Проект "Традиции и быт русского народа"
проект (старшая группа)

Лопарёва Татьяна Николаевна

Интересно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkie_traditsii_proekt.docx247.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОДСОСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Проект  по духовно-нравственному  воспитанию  для детей старшего дошкольного возраста.

Тема «Традиции и быт русского народа»

C:\Users\Лопарёвы\Desktop\776808c0-3e14-56fa-97b1-22fc5359a3a4.jpg

                                                                  Воспитатель: Лопарёва Т.Н

2024год

Ничто не скрепляет народ, как традиции.

Именно на них опирается культуросообразность.

Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ

и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство.

Г.Н. Волков

Актуальность: в последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом- человеком, имеющим чувства к Родине, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.

Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, я выбрала тему своего проекта «Традиции и быт русского народа». Я посчитала необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из анкет и общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок.

Цель проекта : формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Задачи:

1. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.

2. Дать понятие о русском костюме.

3. Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.

4. Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского быта человека ребенку, живущему в современных городских условиях.

5. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

6. Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.

7. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

Сроки: январь-апрель 2024 г.

Тип проекта : творческий, познавательный.

Вид проекта : семейный, групповой.

Ожидаемые результаты: дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, умеют применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Участники: дети и родители детей старшей группы.

 

Основные направления нашей работы:

1. Создание атмосферы национального быта – создание макетов интерьера русской избы и русского подворья. Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Я решила, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. Постаралась воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, ухват, посуда, русская печь, веретено, стол, кровать, лавка, коромысло и прочие предметы домашнего обихода.

Планирование образовательных мероприятий

Месяц

Тема мероприятия

        Цель

Выход документа

Iэтап- подготовительный

Сентябрь- май

Составление перспективного плана.

Сбор информации.

Подбор художественной литературы для чтения

Консультации, папки-передвижки.

II этап-основной

январь

«История возникновения

Руси»

Формировать первоначальные представления об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в прошлом. Дать представление об укладе жизни древних славян.

Конспект беседы

«Знакомство с крестьянской избой»

Формирование представлений о жизни и быте русского народа (мини-музей «изба»); прививать интерес к русской культуре, история своего народа.

Знакомство детей с традиционно-бытовой культурой русского народа(избой, домашней утварью, орудием труда, одеждой).

Разыгрывание сюжета сказки «Курочка Ряба»

«Весёлая Коляда. Рождество Христово».

Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей, воспитания и развития духовно-нравственных ценностей личности.

Познакомить с зимними играми и забавами на Руси и пробуждать интерес к народным играм

Конспект беседы«Зимние забавы русского народа» 

Лепка «Ангел». Развитие творческих способностей дошкольников.

февраль

Знакомство с древнерусской обувью.

Познакомить детей с обувью, которую носили наши предки.

Развивать любознательность, причинно-следственные связи в процессе знакомства с историей возникновения обуви.

«Молодец в кафтане, девушка в сарафане».

Расширения представлений у детей о видах русской народной одежды : мужского и женского костюма древней Руси.

Декоративное рисование «Славянские узоры на рубашке».

Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»;«Хохлома»;

«Дымковские игрушки»; «Жостово»;«Городец»

Рассматривание альбомов.

март

«Масленица пришла весну привела». Масленая неделя.

Рассказать, что каждый день масленой недели имеет свое название. Традиционный блин – символ солнца-красного, традиционное сжигание чучела.

Развлечение «Масленица»

Конспект беседы

«Полна хата детей, так и счастливо в ней». 

Продолжать знакомить с народным фольклором

Дать представления о истории появлении имён и фамилий.

Беседа «История возникновения имён и фамилий».

апрель

«Игрушки наших бабушек».

Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, ее традициями.

«Грушина кукла»

Знакомство с изготовлением первых кукол – из соломы, затем тряпичной куклы.

Игра «Свертеть куклу».

май

Светлая Пасха – Воскресение Христово.

Знакомство с русским народным праздником, его символами, традициями. Красное яйцо – символ Пасхи, куличи, печенье «жаворонки», делают «пасху» из творога. Вызывать радостное настроение, признаваться своим родным в любви и дружбе, и дарить друг другу пасхальное яйцо. 

Конспект беседы

Поделка «Светлая Пасха»

III этап-заключительный

Январь - май

Разыгрывание сюжета сказки «Курочка Ряба»

Создание мини-музея в группе «Русская изба»

Мероприятия с родителями

Выпуск для родителей папки-передвижки «Традиции русского народа».

Предложить родителям почитать детям следующие художественные произведения:

А. Пушкин «Унылая пора!» ,

А. Пушкин «Осень»(отрывок),

И. Демьянов «Осень»,

И.Демьянов «Летят дождинки»,

Н.Некрасов «Славная осень»,

А.Фет «Ласточки пропали»,

короткие рассказы М. Пришвина об осени,

русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов — семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивкабурка», «Пахарь».

Посмотрите с детьми мультфильм «Осенние корабли», «Осенние заботы».

Заключение

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян. Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов.

Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

 

 

Конспект НОД «Русь — матушка»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с историей происхождения восточных славян.

2. Дать понятие о целостности духовного и культурного пространства России.

3. Прививать чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа, интерес к истории России.

4. Познакомить детей с житием Святого князя Владимира, с крещением Руси.

5. Воспитывать уважение к своей вере.

6. Воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, единению славянских народов.

7. Формирование духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Материал и оборудование:  экран, проектор, ноутбук,  колокольчик, вырезанные из бумаги детские ладошки и «солнышко», белая ткань, клей, вырезанные из цветной ткани цветы, салфетки, диск с мультфильмом «Князь Владимир».

Ход мероприятия:

В группе,  украшенной в народном стиле (мини-изба, стоит стол, печь, лавки)

Воспитатель в русском сарафане.

Воспитатель:

Здравствуйте, мои друзья,

Приглашаю в гости я.

(Дети проходят в мини-избу).

Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Огромная, великая, могучая наша страна. Много разных народов в ней живет.

Воспитатель: А как называлась наша страна в древности?

Дети: Русь.

Воспитатель: А вы хотите узнать историю нашей страны, побывать в Древней Руси, узнать, как жили люди в старину?

Дети: Да!

Воспитатель: Садитесь на лавки, да слушайте:

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну

Чтобы все вы знать могли

О делах родной земли!

Воспитатель: Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. В те давние времена еще не было ни городов, ни домов в которых мы живем, а были небольшие деревянные домики, которые строили люди по берегам рек Днепр и Дунай.

Наши предки – восточные славяне – русские, украинцы, белорусы. Жили славяне дружно, не ссорились за землю, которой и так было много. Однако постоянно приходилось нашим предкам отбиваться от разных варваров. Угроза вторжения неприятеля помогала славянам стремиться к объединению, взаимопомощи. Чужеземцы, посещавшие Русь, отмечали нравственность славян, их доброту, отсутствие лукавства.

А еще славяне были очень гостеприимными. Когда к ним заходил какой-нибудь странник, они ласково его принимали и хорошо угощали. Повсеместно одинаковым почетом и уважением пользовался хлеб. Без него не обходилась ни одна трапеза. До сих пор осталась традиция встречать гостей хлебом и солью.

Воспитатель: Вспомните пословицы и поговорки о гостеприимстве.

Дети:

- Гостю почет – хозяину честь;

- Гостю щей не жалей, а погуще налей;

- Гостю первое место и красная ложка;

- Доброму гостю хозяин всегда рад;

- Чем богаты, тем и рады;

- Хоть небогат, гостям рад;

- Изба красна углами, а обед пирогами.

Воспитатель: У славянских народов много было общего и в традициях, и в культуре и в искусстве. Разговаривали они на восточнославянском языке. Поэтому сейчас, когда говорят русские, украинцы и белорусы, их речь так легко узнаваема.

Воспитатель: В старину любили люди и поиграть.

Давайте то же поиграем с вами в старинную народную игру «Звонари».

А играли на Руси в неё так:

Выбирались двое ребят, один с колокольчиком – «звонарь», другой – «жмурка». Все играющие вставали в круг, а «звонарь» и «жмурка» выходили на середину круга. «Жмурке»завязывали глаза. «Звонарь» приговаривая«Диги-дон, диги-дон, отгадай, откуда звон!» - увертывался от «жмурки», который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить поясом.

(Дети играют в игру «Звонари»).

Воспитатель: Привольно жилось славянам: земля плодородная, края теплые. В те далекие времена и стали строиться города, во главе был князь, а при нем дружина. Много княжеств было в Древней Руси. Столицей Руси стал город Киев. В те далекие времена правил Киевом князь Владимир.

Воспитатель: Много преданий сложено о князе Владимире. В историю Руси вошел он под ласковым названием «Красное солнышко». Как вы думаете, почему?

Дети: Его сравнивают с солнышком, которое несет нам тепло, значит, он был добрым, любил свой народ.

Воспитатель: Правильно. Князь Владимир был добрым, заботливым, он помогал бедным. Давайте и мы передадим частичку своей доброты.

Дети выкладывают на столе лучики (вырезанные из бумаги детские ладошки) солнышку и говорят слова: доброта, забота, милосердие, любовь, взаимоуважение и т. д.

Воспитатель: Многие из вас носят крестики. Что он означает, для чего вы его носите?

Дети: Крестик – символ православной веры. Он помогает нам переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых людей.

Воспитатель: Крест – самый известный знак в истории человечества. Еще с глубокой древности с ним были связаны разные обряды, мифы, легенды, суеверия, ритуалы. Почитание креста на Руси было велико, он входил составной часть в орнаменты, чеканился на монетах, им украшали жилища и Храмы. Ходить на Руси без нательного шейного креста считалось большим грехом. А вы знаете, что именно князь Владимир принял Православную веру и крестил Русь? Послушайте, как это было:

В те давние времена славяне поклонялись идолам языческим, приносили им жертвы, бывало, что и человеческие.

А между тем давно пришла на Русь Благая весть – родился сын Божий и искупил грехи человеческие своими страданиями. Ученики же сына Божьего разошлись по всей земле и крестили людей во имя Отца, Сына и Святого духа. Был язычником и князь Владимир. Был он необузданным, строгим, а порой и жестоким. Проводил он все время в войнах и набегах, объединяя земли русские.

После удачного похода решил князь отблагодарить Богов и принести жертву. Жребий пал на мальчика из православной семьи. Не отдал отец сына толпе, и кинулись люди рубить дом, сени обвалились и придавили отца и сына. Узнав об этом, не находил себе покою князь Владимир. Стал задумываться он о правоте языческой веры. Отправил князь послов в разные страны, посмотреть службу в Храмах. «Истинная вера – православная!» - заключили послы.

И решил князь принять христианскую веру, для этого он принял обряд крещения в древнем городе Корсуне.

А когда вернулся в Киев, повелел князь всем жителям креститься в Днепре.

Был светлый год, был год святой!

В волнах Днепра Владимир-князь

Крестил славян Руси младой,

Фальшивых идолов долой

Прадеды сбросили сердясь!

И на Руси Христовой свет

Зажгли тогда на сотни лет!

Воспитатель: Приняв крещение, Владимир переменился, просветлел лицом, смягчился нравом, обуздал былую вспыльчивость. Много заботился князь о бедных. По воскресеньям и праздникам он созывал их на трапезу в Киев на свой княжеский двор, угощал их, давал деньги. Проявлял заботу и о стариках. Владимир устраивал обоз, который развозил им еду по городу. Еще больше заботился Владимир об объединении всей восточных славян в единый русский народ. Князь воздвигает возле Киева большой Храм.

На его освещении он созывает множество людей. Собравшись все вместе, люди ближе знакомятся друг с другом, узнают о нуждах и задачах всего русского государства и начинают убеждаться в том, что вся Русская земля – земля одного народа, имеющего одну веру и говорящего на одном языке. И только объединившись, все вместе станем мы великим и могучим государством. Наша Святая Русь – великая Русь!

Воспитатель: Долгие годы правил князь Владимир землей Русской. После смерти православная церковь объявила князя Владимира святым, равноапостольным.

В городе Киеве на Владимирской горке стоит памятник князю Владимиру.

В городе Белгороде на Харьковской горе тоже был открыт памятник князю Владимиру. Его условно считают основателем города Белгорода. Это один из самых больших памятников в нашей стране.

На пятнадцати метровом постаменте мы видим фигуру крестителя Руси. В правой руке князь Владимир держит крест, благословляя белгородцев на добрые и хорошие дела, а левая рука князя опирается на щит. Он готов к защите жителей белгородской земли от врагов. И в настоящее время и через много лет, люди, приходя к этому памятнику. Будут помнить, что князь Владимир – креститель и «святой заступник Руси».

Много сделал князь Владимир для объединения восточных славян. Прошли века. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки - близкие, история – общая – значит, и жить им надо в единстве и согласии. Недаром говорят«Народное братство дороже всякого богатства».

Воспитатель: На память о нашей беседе, я хочу подарить вам мультфильм «Князь Владимир». Вы можете еще раз посмотреть о Древней Руси, о князе Владимире.

Рефлексия:

Воспитатель: Дети, что вам больше понравилось, запомнилось.

Дети: Мы узнали много нового о Древней Руси, о славянских народах, о князе Владимире и о крещении Руси. А еще мы с удовольствием посмотрит мультфильм «Князь Владимир».

Конспект занятия «Знакомство с русской избой»

Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.

Задачи: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, горшок, ухват, деревянная ложка, самовар). Активизировать познавательную деятельность. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (изба, ухват, и т. д.). Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Словарная работа: изба, ухват, берестяные полоски.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах по теме Русская изба". Разучивание пословиц, поговорок, хороводов, отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.

Ход мероприятия:

Педагог: Ребята сегодня мы с вами перенесёмся в далёкое прошлое, когда жили наши с вами предки, прабабушки и прадедушки. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. На Руси строили такие дома из деревянных бревен. Такие дома называли избами. В них было тепло и уютно. Слайд №1

Педагог: Давайте и мы с вами «построим» дом

Физкультминутка «Строим дом»

Целый день тук да тук (стучат молотком)

Раздается громкий стук

Молоточки стучат (стучат сжитыми кулаками)

строим дом для ребят

Вот какой хороший дом (маршируют)

Все в нем славно заживем.

Педагог: Ребята, что же в избе было самым главным? Послушайте, да отгадайте мою загадку: «Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает» (печь). Ответы детей. Слайд №2

Педагог: Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица, печку всегда держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб. А ещё пекли пирожки.

Давайте и мы испечём пирожки.

Я пеку, пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку, а для милой мамочки испеку два пряничка. Кушай, кушай, мамочка. Вкусные два пряничка. А ребяток позову, пирожками угощу.

Педагог: Главной кухонной посудой был горшок. Слайд №3

В горшках варили еду, хранили крупу. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Если вдруг горшок треснул, его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения круп. Поэтому и поговорку придумали: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал.» 

Педагог: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку:- «Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт (ухват). Ответы детей. Слайд №4

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. 

Педагог: А чем же кушали вкусную кашу?

- Ребята, отгадайте загадку?

- Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (деревянная ложка).

 Ответы детей.

В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Даже в гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит.» Слайд №5.

Смотрите, какие красивые ложки народ умеет делать: расписные, точеные, ручки золоченые! 

Педагог: Ложками не только ели, но и с ними играли. Давайте и мы с вами сыграем на ложках. Игра на ложках под русскую народную песню.

Педагог: А теперь послушайте еще одну загадку.

Кран открывается – Чай наливается. - Что это такое? Ответы детей. Слайд№6

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

 

Конспект занятия на тему „История появления обуви“

Цель: развивать любознательность, причинно-следственные связи в процессе знакомства с историей возникновения обуви.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение к историческому прошлому по средством ознакомления с историей возникновения обуви; воспитывать готовность в доброжелательных отношениях с другими людьми посредством организации групповой формы организации деятельности;

Воспитывать уважение к взрослым людям и сверстникам посредством диалога, беседы, анализа ситуации.

Развивающие задачи: развивать свойства непроизвольного внимания (объем, переключение, распределение, концентрация) посредством стимулирования игровыми ситуациями; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) в процессе игровой, познавательно-исследовательской деятельности;

развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь в процессе участия в беседе;

Обучающие задачи: формировать представления о временных отношениях на примере особенностей обуви в разных временах, расширять знания о различных видах обуви и материалах в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитывать умение работать в группе, уважать мнение друг друга.

Развивать умение отвечать полным предложением.

Методы обучения и воспитаниясловесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера;

наглядные: рассматривание предметов, показ иллюстраций;

практические: моделирование, разбор проблемной ситуации, практические упражнения;

игровой метод: игровая ситуация; поощрение, стимулирование занимательным содержанием.

Ход ООД

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на меня, что со мной не так? Да, я пришла сегодня босиком. Как вы думаете, почему?

- У меня сломался каблук у туфель, и мне пришлось отдать их в ремонт.

-А как Вы думаете, удобно ли ходить босиком? Почему?

-Мне тоже некомфортно быть без обуви, и я одену запасные босоножки (тапочки и др.)

-Как Вы считаете, обувь всегда была такой разнообразной, красивой и удобной?

-Какие модели обуви вы знаете?

-Если бы наши сапожки, туфельки, башмачки умели говорить, они рассказали бы нам удивительные истории о своем путешествии во времени.

-А вы хотите узнать, когда возникла первая обувь?

-Какой она была в разные времена?

-Я приглашаю Вас отправиться в путешествие по «реке времени», чтобы узнать, как появилась первая обувь, и как она менялась.

-Как вы думаете, на каком транспортном средстве будет удобнее всего путешествовать по «реке времени»? (корабль)

-Отлично! Занимайте места на нашем судне.

Заклинание: Река времени нас подхвати,

в древность всех перенеси!

Обувь начала служить человеку много тысяч лет тому назад. До этого первобытные люди ходили босиком. Подошвы ног так загрубели, что люди не чувствовали острых камней и колючек. Было тепло, и человек не нуждался в обуви. Но потом началось похолодание климата. Появилась необходимость защищать ноги.

-Как вы думаете от чего?

-Предположите, из чего древний человек мог сделать обувь. (ответы детей)

На самом деле археологи нашли испанские пещерные рисунки давностью более 15000 лет, которые изображают людей в шкурах и с мехом, обернутыми вокруг их ног или обмотанных соломой.

Самые первые ботинки напоминали портянки из шкур.

-А удобно ли было ходить в такой обуви? Почему?

Шло время и люди стали думать, как сделать виды обуви, не только из кожи, но и из других материалов (например, из листьев растений, из дерева).

-Хотите немного побыть первобытным людьми? Представьте себя в темной каменной пещере, горит костер, человек проснулся и обувается. Переоденьте вашу обувь с одной ноги на другую. Попробуйте так походить, что Вы чувствуете?

-А знаете, у древних людей оба башмака были одинаковыми. Только спустя какое-то время люди начали делать обувь раздельно для правой и левой ноги.

-Предлагаю отправиться в старину, когда жили наши прабабушки и прадедушки и посмотреть, какую же обувь носили они. Может кто-то из Вас знает, какую обувь носили люди в старину?

Занимайте места на нашем судне.

Заклинание: Река времени нас подхвати, в старину всех перенеси!

Самой распространенной обувью русского народа в старину были лапти. Недаром Русь называли «лапотной». Лапти носили и мужчины, и женщины, и дети. В те времена обувь не различалась на мужскую, и женскую.

-Где сегодня мы можем увидеть обувь старины? (ответы детей)

. Я знаю одну очень интересную игру, хотите со мной поиграть?

Игра «Найди для себя лапти»

Картонные лапти кладутся по кругу на одну пару меньше, чем игроков. После слов ведущего:

«Ты, Иван, не зевай, не зевай!

Лапоточки обувайобувай

участники начинают двигаться подскоками под русскую народную мелодию с наружной стороны круга. Когда музыка замолкает, все останавливаются, и каждый старается быстрее взять пару лаптей. Ребенок, оставшийся без лаптей, выбывает из игры. Убирается одна пара лаптей, и игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.

-В какое время года люди носили лапти?

-А, зимой, как Вы думаете, в чем ходил русский народ? (ответы детей)

Валенки делали из овечьей шерсти способом валяния. Изготовление валенок было делом долгим и трудным, поэтому и стоили они дорого. Небогатая семья имела одну пару валенок на всех, и носить их приходилось по очереди.

-А носят ли валенки в современной жизни?

-Появлялась обувь и из других материалов. Деревянные башмаки — это элемент традиционной одежды во многих странах мира, рыбаков и простолюдинов в Европе. Обычно использовалась крестьянами, рабочими, — в качестве повседневной и иногда защитной обуви (например, корабелами для защиты ступни от падения на нее бревен и тяжелых инструментов).

В разных странах их называют по-разному, например, в Нидерландах — кломпы. Их изготовляли из различных видов дерева (ива, тополь, берёза, бук и др.).

-Позже люди стали делать обувь не только для защиты от холода, но и для того чтобы украсить себя. Так появились сапожки и туфли на каблуке. Обувь начали украшать драгоценными камнями, шнурочками, вышивкой. Однако такую обувь могли носить только богатые люди. Посмотрите, какой красивой была эта обувь.

-Мы узнали много интересного, но пришла пора вернуться в современный мир и проверить, как изменилась обувь. Занимайте свои места на судне.

Заклинание: Река времени нас подхвати,

в современность всех перенеси!

Шло время из костей животных и рыб, а потом и из металла люди научились делать иглы. Появились мастера-сапожники, которые стали шить обувь из специально обработанных шкур животных (кожи).

Удобно ли носить сапоги?

-Как вы думаете, они прочные? Что станет с сапогами, если человек попадет под дождь? Как вы считаете эта обувь красивая?

- Давайте проверим наше предположение. Если полить на кожу воду, что с ней происходит?

-Посмотрите на свою обувь. Что сейчас у вас на ногах? А в какой обуви вы пришли в детский сад? Как вы считаете, ваша обувь удобна? Она красивая? Она достаточно прочная?

-Вы все верно заметили, в современном мире появились сапоги, ботинки, туфли на каблуке, спортивная обувь. Форма обуви начала повторять очертания стопы человека. Сейчас много различной удобной, легкой, хорошей обуви из различных материалов (резины, ткани, меха). Она производится на специальных обувных фабриках. И купить ее может каждый.

-Мы совершили путешествие по реке времени и познакомились с разными видами обуви, некоторые из них дошли до наших дней.

-Посмотрите на таблицу. Как вы считаете, какая обувь самая красивая, удобная и прочная? Какую вы бы выбрали?

- А что было самым интересным?

- Что бы вы ещё хотели узнать?

Конспект НОД в старшей группе: «КОЛЯДКИ  НА  СВЯТКИ»

 

Цель: Познакомить детей с русскими народными обычаями, с зимними традициями. Расширение знаний о традициях проведения рождественских, святочных гуляний.

Задачи:

- Развитие познавательного интереса старших дошкольников

- Пополнение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

- Познакомить детей с народным пением – колядками, святочными обрядами

- Познакомить детей с народными закличками.

- Обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе

- Развитие коммуникативных умений и навыков детей, умение сотрудничать, участвовать в играх.

Ход занятия

Вед – Ребята, праздник Новый год, которого мы так долго ждали , закончился. И вот теперь настала череда других праздников.

Скажите пожалуйста, кто знает, какие праздники? Как говорили на Руси в старину: ! «Зима на морозы, а мы за праздники!». Наступил самый светлый и веселый, народный зимний праздник – Святки

 «Святки»  т. к. народные гуляния попадают на святые дни – священные праздники — Рождество и Крещение). Длится он две недели. Святки делятся на три праздничных этапа. Первый 7 января – праздник Рождества Христова – святые вечера. Второй – Щедрый вечер, Старый Новый Год. Третий – Крещение, страшные вечера. Издавна на Руси в Святки проходили самые шумные гулянья с колядками, таинственными гаданиями, любимыми песнями и праздничными угощеньями.

 

Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный

Наши прабабушки и прадедушки,

Веселились две недели,

От Рождества и до Крещенья

Приготовив угощенье.

Пели разные колядки

По дворам ходили в святки

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Рождество у нас прошло, а праздник продолжается.

 

Вед – А что же такое рождество?

Ответ детей…

Вед -

Само слово, Рождество, говорит о том что кто- то родился.

По библейской легенде, 7 января, у Пресвятой Девы Марии, в городе Вифлееме родился, Иисус Христос – Сын Божий. Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество – это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

Наши прадеды очень ждали и любили этот праздник. В станицах, в храмах и церквях, проходят праздничные богослужения. В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год и будущий урожай.

Парни и девчата рядились и группами ходили по домам поздравляли с праздником. Ряженые, так их называли, стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных – медведя, козу, быка, коня и т. д.

Они без приглашения с шумом, гамом врывались в дома, внося в них оживление и веселье. Разыгрывались различные сценки, потешавшие зрителей, которые нередко сами становились участниками действа.

Желали наилучшего специальными песенками – колядками. Колядки (от латин. "календы" - название первого дня месяца у римлян) - это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Во время святок никто не работал. С этим временем связано много веселья, обычаев. Наши предки верили, что в это время силы добра и света побеждают силы зла и тьмы. Этот праздник считался колдовским, волшебным временем. Обычай «кликать коляду» был известен по всей Руси: под окном каждого дома пелись колядки с пожеланиями всего хорошего, а хозяева одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками.

Коляд-колядин,

Я иду к вам не один!

Тетушка добренька,

Дай кусочек сдобнинька,

Не режь, не ломай,

Лучше весь подавай.

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

В сундучок монетку,

А в мешок конфетку!

- На Рождество в древней Руси заходили в каждый дом и стучались. В те времена хозяйки тоже были разные. Если добрая хозяйка - последним куском хлеба поделится, а если злая - ничего не получишь, люди тоже разные бывают.

Бывает так, что к одной и той же хозяйке приходят то одни, то другие колядующие и она должна всех одарить. Считалось, что если хозяйка ничего не дала, у нее в следующем году не будет урожая, корова не отелится, цыплята не вылупятся, поэтому хозяйки очень старались задобрить их подарками.

- А к вам, ребята, на праздники когда-нибудь приходили колядовать?

- Ведь это добрая примета, значит, в новом году вам удача будет. А еще есть обычай – коли ждет хозяин колядующих, он выставляет на окно зажженную свечу, вот и бежит молодежь на огонек – звонкие песенки петь да гостинцы просить.

На святки пришли не только колядки а и гадания тоже. Раньше гадали во все дни святок, но главным вечером для предсказаний был в Крещение. Девушки гадали на судьбу свою:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты по полу походи

И судьбу мою найди.

С помощью гадания старались узнать, когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит – богатство или бедность. Даже было такое гадание: выйти на улицу снять валенок с ноги, да бросить за калитку: на какой дом валенок носом укажет, там суженый-ряженый и живет.

В святки парни высматривали себе невест, потому что после праздников начиналась пора свадеб. Девчат выглядывали на посиделках, игрищах, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы.

(фото про крещение)

Заканчивались Святки 19 января - на Крещение, считается, что в этот день бывают самые лютые морозы. На Крещение люди собирали снег для умывания и для бани. Люди верили, что он целебный, может прибавить красоты и здоровья. А ночью идут за водой на реку, самые смелые окунаются в прорубь – очиститься от грехов, избавиться от болезней.

 - А у вас, ребята, в семье принято ходить на родник за крещенской водой?

 - Многие даже в этот день едут в церковь за освященной водой. Считается, что эта вода обладает исцеляющей и чудодейственной силой. Люди верят, что в крещенскую ночь небеса открываются и Божья благодать сходит на землю и если загадать желание, то оно непременно сбудется.

 – Святочная недели были насыщенны разнообразными песнями, шутками, колядками и конечно же играми.

 

Конспект беседы «Масленица» в старшей группе

Цели:

• Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.

• Объяснить значение пословиц.

• Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.

Ход:

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Какие вы знаете зимние праздники? Есть старинный народный праздник «Проводы русской зимы или Масленица». Что вы о нем знаете? Хотите узнать о нем?

В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Вместо губ – губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.

А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные. Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.

Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:

- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!

И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.

Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.

Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?

- Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:

_ Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!

Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.

Понравилась вам сказка?

- О ком она?

- Какая была Зима?

- Какая была Масленица?

- Что задумала Зима?

- Что придумала Масленица?

- Зачем нужно было есть блины?

- Почему Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?

- Из чего люди сделали чучело?

Физминутка (Включение песни)

У весны сегодня день рождения! (Хлопки)

Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)

Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)

Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Притопы)

За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)

Вы откроете, а там – ничего нет! (Притопы)

Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)

Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)

Блины е мёдом да с вареньем! (Хлопки)

Не блины, а объеденье! (Хлопки)

Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)

А иные и с подушками! (Притопы)

А другие и с ракушками! (Притопы)

Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной.

В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости.

В этот праздник люди катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжались и ходили качаться на качелях. Катались на ледяных горках. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились. В понедельник строили чучело. Всю неделю продолжались народные гуляния. В конце недели, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения и поджигали чучело.

С масленицей связано большое количество поговорок.

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно :

На тарелке он один - называем просто. (блин).

Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).

Испекли для дочек - назовем. (блиночек).

Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).

Огромный, как домище - назовем. (блинище).

- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица?

Когда приходит Масленица?

Как люди празднуют ее?

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «История имён»

Программное содержание:

Дать детям элементарное представление об именах, об истории их возникновения.

Развивать у детей логическое мышление, способность рассуждать. Дать представление о том, что свидетельство о рождении является официальным документом для ребёнка.

Дать представление о том, кто такие «тёзки».

Учить детей обращаться вежливо друг к другу, используя ласковые слова. Воспитывать в детях нравственные качества.

Расширять, активизировать словарный запас детей.

Повысить общий эмоциональный фон, улучшить психологический климат группы.

Оборудование: мультимедиа, выставка детских работ с именами

Словарная работа«тёзки», свидетельство о рождении, родители, старинные имена.

Предварительная работа: чтение рассказа Олега Кириллова «Книга ласковых имён», стихи Агнии Барто, «Имя и фамилия»«Когда я был маленьким», Льюис Кэрролл «Алиса в зазеркалье» отрывок, заучивание пословиц и поговорок, потешек об именах.

ХОД

Дети, послушайте загадку и скажите о чём она? (загадываю загадку) Нас не было – оно было, нас не будет- оно будет; Никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть. И у мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у сына есть, Чтобы его узнать, надо вслух его назвать. (имя)

Ответы детей.

Если дети затрудняются с отгадкой, уточняю… Его дают родители своим детям при рождении…

У каждого человека на земле есть имя. Человек имеет право на то, чтобы его называли по имени. Откуда у вас появились имена? Ответы детей (назвали родители, дедушки, бабушки… Когда вы родились родители дали вам имя. У каждого из вас есть свидетельство о рождении, в которое записано ваше имя, отчество и фамилия (показываю свид. о рождении)

Для чего человеку имя?

Ответы детей (чтобы общаться, выделять одного человека от других) Правильно, человек живёт среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Представьте, что у вас нет имени….Давайте проведем такой эксперимент…

Дидактическая игра «Позови.» (Двое детей поворачиваются спиной, другие дети пытаются позвать одного из них, не называя по имени)

Видите, как необходимо человеку имя….

Наши дети знают пословицы и поговорки об имени …

ответы детей: Без имени и овца баран. Тебе дано, а люди им пользуются.

(слайд№1)

Имена у людей были не всегда. Прошло очень много времени, прежде чем древние люди придумали способ выделить отдельного человека. Они стали давать друг другу имена в зависимости от характера, внешнего вида и привычек. И у людей появились имена! Они стали обращаться друг к другу по имени…

(слайд№2)

Всё в мире меняется, меняются и имена… Раньше на Руси наши предки имели другие имена, например Добрыня (делающий добро). Как вы думаете, что означает имя Любомир? (любящий мир); Владимир? (владеющий миром). Мальчику могли дать имя Лев. Как вы думаете, почему? (родители хотели, чтоб ребёнок был сильным)

Послушайте, какие в старину давали детям имена : Нонна, Клавдия, Прасковья, Лукерья. Агата, Анфиса, Агафья. А какие старинные имена знаете вы(ответы детей)

Какие редкие имена встречались в русских народных сказках? 

Ответы детей(Василиса, Забава, Елисей, Палкан и т. д.)

 (Красная Шапочка, Дюймовочка, Золушка, Снегурочка, Незнайка, -Белоснежка, Айболит.)

-Все вы хорошо знаете этих сказочных персонажей. А теперь попробуйте объяснить, почему их так назвали (ответы детей)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Наша Маша рано встала (встали, потянулись)

Кукол всех пересчитала (показ указательным пальцем)

Две Алёнки на пелёнке (наклон вперёд, руки полочкой)

Две Танюшки на подушке (руки под щёку, поворот)

Два Серёжка на окошке (руки в кольце над головой, повороты)

А Петрушка в колпачке (подскоки, руки на поясе)

На дубовом сундучке (сели на стульчики)

-Вы заметили, что в нашей потешке по две куклы с одинаковыми именами. Люди с одинаковыми именами называются «тёзками». Ребята, а в нашей группе есть тёзки? Давайте назовём их.

Я открою вам важную тайну… Каждый человек любит, чтобы к нему обращались ласково по имени, он сразу расцветает. А вы хотите, чтобы вас называли ласково?

Пример (стих) : Есть у Анны почему то и другие имена: Аня, Анечка, Анюта…А всего она одна.

Дидактическая игра «Назови ласково»

(игра с клубочком, назвать рядом сидящего ребёнка ласковым именем, получится клубок ласковых имён)

-Каждое имя имеет своё значение. 

Например: Анатолий (восточный, Алексей (защитник, Ангелина (вестница)Многие имена пришли к нам из других стран: Греции, Византии, Рима и т. д. Есть имена славянского присхождения, например: Светлана (светлая, чистая). Ласковое, удивительно тёплое имя, давая его родители венчают свою дочурку со светом. Светлой мелодией звучит это имя! А вы хотите узнать значение своего имени? Слушайте внимательно…

рисунки с именами

Виктория - Победа, Валерия-сильная, крепкая, Алина -другая, чужая, Софья-мудрая, Илья-верующий, сила божья, Андрей-храбрый, мужественный, Антон-вступающий в бой, Максим-величайший, Владислав-владеющий славой, Иван-божья милость, Кирилл- господин, барин, Даниил-судья мой Бог, Арсений-решительный, зрелый.

-Ребята, вы заметили, как я вас называла? Не Ваня, а Иван; не Дима, а Дмитрий? Потому что пока вы маленькие, вас называют уменьшительно- ласкательными именами, но когда вы вырастите, вас будут называть полными именами. Давайте поиграем в игру «НАЗОВИ СВОЁ ПОЛНОЕ ИМЯ»

(передаём мяч по кругу, называя полное имя) Молодцы, все знаете свои имена!

ИТОГ: Наше занятие подошло к концу. О чём мы с вами говорили (о имени)

Вопросы к детям: Кто выбирает имя ребёнку? Для чего нужно имя? В каком документе записывается ваше имя при рождении? Почему нужно обращаться к друг другу ласково? Как называются люди с одинаковыми именами?

Вы все запомнили свои полные имена? Молодцы! Вы вырастите и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел и прославите своё ИМЯ!

Сюрприз : детям вручаются медальки с их именами.

Конспект НОД «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы Ладушки» 

ЦельЗнакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. («Социально-коммуникативное развитие»);

2. Обогащать и активизировать словарь детей (Безлика, оберег, обряд, узелок, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Речевое развитие»)

3. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. («Познавательное развитие»);

4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие»);

5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку («Художественно-эстетическое развитие»).

Методы и приё мы:

- практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;

- наглядные: Рассматривание кукол, материала для изготовления кукол;

- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы, игра – песня.

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Организационный момент

Дети играют с игрушками, желательно изготовленными из разного материала (пластмассовая машинка, резиновый зайчик, бумажный петух)

Звучит русская народная песня и воспитатель подходит к детям.

-Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

-Вот диво дивное! Что это за игрушки такие, из какого же материала они сделаны? Давайте сядем на стульчики, и вы мне о них расскажите.

-Ваня, скажи, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках? (Машинка)

-А из какого материала сделана машинка?

(Машинка сделана из пластмассы)

-Значит машинка какая?

(Машинка пластмассовая)

-Где же делают такие игрушки? (Игрушки делают на фабрике)

-А вот в наше время игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке. О какой, узнаете, отгадав загадку.

- Платье носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно. (Кукла)

-Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.

Сегодня я пришла к вам, чтобы познакомить вас с самыми первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки.

Моя кукла называется «Ладушка».

Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?

II. Знакомство с куклами.

-А на столе у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?

Но его так просто не открыть.

Нужно ласково его попросить.

«Сундучок мой сундучок

Приоткрой нам свой бочек»

-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?

А вы знаете, что куклы бывают разные(Показать кукол)

С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я вам сейчас все о них расскажу и покажу.

- Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком.

Пусть наши глазки все видят.

Ушки все слышат.

Голова запоминает,

а ротик ей не мешает.

III. Рассказ воспитателя о куклах

«Народные тряпичные куклы»

Кукла «Хозяюшка - Благополучница».

-Защищает семью, охраняет семейный очаг и способствует привлечению и увеличению достатка (внутри спрятана монетка).

Эта маленькая, но очаровательная защитница заградит злым силам дорогу к вашему дому, присмотрит за ребёнком и наполнит дом атмосферой радости и благополучия.

Кукла «День-Ночь».

-Это кукла оберег, которая охранят жилище и его домочадцев, она символизирует сутки и оберегает смену дня и ночи. Кукла День - Ночь представляет собой куклы / 2 стороны куколки. Одна - означает день (светлая, вторая (тёмная, синяя) символизирует ночь. Каждый день утром, тот кто раньше всех вставал - выставлял вперед светлую и просил её об удачном дне. Так веселая, трудолюбивая и заботливая кукла День следила, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, чтобы днем светило солнышко. Вечером же последний ложившийся спать - менял куколку на темную, и молился о хорошей ночи для всех домочадцев, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и отдохнувшими. Так мудрая, задумчивая и таинственная куколка Ночь следила, чтобы все легли спать, чтобы все отдохнули и набрались сил, она давала сон и оберегала его.

Куколки День-Ночь делались небольшими, ведь раньше, в старину, берегли каждый лоскуток. Лица, как и всем традиционным куклам, не рисовали. Шили и дарили такую куколку на Новый год, и весь год они служили своеобразным календарем, отмеряя каждый 365 день и каждую 365 ночь.

Кукла «Кубышка-травница».

- Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Именно так поступали наши предки. В кукле Кубышка-травница 6 узелков: большой узелок - тулово, напоминает неваляшку, на него привязывается узелок-головка (все узелки набиваются только травами, к ручкам привязываются по одному узелку, это ещё два, еще два узелка образуют грудь, итого - 6. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

Кукла «Крупеничка».

Крупеничка — кукла, которую ставили в красный угол. Она наполнялась гречкой, пшеном, рисом, овсом, перловкой. В голодные неурожайные года из нее могли отсыпать зерна, если еды не хватало. Иногда делали мужской вариант этой куклы —Богача. У каждого вида зерна имелось собственное значение. Например, самым дорогим был рис, поэтому он символизировал богатство, перловка — сытость, гречка — достаток, а овес — силу. Перед посевом горсть зерна бралась из куклы, а после сбора урожая ее наполняли свежими зернами.

Внешний вид Крупенички выдавал положении семьи: чем худее была кукла, тем беднее ее хозяева. Крупеничка считалась одним из самых главных оберегов в славянской семье.

Все эти и многие другие куклы играли особую роль в славянской культуре. Они участвовали во многих традициях и обрядах. Они выполняли обережную функцию, то есть защищали от дурного глаза и плохих помыслов, почитались, как символы счастья, благополучия, добра и богатства. У каждой семьи были свои бережно хранимые традиции и секреты относительно изготовления этих оберегов, которые несли своего рода отпечаток духа именно этой семьи. До наших дней сохранились всевозможные варианты кукол с разных регионов страны. В наше время Крупеничку часто дарят на новоселье, чтобы в новом доме хозяев всегда сопровождали достаток и сытая жизнь. Другой повод для такого необычного подарка — это свадьба. Крупеничка поможет молодым начать новую счастливую жизнь.

Кукла «Ладушка»

Кукла Ладушка символизирует богиню весны, любви и плодородия. От её имени пошли такие слова какладушки ("Ладушкиладушки, где были? У бабушки, лад (семейный лад, ладный, ладно, ладить. Весной на Руси праздновали Ладодение — веселый праздник с хороводами и песнями, посвященными ЛадушкеЛадушка – символ вечной молодости и семейного счастья. Поэтому, приступая к изготовлению такой куклы, мы сначала настроимся на волну добра и радости!

А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?

-Сегодня мы с вами сделаем куклу «Ладушку».

Посмотрите, какая она нарядная.

IV. Игра – песня

Игра «У Маланьи, у старушки»

А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

V. Продуктивная деятельность.

Теперь я приглашаю вас сесть за столы.

- Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится.

1. Сначала сделаем нашей куколке голову. Берем два цветных лоскута и кладем друг на друга так, чтобы углы не совпадали изнанкой на себя. На середину кладем кусок синтепона.

2. Переворачиваем, перехватываем ткань под синтепоном и перевязываем ниткой.

3. Кладем белый лоскуток ткани на голову так, чтобы оба его конца были примерно равны. Перематываем снова по тому же месту.

Расправляем стороны белого лоскутка, собираем их и на концах перевязываем, формируя руки куклы.

4. Расправляем стороны белого лоскутка, собираем их и на концах перевязываем, формируя руки куклы.

5. Наша Ладушка готова!

- Ах, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику или сестренке. С готовой куклой Вы можете встать в середине комнаты, расслабиться и прислушаться к себе. Отправляйтесь туда, куда повела мысль. Даже из укромного или дальнего места куколка будет защищать хозяев, заботиться о них, потому что сидит помощница на счастье-мешочке.

VI. Итог занятия. Хороводная в исполнении Ивана Купалы

- Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

- А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?

А что вам понравилось больше всего?

- О каких куклах вы сегодня узнали?

- Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...