Консультация для педагогов детского сада «Значение индивидуальных консультаций для родителей и особенности их проведения».
консультация
Данный материал будет полезен педагогам образовательных организаций. Он содержит информацию об одной из форм работы с родителями - индивидуальная консультация. В статье очень подробно рассказано о структуре, принципах индивидуального консультирования родителей. Так же уделено внимание правилам построения эффективного общения и приемам установления хорошего контакта с собеседником.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Значение индивидуальных консультаций для родителей и особенности их проведения».
Консультация – форма индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, которая помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна; с другой – побуждает родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать.
Консультация для родителей проводятся тогда, когда назревает необходимость более обстоятельного разговора с ними для того, чтобы проанализировать какие-то промахи и ошибки, которые они допускают в воспитании ребёнка.
Многим родителям индивидуальная консультация помогает раскрыться. Родители, прислушиваясь к педагогу, начинают понимать проблемную ситуацию так, как она выглядит на самом деле, а не так как они видят ее, со своей стороны. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить.
Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку.
Цели индивидуальных консультаций для родителей в детском саду
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка;
- создание положительного эмоционального фона;
- помощь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций;
- информирование об успехах и достижениях ребёнка;
- коррекция воспитательного процесса в зависимости от условий проживания и индивидуальных особенностей ребенка.
Типы консультаций
- Методические (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута)
- Психологические (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).
Принципы консультирования родителей
- Создание доверительных отношений
- Взаимоуважение
- Заинтересованность консультантов
- Компетентность Советы и рекомендации педагога носят конкретный характер, учитывая особенности семьи, характеристику и индивидуальность ребенка.
- Безопасность
Педагог не дает оценки поведению родителя и/или ребенка, не осуждает родителя и не нагружает его чувством вины)
- Отказываемся от позиции «сверху» (не поучаем)
- Демонстрируем безоценочное отношение (избегаем понятий «правильно» – «неправильно»)
- Отказываемся от морализирования (слова «нужно», «должен», «обязан», «следует» заменяем более мягкими вариантами «важно», «хорошо, если», «по возможности», «имеет смысл»).
- Нейтральная позиция
Педагог не встает ни на чью сторону, готов к рассмотрению различных точек зрения.
- Принцип распределения ответственности
Педагог не берет на себя всю ответственность за благополучие ребенка:
«Я могу многое, но не все. Я не могу сделать так, чтобы поведение ребенка волшебным образом изменилось, но я могу помочь понять, почему он так себя ведет, и вместе с вами поискать пути изменения нежелательного поведения».
- Хорошая организация консультирования
Педагог не проводит консультацию спонтанно, готовится к ней заранее. При таком сотрудничестве родители получат исчерпывающий ответ, а не абстрактную информацию.
Требования к проведению консультации
- Инициатором консультации выступает ДОУ, но может быть проведена по инициативе родителей.
- Консультацию проводят в вечернее время и в отсутствии ребёнка.
- Средняя продолжительность одной беседы 30-40 минут.
- Консультация проводится без спешки и доброжелательно.
- Важно расположить к себе родителя.
Содержание консультации
Консультация может быть организована в форме беседы, обсуждения проблемы, статьи (заранее прочитанной, вопросов и ответов). Содержание консультации состоит из подготовительного этапа, этапа оказания помощи и заключительного этапа - получение обратной связи от родителей.
Подготовка педагога к консультации:
- наметить тему, план;
- определить цели и желаемый результат;
- подготовить содержание, наглядность;
- продумать место и время;
- заранее пригласить родителя;
- сформулировать рекомендации;
- при необходимости пригласить психолога и других специалистов.
Как помочь родителю увидеть наличие проблемы?
- Установите с родителем контакт и доверительные консультативные отношения
- Найдите положительные черты ребенка, которые можно отметить в беседе с родителем.
- Откажитесь от прямой конфронтации («Неужели Вы сами не видите, что он…»)
Организация работы с родителем на подготовительном этапе консультирования
Готовясь к консультации, целесообразно уточнить и прояснить проблемы, определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Методы, которые используем на этом этапе: выслушивание, уточняющие вопросы, психологическая диагностика (при необходимости)
Результатом этого этапа должно сложиться определенное представление о сути проблемы, предположение о причинах возникновения и способах ее разрешения.
Основной инструмент этого этапа – вопрос, его цель – помочь собрать информацию, задача – побудить родителя рассказать, как можно больше.
Каким должен быть хороший вопрос?
- Открытым
- Сформулированным ясно, без использования сложной или неоднозначной профессиональной терминологии
- Конкретным
О чем спрашивать?
О том, что родители делают: «О чем вы чаще всего разговариваете со своим ребенком?» «Как проводите выходные?» «В какие игры обычно играете с малышом?» и т.п.
Можно попросить родителя подробно описать какой-то режимный момент (что делает ребенок – что делает родитель, фиксируя ответы на бумаге)
Выделить в обсуждаемой ситуации наиболее яркий момент: «Если бы я там присутствовала, что бы я увидела?»
Универсальные вопросы: «В чем это проявляется?» и «Как вы на это реагируете?»
Как задать опасный вопрос?
- Можно в самой формулировке вопроса легализовать возможный «нежелательный» ответ: «Сейчас многие родители вынуждены много трудиться и, поздно возвращаясь с работы, не успевают выполнить с ребенком задания в тетради по математике. А как обстоят дела с этим у Вас?»
- Можно в самом вопросе обозначить возможность различных подходов: «Кто-то считает, что детей наказывать нельзя, а кто-то уверен, что без физического наказания не обойтись. А как считаете Вы?»
Что важно дать родителю на этапе оказания помощи?
- Понимание (Что вообще происходит с ребенком?)
- Стратегию (Что делать дальше?)
- Поддержку (Основной инструмент – рекомендация).
Целесообразность рекомендации должна быть очевидна для родителя.
Рекомендация должна быть понятна и предлагать пошаговое руководство к действию.
Какие рекомендации эффективны?
- Чаще выражайте ребенку положительную оценку
- Не идите на поводу у ребенка
- Ограничьте ребенку доступ к компьютеру
- Уделяйте ребенку больше времени
- Не одевайте сами ребенка
- Каждый день играйте с ребенком по 15 минут
- Хвалите ребенка каждый раз, когда он хорошо себя ведет
Алгоритм проведения индивидуального консультирования родителей:
1. Обозначение проблемы (предоставление родителю информации о сущности проблемы и постановка задач)
Типичные ошибки:
- педагог пропускает этап объяснения, сразу переходя к рекомендациям
- педагог дает оценку, а не описание проблемы («Вы с ним слишком суровы»)
2. Формулирование рекомендаций – конкретных способов решения поставленных задач
- рекомендации лучше записать, их не должно быть много, если родитель получает готовую памятку, необходимо ее прокомментировать
3. Получение обратной связи от родителей (нужно проверить, насколько точно родитель все понял)
- «Как вы думаете, что из предложенного вы могли бы использовать?»
- «С чего вы можете начать и каким образом?»
4. Договариваемся о сроке применения рекомендаций и повторной встрече (не раннее, чем через 2-3 недели)
5. Применение рекомендаций (возможны экспресс-консультации)
6. Обсуждение итогов применения рекомендаций (важно получить обратную связь о том, насколько правильно были поняты рекомендации, правильно ли применялись)
- «Удалось ли вам применить рекомендации?» Если нет, то что помешало?»
- «Если удалось, то как вы это делали и к какому результату это привело?»
Правила построения эффективного общения
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности.
Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
∙ Улыбка
∙ Имя, отчество собеседника
∙ Комплимент.
Приемы установления хорошего контакта с собеседником
∙ Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
∙ Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
∙ Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
∙ Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
∙ Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
∙ Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!».
- Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!»). Чаще говорить «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!».
Таким образом, мы пришли к следующему выводу: работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога.
Индивидуальные консультации – это форма работы педагога с родителями детей дошкольного возраста. Цель консультаций – повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей, помощь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, информирование об успехах, достижениях ребёнка, коррекция воспитательного процесса в зависимости от условий проживания и индивидуальных особенностей ребенка.
Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Поэтому педагог должен уметь найти особый подход к каждому родителю, чтобы индивидуальная консультация состоялась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Здоровый образ жизни в детском саду и дома" консультация для педагогов и родителей
quot;Здоровый образ жизни в детском саду и дома" консультация для педагогов и родителей...
Консультация для педагогов детского сада"«Организация прогулок-походов за территорию детского сада»
Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и фи...
Консультация для педагогов детских садов, для совместной работы с родителями.
Каждый воспитатель детского сада должен знать как правильно выстраивать партнерские отношения с родителями воспитанников. Несколько примеров о том, как это правильно сделать. Что входит в о...
Консультация для педагогов детского сада тему:"Возрастные особенности детей 1-3 лет"
Консультация для педагогов детского сада по теме: «Возрастные особенности детей 1-3 лет». Подготовила и провела:Воспитатель Ферафонтова О.А....
Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»
Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....
Консультация для педагогов детского сада «Уголок природы в детском саду»
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...
Консультация для педагогов детского сада по теме: «Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения»
Консультация для педагогов детского сада по теме: «Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения»...