Проектная деятельность с родителями
проект

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских образовательных учреждений. Один из аспектов этого вопроса -  поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир своего ребёнка, педагогам - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. И сегодня речь идет уже не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Цель работы ДОУ с семьей – создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.

Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей. На современном этапе актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. Одна из задач, которую я поставила перед собой – привлечение родителей к совместной деятельности, с целью создания единого образовательного пространства, через проектный метод. Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов, я искала такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми. Формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.    

И именно поэтому я решила использовать во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая как раз и позволяет  решить все поставленные задачи.   Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребенка. Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей)  познает мир, учится взаимодействовать с ним.

Совместно с родителями воспитанников были реализованы проекты: "Играем вместе", "Сюжетно-ролевая игра "Семья", "Главное вместе".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад Детско-родительский проект «Играем вместе» Автор: Воспитатель Мулюкова З.Т.

Слайд 2

Цель проекта: формирование активной позиции родителей в развитии игровой деятельности детей

Слайд 3

Задачи: Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях путем формирования положительных установок детско-родительских отношений. Расширение знаний родителей о видах игр и их роли в развитии ребенка. Формирование устойчивой потребности родителей и детей в совместной деятельности: труде, игре, активном отдыхе. Воспитание у родителей и детей чувства любви и привязанности к своей семье, уважения к ее традициям. Развитие творческого интереса родителей к изготовлению самодельных игрушек для игр с детьми. Обучение приемам саморасслабления, успокоения, снятия физического и эмоционального напряжения.

Слайд 4

И нформационно–аналитический Выявление интересов, потребностей, запросов через проведение социологических опросов (анкетирование); 2. Основной Досуговая деятельность для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду: физкультурные и музыкальные развлечения, посещение театров, музеев, изготовление поделок для выставок; Познавательная деятельность для ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирования у родителей знаний игрового общения с детьми, о влиянии совместной деятельности с детьми на их психологическое и физическое здоровье. Это посещение родителями занятий, на которых они получают теоретические и практические советы о играх и игрушках, о том как и из чего их можно изготовить, во что поиграть с детьми в разных ситуациях. Н аглядно-информационная деятельность для ознакомления с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками. Функционирование информационного стенда для родителей, включающего памятки с практическими советами, рекомендации. 3. Заключительный Оценка эффективности проектной деятельности посредством анкетирования и опроса родителей

Слайд 5

№ Формы и методы работы Направление, тематика, содержание деятельности Ответственный Сроки 1этап 1.Ознакомительные беседы. 2.Анкетирование родителей. 3.Изучение материалов по теме. 4.Подбор наглядно-информационного и консультативного материала для родителей. 5.Разработка перспективного плана и практических мероприятий на период проекта. Установление доверительных отношений между семьями воспитанников и педагогами. Знакомство с индивидуальными особенностями ребенка и семьи. Получение необходимых знаний и умений Здоровье, поведение, развитие, воспитание, игры и т. д Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели, Специалисты д/ сада: учитель-логопед; педагог-психолог; инструктор по ФК, музыкальн. руководитель. В течение года Сентябрь май В течение всего периода Сентябрь-ноябрь Сентябрь Примерный перспективный план работы над проектом.

Слайд 6

Примерный перспективный план работы над проектом. № Формы и методы работы Направление, тематика, содержание деятельности Ответственный Сроки 2 этап 1.Родительские пятиминутки 2.Педагогическая библиотечка 3.Консультации и беседы 4.Родительские собрания 5.Презентация о пальчиковых играх «Ловкие пальчики» 6.«В непогожий денек» Знакомство родителей с основными приемами обучения Ознакомление родителей с популярной педагогической литературой «Поиграй со мною, мама!», «Пальцы помогают говорить», «Играем дома с детьми», «Выбираем игрушки», «Учимся, играя», «Игра- дело серьёзное» «Давайте познакомимся», «Давайте подружимся», «Давайте вместе учиться» Знакомство родителей с пальчиковыми играми, направленных на развитие мелкой моторики рук. Знакомство родителей с играми для длительного занимательного провождения времени дома. Воспитатели-Родители Воспитатели-Родители Воспитатели, дети, родители Родители, воспитатели Воспитатели, дети, родители Воспитатели, дети, родители Ежедневно Сентябрь-Май В течение всего периода Сентябрь-Май Октябрь Ноябрь

Слайд 7

№ Формы и методы работы Направление, тематика, содержание деятельности Ответственный Сроки 2 этап 7. Спортивное развлечение «Зимние забавы» 8.Семинар-тренинг «Играем вместе» 9.«Мой папа-молодец» 10. «У нас день рождения!» 11.Практическая деятельность «Наши руки не для скуки!» 12.Праздничные утренники. Знакомство родителей с различными способами проведения зимней прогулки Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания психически здорового ребенка; Гармонизация детско-родительских взаимоотношений, эмоциональное сближение папы и ребенка через совместную игровую деятельность. Знакомство родителей с различными способами проведения детских праздников Обучение родителей играм с детьми на кухне с подручными материалами Вовлекать детей и родителей в процесс подготовки утренников. Воспитатели, родители, дети Дети, родители, воспитатели Дети, родители, воспитатели Дети, родители, воспитатели Дети, родители, воспитатели Дети, родители, воспитатели Декабрь Январь Февраль Апрель Май В течение года Примерный перспективный план работы над проектом.

Слайд 8

Примерный перспективный план работы над проектом . № Формы и методы работы Направление, тематика, содержание деятельности Ответственный Сроки 3 этап 1.Анкетирование родителей 2.Оформление слайдов презентации проекта. Оценить эффективность проектной деятельности через анкетирование и беседы с родителями, наблюдение за детьми Представление опыта работы. Родители, воспитатели Воспитатели. Май Май.

Слайд 9

Результативность Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Используя метод проектирования в работе с семьёй, удалось привлечь около 80% родителей. Совместно с родителями мы создаём пространство доверия, партнёрства и уважения. Вместе мы формируем поколение успешных людей, ответственных за будущее страны. Показатели результативности проекта : Ярче и интереснее стала жизнь в группе; Улучшились партнерские отношения педагогов с детьми; Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей; Наметились положительные стили воспитания

Слайд 10

Список информационных ресурсов 1.Евдокимова Е. С. Управление взаимодействием детского сада и семьи//Управление ДОУ. 2008.-№5 2.Евстратова Е. А. Проект организации центра игры и игрушки в МДОУ//Управление ДОУ. 2008.-№5 3.Короткова Н. А. Домашний игровой уголок дошкольника// Ребенок в детском саду.-2006.-№3 4.Кротова Т. В. Общение воспитателя с родителями воспитанников//Управление ДОУ. 2008.-№3 5.Ленченко Т. В. Социальное партнерство семьи и детского сада//Управление ДОУ. – 2008. - №3. 6. Майер А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи// Управление ДОУ. – 2008. - №3. - С.8-12. 7. Педагогический энциклопедический словарь. Издательство: Большая российская энциклопедия, 2003.- 528 с.



Предварительный просмотр:

                 
          Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад

г.Покачи

Проект

«Главное вместе»

Выполнила: воспитатель

Мулюкова З.Т.

Пояснительная записка

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Проект соответствует основным требованиям ФГОС ДО. Учитывает основные задачи развития образования в регионе, а также учитывает требования образовательной программы детского сада и условия ее реализации.

Проект позволяет выявить целевое назначение процессов коммуникации с родителями воспитанников, а также позволяет определить периодичность полноту, достоверность и конфиденциальность информации, предназначенной для родителей.

Проект предусматривает организацию разнообразной совместной с членами семьи детской деятельности.

Основная часть.

Проект по работе с родителями «Главное-вместе!»

Актуальность проекта

Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

Цель проекта: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско- родительских отношений.

Каковы же цели-ориентиры для педагогов детского сада?

Цели – ориентиры для педагогов детского сада:

• Воспитание уважения к детству и родительству;

• Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

• Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

• Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

• Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;

• Объединение усилий для развития и воспитания детей;

• Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;

• Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.

Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):

• Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.

• Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.

• Наполнение жизни семьи созидательной энергией.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы  детский сад «Березка» в специально организованной деятельности:

• Совместной деятельности педагога и ребенка;

• Совместной деятельности педагога, ребенка и семьи;

• В самостоятельной детской деятельности;

• В условиях проведения активной методической работы.

При подготовке проекта использовались интернет-ресурсы: маам. ру., нспортал, первое сентября, открытый урок и др.

Итак, подробнее о ходе реализации проекта. 

Проект реализовывался в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе (Август – сентябрь 2022 г.) с помощью анкетирования были опрошены родители. Цель анкетирования: изучение отношения родителей к образовательному процессу в семье и в детском саду. Анкета анонимная. Результаты анкетирования родителей следующие:

Всего участвовало: 20 семей. Анкетирование показало, что 71% родителей полностью устраивают: комфортные условия пребывания детей в ДОУ: достаточная обеспеченность развивающими игрушками, игровым оборудованием, безопасные условия пребывания детей в детском саду. Большинство родителей (70%) считают, что работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей ведется на достаточном уровне. 81% родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей группы.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОУ можно считать удовлетворительным. С целью укрепления этой взаимосвязи необходимо разнообразить формы работы с родителями, направленные на активизацию их участия в ходе воспитательно – образовательного процесса.

В родительские уголки была размещена информация о начале реализации проекта «Главное – ВМЕСТЕ!» в виде приглашения родителей с просьбой принять активное участие. Я занялась изучением научной и методической литературы по теме проекта. Составила календарно-тематические планы в рамках проекта. Разработала методические материалы для его реализации.

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ велась по нескольким направлениям. Для этого взяли за основу классификацию формы взаимодействия с семьей, автор Кротова.

Коллективные:

- Консультативно - рекомендательная работа: вечера вопросов и ответов; «круглый стол» с участием родителей; групповые собрания родителей; тематические консультации; общие собрания, педагогические беседы с родителями.

- Лекционно - просветительская работа: лекции специалистов ДОУ; занятия для родителей в библиотеке ДОУ; беседа со специалистами; «круглый стол» с участием родителей.

- Практические занятия для родителей: дни открытых дверей; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; выставки семейных рисунков, фотографий, коллекций; участие в работе родительского комитета.

- Совместная работа родителей, детей, педагогов: экскурсии, походы; традиции, развлечения, семейные встречи; семейные праздники: День матери, Новый год, 8 марта, семейные клубы, мастерские.

Индивидуальные:

- Консультативно - рекомендательная работа: беседа, консультация, посещение на дому, буклеты, поручения, библиотека.

- Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком: введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, коллективные творческие дела.

Наглядно – информационные:

- Консультативно - рекомендательная работа: уголок для родителей, выставка психолого - педагогической литературы; папки- передвижки; папки- раскладушки; газета для родителей; библиотечки для родителей; доска объявлений.

- Практические занятия для родителей: дни открытых дверей, школы для родителей, тематические выставки, конференции, визиты в группу.

- Совместная работа родителей, детей, педагогов: мастерские, введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, выставка детских работ, беседы с детьми, участие в совместных проектах.

Основной этап (Октябрь 2022-Апрель 2023).

В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика родительских собраний варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

Данный этап реализации проекта включает в себя как специально организованные занятия (ООД, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с детьми).

В соответствии с тематикой проекта была организована игровая деятельность:

1. Дидактические игры: «Разложи правильно» и другие.

2. Сюжетно – ролевые игры: «Дочки – матери», «Мой дом», «Мама

ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми», «Семья едет в отпуск»,

«Семья путешествует», «Мамины и папины помощники», «Мама, папа и я – дружная семья», «Еду с папой на машине», «В гости к бабушке», «Мастерим вместе с дедом».

3. Словесные игры: «Назови по образцу», «Назови ласково», «Скажи со словом «мама», и т. д.

Познавательная деятельность:

1. Рассматривание картин, иллюстраций о семье.

2. Беседы на тему с детьми: «Мои родные», «Любящие родители», «Моя семья» «Мамочка любимая моя», «Хорошо с мамой рядом», «Кому я благодарен» «Мой дом - моя крепость», «Я и моё имя», «Я - маленький и Я – взрослый», «Я и мои друзья», «Бабушка рядышком с дедушкой…», «Как на нашей улице…», «Как вы отдыхали летом», «Что такое дружба?», «Волшебные дома: Дом Доброты, Дом Ума, Дом Силы», «Чего я боюсь», «Хорошо дарить подарки!», «Что значит любить (дружить, дарить, отдавать) бескорыстно»

Беседы на тему с родителями:

  • «Установление партнерских отношений, выявление проблем в воспитании и развитии детей»;
  • «Критерии адаптации, рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду»;
  • «Адаптация ребенка к условиям детского сада»;
  • «Особенности развития ребенка 2-3 лет»;
  • Буклет «Безопасный Новый год»,
  • Консультация и беседа «Роль семьи в воспитании детей»,
  • Консультация, беседа» Что нужно, чтобы ребенок был счастлив?», Консультация, беседа. «Золотые правила воспитания»,
  • Консультация, беседа «Мама и папа в жизни ребенка». Или разница в воспитании.

3. Д/и

«Поможем кукле выбрать покупку»;

«Транспорт» Игровая ситуация.

Художественно- эстетическая деятельность:

1. Рисование: «Моя семья», «Я в детском саду» (совместно с родителями).

2. Фотоколлаж: «Семейный сад».

3. Слушание песен о семье.

4. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.

Были организованы:

1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления местом родителей детей)

2. Экскурсии на кухню д/с_ место работы мамы

3. Сюжетно ролевые игры: «Дочки – матери», «Мой дом», «Мама ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми», «Семья едет в отпуск», «Семья путешествует», «Мамины и папины помощники», «Мама, папа и я – дружная семья», «Еду с папой на машине», «В гости к бабушке», «Мастерим вместе с дедом».

4. Игры с напольными пособиями:

Заключительный этап (май – июнь 2023 г.) включает в себя: анализ проделанной работы: Итоговое родительское собрание «Вот и год прошел». Презентация проекта на педагогическом совете. Награждение участников проекта в различных номинациях. Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ. Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

В ходе проекта мы тесно сотрудничали с родителями.

  • Материал в уголок родителей «Моя семья».
  • Консультация для родителей «Что мы знаем о родительской любви».
  • Индивидуальные беседы с родителями на тему психолого- педагогическое воспитание.

Организация Фотоколлаж, составление родословной «Семейный сад»; выставки рисунков совместного творчества на тему «Я в детском саду».

Выводы по проделанной работе:

Показатели результативности проведенной работы:

На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские отношения с родителями. Использование разнообразных форм работы с родителями дало необходимые результаты: у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, увеличился рост их педагогических интересов и знаний; родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; вырос рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активности; в участие в конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе; проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

В проекте «Главное – ВМЕСТЕ!» изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

Реализация задач работы с родителями с помощью метода проектов позволила определить его значимость: обучение шло без напряжения, не вызывало у детей утомления и состояния тревожности, а качество усвоения знаний и представлений о семье было максимальным, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с родителями "Тюмень - жемчужина Сибири".

Деятельность родителей в общеобразовательном проекте "Тюмень - жемчужина Сибири"....

Проектная деятельность с родителями

Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье, так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. От деятельнос...

Консультация для педагогов «Особенности организации проектной деятельности с родителями. Критерии взаимодействия ДОУ с семьёй».

Проектная деятельность с участием родителей на сегодняшний момент является интересной, хорошо себя зарекомендовавшей и часто используемой   формой  общения с семьёй. В чём состоит её привлек...

Консультация для педагогов «Проектная деятельность с родителями в детском саду»

Одним из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющий решать проблему умственного развития детей – проектная деятельность, помогает дошкольнику развивать познавательные...

Совместная проектная деятельность с родителями подготовительной к школе группы по легоконструированию.

Проект предназначен для организации сотрудничества родителей и ДОУ по вопросу использования технологий легоконструирования и образовательной робототехники для всестороннего развития дошкольников....

Консультация для педагогов "Виды проектов и роль взрослых в реализации проектной деятельности детей, родителей, воспитателей в детском саду."

Основная задача ДОУ и семьи - развитие познавательной инициативы ребенка, мотивационной готовности к обучению, развитие качеств, позволяющих ребенку уметь отстаивать свою точку зрения, продуктивно вза...