Проект "Блокада Ленинграда"
проект (подготовительная группа)
Данный проект рассматривает общие сведения о Блокаде Ленинграда, о жизни людей во время блокады. Направлен на расширение представления у детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_blokada_leningrada_1.docx | 40.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Малоенисейская СОШ» - структурное подразделение
Проектная работа
в подготовительной группе
Тема: «Блокада Ленинграда»
Автор проекта:
Аксентьева Евгения Юрьевна
воспитатель подготовительной группы
МБОУ «Малоенисейская СОШ»
- структурное подразделение
2024
Паспорт проектной работы
Название проекта | «Блокада Ленинграда» |
Авторы проекта | Аксентьева Евгения Юрьевна |
Участники проекта | Воспитанники подготовительной группы, родители. |
Этапы работы над проектом |
|
Краткое описание | Данный проект является краткосрочным 22.01.24 – 31.01.24г. Рассматривает общие сведения о Блокаде Ленинграда, о жизни людей во время блокады. |
Вид проекта | Познавательно-информационный, творческий. |
Цель проекта | Расширять представление у детей подготовительной группы о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. |
Задачи проекта | - Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны. - Обогащать знания детей о героические прошлые города Ленинграда. - Познакомить с понятиями «блокада», «Дорога жизни», «продуктовая карточка». Обогащать словарный запас детей. - Познакомить с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными блокаде Ленинграда. - Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества. - Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны. |
Предполагаемый продукт проекта | Выставка творческих работ, созданных детьми совместно с родителями |
Оглавление
Глава I. Теоретическая часть 6
1.1. Блокада Ленинграда – что это? 6
1.2. Жизнь людей в блокадном Ленинграде…………………………………10
1.3 Дети - герои блокадного Ленинграда……………………………………10
Глава II. Практическая часть 13
2.1. Выставка творческих работ посвященная 80 летию снятия блокады Ленинграда 13
Выводы 14
Приложение...…………………………………………………………………….16
Введение
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время Блокады Ленинграда.
Объект исследования: блокадный Ленинград.
Предмет: изучение жизни людей во время блокады Ленинграда.
Цель проекта: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
1. Расширять представление детей о ВОВ, о блокадном Ленинграде.
2. Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.
3. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда.
4. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме.
5. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
6. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.
Работа с родителями: изготовить совместно с детьми поделку из бросового материала по теме проекта.
Предполагаемый результаты:
1. Знание детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
2. Интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.
3. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения, посвящённые Блокаде Ленинграда.
4. Знание таких терминов как: блокада, война, «дорога жизни», ветеран.
Тип проекта: познавательно-информационный, творческий.
Сроки – проект краткосрочный 1 неделя, в подготовительной группе.
Участники: дети подготовительной группы, воспитател, родители.
Глава I. Теоретическая часть.
- Блокада Ленинграда – что это?
Беседа на тему «Блокадный Ленинград»
Цель: расширять знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи:
- Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.
- Закрепить навыки речевой деятельности
- Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду.
- Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
- Воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ
чувство благодарности и уважения к его защитникам.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Виды детской деятельности: общение с взрослым, просмотр слайдов презентации.
Ход беседы:
Воспитатель: 27 января 2024 года мы отмечаем 80 – ю годовщину полного снятия блокады Ленинграда. Никакое время не сотрет из нашей памяти страшные дни Великой Отечественной войны. (Слайд1-2)
Почти 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Это почти 2,5 года.
Фашистское командование всеми силами хотело задушить жителей города и стереть Ленинград с лица земли.
Ребята, как вы думаете, что такое блокада? (ответы детей)
Воспитатель: Это кольцо вокруг города. Фашисты окружили город и не давали уехать никому из него… (Слайд 3)
В город перестало поступать продовольствие. Наступила зима. Настали тяжелые блокадные дни. В блокадном Ленинграде остановились трамваи, автобусы и троллейбусы. (Слайд 4-5) Не работало отопление, во многих домах не было света и воды. (Слайд 6)
В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Где проходила эта дорога? (Слайд 7-8) Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни».
Воспитатель: А почему она так называлась? (ответы детей)
Воспитатель: По этой дороге грузовики по льду перевозили муку, оружие.
К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде и это было очень опасно. Как вы думаете почему? (ответы детей) (Слайд 9)
Продуктов почти не осталось. Кусочек блокадного хлеба был очень маленьким. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку. Благородные и добрые мальчики прятали недоеденный сухарь в кармане и подкармливали своих младших сестер и братьев. Те, в свою очередь, делали тоже самое, только по отношению к совсем малышам.
Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда - 125 грамм (Слайд 10) (каждому ребенку на тарелочке раздается кусочек черного хлеба, весом 125 грамм. И все, больше ничего - только вода.
До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. (Слайд 11) Вам понятно почему? (ответы детей).
Воспитатель: Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. (показ керасиновой лампы).
Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.
Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось кроме взрослых, 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков, большинство из них попали в приюты. (Слайд 12-13). У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, школы продолжали работать. (Слайд 14) Ребята такого же возраста, как и вы, сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах. (Слайд 15)
Детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, страх.
Дети были обучены всему необходимому и подготовлены к любому повороту сценария. Если во время урока начинался артобстрел, класс организованно устремлялся в отведенное место в бомбоубежище и продолжался урок.
Учителя преподавали только самые важные предметы. Взрослые стремились сделать занятие интересным, чтобы хоть ненадолго ребенок забыл о том, что происходит на улице.
Учиться в блокадном Ленинграде было подвигом, особенно в морозы. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова, чтобы в классе стало хоть чуть-чуть теплее. Записи не велись, не только потому, что замерзали детские худые ручки, но и потому что, при минусовой температуре чернила не писали. Занятия длились не больше 25 минут.
Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. (Слайд 16) Учителя совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для изнеможенных ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник. (Слайд 17-18)
Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе? (ответы детей)
Воспитатель: На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. (Слайд 19-20) Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.
Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города. Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники.
Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.
Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.
(Звучит музыка «Седьмая симфония» Д. Д. Шостаковича)
В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. И вот пришел этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской земли. Ленинград был освобожден от блокады.
В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.
900 дней и ночей боролся город Ленинград, и выстоял, и победил.
Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.
Вечная память тем, кто умер и погиб во время блокады. Мы говорим спасибо всем, кто спасал Ленинград. Спасибо ветеранам блокады, тем, кто выжил и сейчас рядом с нами.
Наша беседа подошла к концу вы внимательно слушали еще больше узнали о блокаде Ленинграда.
(Слайд 21) Предлагают минутой молчания почтить всех кто погиб ради нашего счастливого сегодняшнего времени.
- Жизнь людей в блокадном Ленинграде
Просмотр воспитанниками подготовительной группы фильма «Жизнь блокадного Ленинграда».
После просмотра данного фильма, детям предлагается нарисовать рисунок и отобразить на нем то, что больше всего впечатлило их.
- Дети – герои блокадного Ленинграда
Конспект НОД на тему: «Дети – герои блокадного Ленинграда».
Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
Познавательные:
Совершенствовать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны;
Расширять знания детей о героизме детей переживших блокаду;
Пробудить в детях чувство сострадания, сопереживания.
Социально-коммуникативные:
Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла.
Воспитывать любовь к Родине
Использование игровой технологии.
Пособия и оборудование:
Фотографии дневника Тани Савичевой
Фотографии блокадного Ленинграда
Предварительная работа: чтение художественной литературы о блокадном Ленинграде, просмотр фильма о блокаде Ленинграда.
Ход НОД
Воспитатель: После войны мир узнал немало историй о судьбах военного времени. Сегодня я вам расскажу о детях, которые жили в блокадном Ленинграде.
Многие дети тем временем очень часто оставались одни. Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде осталось почти 400 тысяч детей. Им было страшно и неуютно оставаться дома в нетопленных комнатах. Некоторым из них помогали пережить часы ожидания родителей их любимые игрушки. Дети разговаривали с ними, и им казалось, что с ними кто есть рядом. А некоторым ребятам игрушки спасали жизнь.
Маленькие дети – это большие герои Ленинграда. Именно они выполняли огромную, тяжелую работу за взрослых, которые взяли оружие и ушли на фронт. Дети, девчонки и мальчишки, ходили по госпиталям, писали письма за раненных бойцов, устраивали для них концерты, стараясь всячески поддерживать в них боевой дух. Так же дети тушили зажигалки, сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам.
Сейчас, я вам расскажу о маленькой девочке Тане Савичевой. На Васильевском острове, в доме, который и сейчас еще стоит, жила девочка Таня Савичева. У нее была большая и дружная семья-мама, бабушка, братья, сестры и два дяди, Таня была самая младшая. В мирное время семья часто собиралась вместе и весело проводила время. Бабушка часто пекла пирожки, мама ходила в магазин за продуктами, дяди работали на заводе, а дети играли. Но, как вы уже знаете, с началом войны все изменилось. Продукты в магазинах постепенно закончились, а так как город был окружен врагами, поступление продовольствия стало не возможным. Во время блокады город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть. Враг подступал к городу. Все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. В городе оставались в основном женщины и дети. Таня, выходя на улицу, не узнавала свой город. Все вокруг было разрушено. Людям не хватало еды и они умирали, в том числе родные и знакомые Тани. Так длился день за днем. И однажды Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва билась в ней. Летом 1942 года девочку эвакуировали из Ленинграда вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми. Многие из них окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. 1 июля 1944 года Таня Савичева умерла. Она смогла пережить блокаду, но не смогла выжить...
После смерти девочки была найдена маленькая записная книжка с 9 страшными записями, начертанными карандашом нетвёрдой детской рукой. дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. В них не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния, только скупые факты:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
(Показ фото с изображением страниц записной книжки Тани
В Ленинграде есть памятник, который является копией страниц дневника Тани. (показ фото памятника)
На Ладоге есть удивительный памятник. Он называется “Цветок жизни” (показ фото). Памятник стоит высоко над дорогой, над речкой и полем, здесь проходила Дорога жизни, по которой в осажденный город везли хлеб
Этот памятник поставлен в память о погибших детях блокадного Ленинграда.
На лепестках 15-ти метровой каменной ромашки — лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни «Пусть всегда будет солнце».
Так же в городе Ленинграде были установлены еще много памятников.
Скажите, что вам запомнилось и осталось в вашем сердце из сегодняшней беседы?
Ответы детей.
Давайте сейчас с вами с помощью нашего Кубика Блума, еще раз повторим и закрепим наши знания о Блокаде Ленинграда.
Глава II. Практическая часть
2.1. Выставка творческих работ посвященная 80летию снятия блокады Ленинграда
В заключении нашей работы, у меня есть для вас задание – совместно с родителями выполнить творческую работу на тему «Блокадный Ленинград» из которых мы организуем выставку.
Выводы
В ходе реализации данного проекта дети получили новые знания по теме «Блокада Ленинграда». Узнали о великих подвигах жителей блокадного Ленинграда во время ВОВ. На основе чувств патриотизма укрепилась любовь к Родине, появилось чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, уважение к старшему поколению.
Удалось привлечь родителей к реализации данного проекта. Совместно с детьми были созданы поделки и рисунки. Организована выставка работ.
Используемая литература
- Алексеев С.П. Подвиг Ленинграда 1941 — 1944гг. -М.: Детская литература, 2010.
- Бардин С.М. ...И штатские надели шинели. -Л.: Лениздат, 1984.
- Дементьев Н.С. Блокадный день. -М.: Современник, 1980.
- Островский В.П. 27 января 1944. -М.: Молодая гвардия, 1984.
- Воскобойников В. Таня Савичева .– М.: Издательство Оникс, 2010.
- Герман Ю.П. Вот как это было. - М.: Дет.лит., 1985.
- Интернет-ресусы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блокадный Ленинград(вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады)февраль 2014года
Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т
Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...
Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)
Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы
Беседа "Дети блокадного Ленинграда"...
Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"
Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...
Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"
Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...
Презентация к организации НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» " Блокада Ленинграда"
Цель: Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда....