Ступеньки грамоты 4-5 лет
рабочая программа (старшая группа)
Программа дополнительного образования 2020-2021 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stupenki_gramoty_4-5_let_2020-2021.docx | 84.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»
ул. Чкалова, д. 1, г. Югорск, 628260
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,
Тюменская область,
Телефон / факс (834675) 7-79-95
|
Парциальная программа
«Ступеньки грамоты»
для детей 4-5 лет
г. Югорск, 2020
Оглавление
1. Целевой раздел | ||
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. | Цели и задачи реализации Программы | 4 |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.1.3. | Значимые характеристики для разработки и реализации Программы | 5 |
1.2. | Планируемые результаты | 6 |
2. Содержательный раздел | ||
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития | 6 |
2.2. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы | 6 |
2.3. | Способы и направления поддержки детской инициативы | 7 |
2.4. | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 7 |
3. Организационный раздел | ||
3.1. | Описание материально-технического обеспечения Программы | 8 |
3.2. | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения | 8 |
3.3. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 8 |
4. | Комплексно-тематическое планирование | 9 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.
Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой), освоения ими основ грамоты.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности» ребенка, особой его восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему оптимальным возрастом для сознательного восприятия детьми звуковой действительности языка является пятый год жизни. Именно в этот период детей увлекают звуковые и словесные игры; именно на этот возраст приходиться пик словесного творчества, когда дети создают слова-нелепицы (неологизмы): киновизор, ползук, сердинки,настаканник….
В связи с этим подготовку к обучению грамоте мы рекомендуем начинать в средней группе, причем с опорой на наглядность: использовать схемы и модели, позволяющие материализовать звуки, слова, поскольку у детей пятого года жизни преобладает конкретное мышление (процесс анализа, синтеза, сравнения, составляющие основу овладения грамотой, находятся еще в стадии формирования).
Парциальная Программа «Ступеньки грамоты» для дошкольников 4-5 лет (далее – Программа) разработана в соответствии с:
∙Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
∙Уставом ДОУ;
СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Актуальность программы
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой в дошкольных учреждениях является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы: формирование умений интонационно выделять любой согласный звук в слове, что позволит обучающимся обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука).
Чтобы сформировать у обучающихся полноценное умение интонационного выделения звука в слове, необходимо решение следующих задач:
- выделять звук на фоне слитного произнесения слова;
- называть звук изолированно так, как он слышится в слове;
- подбирать словесный материал таким образом, чтобы обучающиеся тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях: первый, последний, в середине слова
- Принципы и подходы к формированию Программы
Содержание занятий по подготовке к обучению грамоте в средней группе заключается в развитии звуковой культуры речи. Развитие звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Существует такая закономерность чем лучше дети осознают звучащую речь, ее построение, тем легче они овладевают осознанным беглым чтением и грамотным письмом. Поэтому задолго до обучения собственно грамоте (до знакомства с буквами) дошкольникам надо дать представление о звуковой действительности языка.
С самого начала обучения вводится различение на слух твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Термины при этом пока не используются: парные согласные звуки дети называют «Братцами»: твердый согласный – большой «братец», мягкий согласный – маленький «братец», а одинаковые согласные звуки они называют «товарищами».
В основу обучения положен принцип сопоставления звуков: в играх и упражнениях дошкольники попеременно называют то твердый, то мягкий согласный звук. Например, в игре «Насос» воспитатель предлагает детям надуть мяч большим насосом: с-с-с, а затем маленьким: сь-сь-сь. В игре «Петрушки с колокольчиками» они звенят сначала большими колокольчиками (з-з-з), а затем маленькими (зь-зь-зь). Эти умения закрепляются в играх, когда играющие называют «братца» заданного звука или подбирают предметные картинки, в названиях которых есть «звуки-товарищи» (маш-шина, ш-шиш-шка, малыш-ш-ш).
- Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой.
Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая ее сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.
Они получают знания об основных законах речи:
- речь состоит из слов;
- слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами;
- слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);
- они звучат (состоят из звуков);
- слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);
- из слов можно составлять предложения;
- звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).
Возрастные особенности обучающихся 4-5 лет
В 4-5 лет изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.
В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.
- Планируемые результаты
В процессе целенаправленного обучения у дошкольников воспитываются фонематический слух, речевое внимание и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте.
В соответствии с ФГОС ДО (раздел IV п. 4.6.) разработаны целевые ориентиры дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; овладел средствами вербального и невербального общения со взрослыми и сверстниками; проявляет сформированность интеллектуально-речевых предпосылок для начала систематического школьного обучения.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития
Программа рассчитана на один учебный год обучения в объеме 32 часов, 1 раз в неделю по 15 минут в вторую половину дня в рамках совместной деятельности со взрослым. Обучение направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализам слов – первому действию по обучению собственно грамоте.
Целевая аудитория – обучающиеся средних групп 4-5 лет.
Начало занятий по Программе – сентябрь, окончание – апрель.
Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагог учитывает:
- речевые особенности обучающихся;
- возрастные особенности детей;
- решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной образовательной программой МАДОУ;
- создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной личности;
- нормы нагрузки на ребенка.
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Чтобы сформировать у детей полноценное умение интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила:
- звук выделять на фоне слитного произнесения слова;
- после того как звук выделен, назвать его изолированно, так, как он слышится в слове (мяч – 1-й звук М’, мак – 1-й звук М);
- интонационно выделять гласные звуки не рекомендуется, так как при их длительном произнесении слово распадается на слоги, и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового состава слова;
- словесный материал подбирать таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях: первый, последний, в середине слова, но нельзя включать такие слова, которые оканчиваются на звонкий согласный, потому что он оглушается (ёж – Й’ОШ, мороз – МОРОС).
В зависимости от характеристики звука он произносится в слове дольше (Р, Р’, С, С’) или резче, четче (Б, Б’, Г, Д’) других звуков (Н, Н’, К, К’, Т, Т’). При интонировании звука в слове артикуляция ребенка изменяется и становится управляемой. Именно это делает возможным выделить звук внутри слова. Единственным образцом такого произнесения является образец воспитателя, значит, ему самому придется овладеть такими умениями.
Чтобы сделать занятия более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения, звуки слова сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружающей жизни. Они называются «песенками»: звук Р – песенка большого мотора, Р’ – маленького; звук С – песенка большого насоса, С’ – маленького насоса; Ж – песенка жука; Ш – песенка ветра. Например, детям предлагается называть предметы и в словах-названиях «спеть» песенку большого мотора (р-рак, тор-рт, шар-р) или песенку ветра (ш-шуба, кош-шка, малыш-ш). Введение игровой ситуации облегчает им выполнение задания.
В средней группе даются знания о первой звуке в слове. Например, предлагается задание составить на фланелеграфе «букет» из различных цветов. Вызванный ребенок берет картинку, называет цветок, произносит слово с выделением первого звука и звук изолированно: ромашка – р-р-ромашка – Р, василёк Василёк – В, лилия – л-лилия – Л’.
Дети учатся составлять предложения с использованием «живой модели», беря на себя роль слова, предложения о действиях детей или различных персонажей.
- Способы и направления поддержки детской инициативы
В ФГОС ДО (п.1.4. п/п. 4) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Появление в жизни дошкольника новых видов деятельности, усложнение его общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые вовлечен ребенок, приводит к интенсивному развитию:
- всех сторон речи (словаря, произносительной стороны, грамматического строя, связной речи);
- форм речи (диалог и монолог, устная и письменная речь);
- функций речи (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Очень важно, чтобы родители имели возможность принимать активное участие в образовательном процессе МАДОУ. Основная цель взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников – создание единого образовательного пространства, в котором все участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги) плодотворно взаимодействуют друг с другом и находят возможности для своего личного роста – самоактуализации и саморазвития.
Основные направления и формы взаимодействия МАДОУ с семьями обучающихся в рамках реализации Программы:
- Взаимное информирование, основанное на взаимодоверии и взаимопонимании: индивидуальные и групповые беседы, консультации, информация на стенде для родителей.
- Совместная деятельность обучающихся, родителей и педагогов: совместные занятия, мастер-классы.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы
Материально-технические условия реализации Программы в учреждения обеспечивают возможность выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации Программы.
Средства | Перечень |
Технические | проектор, экран, музыкальный центр, ноутбук |
Учебно-наглядные пособия | Демонстрационный материал: картины – схемы (19 таблиц), предметные картинки (15 таблиц, 60 картинок). Раздаточный материал (21 таблица, 84 картинки) |
Пособия для занятий | Методическое пособие «Обучение дошкольников грамоте» |
3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения
Данная Программа разработана на основе авторской «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой.
Обучение строится на основе учебно-методического комплекса «Обучение дошкольников грамоте» - первый этап. На первом этапе (первой ступеньке грамоты) дети учатся обследовать звуковую структуру слова, определять, есть в слове заданный звук или его нет; например, звонкие звуки Р и Д в слове КАРАНДАШ. Для этого ребенок должен научиться интонационно выделять заданные звуки: звук Р можно потянуть (карранДаш), а звук Д тянуть нельзя. Этот звук нужно произнести громче, четче всех других звуков в слове карандаш. Такие приемы позволяют выделить любой согласный звук, не разрушая структуру слова, а также вычленить звуки, расположенные в разной позиции в слове.
Для обозначения первого звука в слове сначала используются два кружка: большой кружок синего цвета – для обозначения «большого братца» (твердого согласного звука) и маленький кружок зеленого цвета – для обозначения «маленького братца» (мягкого согласного звука).
Для словесных дидактических игр и игровых упражнений в таблицах предложен разрезной материал (демонстрационный и раздаточный) из 144 предметных картинок. Перечень картинок к конкретному занятию дается в конспектах.
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для полноценного овладения детьми речью в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. Речевое развитие происходит в определенных условиях: «естественных» (социальная среда и окружение, речевая среда и общение со взрослыми и детьми, семейное благополучие) и «специально созданных» (предметная среда, целенаправленная работа педагогов, изучение состояния устной речи детей, взаимодействие с семьей).
Комплексно-тематическое планирование по программе «Ступеньки грамоты» с детьми 4-5 лет
Месяц | Неделя/ дата
| № | Тема | Цель | Задачи | Планируемый результат | Примечание |
Сентябрь | 1 09 | 1 | Слово | Знакомство детей с термином Слово | Рассказать детям о словарном составе речи. Активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления. | Имеют представление о термине Слово. | Игрушки: лев, черепаха, крокодил, заяц, кукла, мишка; для мишки – шапочка, шарф, штанишки, шоколадка; фишки - игрушки. |
2 16 | 2 | Протяжённость слов | Знакомство детей с линейностью и протяжностью слов. | Расширить представление о многообразии слов. Активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления. | Расширенно представление о многообразии слов. | Игрушки: лев, черепаха, крокодил, заяц, кукла, мишка; для мишки – шапочка, шарф, штанишки, шоколадка; фишки - игрушки. | |
3 23 | 3 | Значение и сравнение слов | Расширение представлений о значении слов. | Развивать умение подбирать слова-друзья к заданному слову. Формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова. | Умеют подбирать слова-друзья с заданному слову. | Игрушки: лев, черепаха, крокодил, заяц, кукла, мишка; для мишки – шапочка, шарф, штанишки, шоколадка; фишки - игрушки. | |
4 30 | 4 | Звук «Ш» | Знакомство с термином Звук. | Учить интонационному выделению в словах звука «Ш». Развивать умение подбирать слова с заданным звуком. | Имеют представление о термине Звук. Умеют интонационно выделять в словах звук «Ш» | Игрушки: лев, черепаха, крокодил, заяц, кукла, мишка; для мишки – шапочка, шарф, штанишки, шоколадка; фишки - игрушки. | |
Октябрь | 5 07 | 5 | Звук «Ж» | Продолжение знакомства детей с термином Звук. | Учить детей интонационно выделять в словах звук «Ж» – песенку жука. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. | Умеют интонационно выделять в словах звук «Ж» | 5-6 предметов или картинок, в названиях которых есть звук Ж, но чтобы Ж не оглушался (жаба, журавль, ежи, ножи, ножницы, кружево, кружок, жираф, жеребёнок, жук). |
6 14 | 6 | Звук «С» | Обучение детей в произношении слов с интонационным выделением звуков «С», «С’». | Учить различать слова, начинающиеся со звука «С» или «С’», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. | Развито умение произношения слов интонационным выделением звуков «С», «С’». | Фланелеграф, предметные картинки: слон, автобус, лиса, поросёнок, синица, лось. | |
7 21 | 7 | Твердые и мягкие звуки | Развитие представлений о твердых и мягких согласных звуках. | Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. | Имеют представление о твердых и мягких согласных звуках. | Фланелеграф, предметные картинки: слон, автобус, лиса, поросёнок, синица, лось; большой кружок синего цвета и маленький кружок зеленого цвета. | |
8 28 | 8 | Звук «З» | Обучение детей интонационному выделению звука З в слове. | Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки «З», «З’». | Умеют различать на слух твердые и мягкие согласные звуки «З», «З’». | Большой кружок синего цвета и маленький кружок зеленого цвета. | |
Ноябрь | 9 11 | 9 | Волшебный мир звуков «С, Ж, З» | Формирование навыков правильного и отчетливого произношения звуков посредством игровой деятельности. | Учить правильно и четко произносить в словах звуки: С, Ж, З. Закреплять произношение звуков в разных словах. | Сформирован навык правильного и отчетливого произношения звуков посредством игровой деятельности. | Предметы со звуками: С, Ж, З. |
10 18 | 10 | Звук «К» | Обучение детей интонационному выделению звука «К» в слове. | Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком. | Умеют интонационно выделять в словах звук «К», подбирать слова с заданным звуком. | Предметные картинки: девочка, солнышко, птичка, бабочка, ромашка, одуванчик, колокольчик. | |
11 25 | 11 | «Живая модель» | Знакомство детей с понятием «живая модель». | Учить детей составлять предложения по «живой модели». | Имеют представление о «живой модели». Составляют предложения. | Кукла. | |
12 02 | 12 | Многозначность слов | Расширение представлений о многозначности слов. | Рассказать о многозначности слов. | Имеют представление о многозначности слов. | Ключ. | |
Декабрь | 13 09 | 13 | «Поиграем?» | Закрепление умения различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. | Учить интонационно, выделять звуки в словах. | Умеют различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, выделять звуки в словах. | Примерные звуки: М, М’, К, С, С’, К, Л, Л’, З, З’. |
14 16 | 14 | Звук «М» | Закрепление умения различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. | Учить называть слова с заданным звуком. | Умеют различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, называть слова с заданным звуком. | Слова, картинки со звуком М, М’. | |
15 23 | 15 | «Первый звук в слове» | Знакомство детей с понятием «первый звук в слове». | Рассказать детям, какие бывают первые звуки в слове. | Имеют представление о понятии «первый звук в слове». | Игрушки-зверюшки: петух, кот, собака, лиса, волк; плюшевый мишка. | |
16 30 | 16 | Игры со звуками | Совершенствование интонационной выразительности речи. | Развивать фонематический слух - выделять заданный звук голосом, называть слова с заданным звуком, различать твёрдые и мягкие согласные звуки. | Выделяют заданный звук голосом, называют слова с заданным звуком, различают твёрдые и мягкие согласные звуки. | Игрушки с определенными звуками. | |
Январь | 17 13 | 17 | «Живая модель» (закрепление) | Совершенствование умения составлять предложения по «живой модели». | Продолжать учить детей составлять предложения по «живой модели». Воспитывать речевое внимание. | Составляют предложения по «живой модели». | Игрушки-зверюшки: петух, кот, собака, лиса, волк; плюшевый мишка. |
18 20 | 18 | Длина слов (закрепление) | Закрепление знаний о протяженности слов. | Учить детей сравнивать слова по протяженности. Развивать фонематический слух. | Имеют представление о протяженности слов. | Игрушки-зверюшки: тигр, лев, бегемот, лиса, белка, медведь, заяц, крокодил, волк, слон, жираф, лось. | |
19 27 | 19 | Первый звук в слове | Совершенствование умения определять первый звук в словах. | Учить детей определять первый звук в словах и подбирать слова с заданным звуком. | Умеют определять первый звук в словах. | Игрушки-зверюшки: тигр, лев, бегемот, лиса, белка, медведь, заяц, крокодил, волк, слон, жираф, лось. | |
20 03 | 20 | Звук «Н» | Обучение детей интонационному выделению звуков «Н», «Н’» в словах. | Учить называть слова с заданным звуком | Умеют интонационно выделять в словах звуки «Н», «Н’», подбирать слова с заданным звуком. | Предметы и картинки со звуками «Н», «Н’». | |
Февраль | 21 10 | 21 | Предложение | Формирование навыка составлять предложения о действиях детей. | Учить составлять предложения о действиях детей. Воспитывать речевое внимание. | Сформирован навык составлять предложения о действиях детей. | По одной предметной картинке на каждого ребенка. |
22 17 | 22 | Большой и маленький братцы | Совершенствование интонационной выразительности речи. | Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные звуки | Умеют различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. | Большой кружок синего цвета и маленький кружок зеленого цвета. | |
23 24 | 23 | Первый звук | Совершенствование умения определять первый звук в слове. | Учить определять 1-й звук в словах. | Определяют первый звук в слове. | Предметные картинки: мяч, машина, лиса, лодка, рыба, слон, заяц, кит, бабочка, белка. | |
24 03 | 24 | Звук «Р» | Обучение детей интонационному выделению звука «Р» в слове. | Учить называть слова с заданным звуком. Развивать фонематический слух. | Интонационно выделяют звук «Р» в словах. | Игрушки-зверюшки: тигр, лев, бегемот, лиса, белка, медведь, заяц, крокодил, волк, слон, жираф, лось. | |
Март | 25 10 | 25 | Звук «Р» (закрепление) | Продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие. | Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука «Р» изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях. | Развито умение определять наличие звука в слове или его отсутствие. | Игрушки-зверюшки: тигр, лев, бегемот, лиса, белка, медведь, заяц, крокодил, волк, слон, жираф, лось. |
26 17 | 26 | Слова с разным звучанием | Закрепление представления о слове: слова бывают разные и звучат они по-разному. | Рассказать детям, что слова звучат по-разному. Обогащать лексический запас. | Имеют представления о слове: слова бывают разные и звучат они по-разному. | Мяч, фишки-игрушки. | |
27 24 | 27 | Первый звук в слове | Закрепление умения интонационно выделять звук в слове, способность определять первый звук в слове. | Закреплять умение детей определять и называть 1-й звук в слове. | Интонационно выделяют звук в слове, развита способность определять первый звук в слове. | Предметные картинки: мяч, машина, лиса, лодка, рыба, слон, заяц, кит, бабочка, белка. | |
28 31
| 28 | Игры со звуками | Формирование навыка интонировать знакомые звуки. | Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Воспитывать речевое внимание. Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки. | Сформирован навык интонирования знакомых звуков | Игрушки. | |
Апрель | 29 07 | 29 | Звук «Л» | Обучение детей правильно произносить звук «Л» изолированно, в слогах, словах, фразовой речи. | Развивать фонематический слух - выделять заданный звук голосом, называть слова с заданным звуком, различать твёрдые и мягкие согласные звуки. | Правильно произносят звук «Л», изолированно, в слогах, словах, фразовой речи. | Игрушки со звуком «Л». |
30 14 | 30 | Звук «Л» (закрепление) | Обучение детей правильно произносить звук «Л» изолированно, в слогах, словах, фразовой речи. | Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить называть слова с заданным звуком. | Называют слова с заданным звуком, развита интонационная выразительность речи. | Игрушки со звуками «Л», «Л’». | |
31 21 | 31 | Слоги | Освоение действия слогового деления слов. | Упражнять в делении слов на слоги, соотносить схему слова с предметом. | Имеют представление о делении слов на слоги. | Фишки, игрушки. | |
32 28 | 32 | Викторина «От слова к звуку» | Закрепление пройденного материала | Упражнять в определении первого звука в слове. Закрепить умения различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки. | Закреплен пройденный материал. | Материал по выбору воспитателя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной коррекционно-развивающей деятельности учителя – логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности № 1 на 2014-2015 уч.г. в условиях работы логопедического кружка «По ступенькам грамоты»
Материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, ведущим дополнительную коррекционно-образовательную деятельность с детьми 7-го...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...
Итоговое занятие Ступенька грамоты средняя группа
Итоговое занятие Ступенька грамоты средняя группа....
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определенияпоследовательности звуков в слове: выделять данную последовательностьнужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационнымвыд...