Технология экологического воспитания
консультация (средняя группа)
Основное содержание экологического воспитания дошкольников - «формирование осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам...» (С. Н. Николаева). Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знание приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнять отдельные трудовые действия, направленные на сохранение или улучшение жизни растений или животных. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_ekologicheskogo_vospitaniya_doshkolnikov_haritonova.docx | 341.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология экологического воспитания дошкольников
С.Н.Николаева
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
Харитонова М.В.
Пояснительная записка.
Основное содержание экологического воспитания дошкольников - «формирование осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам...» (С. Н. Николаева). Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знание приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнять отдельные трудовые действия, направленные на сохранение или улучшение жизни растений или животных. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности.
Актуальность:
Дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям. Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства - это, прежде всего воспитание сердца» - писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой - семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно. Одна из задач экологического образования - формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Цель: формирование основ экологической культуры, гуманного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать целостное представление о природном и социальном окружении как среды жизни человека.
• Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.
• Формировать знания о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
• Показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Развивающие:
• Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• Развивать умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
Воспитательные:
• Воспитывать желания и умения сохранять окружающий мир природы;
• Воспитывать чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Экологическое образование дошкольников необходимо проводить на специальных занятиях. Однако элементы экологических знаний дети могут получать и на занятиях по математике, и на занятиях по музыке, по развитию речи, трудовому обучению, изобразительному искусству Большое внимание отводится и рисованию - дети могут получать специальные знания, помогающие им осваивать материал.
Чтобы повысить эффективность экологического образования используются различные формы и методы:
— наблюдение;
— прогулки (экскурсии);
— решение проблемных ситуаций;
— экспериментирование;
— коллекционирование;
— моделирование;
— познавательно – исследовательские проекты;
— игры и игровые обучающие ситуации;
— акции;
— творческие проекты;
— беседы;
— игровые обучающие ситуации с использование игрушек и литературных
персонажей;
— ведение различных календарей.
Экологическое воспитание проводится в тесной связи с семьёй:
I) приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому;
2)заботиться о птицах, животных;
3)учить детей видеть красоту окружающей природы.
Экологическое воспитание детей, следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, исходить из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти « в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду (разумеется, речь идёт о животных, растениях). А активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Кроме того, умение сопереживать и сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны её покровительствовать, беречь и заботиться о ней. Ребята должны уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и, по мере своих сил и возможностей, уметь противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Мы, взрослые, должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:
-представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
-понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования: -осознание того, что все живые существа на земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и, в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, позволяющую существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе - необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность (вместе с детьми озеленять уголок природы, заботиться о его обитателях, разбивать цветники). А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалой, расцветший цветок), способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе. Задача воспитателя - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
Совместная деятельность воспитателя и детей.
Организованная форма обучения.
Модель педагогического процесса экологического образования
дошкольников.
Самостоятельная деятельность детей.
Перспективное планирование в средней группе
Месяц | Вид деятельности | Задачи |
Сентябрь | Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?» | Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы (цветущие травянистые растения), разные по окраске, названиям, но все красивые; на них приятно смотреть, рядом с ними приятно находиться. |
Наблюдение «Все цветы разные» | Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветов, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятнопахнут. | |
Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу» | Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее; доброе отношение к людям и желание делать им приятное; учить украшать помещение цветами. | |
Образовательная ситуация. «Как ухаживать за комнатными растениями» | Способствовать формированию трудовых умений и навыков. Учить устанавливать причинно-следственные связи. | |
Образовательная ситуация «Фрукты и овощи» | Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку | |
Образовательная ситуация «Вершки и корешки» | Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых форм; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей. | |
Октябрь | Образовательная ситуация «Что растет в лесу?» | Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники. |
Чтение стихов, рассказов про лес. | Воспитывать гуманное отношение к живой природе и лесным жителям. Знакомить с правилами поведения в лесу. |
Образовательная ситуация «Кто живет в лесу?» | Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. | |
Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой и свиньей) | Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать. | |
Чтение стихов про домашних животных | Расширять и обогащать знания детей о домашних животных, их повадках. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение. | |
Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью и овцой) | Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию. | |
Декабрь | Образовательная ситуация «Покормите птиц зимой» | Уточнить и расширить знания воспитанников о зимующих птицах. Знакомить с особенностями их жизни в зимний период. Воспитывать любовь к родной природе, желание помогать птицам в зимнее время года. |
Наблюдение «Как узнать ель?» | Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному- двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все длиннее и длиннее). | |
Коллективное изготовление альбома «Елочка» | Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей. | |
Наблюдение «Поможем нашей елочке | Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение,сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и можетсломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток. | |
Январь | Наблюдение «Делаем цветные льдинки» «Как лед превращается в воду» | Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что вода легко проливается, но и легко впитывается. Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой. |
Наблюдение «Что находится в шишках ели» Образовательная ситуация | Познакомить детей со строением шишки, с семенами ели; показать особенности шишки: пахнет смолой, на дереве (в холоде) висит в закрытом виде, в тепле (в помещении) раскрывает чешуйки, из-под которых выпадают семена. | |
Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с птичьим двором) | Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей). | |
Образовательная ситуация «Путешествие в зимнем лесу» | Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света, потому что рано темнеет); развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия). | |
Образовательная ситуация «Айболит в гостях у детей» | Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представления об известных им фруктах (названия, цвет, форма, вкус); дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук. | |
Образовательная ситуация «Посещение зоопарка» (знакомство с животными тропических и южных стран) | Формировать представления о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, исполнять роль, совершая ролевые действия и произнося ролевые слова). | |
Коллективное изготовление коллажа «Животные тропических и южных стран» | Формировать навыки коллективной работы. Развивать самостоятельность и активность. Дополнить знания детей интересными фактами из жизни животных. | |
Образовательная ситуация «Рисуем подарок к 8 Марта» | Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представления о Е.И. Чарушине (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых животных); учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка. | |
Образовательная ситуация «Где обедал воробей?» | Познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки); развивать игровые умения. | |
Беседа «Март – первый месяц весны» | Воспитатель сообщает детям, что сейчас идет март – первый месяц весны. Обращает их внимание на то, что солнце яркое, стало греть сильнее, небо голубое, снег потемнел, покрылся плотной коркой, с крыш капель и свисают сосульки. Дети самостоятельно ищут признаки ветра, определяют его силу. | |
Апрель | . Наблюдение. Весна. Изменения в природе. | Воспитатель ходит с ними по участку и измеряет снегомером глубину снега. Отмечает, что толщина покрова стала меньше и сверху лежит плотная серая корка. Привлекает внимание детей к их одежде – некоторые ребята сменили зимние шубы на куртки, комбинезоны. |
Образовательная ситуация «Советы Айболита» | Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло; во время роста растение меняется (появляются и становятся все длиннее корни и листья), комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти, поэтому их надо больше поливать, подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; учить моделировать неделю (познакомить с «полоской времени») | |
Досуг «День Земли» | Создать эмоционально – положительный настрой. Побудить детей к бережному обращению с природой. | |
Образовательная ситуация «Весна в лесу» | Формировать реалистические представления о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж, из берлоги выходит бурый медведь, заяц и белка линяют – меняют шерсть (заяц становится серым, а белка - рыжей); все звери выводят потомство (зайчат, бельчат, медвежат, волчат, лисят), птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью); учить поддерживать воображаемую ситуацию. | |
Образовательная ситуация «Весна в лесу» | Сформировать у детей представление о приспособлении растений к среде обитания и к сезону. Закрепить представление детей о том, что растениям необходимо тепло, свет, вода, земля. | |
Наблюдение «Муравьи – санитары леса» | Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформулировать представление об их роли в жизни леса. Воспитывать бережное отношение к муравьям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Поможем белочке» (средняя группа) с использованием технологии экологического воспитания.
Учить детей активному содействию животным. Объяснить, как плохо бывает, когда люди думают только о себе. Вызвать искреннее возмущение поступкам мальчиков.Закрепить знания детей об осени, активизироват...
Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС
Материал содержит интерпритацию понятия - экологическое воспитание, а также интегрированную модель развивающей предметно - пространственной среды в детском саду с использованием инновацион...
Мастер - класс «Инновационные технологии экологического воспитания». Младшая группа. Тема: «Бабушка Федора и герань». Конспект и презентация.
Материал представлен в виде мастер-класса. Конспект и презентация составлены на основе сюжета экологической сказки Т.Ф.Воротниковой....
Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".
Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...
«Технологии экологического воспитания детей в ДОО»
В последнее время приоритетной задачей воспитания и обучения детей дошкольного возраста становится развитие их личностных качеств, умение адаптироваться в социуме. Усилия педагогов направлены на то, ч...
Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ...
Технология экологического воспитания детей в ДОУ (О.В.Дыбина, О.А.Соломенникова, С.Н.Николаева )
Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детс...