Проектная деятельность с родителями
проект
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских образовательных учреждений. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир своего ребёнка, педагогам - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. И сегодня речь идет уже не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Цель работы ДОУ с семьей – создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей. На современном этапе актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. Одна из задач, которую я поставила перед собой – привлечение родителей к совместной деятельности, с целью создания единого образовательного пространства, через проектный метод. Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов, я искала такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми. Формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.
И именно поэтому я решила использовать во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая как раз и позволяет решить все поставленные задачи. Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребенка. Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей) познает мир, учится взаимодействовать с ним.
Совместно с родителями воспитанников были реализованы проекты: "Играем вместе", "Сюжетно-ролевая игра "Семья", "Главное вместе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_syuzhetno-rolevaya_igra_semya.docx | 2.67 МБ |
igraem_vmeste._proekt_-_kopiya.ppt | 2.13 МБ |
proekt_s_roditelyami.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: формирование активной позиции родителей в развитии игровой деятельности детей
Задачи: Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях путем формирования положительных установок детско-родительских отношений. Расширение знаний родителей о видах игр и их роли в развитии ребенка. Формирование устойчивой потребности родителей и детей в совместной деятельности: труде, игре, активном отдыхе. Воспитание у родителей и детей чувства любви и привязанности к своей семье, уважения к ее традициям. Развитие творческого интереса родителей к изготовлению самодельных игрушек для игр с детьми. Обучение приемам саморасслабления, успокоения, снятия физического и эмоционального напряжения.
И нформационно–аналитический Выявление интересов, потребностей, запросов через проведение социологических опросов (анкетирование); 2. Основной Досуговая деятельность для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду: физкультурные и музыкальные развлечения, посещение театров, музеев, изготовление поделок для выставок; Познавательная деятельность для ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирования у родителей знаний игрового общения с детьми, о влиянии совместной деятельности с детьми на их психологическое и физическое здоровье. Это посещение родителями занятий, на которых они получают теоретические и практические советы о играх и игрушках, о том как и из чего их можно изготовить, во что поиграть с детьми в разных ситуациях. Н аглядно-информационная деятельность для ознакомления с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками. Функционирование информационного стенда для родителей, включающего памятки с практическими советами, рекомендации. 3. Заключительный Оценка эффективности проектной деятельности посредством анкетирования и опроса родителей
№ Формы и методы работы Направление, тематика, содержание деятельности Ответственный Сроки 1этап 1.Ознакомительные беседы. 2.Анкетирование родителей. 3.Изучение материалов по теме. 4.Подбор наглядно-информационного и консультативного материала для родителей. 5.Разработка перспективного плана и практических мероприятий на период проекта. Установление доверительных отношений между семьями воспитанников и педагогами. Знакомство с индивидуальными особенностями ребенка и семьи. Получение необходимых знаний и умений Здоровье, поведение, развитие, воспитание, игры и т. д Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели, Специалисты д/ сада: учитель-логопед; педагог-психолог; инструктор по ФК, музыкальн. руководитель. В течение года Сентябрь май В течение всего периода Сентябрь-ноябрь Сентябрь Примерный перспективный план работы над проектом.
Примерный перспективный план работы над проектом. № Формы и методы работы Направление, тематика, содержание деятельности Ответственный Сроки 2 этап 1.Родительские пятиминутки 2.Педагогическая библиотечка 3.Консультации и беседы 4.Родительские собрания 5.Презентация о пальчиковых играх «Ловкие пальчики» 6.«В непогожий денек» Знакомство родителей с основными приемами обучения Ознакомление родителей с популярной педагогической литературой «Поиграй со мною, мама!», «Пальцы помогают говорить», «Играем дома с детьми», «Выбираем игрушки», «Учимся, играя», «Игра- дело серьёзное» «Давайте познакомимся», «Давайте подружимся», «Давайте вместе учиться» Знакомство родителей с пальчиковыми играми, направленных на развитие мелкой моторики рук. Знакомство родителей с играми для длительного занимательного провождения времени дома. Воспитатели-Родители Воспитатели-Родители Воспитатели, дети, родители Родители, воспитатели Воспитатели, дети, родители Воспитатели, дети, родители Ежедневно Сентябрь-Май В течение всего периода Сентябрь-Май Октябрь Ноябрь
№ Формы и методы работы Направление, тематика, содержание деятельности Ответственный Сроки 2 этап 7. Спортивное развлечение «Зимние забавы» 8.Семинар-тренинг «Играем вместе» 9.«Мой папа-молодец» 10. «У нас день рождения!» 11.Практическая деятельность «Наши руки не для скуки!» 12.Праздничные утренники. Знакомство родителей с различными способами проведения зимней прогулки Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания психически здорового ребенка; Гармонизация детско-родительских взаимоотношений, эмоциональное сближение папы и ребенка через совместную игровую деятельность. Знакомство родителей с различными способами проведения детских праздников Обучение родителей играм с детьми на кухне с подручными материалами Вовлекать детей и родителей в процесс подготовки утренников. Воспитатели, родители, дети Дети, родители, воспитатели Дети, родители, воспитатели Дети, родители, воспитатели Дети, родители, воспитатели Дети, родители, воспитатели Декабрь Январь Февраль Апрель Май В течение года Примерный перспективный план работы над проектом.
Примерный перспективный план работы над проектом . № Формы и методы работы Направление, тематика, содержание деятельности Ответственный Сроки 3 этап 1.Анкетирование родителей 2.Оформление слайдов презентации проекта. Оценить эффективность проектной деятельности через анкетирование и беседы с родителями, наблюдение за детьми Представление опыта работы. Родители, воспитатели Воспитатели. Май Май.
Результативность Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Используя метод проектирования в работе с семьёй, удалось привлечь около 80% родителей. Совместно с родителями мы создаём пространство доверия, партнёрства и уважения. Вместе мы формируем поколение успешных людей, ответственных за будущее страны. Показатели результативности проекта : Ярче и интереснее стала жизнь в группе; Улучшились партнерские отношения педагогов с детьми; Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей; Наметились положительные стили воспитания
Список информационных ресурсов 1.Евдокимова Е. С. Управление взаимодействием детского сада и семьи//Управление ДОУ. 2008.-№5 2.Евстратова Е. А. Проект организации центра игры и игрушки в МДОУ//Управление ДОУ. 2008.-№5 3.Короткова Н. А. Домашний игровой уголок дошкольника// Ребенок в детском саду.-2006.-№3 4.Кротова Т. В. Общение воспитателя с родителями воспитанников//Управление ДОУ. 2008.-№3 5.Ленченко Т. В. Социальное партнерство семьи и детского сада//Управление ДОУ. – 2008. - №3. 6. Майер А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи// Управление ДОУ. – 2008. - №3. - С.8-12. 7. Педагогический энциклопедический словарь. Издательство: Большая российская энциклопедия, 2003.- 528 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад
г.Покачи
Проект
«Главное вместе»
Выполнила: воспитатель
Мулюкова З.Т.
Пояснительная записка
На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
Проект соответствует основным требованиям ФГОС ДО. Учитывает основные задачи развития образования в регионе, а также учитывает требования образовательной программы детского сада и условия ее реализации.
Проект позволяет выявить целевое назначение процессов коммуникации с родителями воспитанников, а также позволяет определить периодичность полноту, достоверность и конфиденциальность информации, предназначенной для родителей.
Проект предусматривает организацию разнообразной совместной с членами семьи детской деятельности.
Основная часть.
Проект по работе с родителями «Главное-вместе!»
Актуальность проекта
Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.
Цель проекта: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско- родительских отношений.
Каковы же цели-ориентиры для педагогов детского сада?
Цели – ориентиры для педагогов детского сада:
• Воспитание уважения к детству и родительству;
• Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
• Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
• Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
• Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
• Объединение усилий для развития и воспитания детей;
• Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;
• Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.
Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):
• Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.
• Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
• Наполнение жизни семьи созидательной энергией.
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы детский сад «Березка» в специально организованной деятельности:
• Совместной деятельности педагога и ребенка;
• Совместной деятельности педагога, ребенка и семьи;
• В самостоятельной детской деятельности;
• В условиях проведения активной методической работы.
При подготовке проекта использовались интернет-ресурсы: маам. ру., нспортал, первое сентября, открытый урок и др.
Итак, подробнее о ходе реализации проекта.
Проект реализовывался в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе (Август – сентябрь 2022 г.) с помощью анкетирования были опрошены родители. Цель анкетирования: изучение отношения родителей к образовательному процессу в семье и в детском саду. Анкета анонимная. Результаты анкетирования родителей следующие:
Всего участвовало: 20 семей. Анкетирование показало, что 71% родителей полностью устраивают: комфортные условия пребывания детей в ДОУ: достаточная обеспеченность развивающими игрушками, игровым оборудованием, безопасные условия пребывания детей в детском саду. Большинство родителей (70%) считают, что работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей ведется на достаточном уровне. 81% родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей группы.
Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОУ можно считать удовлетворительным. С целью укрепления этой взаимосвязи необходимо разнообразить формы работы с родителями, направленные на активизацию их участия в ходе воспитательно – образовательного процесса.
В родительские уголки была размещена информация о начале реализации проекта «Главное – ВМЕСТЕ!» в виде приглашения родителей с просьбой принять активное участие. Я занялась изучением научной и методической литературы по теме проекта. Составила календарно-тематические планы в рамках проекта. Разработала методические материалы для его реализации.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ велась по нескольким направлениям. Для этого взяли за основу классификацию формы взаимодействия с семьей, автор Кротова.
Коллективные:
- Консультативно - рекомендательная работа: вечера вопросов и ответов; «круглый стол» с участием родителей; групповые собрания родителей; тематические консультации; общие собрания, педагогические беседы с родителями.
- Лекционно - просветительская работа: лекции специалистов ДОУ; занятия для родителей в библиотеке ДОУ; беседа со специалистами; «круглый стол» с участием родителей.
- Практические занятия для родителей: дни открытых дверей; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; выставки семейных рисунков, фотографий, коллекций; участие в работе родительского комитета.
- Совместная работа родителей, детей, педагогов: экскурсии, походы; традиции, развлечения, семейные встречи; семейные праздники: День матери, Новый год, 8 марта, семейные клубы, мастерские.
Индивидуальные:
- Консультативно - рекомендательная работа: беседа, консультация, посещение на дому, буклеты, поручения, библиотека.
- Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком: введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, коллективные творческие дела.
Наглядно – информационные:
- Консультативно - рекомендательная работа: уголок для родителей, выставка психолого - педагогической литературы; папки- передвижки; папки- раскладушки; газета для родителей; библиотечки для родителей; доска объявлений.
- Практические занятия для родителей: дни открытых дверей, школы для родителей, тематические выставки, конференции, визиты в группу.
- Совместная работа родителей, детей, педагогов: мастерские, введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, выставка детских работ, беседы с детьми, участие в совместных проектах.
Основной этап (Октябрь 2022-Апрель 2023).
В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика родительских собраний варьируется в зависимости от социального запроса родителей.
Данный этап реализации проекта включает в себя как специально организованные занятия (ООД, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с детьми).
В соответствии с тематикой проекта была организована игровая деятельность:
1. Дидактические игры: «Разложи правильно» и другие.
2. Сюжетно – ролевые игры: «Дочки – матери», «Мой дом», «Мама
ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми», «Семья едет в отпуск»,
«Семья путешествует», «Мамины и папины помощники», «Мама, папа и я – дружная семья», «Еду с папой на машине», «В гости к бабушке», «Мастерим вместе с дедом».
3. Словесные игры: «Назови по образцу», «Назови ласково», «Скажи со словом «мама», и т. д.
Познавательная деятельность:
1. Рассматривание картин, иллюстраций о семье.
2. Беседы на тему с детьми: «Мои родные», «Любящие родители», «Моя семья» «Мамочка любимая моя», «Хорошо с мамой рядом», «Кому я благодарен» «Мой дом - моя крепость», «Я и моё имя», «Я - маленький и Я – взрослый», «Я и мои друзья», «Бабушка рядышком с дедушкой…», «Как на нашей улице…», «Как вы отдыхали летом», «Что такое дружба?», «Волшебные дома: Дом Доброты, Дом Ума, Дом Силы», «Чего я боюсь», «Хорошо дарить подарки!», «Что значит любить (дружить, дарить, отдавать) бескорыстно»
Беседы на тему с родителями:
- «Установление партнерских отношений, выявление проблем в воспитании и развитии детей»;
- «Критерии адаптации, рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду»;
- «Адаптация ребенка к условиям детского сада»;
- «Особенности развития ребенка 2-3 лет»;
- Буклет «Безопасный Новый год»,
- Консультация и беседа «Роль семьи в воспитании детей»,
- Консультация, беседа» Что нужно, чтобы ребенок был счастлив?», Консультация, беседа. «Золотые правила воспитания»,
- Консультация, беседа «Мама и папа в жизни ребенка». Или разница в воспитании.
3. Д/и:
«Поможем кукле выбрать покупку»;
«Транспорт» Игровая ситуация.
Художественно- эстетическая деятельность:
1. Рисование: «Моя семья», «Я в детском саду» (совместно с родителями).
2. Фотоколлаж: «Семейный сад».
3. Слушание песен о семье.
4. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.
Были организованы:
1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления местом родителей детей)
2. Экскурсии на кухню д/с_ место работы мамы
3. Сюжетно ролевые игры: «Дочки – матери», «Мой дом», «Мама ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми», «Семья едет в отпуск», «Семья путешествует», «Мамины и папины помощники», «Мама, папа и я – дружная семья», «Еду с папой на машине», «В гости к бабушке», «Мастерим вместе с дедом».
4. Игры с напольными пособиями:
Заключительный этап (май – июнь 2023 г.) включает в себя: анализ проделанной работы: Итоговое родительское собрание «Вот и год прошел». Презентация проекта на педагогическом совете. Награждение участников проекта в различных номинациях. Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ. Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
В ходе проекта мы тесно сотрудничали с родителями.
- Материал в уголок родителей «Моя семья».
- Консультация для родителей «Что мы знаем о родительской любви».
- Индивидуальные беседы с родителями на тему психолого- педагогическое воспитание.
Организация Фотоколлаж, составление родословной «Семейный сад»; выставки рисунков совместного творчества на тему «Я в детском саду».
Выводы по проделанной работе:
Показатели результативности проведенной работы:
На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские отношения с родителями. Использование разнообразных форм работы с родителями дало необходимые результаты: у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, увеличился рост их педагогических интересов и знаний; родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; вырос рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активности; в участие в конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе; проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.
В проекте «Главное – ВМЕСТЕ!» изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.
Реализация задач работы с родителями с помощью метода проектов позволила определить его значимость: обучение шло без напряжения, не вызывало у детей утомления и состояния тревожности, а качество усвоения знаний и представлений о семье было максимальным, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность с родителями "Тюмень - жемчужина Сибири".
Деятельность родителей в общеобразовательном проекте "Тюмень - жемчужина Сибири"....
Проектная деятельность с родителями
Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье, так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. От деятельнос...
Консультация для педагогов «Особенности организации проектной деятельности с родителями. Критерии взаимодействия ДОУ с семьёй».
Проектная деятельность с участием родителей на сегодняшний момент является интересной, хорошо себя зарекомендовавшей и часто используемой формой общения с семьёй. В чём состоит её привлек...
Консультация для педагогов «Проектная деятельность с родителями в детском саду»
Одним из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющий решать проблему умственного развития детей – проектная деятельность, помогает дошкольнику развивать познавательные...
Совместная проектная деятельность с родителями подготовительной к школе группы по легоконструированию.
Проект предназначен для организации сотрудничества родителей и ДОУ по вопросу использования технологий легоконструирования и образовательной робототехники для всестороннего развития дошкольников....
Консультация для педагогов "Виды проектов и роль взрослых в реализации проектной деятельности детей, родителей, воспитателей в детском саду."
Основная задача ДОУ и семьи - развитие познавательной инициативы ребенка, мотивационной готовности к обучению, развитие качеств, позволяющих ребенку уметь отстаивать свою точку зрения, продуктивно вза...
Развитие социально-коммуникативной деятельности дошкольников через проектную деятельность с родителями.
Проектная деятельность в работе педагога-психолога...