Ступеньки грамоты 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Андрущенко Анна Ивановна

Программа дополнительного образования по подготовке детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stupenki_gramoty_6-7_let_2021-2022.docx84.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеЭмблема

«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

ул. Чкалова, д. 1, г. Югорск, 628260

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

Тюменская область,

Телефон / факс (834675) 7-79-95

                                                                         

        

Парциальная программа

«Ступеньки грамоты»

для обучающихся 6-7 лет

г. Югорск, 2022

Оглавление

1. Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи реализации Программы

4

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.1.3.

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

4

1.2.

Планируемые результаты

6

2. Содержательный раздел

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития

7

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

7

2.3.

Способы и направления поддержки детской инициативы

8

2.4.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

9

3. Организационный раздел

3.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы

9

3.2.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения

9

3.3.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

9

4.

Комплексно-тематическое планирование

10

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Важнейший дар, дающий возможность постигать радость познаний и общения – это дар слова. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей его жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи. Учёными установлено (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев,  А.В. Запорожец, Ф.А. Сохин и др.), что за период от года до пяти лет ребенок полностью овладевает основными языковыми явлениями. Однако без помощи взрослого освоить речь ребенок не в состоянии, поскольку речь – явление социальное.

Овладение речью влечет за собой и совершенствование всех видов деятельности ребенка, в том числе и общения с окружающими взрослыми и сверстниками. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.  

Парциальная образовательная программа «Ступеньки грамоты» (далее - Программа) направлена на создание условий для развития связной речи дошкольников, формирования словаря, развития звуковой и грамматической сторон речи, формирования разговорной (диалогической) речи, обучению рассказыванию (монологической речи), ознакомлению с художественной литературой.  

Нормативно-правовое обеспечение

Программа «Ступеньки грамоты» опирается на нормы международного права, законодательные Постановления Правительства РФ, приказы Министерства образования и науки РФ, и нормативные правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а именно на:

- Конституцию Российской Федерации от 12.12.1993 года;

- Национальную доктрину образования РФ на период 2000-2025 годов;

- Закон РФ от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Общенациональную программу развития воспитания детей в Российской Федерации;

- Концепцию модернизации российского образования на период до 2020 года;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10. 2013 года);

- Федеральный закон РФ № 71-ФЗ от 28.04.2009 года «О внесении изменений Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 03.12.2015 года;

              -СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические    требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

-Уставом МАДОУ

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы - обеспечение речевого развития обучающихся 6-7 лет с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников .

Задачи программы:

  • сформировать первоначальные лингвистические представления о слове, звуке, предложении
  • сформировать простейшие графические умения, развить мелкую моторику с целью подготовки руки ребенка к письму
  • сформировать навыки анализа и синтеза предложений разной конструкции
  • знакомство с буквами
  • освоить некоторые правила орфографии
  • овладеть слоговым и слитным способам чтения
  • сформировать предпосылки учебной деятельности

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

         Принципы:

        принцип активности и самостоятельности;

        принцип полноты, необходимости и достаточности;

        принцип единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;

        принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

      В основе формирования Программы лежит системно-деятельностный подход. В процессе реализации системно - деятельностного подхода формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».  

1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации программы

     В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

              Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.  Программа речевого развития дошкольников «Ступеньки грамоты» направлена на осуществление двух основных форм обучения речи дошкольников: работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия. Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит в различных видах деятельности – игре, познавательно-исследовательской деятельности, трудовой и бытовой деятельности и др. Специальные речевые занятия нацелены на формирование готовности ребенка к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения: ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом воспитателя, получает новые знания о языковой системе родного языка, учится оценивать продукт собственной речевой деятельности.  

В современной методике конечной целью речевого развития детей дошкольного возраста является формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

          В центре внимания педагогов, занимающихся развитием детской речи, находится задача развития связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств:

-        в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения);

-        в связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;

-        в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи.

В основе реализации Программы лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается, благодаря использованию активных форм обучения в форме социокультурного тренинга, по существу, новой уникальной педагогической технологии.

Вариативность Программы связана с конкретными особенностями детей данной группы. Реализация Программы позволяет педагогу обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных задач, что обуславливается ее содержанием, наличием наглядно-методического обеспечения.

Формирование аналитико-синтетической деятельности предполагает включение в жизнь ребенка специально спроектированных ситуаций общения, действий (индивидуальных и коллективных), в которых он принимает активное участие.

         

  Характеристика речевого развития детей 6—7 лет

       Дети в этот период имеют в активном словаре от трёх до пяти тысяч слов. Не стоит считать, что весь этот лексикон старшие дошкольники употребляют в повседневной речи, чаще всего их обыденный словарь несколько скромнее. Не во все слова дети вкладывают правильный смысл, встречаются и ошибочные толкования значений. Иногда их речь бывает засорена просторечными или жаргонными выражениями и оборотами.

       Хотя речь шестилетнего ребёнка становится все совершеннее, в ней по-прежнему встречаются ошибки. Дети не всегда могут правильно склонять слова по падежам и числам: «нет подругов», «много перчатков», «около домах». Если слово несклоняемое, с ним тоже могут возникнуть трудности, например, «нет пальта», «в кине видели». Детские высказывания, состоящие из простых предложений, сменяются сложными предложениями. Например, «Мы вчера ходили на прогулку и увидели на озере красивые кувшинки» или «Дай мне машинку, но только не синюю, а красную, потому что она быстрее едет».

        Для ребят не составляет труда самостоятельно пересказать художественное произведение, содержание фильма, описать предмет, игрушку, придумать сказку, описать то, что он чувствует в разных ситуациях. Очень полезное качество, появляющееся в этом возрасте – чувство предвидения, когда дети могут рассказать о том, что вот-вот произойдёт или могло бы произойти, но ещё не случилось, или придумать продолжение начатой взрослыми истории.

           Ещё одно достижение – объяснительная речь, когда требуется, например, объяснить сверстникам правила подвижной игры, договориться о ролях в сюжетной игре или в представлении настольного театра. Здесь требуется особая точность высказываний, логичное определение последовательности действий. Например, объясняя правила игры «Третий лишний», нужно держать в уме порядок расстановки игроков, то, как и при каких условиях они меняются, кто считается победителем, кто выбывает из игры.

1.2. Планируемые результаты

1.Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения:

  • умение ориентироваться в содержании этого общения,  
  • выполнять поручения

2.Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности:

  • о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)
  • о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
  • о выразительных средствах речи

3.Сформированность навыка чтения

В соответствии с ФГОС ДО (раздел IV п. 4.6.) разработаны целевые ориентиры дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; овладел средствами вербального и невербального общения со взрослыми и сверстниками; проявляет сформированность интеллектуально-речевых предпосылок для начала систематического школьного обучения.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • мониторинг усвоения детьми Программы
  • Индивидуальные беседы, консультации в течение года
  • открытые показы занятий родителям, педагогам в МАДОУ

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития

Программа рассчитана на один учебный год обучения в объеме 32 часов, 1 раз в неделю в рамках совместной деятельности со взрослым.

Целевая аудитория – обучающиеся подготовительных к школе групп.

Начало занятий по Программе – сентябрь, окончание – апрель.

Организуя работу в рамках парциальной программы, педагог учитывает:

- познавательные интересы обучающихся;

- возрастные особенности детей;

- решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной образовательной программой МАДОУ;

- создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной личности;

- нормы нагрузки на ребенка.

         Содержание обеспечивает ежемесячное встраивание тематического материала программы в поэтапное решение основных задач речевого развития во взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений.

      Структура тематических образовательных ситуаций Программы позволяет использовать предлагаемый материал ежемесячно в рамках взаимодействия взрослого и детей (как посредством проведения занятий, так и в режимных моментах). При этом воспитателям предоставляется возможность определить целесообразность проведения каждой конкретной образовательной ситуации в определённый период месяца, недели, дня, исходя из индивидуальных особенностей воспитанников группы. Также предполагается возможность повторения, усложнения и дробления представленного образовательного содержания.  

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Формы

Методы

Способы

Средства

Совместная

деятельность детей и

взрослых

Игровые и

дидактические

упражнения

Проблемная ситуация

Словесные игры

Метод практических заданий

Побуждение

познавательной

активности детей

Создание творческих

игровых ситуаций

Постепенное усложнение

речевых и

речемыслительных

задач

Повторение

усвоенного материала

Введение в игры

более сложных правил

Артикуляционная

и пальчиковая гимнастика

Комплексно

- тематический подход

Использование ИКТ

Использование игровых технологий

Создание соответствующей

развивающей предметно

- пространственной среды

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы

      В ФГОС ДО (п.1.4. п/п. 4) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Появление в жизни дошкольника новых видов деятельности, усложнение его общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые вовлечен ребенок, приводит к интенсивному развитию:

  • всех сторон речи (словаря, произносительной стороны, грамматического строя, связной речи);
  • форм речи (диалог и монолог, устная и письменная речь);
  • функций речи (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

При реализации Программы в МАДОУ создана образовательная среда, способствующая мотивационно-содержательной деятельности, направленной на развитие детской инициативы и активности. Такая образовательная среда (по Л.С. Выготскому «как совокупность человеческих отношений») способствует развитию в детях:

- творческой инициативы (активная включенность в игровые задания как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление, создается эмоционально положительная основа для развития речевой активности).

- инициативы как целеполагание и волевое усилие (включенность дошкольников в разные виды продуктивной деятельности в альбомах с заданиями, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи, формируется система позитивных образов, которым ребёнок будет следовать в жизни);

- коммуникативной инициативы (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи и эффективные формы общения);

- социально-познавательной инициативы (любознательность, включенность в простую социально-познавательную исследовательскую деятельность, где формируется система социокультурных ценностей, развиваются способности устанавливать причинно-следственные связи и отношения);

Условия, способствующие развитию детской инициативы в процессе реализации программы «Ступеньки грамоты»:

▪ создание развивающей предметно-пространственной среды;

▪ использование активного метода развития и воспитания дошкольников;

▪ выстраивание образовательной деятельности с детьми на основе активных форм развития и воспитания дошкольников (ресурсный круг, ресурсный круг с делегированием, работа в паре, работа в микрогруппе вместе с родителями).

▪ изменение стиля взаимодействия педагога с детьми (педагогическое общение взрослого с детьми в Программе строится на основе личностно-развивающего, позитивно-поддерживающего партнёрского взаимодействия);

используемый образовательный инструментарий (альбом для развития речи детей, разрезная азбука, картины-схемы) способствуют развитию речевой активности, креативности, детской инициативы, самостоятельности, способности к саморегуляции поведения в соответствии с ценностными ориентирами;

▪ формирование мотивации детей к деятельности (мотивы реализуются в деятельности через определение целей. В результате соотнесения мотивов с целями субъекта (ребёнка) формируется особое психологическое образование – личностный смысл деятельности. Он характеризует общее отношение личности к деятельности, показывает, что на самом деле она означает для личности).

2.4.  Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Работа с родителями является важным ключевым элементом в реализации программы «Ступеньки грамоты». Родители могут самостоятельно углублять получаемое детьми образование в соответствии с задачами речевого и коммуникативного развития детей, основываясь на предлагаемом им в виде рекомендаций содержании.

    Основные направления и формы взаимодействия МАДОУ с семьями обучающихся в рамках реализации Программы:

  1. Взаимное информирование, основанное на взаимодоверии и взаимопонимании: индивидуальные и групповые беседы, консультации, информация на стенде для родителей.
  2. Совместная деятельность обучающихся, родителей и педагогов: совместные занятия, мастер-классы.

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы

Материально-технические условия реализации Программы в учреждения обеспечивают возможность выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации Программы.

Средства

Перечень

Технические

проектор, экран, музыкальный центр, ноутбук

Учебно-наглядные пособия

Демонстрационный материал: картины – схемы (19 таблиц), предметные картинки (15 таблиц, 60 картинок).

Раздаточный материал (21 таблица, 84 картинки)

Пособия для занятий

Методическое пособие «Обучение дошкольников грамоте»

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения

Данная Программа разработана на основе авторской «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой.

Обучение строится на основе учебно-методического комплекса «Обучение дошкольников грамоте» - третий этап. На третьем этапе (третьей ступеньке грамоты) дети учатся анализу и синтезу предложений разной контсрукции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

      Цель создания предметно-пространственной среды в группе — обеспечение жизненно важных потребностей (мотивов) формирующейся личности. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления речевой активности ребенка, она обогащает личностное развитие. Речевое развитие происходит в определенных условиях: «естественных» (социальная среда и окружение, речевая среда и общение со взрослыми и детьми, семейное благополучие) и «специально созданных» (предметная среда, целенаправленная работа педагогов, изучение состояния устной речи детей, взаимодействие с семьей).

4. Комплексно-тематическое планирование по программе «Ступеньки грамоты» с детьми 6-7 лет

Месяц

Неделя/

дата

   

Тема

Цель

Задачи

Планируемый результат

Примечание

Сентябрь

1

10-14

1

Буква А

Знакомство с гласной буквой А

Учить называть слова по заданной модели

Знают букву А

Фишки-игрушки, мяч, заяц, буква А

2

17-21

2

Буква Я

Знакомство с гласной буквой Я

Учить различать Я большую и я маленькую. Учить составлять предложения о действиях игрушки (из двух слов)

Знают букву Я

Касса с гласными буквами, указка, игрушка лиса

3

24-28

3

Буква О

Знакомство с гласной буквой О

Учить различать О большую и о маленькую. Учить составлять предложения о действиях, называть 1-е, 2-е слово предложения

Знают букву Я

Касса с пройденными гласными буквами, указка, фишки-игрушки

4

1-5

4

Буква Е Ё

Знакомство с гласными буквами Е Ё

Учить различать Е и Ё, познакомить с тем, что буква ё может обозначать два звука

Знают буквы е и ё, называют слова с заданными звуками

Касса с пройденными гласными буквами, указка, фишки-игрушки

Октябрь

5

8-12

5

Буква У

Знакомство с гласной буквой У

Учить различать У большую и у маленькую. Учить составлять предложения из трех слов с соединительным союзом и

Знают букву У, умеют составлять предложения из трех слов с соединительным союзом и

Касса с пройденными гласными буквами, указка, фишки-игрушки, мел

6

15-19

6

Буква Ю

Знакомство с гласной буквой Ю

Учить различать Ю большую и ю маленькую. Учить проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв

Знают букву Ю. Знают, что буква Ю может обозначать два звука

Касса с пройденными гласными буквами, указка, фишки-игрушки, мел

7

22-26

7

Буква Ы

Знакомство с гласной буквой Ы

Учить различать Ю большую и ю маленькую.

Знают букву Ы

Касса с пройденными гласными буквами, указка, фишки-игрушки, мел, 10-12 игрушек

8

29-2

8

Буква И

Знакомство с гласной буквой И

Познакомить с буквой И и правилом написания и после мягких согласных звуков

Знают букву И. Владеют словоизменениями.

Касса с пройденными гласными буквами, указка, фишки-игрушки

Ноябрь

9

6-9

9

Буква Э

Знакомство с гласной буквой Э

Познакомить с буквой Э и правилом написания и после мягких согласных звуков

Знают букву Э. Владеют словоизменениями.

Касса с пройденными гласными буквами, указка, фишки-игрушки

10

12-16

10

Буква М

Знакомство с согласной буквой М

Познакомить с буквой М и тем, что она обозначает звонкие звуки. Учить читать слоги и слова с буквой М

Знают букву М. Умеют читать слоги и слова с буквой М.

Полоски с гласными и согласными буквами, указка, фишки-игрушки

11

19-23

11

Буква Н

Знакомство с согласной буквой Н

Познакомить с буквой Н и тем, что она обозначает звонкие звуки. Учить читать слоги и слова с буквами М и Н

Знают букву Н. Умеют читать слоги и слова с буквами М и Н.

Полоски с гласными и согласными буквами, указка, фишки-игрушки

12

26-30

12

Буква Р

Знакомство с согласной буквой Р

Познакомить с буквой Р и тем, что она обозначает звонкие звуки. Учить читать слоги и слова с пройденными буквами

Знают букву Р. Умеют читать слоги и слова с пройденными буквами.

Полоски с гласными и согласными буквами, указка, фишки-игрушки

Декабрь

13

3-7

13

Буква Л

Знакомство с согласной буквой Л

Познакомить с буквой Л и тем, что она обозначает звонкие звуки. Учить читать слоги и слова с пройденными буквами. Закреплять умение делить предложения на слова, называть их по порядку

Знают букву Л . Умеют читать слоги и слова с пройденными буквами. Умеют отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Полоски с гласными и согласными буквами, указка, фишки-игрушки

14

01-14

14

Буква Г

Знакомство с согласной буквой Г

Познакомить с буквой Г и тем, что она обозначает звонкие звуки. Учить выкладывать предложения из букв разрезной азбуки

Знают букву Г. Знают правила выкладывания букв из разрезной азбуки

Полоски с гласными и согласными буквами, указка, фишки-игрушки

15

17-21

15

Буква К

Знакомство с согласной буквой К

Познакомить с буквой К и тем, что она означает глухие звуки. Учить выкладывать предложения в соответствии с правилами выкладывания

Знают букву К. Знают правила выкладывания предложения

Касса с пройденными буквами, указка, фишки-игрушки

16

24-29

16

Буква С

Знакомство с согласной буквой К

Познакомить с буквой С и тем, что она означает глухие звуки. Закреплять умение  выкладывать предложения с применением пройденных грамматических и синтаксических правил

Знают букву С. Знают правила выкладывания предложения

Касса с пройденными буквами, указка, фишки-игрушки

Январь

17

11

17

Буква З

Знакомство с согласной буквой З

Познакомить с буквой З и тем, что она означает звонкие звуки. Закреплять умение  выкладывать предложения с применением пройденных грамматических и синтаксических правил

Знают букву З. Знают правила выкладывания предложения

Касса с пройденными буквами, указка, фишки-игрушки

18

14-18

18

Буква Ш

Знакомство с согласной буквой Ш

Познакомить с буквой Ш и тем, что она означает глухие звуки. Совершенствовать навык чтения. Учить пересказывать прочитанный рассказ

Знают букву Ш. Умеют пересказывать прочитанный рассказ

Касса с пройденными буквами, указка, фишки-игрушки, таблица с написанным сочетанием ши

19

21-25

19

Буква Ж

Знакомство с согласной буквой Ж

Познакомить с буквой Ж и тем, что она означает звонкий твердый согласный звук. Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение  пересказывать прочитанный рассказ

Знают букву Ж. Умеют пересказывать прочитанный рассказ

Касса с пройденными буквами, указка, фишки-игрушки, таблица с написанным сочетанием жи и ши

20

28-1

20

Буква Д

Знакомство с согласной буквой Д

Познакомить с буквой Д и тем, что она означает звонкий согласный звук. Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение  пересказывать прочитанный рассказ

Знают букву Д. Умеют пересказывать прочитанный рассказ

Касса с пройденными буквами, указка, фишки-игрушки, таблица с написанным сочетанием жи и ши

Февраль

21

4-8

21

Буква Т

Знакомство с согласной буквой Т

Познакомить с буквой Т и тем, что она означает звонкий согласный звук. Учить проставлять ударение и читать слова с ударением

Знают букву Т. Умеют проставлять ударение и читать слова с ударением

Касса с пройденными буквами, указка, фишки-игрушки, мел

22

11-15

22

Буква Ь

Знакомство с согласной буквой Ь

Познакомить с буквой Ь.  Учить проставлять ударение и читать слова с ударением. Учить отгадывать слово, представленное моделью (по вопросам)

Знают букву Ь. Умеют проставлять ударение и читать слова с ударением

Касса с пройденными буквами, указка

23

18-22

23

Буква П

Знакомство с согласной буквой П

Познакомить с буквой П и тем, что она означает глухие звуки.  Учить проставлять ударение и читать слова с ударением. Учить озаглавливать прочитанный текст

Знают букву П. Умеют проставлять ударение и читать слова с ударением. Умеют озаглавливать прочитанный текст

Касса с пройденными буквами, указка

24

26-1

24

Буква Б

Знакомство с согласной буквой Б

Познакомить с буквой Б и тем, что она означает звонкие звуки.  Совершенствовать навык чтения

Знают букву Б. Умеют читать предложенный текст

Касса с пройденными буквами, указка

Март

25

4-7

25

Буква В

Знакомство с согласной буквой В

Познакомить с буквой В и тем, что она означает звонкие звуки.  Учить называть слова заданной звуковой структуры

Знают букву В. Умеют называть слова заданной звуковой структуры

Касса с пройденными буквами, указка, фишки-игрушки

26

11-15

26

Буква Ф

Знакомство с согласной буквой Ф

Познакомить с буквой Ф и тем, что она означает глухие звуки.  Закреплять умение выкладывать предложения с применением пройденных правил

Знают букву Ф. Умеют выкладывать предложения с применением пройденных правил

Касса с пройденными буквами, указка

27

18-22

27

Буква Й

Знакомство с буквой Й

Познакомить с буквой Й и тем, что она самый короткий звонкий звук в нашей речи и всегда мягкий. Учить словообразованию

Знают букву Й. Умеют читать предложенный текст

Касса с пройденными буквами, указка

28

25-29

28

Буква Ч

Знакомство с буквой Ч

Познакомить с буквой Ч и тем, что она имеет всегда мягкий согласный глухой звук. Учить составлять цепочку слов, производя в данном слове только одну замену для получения нового слова

Знают букву Ч. Умеют составлять цепочку слов, производя в данном слове только одну замену для получения нового слова

Касса с пройденными буквами, указка, таблицы ча-чу

Апрель

29

1-5

29

Буква Щ

Знакомство с буквой Щ

Познакомить с буквой Щ и тем, что она имеет всегда мягкий согласный глухой звук. Потренировать в чтении скороговорки

Знают букву Щ. Умеют читать скороговорки

Касса с пройденными буквами, указка, таблицы ща-щу

30

8-12

30

Буква Ц

Знакомство с буквой Ц

Познакомить с буквой Ц и тем, что она имеет всегда твердый согласный глухой звук. Продолжить учить отгадывать слова, выложенные фишками

Знают букву Ц. Умеют отгадывать слова, выложенные фишками

Касса с пройденными буквами, указка

31

15-19

31

Буква Х

Знакомство с буквой Х

Познакомить с буквой Х и тем, что она обозначает глухие звуки. Совершенствовать навык чтения

Знают букву Х. Умеют читать бегло

Касса с пройденными буквами, указка

32

22-26

32

Игра-соревнование

Повторение пройденного материала

Повторить пройденный материал

Знают буквы, умеют читать и пересказывать текст, отвечают на вопросы по тексту

Предметные картинки, игрушки, касса букв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной коррекционно-развивающей деятельности учителя – логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности № 1 на 2014-2015 уч.г. в условиях работы логопедического кружка «По ступенькам грамоты»

Материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, ведущим дополнительную коррекционно-образовательную деятельность с детьми 7-го...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Итоговое занятие Ступенька грамоты средняя группа

Итоговое занятие Ступенька грамоты средняя группа....

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определенияпоследовательности звуков в слове: выделять данную последовательностьнужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационнымвыд...