Технология экологического воспитания
консультация (средняя группа)

Марина Владимировна Харитонова

 Основное содержание экологического воспитания дошкольников - «формирование осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам...» (С. Н. Николаева). Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знание приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнять отдельные трудовые действия, направленные на сохранение или улучшение жизни растений или животных. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Picture background

Технология экологического воспитания дошкольников

С.Н.Николаева

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

Харитонова М.В.

Пояснительная записка.

 Основное содержание экологического воспитания дошкольников - «формирование осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам...» (С. Н. Николаева). Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знание приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнять отдельные трудовые действия, направленные на сохранение или улучшение жизни растений или животных. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности.

Актуальность:  

Дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям. Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства - это, прежде всего воспитание сердца» - писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой - семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно. Одна из задач экологического образования - формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Цель: формирование основ экологической культуры, гуманного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

•        Формировать целостное представление о природном и социальном окружении как среды жизни человека.

•        Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.

 •        Формировать  знания о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

•        Показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Развивающие:

•        Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

•        Развивать  умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

Воспитательные:

•        Воспитывать  желания и умения сохранять окружающий мир природы;

•        Воспитывать  чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Экологическое образование дошкольников необходимо проводить на специальных занятиях. Однако элементы экологических знаний дети могут получать и на занятиях по математике, и на занятиях по музыке, по развитию речи, трудовому обучению, изобразительному искусству Большое внимание отводится и рисованию - дети могут получать специальные знания, помогающие им осваивать материал.

Чтобы повысить эффективность экологического образования используются различные формы и методы:

— наблюдение;

— прогулки (экскурсии);

— решение проблемных ситуаций;

— экспериментирование;

— коллекционирование;

— моделирование;

— познавательно – исследовательские проекты;

— игры и игровые обучающие ситуации;

— акции;

— творческие проекты;

— беседы;

— игровые обучающие ситуации с использование игрушек и литературных

персонажей;

— ведение различных календарей.

Экологическое воспитание проводится в тесной связи с семьёй:

I) приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому;

2)заботиться о птицах, животных;

3)учить детей видеть красоту окружающей природы.

Экологическое воспитание детей, следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, исходить из следующего: главное, чтобы  ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти « в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду (разумеется, речь идёт о животных, растениях). А активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Кроме того, умение сопереживать и сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны её покровительствовать, беречь и заботиться о ней. Ребята должны уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и, по мере своих сил и возможностей, уметь противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Мы, взрослые, должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:

-представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

-понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования: -осознание того, что все живые существа на земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и, в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, позволяющую существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе - необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность (вместе с детьми озеленять уголок природы, заботиться о его обитателях, разбивать цветники). А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалой, расцветший цветок), способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе. Задача воспитателя - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Совместная деятельность воспитателя и детей.

Организованная форма обучения.

Модель педагогического процесса экологического образования

дошкольников.

Самостоятельная деятельность детей.

Перспективное планирование в средней группе

Месяц

Вид деятельности

Задачи

Сентябрь

Наблюдение

«Растут ли цветы на нашем участке?»

Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы (цветущие травянистые растения), разные по окраске, названиям, но все красивые; на них приятно смотреть, рядом с ними приятно находиться.

Наблюдение

«Все цветы разные»

Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветов, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятнопахнут.

Наблюдение

«Красивые цветы можно поставить в вазу»

Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее; доброе отношение к людям и желание делать им приятное; учить украшать помещение цветами.

Образовательная ситуация.

«Как ухаживать за комнатными растениями»

Способствовать формированию трудовых умений и навыков. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Образовательная ситуация

«Фрукты и овощи»

Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по

сходному признаку

Образовательная ситуация

«Вершки и корешки»

Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых

форм; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей.

Октябрь

Образовательная ситуация

«Что растет в лесу?»

Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и

репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники.

Чтение стихов, рассказов про лес.

Воспитывать гуманное отношение к живой природе и лесным жителям. Знакомить с правилами поведения в лесу.

Образовательная ситуация

«Кто живет в лесу?»

Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида.

Образовательная ситуация

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой,

козой и свиньей)

Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать

воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать.

Чтение стихов про домашних животных

Расширять и обогащать знания детей о домашних животных, их повадках. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение.

Образовательная ситуация

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью

и овцой)

Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой,

лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию.

Декабрь

Образовательная ситуация

«Покормите птиц зимой»

Уточнить и расширить знания воспитанников о зимующих птицах. Знакомить с особенностями их жизни в зимний период. Воспитывать любовь к родной природе, желание помогать птицам в зимнее время года.

Наблюдение

«Как узнать ель?»

Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному- двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными

иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все длиннее и длиннее).

Коллективное изготовление альбома

«Елочка»

Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей.

Наблюдение

«Поможем нашей елочке

Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение,сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и можетсломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток.

Январь

Наблюдение

«Делаем цветные льдинки»

«Как лед превращается в воду»

Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что вода легко проливается, но и легко впитывается.

Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой.

Наблюдение

«Что находится в шишках ели»

Образовательная ситуация

Познакомить детей со строением шишки, с семенами ели; показать особенности шишки: пахнет смолой, на дереве (в холоде) висит в закрытом виде, в тепле (в помещении) раскрывает чешуйки, из-под которых выпадают семена.

Образовательная ситуация

«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с птичьим

двором)

Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей).

Образовательная ситуация

«Путешествие в зимнем лесу»

Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света, потому что рано темнеет); развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия).

Образовательная ситуация

«Айболит в гостях у детей»

Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представления об известных им

фруктах (названия, цвет, форма, вкус); дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук.

Образовательная ситуация

«Посещение зоопарка» (знакомство с животными

тропических и южных стран)

Формировать представления о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, исполнять роль, совершая ролевые действия и произнося

ролевые слова).

Коллективное изготовление коллажа «Животные тропических и южных стран»

Формировать навыки коллективной работы. Развивать самостоятельность и активность. Дополнить знания детей интересными фактами из жизни животных.

Образовательная ситуация

«Рисуем подарок к 8 Марта»

Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представления о Е.И. Чарушине (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых животных); учить обводить контур трафарета,

закрашивать красками методом тычка.

Образовательная ситуация

«Где обедал воробей?»

Познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки); развивать игровые умения.

Беседа

«Март – первый месяц весны»

Воспитатель сообщает детям, что сейчас идет март – первый месяц весны. Обращает их внимание на то, что солнце яркое, стало греть сильнее, небо голубое, снег потемнел, покрылся плотной коркой, с крыш капель и свисают сосульки. Дети самостоятельно ищут признаки ветра, определяют его силу.

Апрель

. Наблюдение. Весна. Изменения в природе.

Воспитатель ходит с ними по участку и измеряет снегомером глубину снега. Отмечает, что толщина покрова стала меньше и сверху лежит плотная серая корка.

Привлекает внимание детей к их одежде – некоторые ребята сменили зимние шубы на куртки, комбинезоны.

Образовательная ситуация

«Советы Айболита»

Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло;

во время роста растение меняется (появляются и становятся все длиннее корни и листья), комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти, поэтому их надо больше поливать, подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; учить моделировать неделю (познакомить с «полоской времени»)

Досуг «День Земли»

Создать эмоционально – положительный настрой. Побудить детей к бережному обращению с природой.

Образовательная ситуация

«Весна в лесу»

Формировать реалистические представления о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж, из берлоги выходит бурый медведь, заяц и белка линяют – меняют шерсть (заяц становится серым, а белка - рыжей); все звери выводят потомство (зайчат, бельчат, медвежат, волчат, лисят), птицы поют, строят гнезда; в

весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью); учить поддерживать воображаемую ситуацию.

Образовательная ситуация

«Весна в лесу»

Сформировать у детей представление о приспособлении растений к среде обитания и к сезону. Закрепить представление детей о том, что растениям необходимо тепло, свет, вода, земля.

Наблюдение

«Муравьи – санитары леса»

Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформулировать представление об их роли в жизни леса. Воспитывать бережное отношение к муравьям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Поможем белочке» (средняя группа) с использованием технологии экологического воспитания.

Учить детей активному содействию животным. Объяснить, как плохо бывает, когда люди думают только о себе. Вызвать искреннее возмущение поступкам мальчиков.Закрепить знания детей об осени, активизироват...

Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС

Материал содержит интерпритацию понятия - экологическое воспитание, а также  интегрированную модель развивающей предметно - пространственной среды  в детском саду с использованием инновацион...

Мастер - класс «Инновационные технологии экологического воспитания». Младшая группа. Тема: «Бабушка Федора и герань». Конспект и презентация.

Материал представлен в виде мастер-класса. Конспект и презентация составлены на основе сюжета экологической сказки Т.Ф.Воротниковой....

Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".

Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...

«Технологии экологического воспитания детей в ДОО»

В последнее время приоритетной задачей воспитания и обучения детей дошкольного возраста становится развитие их личностных качеств, умение адаптироваться в социуме. Усилия педагогов направлены на то, ч...

Технология экологического воспитания детей в ДОУ (О.В.Дыбина, О.А.Соломенникова, С.Н.Николаева )

Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детс...