Консультация для педагогов детского сада «Значение индивидуальных консультаций для родителей и особенности их проведения».
консультация

Антонова Мария Васильевна

Данный материал будет полезен педагогам образовательных организаций. Он содержит информацию об одной из форм работы с родителями - индивидуальная  консультация. В статье очень подробно рассказано о структуре, принципах индивидуального консультирования родителей. Так же уделено внимание правилам построения эффективного общения и  приемам установления хорошего контакта с собеседником.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Значение индивидуальных консультаций для родителей и особенности их проведения».

Консультация – форма индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, которая помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна; с другой – побуждает родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать.

 Консультация для родителей проводятся тогда, когда назревает необходимость более обстоятельного разговора с ними для того, чтобы проанализировать какие-то промахи и ошибки, которые они допускают в воспитании ребёнка.

Многим родителям индивидуальная консультация помогает раскрыться. Родители, прислушиваясь к педагогу, начинают понимать проблемную ситуацию так, как она выглядит на самом деле, а не так как они видят ее, со своей стороны. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить.

Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку.

Цели индивидуальных консультаций для родителей в детском саду

  • повышение психолого-педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка;
  • создание положительного эмоционального фона;
  • помощь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций;
  • информирование об успехах и достижениях ребёнка;
  • коррекция воспитательного процесса в зависимости от условий проживания и индивидуальных особенностей ребенка.

Типы консультаций

  • Методические (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута)
  • Психологические (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).

Принципы консультирования родителей

  • Создание доверительных отношений
  • Взаимоуважение
  • Заинтересованность консультантов
  • Компетентность                                                                                                                               Советы и рекомендации педагога носят конкретный характер, учитывая особенности семьи, характеристику и индивидуальность ребенка.
  • Безопасность

Педагог не дает оценки поведению родителя и/или ребенка, не осуждает родителя и не нагружает его чувством вины)

-  Отказываемся от позиции «сверху» (не поучаем)

       - Демонстрируем безоценочное отношение (избегаем понятий «правильно» – «неправильно»)

- Отказываемся от морализирования (слова «нужно», «должен», «обязан», «следует» заменяем более мягкими вариантами «важно», «хорошо, если», «по возможности», «имеет смысл»).

  • Нейтральная позиция

Педагог не встает ни на чью сторону, готов к рассмотрению различных точек зрения.

  • Принцип распределения ответственности

Педагог не берет на себя всю ответственность за благополучие ребенка:

 «Я могу многое, но не все. Я не могу сделать так, чтобы поведение ребенка волшебным образом изменилось, но я могу помочь понять, почему он так себя ведет, и вместе с вами поискать пути изменения нежелательного поведения».

  • Хорошая организация консультирования

Педагог не проводит консультацию спонтанно, готовится к ней заранее. При таком сотрудничестве родители получат исчерпывающий ответ, а не абстрактную информацию.

Требования к проведению консультации

  • Инициатором консультации выступает ДОУ, но может быть проведена по инициативе родителей. 
  • Консультацию проводят в вечернее время и в отсутствии ребёнка.
  • Средняя продолжительность одной беседы 30-40 минут.
  • Консультация проводится без спешки и доброжелательно.
  • Важно расположить к себе родителя.

Содержание консультации

Консультация может быть организована в форме беседы, обсуждения проблемы, статьи (заранее прочитанной, вопросов и ответов). Содержание консультации состоит из подготовительного этапа, этапа оказания помощи и заключительного этапа - получение обратной связи от родителей.

Подготовка педагога к консультации:

-  наметить тему, план;

-  определить цели и желаемый результат;

-  подготовить содержание, наглядность;

-  продумать место и время;

-  заранее пригласить родителя;

-  сформулировать рекомендации;

-  при необходимости пригласить психолога и других специалистов.

Как помочь родителю увидеть наличие проблемы?

  • Установите с родителем контакт и доверительные консультативные отношения
  • Найдите положительные черты ребенка, которые можно отметить в беседе с родителем.
  • Откажитесь от прямой конфронтации («Неужели Вы сами не видите, что он…»)

Организация работы с родителем на подготовительном этапе консультирования

Готовясь к консультации, целесообразно уточнить и прояснить проблемы, определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Методы, которые используем на этом этапе: выслушивание, уточняющие вопросы, психологическая диагностика (при необходимости)

Результатом этого этапа должно сложиться определенное представление о сути проблемы, предположение о причинах возникновения и способах ее разрешения.

Основной инструмент этого этапа – вопрос, его цель – помочь собрать информацию, задача – побудить родителя рассказать, как можно больше.

Каким должен быть хороший вопрос?

  • Открытым
  • Сформулированным ясно, без использования сложной или неоднозначной профессиональной терминологии
  • Конкретным

О чем спрашивать?

О том, что родители делают: «О чем вы чаще всего разговариваете со своим ребенком?» «Как проводите выходные?» «В какие игры обычно играете с малышом?» и т.п.

Можно попросить родителя подробно описать какой-то режимный момент (что делает ребенок – что делает родитель, фиксируя ответы на бумаге)

Выделить в обсуждаемой ситуации наиболее яркий момент: «Если бы я там присутствовала, что бы я увидела?»

Универсальные вопросы: «В чем это проявляется?» и «Как вы на это реагируете?»

Как задать опасный вопрос?

  • Можно в самой формулировке вопроса легализовать возможный «нежелательный» ответ: «Сейчас многие родители вынуждены много трудиться и, поздно возвращаясь с работы, не успевают выполнить с ребенком задания в тетради по математике. А как обстоят дела с этим у Вас?»
  • Можно в самом вопросе обозначить возможность различных подходов: «Кто-то считает, что детей наказывать нельзя, а кто-то уверен, что без физического наказания не обойтись. А как считаете Вы?»

Что важно дать родителю на этапе оказания помощи?

  • Понимание (Что вообще происходит с ребенком?)
  • Стратегию (Что делать дальше?)
  • Поддержку (Основной инструмент – рекомендация).

Целесообразность рекомендации должна быть очевидна для родителя.

Рекомендация должна быть понятна и предлагать пошаговое руководство к действию.

Какие рекомендации эффективны?

  • Чаще выражайте ребенку положительную оценку
  • Не идите на поводу у ребенка
  • Ограничьте ребенку доступ к компьютеру
  • Уделяйте ребенку больше времени
  • Не одевайте сами ребенка
  • Каждый день играйте с ребенком по 15 минут
  • Хвалите ребенка каждый раз, когда он хорошо себя ведет

Алгоритм проведения индивидуального консультирования родителей:

1. Обозначение проблемы (предоставление родителю информации о сущности проблемы и постановка задач)

Типичные ошибки:

  • педагог пропускает этап объяснения, сразу переходя к рекомендациям
  • педагог дает оценку, а не описание проблемы («Вы с ним слишком суровы»)

2. Формулирование рекомендаций – конкретных способов решения поставленных задач

  • рекомендации лучше записать, их не должно быть много, если родитель получает готовую памятку, необходимо ее прокомментировать

3. Получение обратной связи от родителей (нужно проверить, насколько точно родитель все понял)

  • «Как вы думаете, что из предложенного вы могли бы использовать?»
  •  «С чего вы можете начать и каким образом?»

4. Договариваемся о сроке применения рекомендаций и повторной встрече (не раннее, чем через 2-3 недели)

5. Применение рекомендаций (возможны экспресс-консультации)

6. Обсуждение итогов применения рекомендаций (важно получить обратную связь о том, насколько правильно были поняты рекомендации, правильно ли применялись)

  • «Удалось ли вам применить рекомендации?» Если нет, то что помешало?»
  • «Если удалось, то как вы это делали и к какому результату это привело?»

Правила построения эффективного общения

 Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности.

Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

 Улыбка

 Имя, отчество собеседника

 Комплимент.

Приемы установления хорошего контакта с собеседником

  Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

  Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

 Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

  Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

 Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

  Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!».

  • Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!»). Чаще говорить «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!».

Таким образом, мы пришли к следующему выводу: работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога.    

Индивидуальные консультации – это форма работы педагога с родителями детей дошкольного возраста. Цель консультаций – повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей, помощь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, информирование об успехах, достижениях ребёнка, коррекция воспитательного процесса в зависимости от условий проживания и индивидуальных особенностей ребенка.

Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Поэтому педагог должен уметь найти особый подход к каждому родителю, чтобы индивидуальная консультация состоялась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровый образ жизни в детском саду и дома" консультация для педагогов и родителей

quot;Здоровый образ жизни в детском саду и дома" консультация для педагогов и родителей...

Консультация для педагогов детского сада"«Организация прогулок-походов за территорию детского сада»

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и фи...

Консультация для педагогов детских садов, для совместной работы с родителями.

Каждый воспитатель детского сада должен знать как правильно выстраивать партнерские отношения с родителями воспитанников.  Несколько примеров о том, как это правильно сделать. Что входит в о...

Консультация для педагогов детского сада тему:"Возрастные особенности детей 1-3 лет"

Консультация для педагогов детского сада по теме: «Возрастные особенности детей 1-3 лет». Подготовила и провела:Воспитатель Ферафонтова О.А....

Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....

Консультация для педагогов детского сада «Уголок природы в детском саду»

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...

Консультация для педагогов детского сада по теме: «Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения»

Консультация для педагогов детского сада по теме: «Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения»...