили то и дело,
Шла легенда по Руси,
Что английской королеве
Пряник тот преподнесли.
Даже Пушкин пряник славил,
Говорила вся страна,
Мёд все чуяли устами,
Вязьма пряником славна!
И на выставках недаром,
Этот пряник преуспел,
Много призовых медалей
Во всём мире заимел.
Чужестранец водил усом,
Пряник вяземский искал,
В чём секрет такого вкуса,
Так никто не разгадал.
Пряник вяземский по свету
Много покорил сердец,
Знал один рецепт секретный,
Сабельников, наш купец!
Пряник пёк печатник славный
С чистой доброю душой,
Иногда на нём писали:
«Друг мой, месяц золотой!»
С пряником у самовара
Пили дружно иван- чай,
И играл румянец алый
У вязьмичек, замечай!
Пряник вяземский недаром
Просто маг и чародей,
Пряник вяземский подарок,
Для друзей и всех гостей!
И с открытым добрым сердцем,
Всех гостей встречать могли,
На расшитом полотенце
Пряник вяземский несли.
Снова пряник с пылу, с жару,
Предлагаем вам сейчас,
По традиции недаром
Пряник испекли для вас!
И, конечно же, лучше один раз попробовать вкусный вяземский пряник, чем сто раз его увидеть и тысячу раз о нем услышать (угощение вяземским пряником).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вяземский пряник.
В небольшом списке городов, напоминающих всем известные культурно-исторические ассоциации, легенды и мифы, Вязьма занимает достойное место благодаря Вяземскому прянику. Русские пряники выпускались во ...
Тема недели: "Город Вязьма родной..."
Изобразительная деятельность: "Город Вязьма родной..."Рисование: «Набережная реки Вязьма».Программное содержание: Продолжать учить детей рисовать пейзажи, соблюдая правила перспе...
Познавательный проект по патриотическому воспитанию "Родной край люби и знай" город Вязьма
Знакомство детей с историей города и его замечательными людьми!...
«Рабочая программа воспитателя для детей 4-5 лет средней группы № 7 «Земляничка» на 20202021учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «детский сад № 10 города Вязьма» Смол. Обл.
Данная Программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных областей ...
Символы города Вязьма
Символы города Вязьма...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ООД ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВЯЗЕМСКИЙ ПРЯНИК».
Приобщать детей к традиционной культуре, через знакомство с национальным кушаньем: медовыми Вяземскими пряниками, с историей их появления....
Сценарий мероприятия для детей старшей группы и их родителей к 785-летию г. Вязьмы «Моя малая Родина - город Вязьма»
Материал будет интересен воспитателям и музыкальным руководителям...