ООД в подготовительной группе "В поисках сюрприза"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №1 с. Раевский муниципального района Альшеевский район РБ
Конспект
организованной образовательной деятельности в форме квеста
в области познавательного развития
на тему «В поисках сюрприза»
для детей подготовительной группы.
Воспитатель Ризванова А.Р.
2023 год
Цель: создание условий ля развития познавательной и речевой активностей детей.
Задачи: -образовательные: закреплять и расширять знания детей о РБ, формировать умение и навыки детей вести беседу на башкирском языке, формировать социально-коммуникативные умения и навыки,
- развивающие: уточнять и активизировать словарь по теме «родной край», упражнять в правильном оформлении речевого высказывания на башкирском языке, развивать логическое мышление, самостоятельность и инициативность, сообразительность,
-воспитательные: приучать работать в команде, способствовать сплочению детского коллектива, развивать интерес к башкирскому языку.
Активный словарь: Тирмэ», «Нардуган, ҡыш, Өфө, сәк-сәк, туп, саңғы, сана.
Пассивный словарь: кубыз.
Интеграция по видам деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Оборудование: интерактивная доска, проэктор, экран, ноутбук, сундук, письма-конверты с заданиями, аудиозапись с мелодией кубыза, аудиозапись к играм «Тирмэ», «Нардуган».
Демонстрационный материал: башкирский народный музыкальный инструмент – кубыз, 7 лепестков цветка курая из бумаги жёлтого цвета, иллюстрации к сказкам «Медведь и пчелы», «Хитрая лиса», карточки-рисунки «артикуляционное упражнение», «одежда», «капельки», «лыжи», «санки», лепестки цветка курая из жёлтой бумаги.
Раздаточный материал: на подгруппу детей: пазлы к сказкам «Медведь и пчелы», «Хитрая лиса», башкирские платки для игры.
Предварительная работа: чтение башкирских народных сказок; экскурсия в мини- музей в детском саду.
Ход квеста:
Воспитатель: Здравствуйте! Һаумыһығыҙ, балалар, ҡунаҡтар!
Дети проходят в муззал.
Воспитатель: Балалар, я хотела показать вам сегодня башкирский музыкальный инструмент, только почему-то никак не могу его найти.
Что же делать?
А какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете?
Балалар, вы поможете мне найти музыкальный инструмент?
Дети: Поможем!
Воспитатель: Рәхмәт, балалар! Вместе мы найдем его гораздо быстрее!
Воспитатель: Если хотите найти пропажу, нам нужно отправиться в путешествие, во время которого я предлагаю вам выполнить 7 заданий, за каждое из них буду давать по одному лепестку курая.
Эти лепестки будут ключом к сундуку, в котором и лежит наша пропажа и еще сюрприз для вас.
Воспитатель: Балалар, вы хотите отправиться в путешествие?
Воспитатель: Тогда в добрый путь!
Хочу вам напомнить: чтобы успешно выполнить все задания, вам нужно быть сегодня особенно дружными, внимательными и работать в команде.
Все 7 заданий будут вот в таких пластиковых конвертах разного цвета.
Воспитатель: Нам надо выбрать, кто будет собирать эти лепестки. Какую башкирскую считалку мы знаем?
По считалке:
1,2,3.
Баҙға төштөм, май ашаным,
Таң атҡансы, юҡ булдым.
Воспитатель: Лепестки будет собирать …
Комната № 1. Муззал.
Воспитатель: У меня в руках первый конверт с заданием: «Если правильно и быстро назовете ответы викторины на башкирском языке, тогда получите первый лепесток курая».
Викторина «Назови быстро на башкирском языке».
Воспитатель: 1. Как называется Республика, в которой мы живём (Башҡортостан).
2. Какое сейчас время года? (ҡыш).
3. Столица Республики Башкортостан (Өфө).
4. Сладкое национальное блюдо башкир (сәк-сәк).
5. Кисломолочный продукт из кобыльего молока (ҡымыҙ).
Воспитатель: Первый лепесток курая ваш. Афарин! С первым заданием вы успешно справились!
Где можно найти 2-й конверт с заданием подскажет карточка.
Показываю карточку с артикуляционным упражнением.
Комната № 2. Кабинет логопеда.
Игра «Назови правильно буквы башкирского алфавита».
Воспитатель показывает на листе А4 башкирские буквы.
Воспитатель: Афарин, со вторым заданием вы тоже справились отлично и получаете второй лепесток курая.
Воспитатель : А теперь отгадайте загадку, и вы узнаете, где спрятан следующий конверт с заданием:
Он стрелой летит порой,
Может просто прыгать вскачь,
Связан с каждою игрой
Мой веселый круглый…
( мяч).
Воспитатель: Как будет на башкирском языке?(туп)
Вы догадались, где спрятан конверт?
Дети: В физкультурном зале.
Идем в физзал. Комната № 3.
Конверт лежит в ящике с мячами.
Воспитатель: Давайте посмотрим (вскрывает конверт и читает): «Вы получите следующий лепесток курая, если сможете изобразить без карандашей, красок и бумаги древнее жилище башкир - юрту».
Воспитатель: Как же это сделать? Подумайте вместе.
Песню знаем про юрту? Стих?
Если дети не могут долго найти ответ, воспитатель предлагает им вспомнить башкирскую народную игру «Юрта» и таким образом выполнить задание.
Под музыку проводится игра «Тирмә».
Беҙ күңелле, шат балалар,
Уйнайбыҙ ҙа бейейбеҙ.
Ҙур түңәрәккә йыйылып,
Матур тирмә яһайбыҙ.
Воспитатель: Афарин , и с этим заданием вы справились. Получаете ещё один лепесток.
Воспитатель: Дальше куда идти вы узнаете, ответив на вопрос.
Подберите слово наоборот к слову ЗИМА (лето).
Воспитатель: Подумайте вместе, куда нужно идти.
Какое помещение у нас в садике похоже на лето?
Где у нас круглый год зеленые растения? Правильно, в игротеке много зелёных растений.
Комната № 4. Игротека.
Рядом с растениями дети находят конверт, воспитатель читает задание: «Дорогие ребята, если вы знакомы с башкирскими сказками, то с этим заданием вы справитесь очень легко».
Для выполнения этого задания вам нужно разделиться на 2 команды.
Выбирайте карточки. Детям предлагаются карточки («саңғы”, “сана”).
Задание по пособию «Бабушкины сказки».
Собрать из пазлов башкирские сказки.
Фрагменты лежат на столах.
На мольбертах - иллюстрации сказок.
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? Что вы собрали? Какая сказка?
Скажите на башкирском языке, как будет волк, лиса, старик, пчелы, медведь.
Воспитатель: Афарин, с этим заданием вы тоже справились отлично и получаете ещё один лепесток курая.
Воспитатель: Куда дальше нам идти, подскажет карточка.
На карточке изображены капельки.
Воспитатель: Что означают капельки, как вы думаете?
Может, в нашем саду есть группа по названию «Капельки»?
Значит, куда мы пойдем?
Комната № 5. Группа «Капельки».
У доски дети находят конверт с заданием.
Воспитатель открывает конверт, читает задание:
«Назови правильный ответ». Проводится интерактивная игра.
Воспитатель: Послушайте вопрос. На доске будут варианты ответов. Вам нужно назвать по-башкирски цифру, которая указывает на правильный ответ. Например, ….
После выполнения задания дети получают следующий лепесток курая.
Воспитатель: Куда нам идти нам поможет карточка-подсказка.
На карточке нарисованы куртка и варежки.
Воспитатель: Куда мы идем?
Комната 6. Раздевалка.
Дети находят конверт с заданием. «Рассказать стихотворения на башкирском языке».
Предлагаю сесть на скамейки.
Воспитатель: Кто хочет рассказать стихотворение?
После каждого стихотворения дети хлопают.
Получают следующий лепесток курая.
Воспитатель: Афарин, и с этим заданием мы успешно справились! Получайте ещё один лепесток курая.
Воспитатель: Прислушайтесь. Что вы слышите? Как вы думаете, куда нам надо идти?
Звучит башкирская музыка.
Комната 7. Муззал.
Воспитатель: Мы вернулись в муззал!
На бумбоксе лежит конверт.
А вот и конверт.
Письмо: У башкирского народа много праздников: и летние, и весенние, и осенние, и зимние.
Какой башкирский зимний праздник вы знаете?
Ответив на этот вопрос и показав игру, вы получите последний лепесток курая.
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в башкирскую хороводную игру «Нардуган».
Башҡорт халыҡ уйыны «Нардуған» .
Балалар түңәрәк яһап торалар, уртала – алып барыусы. Ул балаларға берәй бирем табырға тейеш, мәҫәлән, «мин бейергә булдырам», «мин ҡырҡырға булдырам», «мин сабырға булдырам» һ.б.
Балалар түңәрәк буйлап атлап йөрөйҙәр:
Һин уртала, ә беҙ ситтә
Әйләнәбеҙ, нардуған.
Ни эшләһәң, ни күрһәтһәң,
Мин шуны булдырам.
Алып барыусы (утын ярыу хәрәкәттәре яһай, ә балалар урында торған килеш уны күҙәтәләр):
Нардуған, нардуған,
Утын яра булдырам.
Балалар биремде ҡабатлайҙар:
Нардуған, нардуған,
Улай мин дә булдырам.
Йәки:
Алып барыусы тура тороп күрһәтә (шулай уҡ бейеү, бесән сабыу, утау һ.б. хәрәкәттәр яһай), ә балалар урында торған килеш яңы бирем ала:
Нардуған,нардуған,
Туп-тура тор һин, туған.
Балалар биремде ҡабатлайҙар:
Нардуған, нардуған,
Улай мин дә булдырам.
Алып барыусы үҙ урынына икенсе баланы һайлап ала һәм уйын ҡабатлана.
(А. Ҡобағошов «Салауат күпере» китабынан).
Воспитатель: Афарин, балалар!
Вот мы собрали все 7 лепестков. Проверьте, правильно?
Вспомните, в начале нашего путешествия я вам говорила, что лепестки являются ключом к сундуку.
Воспитатель: Посмотрите вокруг, может быть, вы увидите, что нам нужно найти.
Дети в музыкальном зале находят сундучок, а он закрыт.
Воспитатель: Сундук закрыт, а у вас ключ – лепестки курая.
Как вы думаете, что мы будем делать дальше?
Дети выкладывают на рисунок на крышке сундука лепестки курая и считают на башкирском языке.
Воспитатель открывает сундук.
Воспитатель: Что это? (кубыз).
Воспитатель: Кубыз на башкирском языке будет ҡумыҙ. Повторите, пожалуйста.
Воспитатель: Ну, вот и нашёлся наш кубыз, ребята. А всё благодаря тому, что вы были сегодня самыми дружными, внимательными. Афариндар!
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, как звучит кубыз.
Включается музыку кубыза.
Воспитатель: Послушайте мелодию кубыза.
На следующих занятиях мы с вами еще много раз услышим музыку кубыза.
Воспитатель: Понравилось вам наше квест- путешествие?
Какое задание для вас было самым легким? сложным?
Для многих….
Кому-то было трудно….
Мне тоже очень понравилось наше квест- путешествие. Вы работали в команде дружно, вы многое знаете. Афариндар!
Воспитатель: Для вас еще есть тут сюрприз: чак-чак.
Как будет чак-чак по- башкирски?
Чак-чак передам вам в группу попробовать за столом с остальными ребятами и с воспитателями.
Нам пора возвращаться в группу. «Һау булығыҙ!» - говорим нашим гостям.
Возвращаемся в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы "Африканский сюрприз"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием занимательного материала....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Сюрприз от Деда Мороза»
Конспект открытого занятия по обучениюграмоте в подготовительной группе. Тема: «Сюрприз от Деда Мороза»...
Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы "Осенний сюрприз"
Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы "Осенний сюрприз"...
Конспект образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной группы "Математические сюрпризы"
Конспект образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группе«Математические сюрпризы» Цель: Способствовать усвоению математических знаний в игровой практике....
План-конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для подготовительной группы "Осенние сюрпризы" с использованием современных образовательных технологий
Цель: Совершенствование навыка связного рассказывания....
Сценарий новогоднего праздника для детей подготовительной группы "Новогодние сюрпризы" (с участием родителей)
Сценарий новогоднего праздника для детей подготовительной группы "Новогодние сюрпризы" (с участием родителей) предлагается для реализации в детских дошкольных учреждениях. Составитель - Смил...
Авторский сценарий новогоднего утренника для подготовительной группы "НОВОГОДНИЕ СЮРПРИЗЫ"
новогодний сценарий для старшей и подготовительной группы...