Ступеньки грамоты 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа дополнительного образования по подготовке детей к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stupenki_gramoty_6-7_let_2021-2022.docx | 84.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»
ул. Чкалова, д. 1, г. Югорск, 628260
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,
Тюменская область,
Телефон / факс (834675) 7-79-95
|
Парциальная программа
«Ступеньки грамоты»
для обучающихся 6-7 лет
г. Югорск, 2022
Оглавление
1. Целевой раздел | ||
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. | Цели и задачи реализации Программы | 4 |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.1.3. | Значимые характеристики для разработки и реализации Программы | 4 |
1.2. | Планируемые результаты | 6 |
2. Содержательный раздел | ||
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития | 7 |
2.2. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы | 7 |
2.3. | Способы и направления поддержки детской инициативы | 8 |
2.4. | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 9 |
3. Организационный раздел | ||
3.1. | Описание материально-технического обеспечения Программы | 9 |
3.2. | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения | 9 |
3.3. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 9 |
4. | Комплексно-тематическое планирование | 10 |
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Важнейший дар, дающий возможность постигать радость познаний и общения – это дар слова. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей его жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи. Учёными установлено (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, Ф.А. Сохин и др.), что за период от года до пяти лет ребенок полностью овладевает основными языковыми явлениями. Однако без помощи взрослого освоить речь ребенок не в состоянии, поскольку речь – явление социальное.
Овладение речью влечет за собой и совершенствование всех видов деятельности ребенка, в том числе и общения с окружающими взрослыми и сверстниками. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.
Парциальная образовательная программа «Ступеньки грамоты» (далее - Программа) направлена на создание условий для развития связной речи дошкольников, формирования словаря, развития звуковой и грамматической сторон речи, формирования разговорной (диалогической) речи, обучению рассказыванию (монологической речи), ознакомлению с художественной литературой.
Нормативно-правовое обеспечение
Программа «Ступеньки грамоты» опирается на нормы международного права, законодательные Постановления Правительства РФ, приказы Министерства образования и науки РФ, и нормативные правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а именно на:
- Конституцию Российской Федерации от 12.12.1993 года;
- Национальную доктрину образования РФ на период 2000-2025 годов;
- Закон РФ от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Общенациональную программу развития воспитания детей в Российской Федерации;
- Концепцию модернизации российского образования на период до 2020 года;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10. 2013 года);
- Федеральный закон РФ № 71-ФЗ от 28.04.2009 года «О внесении изменений Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 03.12.2015 года;
-СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
-Уставом МАДОУ
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы - обеспечение речевого развития обучающихся 6-7 лет с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников .
Задачи программы:
- сформировать первоначальные лингвистические представления о слове, звуке, предложении
- сформировать простейшие графические умения, развить мелкую моторику с целью подготовки руки ребенка к письму
- сформировать навыки анализа и синтеза предложений разной конструкции
- знакомство с буквами
- освоить некоторые правила орфографии
- овладеть слоговым и слитным способам чтения
- сформировать предпосылки учебной деятельности
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы:
принцип активности и самостоятельности;
принцип полноты, необходимости и достаточности;
принцип единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
В основе формирования Программы лежит системно-деятельностный подход. В процессе реализации системно - деятельностного подхода формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации программы
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми. Программа речевого развития дошкольников «Ступеньки грамоты» направлена на осуществление двух основных форм обучения речи дошкольников: работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия. Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит в различных видах деятельности – игре, познавательно-исследовательской деятельности, трудовой и бытовой деятельности и др. Специальные речевые занятия нацелены на формирование готовности ребенка к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения: ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом воспитателя, получает новые знания о языковой системе родного языка, учится оценивать продукт собственной речевой деятельности.
В современной методике конечной целью речевого развития детей дошкольного возраста является формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
В центре внимания педагогов, занимающихся развитием детской речи, находится задача развития связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств:
- в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения);
- в связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;
- в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи.
В основе реализации Программы лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается, благодаря использованию активных форм обучения в форме социокультурного тренинга, по существу, новой уникальной педагогической технологии.
Вариативность Программы связана с конкретными особенностями детей данной группы. Реализация Программы позволяет педагогу обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных задач, что обуславливается ее содержанием, наличием наглядно-методического обеспечения.
Формирование аналитико-синтетической деятельности предполагает включение в жизнь ребенка специально спроектированных ситуаций общения, действий (индивидуальных и коллективных), в которых он принимает активное участие.
Характеристика речевого развития детей 6—7 лет
Дети в этот период имеют в активном словаре от трёх до пяти тысяч слов. Не стоит считать, что весь этот лексикон старшие дошкольники употребляют в повседневной речи, чаще всего их обыденный словарь несколько скромнее. Не во все слова дети вкладывают правильный смысл, встречаются и ошибочные толкования значений. Иногда их речь бывает засорена просторечными или жаргонными выражениями и оборотами.
Хотя речь шестилетнего ребёнка становится все совершеннее, в ней по-прежнему встречаются ошибки. Дети не всегда могут правильно склонять слова по падежам и числам: «нет подругов», «много перчатков», «около домах». Если слово несклоняемое, с ним тоже могут возникнуть трудности, например, «нет пальта», «в кине видели». Детские высказывания, состоящие из простых предложений, сменяются сложными предложениями. Например, «Мы вчера ходили на прогулку и увидели на озере красивые кувшинки» или «Дай мне машинку, но только не синюю, а красную, потому что она быстрее едет».
Для ребят не составляет труда самостоятельно пересказать художественное произведение, содержание фильма, описать предмет, игрушку, придумать сказку, описать то, что он чувствует в разных ситуациях. Очень полезное качество, появляющееся в этом возрасте – чувство предвидения, когда дети могут рассказать о том, что вот-вот произойдёт или могло бы произойти, но ещё не случилось, или придумать продолжение начатой взрослыми истории.
Ещё одно достижение – объяснительная речь, когда требуется, например, объяснить сверстникам правила подвижной игры, договориться о ролях в сюжетной игре или в представлении настольного театра. Здесь требуется особая точность высказываний, логичное определение последовательности действий. Например, объясняя правила игры «Третий лишний», нужно держать в уме порядок расстановки игроков, то, как и при каких условиях они меняются, кто считается победителем, кто выбывает из игры.
1.2. Планируемые результаты
1.Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения:
- умение ориентироваться в содержании этого общения,
- выполнять поручения
2.Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности:
- о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)
- о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
- о выразительных средствах речи
3.Сформированность навыка чтения
В соответствии с ФГОС ДО (раздел IV п. 4.6.) разработаны целевые ориентиры дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; овладел средствами вербального и невербального общения со взрослыми и сверстниками; проявляет сформированность интеллектуально-речевых предпосылок для начала систематического школьного обучения.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
- мониторинг усвоения детьми Программы
- Индивидуальные беседы, консультации в течение года
- открытые показы занятий родителям, педагогам в МАДОУ
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития
Программа рассчитана на один учебный год обучения в объеме 32 часов, 1 раз в неделю в рамках совместной деятельности со взрослым.
Целевая аудитория – обучающиеся подготовительных к школе групп.
Начало занятий по Программе – сентябрь, окончание – апрель.
Организуя работу в рамках парциальной программы, педагог учитывает:
- познавательные интересы обучающихся;
- возрастные особенности детей;
- решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной образовательной программой МАДОУ;
- создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной личности;
- нормы нагрузки на ребенка.
Содержание обеспечивает ежемесячное встраивание тематического материала программы в поэтапное решение основных задач речевого развития во взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений.
Структура тематических образовательных ситуаций Программы позволяет использовать предлагаемый материал ежемесячно в рамках взаимодействия взрослого и детей (как посредством проведения занятий, так и в режимных моментах). При этом воспитателям предоставляется возможность определить целесообразность проведения каждой конкретной образовательной ситуации в определённый период месяца, недели, дня, исходя из индивидуальных особенностей воспитанников группы. Также предполагается возможность повторения, усложнения и дробления представленного образовательного содержания.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Формы | Методы | Способы | Средства |
Совместная деятельность детей и взрослых | Игровые и дидактические упражнения Проблемная ситуация Словесные игры Метод практических заданий | Побуждение познавательной активности детей Создание творческих игровых ситуаций Постепенное усложнение речевых и речемыслительных задач Повторение усвоенного материала Введение в игры более сложных правил Артикуляционная и пальчиковая гимнастика | Комплексно - тематический подход Использование ИКТ Использование игровых технологий Создание соответствующей развивающей предметно - пространственной среды |
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
В ФГОС ДО (п.1.4. п/п. 4) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Появление в жизни дошкольника новых видов деятельности, усложнение его общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые вовлечен ребенок, приводит к интенсивному развитию:
- всех сторон речи (словаря, произносительной стороны, грамматического строя, связной речи);
- форм речи (диалог и монолог, устная и письменная речь);
- функций речи (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).
При реализации Программы в МАДОУ создана образовательная среда, способствующая мотивационно-содержательной деятельности, направленной на развитие детской инициативы и активности. Такая образовательная среда (по Л.С. Выготскому «как совокупность человеческих отношений») способствует развитию в детях:
- творческой инициативы (активная включенность в игровые задания как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление, создается эмоционально положительная основа для развития речевой активности).
- инициативы как целеполагание и волевое усилие (включенность дошкольников в разные виды продуктивной деятельности в альбомах с заданиями, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи, формируется система позитивных образов, которым ребёнок будет следовать в жизни);
- коммуникативной инициативы (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи и эффективные формы общения);
- социально-познавательной инициативы (любознательность, включенность в простую социально-познавательную исследовательскую деятельность, где формируется система социокультурных ценностей, развиваются способности устанавливать причинно-следственные связи и отношения);
Условия, способствующие развитию детской инициативы в процессе реализации программы «Ступеньки грамоты»:
▪ создание развивающей предметно-пространственной среды;
▪ использование активного метода развития и воспитания дошкольников;
▪ выстраивание образовательной деятельности с детьми на основе активных форм развития и воспитания дошкольников (ресурсный круг, ресурсный круг с делегированием, работа в паре, работа в микрогруппе вместе с родителями).
▪ изменение стиля взаимодействия педагога с детьми (педагогическое общение взрослого с детьми в Программе строится на основе личностно-развивающего, позитивно-поддерживающего партнёрского взаимодействия);
▪ используемый образовательный инструментарий (альбом для развития речи детей, разрезная азбука, картины-схемы) способствуют развитию речевой активности, креативности, детской инициативы, самостоятельности, способности к саморегуляции поведения в соответствии с ценностными ориентирами;
▪ формирование мотивации детей к деятельности (мотивы реализуются в деятельности через определение целей. В результате соотнесения мотивов с целями субъекта (ребёнка) формируется особое психологическое образование – личностный смысл деятельности. Он характеризует общее отношение личности к деятельности, показывает, что на самом деле она означает для личности).
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Работа с родителями является важным ключевым элементом в реализации программы «Ступеньки грамоты». Родители могут самостоятельно углублять получаемое детьми образование в соответствии с задачами речевого и коммуникативного развития детей, основываясь на предлагаемом им в виде рекомендаций содержании.
Основные направления и формы взаимодействия МАДОУ с семьями обучающихся в рамках реализации Программы:
- Взаимное информирование, основанное на взаимодоверии и взаимопонимании: индивидуальные и групповые беседы, консультации, информация на стенде для родителей.
- Совместная деятельность обучающихся, родителей и педагогов: совместные занятия, мастер-классы.
3. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы
Материально-технические условия реализации Программы в учреждения обеспечивают возможность выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации Программы.
Средства | Перечень |
Технические | проектор, экран, музыкальный центр, ноутбук |
Учебно-наглядные пособия | Демонстрационный материал: картины – схемы (19 таблиц), предметные картинки (15 таблиц, 60 картинок). Раздаточный материал (21 таблица, 84 картинки) |
Пособия для занятий | Методическое пособие «Обучение дошкольников грамоте» |
3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения
Данная Программа разработана на основе авторской «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой.
Обучение строится на основе учебно-методического комплекса «Обучение дошкольников грамоте» - третий этап. На третьем этапе (третьей ступеньке грамоты) дети учатся анализу и синтезу предложений разной контсрукции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, овладевают слоговым и слитным способами чтения.
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Цель создания предметно-пространственной среды в группе — обеспечение жизненно важных потребностей (мотивов) формирующейся личности. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления речевой активности ребенка, она обогащает личностное развитие. Речевое развитие происходит в определенных условиях: «естественных» (социальная среда и окружение, речевая среда и общение со взрослыми и детьми, семейное благополучие) и «специально созданных» (предметная среда, целенаправленная работа педагогов, изучение состояния устной речи детей, взаимодействие с семьей).
4. Комплексно-тематическое планирование по программе «Ступеньки грамоты» с детьми 6-7 лет
Месяц | Неделя/ дата
| № | Тема | Цель | Задачи | Планируемый результат | Примечание |
Сентябрь | 1 10-14 | 1 | Буква А | Знакомство с гласной буквой А | Учить называть слова по заданной модели | Знают букву А | Фишки-игрушки, мяч, заяц, буква А |
2 17-21 | 2 | Буква Я | Знакомство с гласной буквой Я | Учить различать Я большую и я маленькую. Учить составлять предложения о действиях игрушки (из двух слов) | Знают букву Я | Касса с гласными буквами, указка, игрушка лиса | |
3 24-28 | 3 | Буква О | Знакомство с гласной буквой О | Учить различать О большую и о маленькую. Учить составлять предложения о действиях, называть 1-е, 2-е слово предложения | Знают букву Я | Касса с пройденными гласными буквами, указка, фишки-игрушки | |
4 1-5 | 4 | Буква Е Ё | Знакомство с гласными буквами Е Ё | Учить различать Е и Ё, познакомить с тем, что буква ё может обозначать два звука | Знают буквы е и ё, называют слова с заданными звуками | Касса с пройденными гласными буквами, указка, фишки-игрушки | |
Октябрь | 5 8-12 | 5 | Буква У | Знакомство с гласной буквой У | Учить различать У большую и у маленькую. Учить составлять предложения из трех слов с соединительным союзом и | Знают букву У, умеют составлять предложения из трех слов с соединительным союзом и | Касса с пройденными гласными буквами, указка, фишки-игрушки, мел |
6 15-19 | 6 | Буква Ю | Знакомство с гласной буквой Ю | Учить различать Ю большую и ю маленькую. Учить проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв | Знают букву Ю. Знают, что буква Ю может обозначать два звука | Касса с пройденными гласными буквами, указка, фишки-игрушки, мел | |
7 22-26 | 7 | Буква Ы | Знакомство с гласной буквой Ы | Учить различать Ю большую и ю маленькую. | Знают букву Ы | Касса с пройденными гласными буквами, указка, фишки-игрушки, мел, 10-12 игрушек | |
8 29-2 | 8 | Буква И | Знакомство с гласной буквой И | Познакомить с буквой И и правилом написания и после мягких согласных звуков | Знают букву И. Владеют словоизменениями. | Касса с пройденными гласными буквами, указка, фишки-игрушки | |
Ноябрь | 9 6-9 | 9 | Буква Э | Знакомство с гласной буквой Э | Познакомить с буквой Э и правилом написания и после мягких согласных звуков | Знают букву Э. Владеют словоизменениями. | Касса с пройденными гласными буквами, указка, фишки-игрушки |
10 12-16 | 10 | Буква М | Знакомство с согласной буквой М | Познакомить с буквой М и тем, что она обозначает звонкие звуки. Учить читать слоги и слова с буквой М | Знают букву М. Умеют читать слоги и слова с буквой М. | Полоски с гласными и согласными буквами, указка, фишки-игрушки | |
11 19-23 | 11 | Буква Н | Знакомство с согласной буквой Н | Познакомить с буквой Н и тем, что она обозначает звонкие звуки. Учить читать слоги и слова с буквами М и Н | Знают букву Н. Умеют читать слоги и слова с буквами М и Н. | Полоски с гласными и согласными буквами, указка, фишки-игрушки | |
12 26-30 | 12 | Буква Р | Знакомство с согласной буквой Р | Познакомить с буквой Р и тем, что она обозначает звонкие звуки. Учить читать слоги и слова с пройденными буквами | Знают букву Р. Умеют читать слоги и слова с пройденными буквами. | Полоски с гласными и согласными буквами, указка, фишки-игрушки | |
Декабрь | 13 3-7 | 13 | Буква Л | Знакомство с согласной буквой Л | Познакомить с буквой Л и тем, что она обозначает звонкие звуки. Учить читать слоги и слова с пройденными буквами. Закреплять умение делить предложения на слова, называть их по порядку | Знают букву Л . Умеют читать слоги и слова с пройденными буквами. Умеют отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | Полоски с гласными и согласными буквами, указка, фишки-игрушки |
14 01-14 | 14 | Буква Г | Знакомство с согласной буквой Г | Познакомить с буквой Г и тем, что она обозначает звонкие звуки. Учить выкладывать предложения из букв разрезной азбуки | Знают букву Г. Знают правила выкладывания букв из разрезной азбуки | Полоски с гласными и согласными буквами, указка, фишки-игрушки | |
15 17-21 | 15 | Буква К | Знакомство с согласной буквой К | Познакомить с буквой К и тем, что она означает глухие звуки. Учить выкладывать предложения в соответствии с правилами выкладывания | Знают букву К. Знают правила выкладывания предложения | Касса с пройденными буквами, указка, фишки-игрушки | |
16 24-29 | 16 | Буква С | Знакомство с согласной буквой К | Познакомить с буквой С и тем, что она означает глухие звуки. Закреплять умение выкладывать предложения с применением пройденных грамматических и синтаксических правил | Знают букву С. Знают правила выкладывания предложения | Касса с пройденными буквами, указка, фишки-игрушки | |
Январь | 17 11 | 17 | Буква З | Знакомство с согласной буквой З | Познакомить с буквой З и тем, что она означает звонкие звуки. Закреплять умение выкладывать предложения с применением пройденных грамматических и синтаксических правил | Знают букву З. Знают правила выкладывания предложения | Касса с пройденными буквами, указка, фишки-игрушки |
18 14-18 | 18 | Буква Ш | Знакомство с согласной буквой Ш | Познакомить с буквой Ш и тем, что она означает глухие звуки. Совершенствовать навык чтения. Учить пересказывать прочитанный рассказ | Знают букву Ш. Умеют пересказывать прочитанный рассказ | Касса с пройденными буквами, указка, фишки-игрушки, таблица с написанным сочетанием ши | |
19 21-25 | 19 | Буква Ж | Знакомство с согласной буквой Ж | Познакомить с буквой Ж и тем, что она означает звонкий твердый согласный звук. Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение пересказывать прочитанный рассказ | Знают букву Ж. Умеют пересказывать прочитанный рассказ | Касса с пройденными буквами, указка, фишки-игрушки, таблица с написанным сочетанием жи и ши | |
20 28-1 | 20 | Буква Д | Знакомство с согласной буквой Д | Познакомить с буквой Д и тем, что она означает звонкий согласный звук. Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение пересказывать прочитанный рассказ | Знают букву Д. Умеют пересказывать прочитанный рассказ | Касса с пройденными буквами, указка, фишки-игрушки, таблица с написанным сочетанием жи и ши | |
Февраль | 21 4-8 | 21 | Буква Т | Знакомство с согласной буквой Т | Познакомить с буквой Т и тем, что она означает звонкий согласный звук. Учить проставлять ударение и читать слова с ударением | Знают букву Т. Умеют проставлять ударение и читать слова с ударением | Касса с пройденными буквами, указка, фишки-игрушки, мел |
22 11-15 | 22 | Буква Ь | Знакомство с согласной буквой Ь | Познакомить с буквой Ь. Учить проставлять ударение и читать слова с ударением. Учить отгадывать слово, представленное моделью (по вопросам) | Знают букву Ь. Умеют проставлять ударение и читать слова с ударением | Касса с пройденными буквами, указка | |
23 18-22 | 23 | Буква П | Знакомство с согласной буквой П | Познакомить с буквой П и тем, что она означает глухие звуки. Учить проставлять ударение и читать слова с ударением. Учить озаглавливать прочитанный текст | Знают букву П. Умеют проставлять ударение и читать слова с ударением. Умеют озаглавливать прочитанный текст | Касса с пройденными буквами, указка | |
24 26-1 | 24 | Буква Б | Знакомство с согласной буквой Б | Познакомить с буквой Б и тем, что она означает звонкие звуки. Совершенствовать навык чтения | Знают букву Б. Умеют читать предложенный текст | Касса с пройденными буквами, указка | |
Март | 25 4-7 | 25 | Буква В | Знакомство с согласной буквой В | Познакомить с буквой В и тем, что она означает звонкие звуки. Учить называть слова заданной звуковой структуры | Знают букву В. Умеют называть слова заданной звуковой структуры | Касса с пройденными буквами, указка, фишки-игрушки |
26 11-15 | 26 | Буква Ф | Знакомство с согласной буквой Ф | Познакомить с буквой Ф и тем, что она означает глухие звуки. Закреплять умение выкладывать предложения с применением пройденных правил | Знают букву Ф. Умеют выкладывать предложения с применением пройденных правил | Касса с пройденными буквами, указка | |
27 18-22 | 27 | Буква Й | Знакомство с буквой Й | Познакомить с буквой Й и тем, что она самый короткий звонкий звук в нашей речи и всегда мягкий. Учить словообразованию | Знают букву Й. Умеют читать предложенный текст | Касса с пройденными буквами, указка | |
28 25-29 | 28 | Буква Ч | Знакомство с буквой Ч | Познакомить с буквой Ч и тем, что она имеет всегда мягкий согласный глухой звук. Учить составлять цепочку слов, производя в данном слове только одну замену для получения нового слова | Знают букву Ч. Умеют составлять цепочку слов, производя в данном слове только одну замену для получения нового слова | Касса с пройденными буквами, указка, таблицы ча-чу | |
Апрель | 29 1-5 | 29 | Буква Щ | Знакомство с буквой Щ | Познакомить с буквой Щ и тем, что она имеет всегда мягкий согласный глухой звук. Потренировать в чтении скороговорки | Знают букву Щ. Умеют читать скороговорки | Касса с пройденными буквами, указка, таблицы ща-щу |
30 8-12 | 30 | Буква Ц | Знакомство с буквой Ц | Познакомить с буквой Ц и тем, что она имеет всегда твердый согласный глухой звук. Продолжить учить отгадывать слова, выложенные фишками | Знают букву Ц. Умеют отгадывать слова, выложенные фишками | Касса с пройденными буквами, указка | |
31 15-19 | 31 | Буква Х | Знакомство с буквой Х | Познакомить с буквой Х и тем, что она обозначает глухие звуки. Совершенствовать навык чтения | Знают букву Х. Умеют читать бегло | Касса с пройденными буквами, указка | |
32 22-26 | 32 | Игра-соревнование | Повторение пройденного материала | Повторить пройденный материал | Знают буквы, умеют читать и пересказывать текст, отвечают на вопросы по тексту | Предметные картинки, игрушки, касса букв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной коррекционно-развивающей деятельности учителя – логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности № 1 на 2014-2015 уч.г. в условиях работы логопедического кружка «По ступенькам грамоты»
Материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, ведущим дополнительную коррекционно-образовательную деятельность с детьми 7-го...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...
Итоговое занятие Ступенька грамоты средняя группа
Итоговое занятие Ступенька грамоты средняя группа....
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определенияпоследовательности звуков в слове: выделять данную последовательностьнужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационнымвыд...