Проект "Семья, главное в жизни!" и презентация
проект (подготовительная группа)

Проект "Семья, главное в жизни!" и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semya_glavnoe_v_zhizni.docx303.14 КБ
Файл prezentatsiya_semya_moe_bogatstvo_.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

«Семья, главное в жизни!»

Подготовительная группа




Руководитель проекта:

Воспитатель: Гневушева С.Ю.


2024 год

Счастье - это родные горячие руки, которые никогда тебя не выпустят, не уронят, даже если перевернулся весь мир. (С. А. Есенин)

Вид проекта: информационно – творческий

По количеству участников: коллективный (воспитатели группы, дети, родители)

Продолжительность проекта: краткосрочный (октябрь-ноябрь)

Актуальность.

«Семья - это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья - это самые прочные узы всей вашей жизни» - так гласит народная мудрость.

Сейчас, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители зачастую не успевают оказать достаточно внимания своим детям, что в свою очередь неблагоприятно сказывается на детско-родительских отношениях, утрачивается ценность семьи.

Между тем, семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.

При беседе с детьми о том, что они знают о семье, выяснилось следующее: у них отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как род, родословная, предки. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения.

Это свидетельствует о том, что теряется связь поколений, семья перестает быть крепостью и опорой для ее членов, забываются традиции, обычаи, прошлое. Постепенно ослабевает воспитательный потенциал семьи. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство в ДОУ.

Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья – моё богатство». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому. Понимая важность семейных ценностей, я решила запустить проект «Семья, главное в жизни».

Цели проекта:

Расширить представления детей о своей семье, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, воспитывать любовь и уважение к семье, как людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких, вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – ребенок – семья».

Задачи:

1. Закреплять у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.

3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.

4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.

5. Воспитывать интерес к своей родословной.

6. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».

7. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Планируемый результат со стороны детей:

воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам,

знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники,

повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.

установить с родителями доверительные и партнёрские отношения.

Планируемый результат со стороны педагога:

активизировать поисковую деятельность;

установить доверительные и партнёрские отношения с родителями;

создать условия для благоприятного взаимодействия с родителями.

Планируемый результат со стороны родителей:

повысить активность участия родителей в жизнедеятельности группы;

повысить педагогическая культура родителей;

заинтересовать родителей в продолжении сотрудничества.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, анкетирование родителей, подборка и изучение литературы.

2 этап – основной: Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) включает в себя совершенствование содержания предметно-игровой среды группы, насыщение развивающим материалом по семейному воспитанию. Использование разработанных мероприятий в работе с детьми. Организация работы с родителями.

3 этап – заключительный: презентация проекта.

Содержание этапов

1 этап: подготовительный

1.1. Определение проблемы.

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы:
- Самые родные для ребенка люди?
- Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?
- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?
- Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?
- Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Кем приходится ваша мама вашей бабушке?
- Как вы думаете, это чужие люди или родственники?
- Как можно назвать одним словом этих людей?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?

На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание

1.2. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.

1.3. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Составление с родителями таблицы: «Генеалогическое древо».

2 этап: основной

Познавательное развитие:

Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, беседа - игра на тему: «Моя семья», викторина «В какой сказке встречаются семьи».

Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение».

Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Дидактическая игра: «Домашний труд».

Социально – коммуникативное развитие:

Рассказы детей о семье.

НОД: прочтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее».

Чтение и пересказ нанайской народной сказки «Айога».

Чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой».
Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу, стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».

Сюжетно-ролевые игры: «Дом, семья», «Магазин», «Больница».

Художественное – эстетическое развитие

Художественное творчество:

НОД: рисование «Образ семьи»;
аппликация «Это я».

Музыка: слушание музыки и песен о маме и папе.

Речевое развитие

Беседы на тему «Дружная семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Генеалогическое древо», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение», «В какой сказке встречаются семьи.
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково»

Физическое развитие.

Физкультминутка «Семья».

Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».

Подвижная игра «Кувшин доброты».

Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
Психогимнастика: «Превращение в цветущее дерево».

Работа с родителями

Комплексное занятие «Ко дню пожилого человека»

Участие в создании плаката «Моя родословная. Генеалогическое древо».

Консультация «Как создать родословную своей семьи», «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома», (домашнее задание создать и опубликовать видеоролик: «Совет отца: «Как воспитать хорошего человека»), «Роль семьи вы воспитании дошкольника».

Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту».

Индивидуальные семейные консультации.

Анкетирование: «Семья глазами ребенка», «Права и обязанности детей»,

Рассказы родителей о своей профессии.

Консультации «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной», «Помогаем детям вместе», «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

Создание групповой книги «Вкусная и полезная книга нашей семьи».

Оформление стенда «Папин труд я берегу, помогаю чем могу», «Один в один».

3 этап (заключительный)

В конце проекта была устроена выставка детских работ: рисунков по теме «Моя семья»; аппликации генеалогического древа, составленного вместе с родителями. Просмотр презентаций, составленных детьми и родителями «Моя семья — мое богатство».

Был проведен фестиваль «Поющая семья».

Сводная – информационно – диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье

1. Дети знают:

-прошлое своей семьи, могут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе;

- в своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как «уютный дом», «родной дом», «мои родственники» и др.;

- пополнился словарный запас;

- приобрели представления об общечеловеческих ценностях;

- научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям пожилого возраста;

- развито чувство гордости за свою семью.

2. В процессе работы над проектом я, как и дети подробно изучила семьи воспитанников с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.

Оценка результатов:

Я считаю, что главным критерием эффективности данного проекта должна стать активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.

Заключение.

В результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.

За время реализации проекта «Семья, главное в жизни» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники будут иметь представление о родословной, как истории семьи. Верится, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.

Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только  познали и освоили новое, но и  активно трудились и отдыхали в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратились из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Список использованной литературы.

1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: ЛинкаПресс, 2007.

Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение

Дружинин В. Н. Жена должна не пилить, а вдохновлять // Деловой мир. - 1995. - 2 декабря. - С.

.Дружинин В. Н. Психология семьи. - М., 1996.

Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. - М. : ПедагогикаПресс, 1992. - 192 с.

Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 2008, №4, 2007.

.Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2009.

10. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А.

Приложение 1

Вопросы для индивидуальных бесед с детьми

Первая часть:

  • Как ты понимаешь, что такое семья?
  • У тебя большая семья?
  • Есть ли у тебя бабушки, дедушки?
  • Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку?
  • Есть ли у тебя брат или сестра?
  • На кого ты похож?
  • Знаешь ли ты имя и отчество своих бабушек?
  • Помогаешь ли взрослым выполнять домашние обязанности?

Вторая часть:

  • Часто ли ваша семья собирается вместе?
  • Чем любит заниматься твоя семья по вечерам?
  • Как вы проводите воскресные дни?
  • Приходят ли твои друзья к тебе в гости, что вы делаете?
  • Какие семейные праздники бывают у вас дома?
  • Какой семейный праздник ты любишь больше всего?
  • Почему ты любишь именно этот праздник?
  • Есть ли в вашей семье какие-либо традиции и национальные обычаи?

Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим ответить вас на вопросы данной анкеты. Полученная информация поможет нам в организации работы по приобщению детей к семейной традиционной культуре.

  1. Какие семейные праздники проводятся у вас дома?_______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие семейные традиции и национальные обычаи есть в вашей семье?______________________________________________________________________________________________________________________
  2. Знают ли ваши дети, где они родились?_____________________________________________________
  3. Знают ли ваши дети, где родились их родители?_____________________________________________________
  4. Часто ли вы берете своих детей к себе на место своей работы?_______________________________________________________
  5. Имеется ли в вашей семье фотоальбом, где последовательно отражается история вашей семьи?___________________________________________
  6. Имеется ли в вашей семье переданный вам по наследству предмет, который вы бы хотели, чтобы хранили ваши дети?_______________________________________________________________________________________________________________________
  7. Рассказываете ли вы о трудовых достижениях членов семьи?________________________________________________________
  8. Рассказываете ли вы своим детям интересные случаи из жизни своих родственников?_______________________________________________________________________________________________________________

                                                                   Спасибо!

Приложение 3

Конспект беседы на тему: «Род и родословие»

Цель: Закреплять представления о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о происхождении фамилии, традициях и обычаях; воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Материалы и оборудование: Аудиозапись песни «Семейный альбом», фотографии членов семьи и детей.

Планируемые результаты: имеет представление о родственных отношениях и взаимосвязях, знает понятие «родословная», «генеалогическое древо»; умеет составлять родословное древо; составляет небольшой рассказ на тему: «моя родословная».

Воспитатель:

- Сегодня мы поговорим о семье. Ребята, как вы понимаете, что такое семья? (ответы детей). Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки, сестра, братья – это ваша семья. Что такое родословная? У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад. А что было до того как вы родились? Почему ваша жизнь складывается именно так, а не иначе? Это все можно узнать из истории твоей семьи. В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история, по другому, родословная. Родословная, слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Ваши, прабабушки, прапрабабушки, прадедушки и прапрадедушки – ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей. На протяжении 100 лет живут одновременно три поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живет внук.

Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «Генеалогическая таблица», или «Генеалогическое древо». Генеалогия – наука о родословной человека. А как вы думаете, для чего люди составляют родословные? Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны. А может быть, вы узнаете что то такое, что поможет возгордиться вашей семьей. В середине века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное древо. Знание истории семьи так же нужно для определения происхождения вещей из семейной коллекции. Если всерьез заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия. Каждая семья имеет свою историю. История вашей семьи связана с многими семьями, со знакомыми, с другими людьми, каждый из которых имеет свою историю. Значит, история семьи является частью истории страны. Легко ли составить родословную своей семьи? Это очень трудно! Но мы с вами попытаемся создать первую ступень генеалогического древа. Начнем с себя. Как твое фамилия, имя, отчество. (дети называют). Дальше древо пускает веточки вверх, там будет информация о твоих родителях, т.е. фамилия, имя, отчество мамы и папы. (Дети называют) У родителей есть свои родители. Дальше составить свою родословную продолжите составлять дома с родителями.

Домашнее задание: Составить родословную своей семьи.

Приложение 4

Консультация для родителей "Как создать родословную своей семьи".

Немного истории.

Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями.

Термин "родословие" использовался в России с 11 века и до начала 20 века, современная историческая наука оперирует его греческим прототипом "генеалогия". В педагогике наиболее часто встречается термин "родословная". Поэтому мы также будем использовать этот термин.

В народной культуре, в фольклоре связь поколений символизирует древо жизни. Его корни – наши далёкие предки; его ствол – старшие поколения; ветви, цветы, плоды – дети, внуки. Корни древа жизни находятся на небе, а ветви на земле. Такое описание образа древа жизни составил А.Н.Афанасьев.

Древо жизни растёт, если младшее поколение помнит и чтит предков, уважает старших, а старшие бережно, ласково относятся к детям.

Ведением родословных книг занималось государство ещё в 15 веке, что позволяло проследить все ли князья, бояре и дворяне служат царю или уклоняются от государственной службы. Родословные книги также содержат рисунки – схемы, которые впоследствии получили название родословных таблиц.

Правила составления родословной. Терминология.

В генеалогии существует специальная терминология, определённые правила, согласно которым составляется родословная.

Род – это лица, связанные общим происхождением, ведущие своё начало по мужской линии от одного общего предка – родоначальника, объединённые общностью крови, т.е. находящиеся в кровном родстве. Род состоит из поколений: родоначальник, его дети, внуки, правнуки. Членами рода являются как мужские потомки, так и женские. На сегодняшний день мы можем говорить о некотором сходстве понятий "род" и "фамилия".

Родословная – это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает.

Существует два основных способа её ведения – по восходящей и нисходящей линии.

При составлении восходящей родословной главным объектом исследования является тот человек, о предках которого собираются сведения. Восходящая прямая линия родства идёт от данного лица к его предкам. Для оформления линии восходящего родства достаточно широко используется круговая таблица.

Нисходящую родословную начинают составлять с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Таблица нисходящего родства напоминает пирамиду, вершина которой – родоначальник, а основание – последнее поколение его потомков.

Вариантом таблицы нисходящего родства является родословное, или генеалогическое, древо.

Родословное древо – это перевёрнутая таблица нисходящей родословной, чаще всего мужской. Она действительно напоминает разветвлённое дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков – на разветвлениях и стилизованных ветвях и веточках.

Так же существуют следующие термины:

  • родословная – история семьи, рассказ о своей семье, своём роде, своих предках;
  • род – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того общего предка;
  • предки  люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения;
  • поколение – люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста;
  • обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции;
  • традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Как создать яркий образ родословной.

Все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения.

Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. Они любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали.

О своих родных, о семье можно рассказать словами, составить схему. А можно создать красивый образ семьи – дерево, цветок, дом, корабль. Подумайте, какой образ подходит вашей семье.

Чтобы получился свой особенный, яркий и красивый образ семьи, нужно выразить её особенности и задать себе вопросы: "На что похожа наша семья? Какая она?".

Вряд ли ребёнка заинтересуют скучные прямоугольники или овалы, необходим привлекательный образ.

В качестве одного из вариантов может подойти рисунок семейного или родословного древа; или же гроздь винограда, как образ дружной, сплочённой семьи; или же радуга, как образ семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий семь поколений. Семья может быть похожа на явление природы, растение, животное, здание. Даже на предмет, например на игрушку. Всё зависит от вашего творчества. Творите и получайте удовольствие от результата.


Приложение 5

Пословицы и поговорки о семье.

Брат с братом на медведя ходят.

Братская любовь крепче каменной стены.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своем доме и стены помогают.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

     Где мир да лад, там и Божья благодать.

     Дерево держится корнями, а человек семьей.

     

     Доброе братство лучше богатства.

     Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

     Дружная семья не знает печали.

     Жизнь родителей в детях.

     За общим столом еда вкуснее.

     Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Люблю своих детей, но внуки милей.

Любовь братская крепче каменных стен.

На что и клад, когда в семье лад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Не прячь свои неудачи от родителей.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

Семья дает человеку путевку в жизнь.

Семья крепка ладом.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Сердце матери греет лучше солнца.

Согласье в семье — богатство.

Старший брат как второй отец.

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.

Терпенью матери нет предела.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.          

Стихи

Как появилось слово семья?

 Когда-то о нем не слыхала земля.

 Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

 «Сейчас я тебе 7 вопросов задам:

 кто деток родит мне, богиня моя?»

 И Ева тихонько ответила: «Я».

 «Кто платье сошьет, постирает белье,

 Меня приласкает, украсит жилье?

 Ответь на вопрос мой, подруга моя...»

 «Я, я, я», - Ева молвила: «Я».

 Сказала она знаменитых семь «Я»,

 И так на земле появилась семья».

***

Семья - это мы. Семья - это я.

Семья - это папа и мама моя.

Семья - это Владик, братишка родной,

Семья - это котик пушистенький мой.

Семья - это бабушки две дорогие,

Семья - и сестрёнки мои озорные.

Семья - это крёстная, тёти и дяди,

Семья - это ёлка в красивом наряде.

Семья - это праздник за круглым столом,

Семья - это счастье, семья - это дом,

Где любят и ждут, и не помнят о злом.

                    ***

В семейном кругу мы с вами растем.

 Основа основ - родительский дом.

 В семейном кругу все корни твои,

 И в жизни ты входишь из семьи.

 В семейном кругу мы жизнь создаем,

 Основа основ - родительский дом».

                    ***

«Жизнь человека - только миг

 В безбрежном времени вселенной,

 И только в памяти живых

 Она становится нетленной».

 «И дух наш, продолжая жить,

 Во внуков, правнуков вольется.

 И никогда не оборвется

 Веков связующая нить».

                      ***

Л. Суслова.

 А дом, заставленный добром, еще не дом.

 И даже люстра над столом,- еще не дом.

 И на окне с живым цветком - еще не дом.

 И даже с чайника бочком - еще не дом.

 Когда вечерняя сгустится темнота,

 Тогда эта истина понятна и проста-

 Что от ладоней до окна наполнен дом

 Твоим теплом.

                     ***

Семья – это громкое слово!

 Семья – это звонкое слово!

 Семья – это слово важное,

 Об этом вам скажет каждый.

 Семья – это солнце светит,

 Семья – это звезды на небе,

 Семья – это всё любовь.

 Любовь сыновей и отцов,

Любовь дочерей и мам.

 Любовь свою дарим вам!...  

                ***

Семья – защита от обид,

 Для малышей она как щит.

 Как прочная она броня

 От холода и от огня.

 Случилась с малышом беда,

 Семья поймёт его всегда;

 Порой за шалость побранит

 Но все равно потом простит.

 Семья – любви волшебный край,

 Она как драгоценный рай,

 В котором вера и мечта

 Ее иссякает никогда.

 Всем детям на земле нужна

 Семьи волшебная страна,

 Чтобы любить и жалеть,

 Чтобы они могли взлететь.

                ***

          «Моя родня»

Мама с папой – моя родня.

 Нет роднее родни у меня.

 И сестренка – родня, и братишка,

 И щенок лопоухий – Тишка.

 Я родных своих очень люблю.

 Скоро всем им подарки куплю

 Папе будет моторная лодка,

 Маме в кухню – удобная щенка,

 Молоток настоящий – братишке,

 Мяч – сестренке, игрушку – Тишке.

 А еще есть друг у меня,

 Друг Сережа мне тоже родня.

 Я к нему прибегаю с утра,

 Без него мне игра не игра.

 Все секреты ему расскажу,

 Все на свете ему подарю!  Я.Аким

              ***

Самый лучший!

Может он в футбол играть,

Может книжку мне читать,

Может суп мне разогреть,

Может мультик посмотреть,

Может поиграть он в шашки,

Может даже вымыть чашки,

Может рыбу он ловить,

Кран на кухне починить.

Для меня всегда герой –

Самый лучший папа мой!

Загадки

Послушай, вот моя семья

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – я.

Какая же у нас семья?   (6 человек)

Мы - большущая семья,

Самый младший - это я!

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Даша,

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем -

Говорят, что детский дом.

Посчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей? (8)

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть,

И в лошадки есть,

И у собачки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя)

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная...       (семья)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится?    (Семья)

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя...  (мама)     

Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без... (папы)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

Ты трудилась, ты устала

И совсем не отдыхала,

Буду солнышко просить

Утром в окна не светить:

— Не вставай так рано,

Не буди ты...            (маму)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая...   (сестренка)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка,

Кто? — Родная... (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (дед)

Приложение 6

НОД рисование на тему: «Образ моей семьи»

Цель: Формировать элементарные представления о родословной как об истории и образе своей семьи. Развивать изобразительное творчество. Воспитывать любовь к своей семье.

Виды детской деятельности: Решение творческой задачи по созданию в рисунке образа своей семьи, самостоятельный замысел и построение композиции рисунка, обсуждение вопросов, связанных с изображаемым.

Материалы и оборудование: Бумага бела размером А4, простой или цветные карандаши; иллюстрации из детских книг с изображениями взрослых и детей.

Планируемые результаты: Выполнит рисунок всей семьи, соблюдая пропорции.

Приложение 7

Конспект беседы на тему: «Дружная семья»

Цель: Учить составлять рассказ по опорным вопросам на тему: «Моя семья», восстанавливать деформированный текст повествовательного характера, придумывать предложения по схеме, типу высказывания, с определенным словом, расширять и систематизировать знания о предложениях. Развивать навыки правильного грамматического строя речи.

Планируемые результаты: Сформировать представление о семье, родственниках отношениях, семейных традициях; может составить небольшой рассказ о своей семье.

Материалы и оборудование: Плакат с нарисованным большим сердцем, клей, маленькие сердечки.

Дети сидят полукругом, у каждого в руках по маленькому сердечку.

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами поговорим о семье. Как вы понимаете слово «семья»? (Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, братья, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.)

- Рассмотрите плакат «Родословное дерево». Какая часть у дерева считается главной? (Корень) А в семье кто самый главный? (Тот кто старше). Это наши бабушки и дедушки, согласитесь, они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советом. У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете, кого? (бабушки, дедушки.) Затем фотографии мам, пап, детей. Давайте вспомним, кто есть в вашем семейном альбоме. Расскажите о своей семье. Народная мудрость гласит: «Не нужен клад, когда в семье лад». Как вы понимаете слово клад? Как вы понимаете слово лад? Что такое «лад»? (Умение ладить с людьми – это самое ценное качество в человеке.)

- Сейчас я вам расскажу одну историю, вы будьте внимательны, чтобы смогли ответить, почему эту семью считают дружной.

В давние времена жила удивительно дружная семья. Огромная семья – 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда ,то спросил главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово – «понимание».

- Так почему мы эту семью называем дружной? Рассмотрите сердце, которое символизирует дружную семью. Вот это большое сердце, наша дружная семья, и состоит оно из маленьких сердец, в которых должны царить: дружба, доверие, счастье, уважение. Возьмите маленькие сердечки и прикрепите их вокруг большого сердца.

Приложение 8

Консультация для родителей

"Роль семьи в воспитании дошкольника"

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей»

В.А. Сухомлинский

Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре создаются в семье. Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне.

В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников. Прежде всего, это глубокая кровная любовь родителей к детям и детей к родителям.

Но если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. И наоборот, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.

Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Поэтому родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Для ребенка дошкольного возраста авторитет родителей существует как бы изначально и непререкаем. Папа и мама для него «самые, самые» — красивые, умные, смелые и т.д. В спорах дошкольников наиболее веский аргумент — «мой папа так сказал», «моя мама так делает». Поступки и суждения родителей не подлежат критике. Но ребенок взрослеет, наблюдает, анализирует, сравнивает и порой бывает вынужден признать, что его папа и мама не столь безупречны, как ему казалось ранее.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. Честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей, так проявляя роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется комплекс неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя, подсознательно формирует у своих детей подобный тип поведения.

Грубость, неуважение, раздражительность так же перенимаются детьми, как и доброжелательность. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.

Ещё важно различать, существенный или незначительный повод вызвал те или иные эмоции родителей, соответствуют ли проявленные чувства происшедшему. Например, сын разбил тарелку. По этому поводу можно раскричаться, вспомнить еще несколько промахов ребенка, создать на весь день тяжелую атмосферу взаимного недовольства. Соответствует ли напряженность чувств существу происходящего? Разумеется, нет. Лучше объяснить ребенку причину происшедшего (торопливость, невнимательность, случайность и др.), пожалеть о разбитой тарелке и поставить на этом точку.

Нельзя уличать ребенка в плохом поступке, стыдить, если у вас нет уверенности, что он его совершил. Ошибка может стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться «вывернуться», говоря неправду. Если возникнет ситуация, когда надо оценить неблаговидный поступок ребенка, не следует спешить. Спросите, что случилось, как он сам оценивает свое поведение. При этом ребенок должен почувствовать, что родители ему сопереживают, стремятся разобраться во всем по существу, по справедливости, помочь.

Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Бабушки и дедушки должны рассказать внукам об их предках и других родственниках. Можно нарисовать вместе с ребенком древо семьи (генеалогическое дерево): это позволит ему наглядно представить последовательность поколений семьи, родственные отношения между ее членами. На дереве будет и его веточка, он сможет ощутить свою связь с ушедшими и ныне живущими людьми, которых объединяет понятие «семья». Обретут имена и биографии те, кто запечатлен на старых фотографиях в семейном альбоме.

Все это очень важно для формирования у ребенка уважительного отношения к семье, потребности знать свои корни, понимания необходимости теплых отношений между родственниками. Все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь.

Часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям, сколько раз в течение дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками, делами и сколько раз выражали свое неудовольствие, раздражение? Преобладание того или другого и определяет стиль отношений в семье и то, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребенка: доброжелательность, оптимизм, способность к состраданию, сочувствию.

Приложение 9

Комплексное занятие, посвященное «Дню пожилого человека»

в подготовительной группе

Цель: Воспитание у детей любви и уважения к людям старшего поколения.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости. Мы рады видеть вас в нашем уютной светлой группе и провести время в хорошем, бодром настроении с доброжелательными и хорошими друзьями.

ребенок

Теплый день осенний

Солнцем позолочен,

Радостной работой

Ветер озабочен.

ребенок

Кружит листопадом

Осени в усладу,

Седину ласкает

Старикам в награду.

ребенок

В этот день сентябрьский

По веленью века

Чувствует природа

Пожилого человека!

ребенок

Бабушке – солнышко, дедушке – стих,

Много здоровья вам на двоих,

Счастья желаем ещё на два века,

Вместе С ДНЁМ ПОЖИЛОГО вас человека!

Воспитатель. В этот замечательный день хочется сказать много добрых слов старшему поколению. Не всегда была безоблачна ваша жизнь, но каждый знает, что только благодаря любви, взаимопониманию и дружбе наша жизнь становится легче и краше. День отмечается в осенние дни. Может быть это неспроста. Осень жизни, как и осень года надо не скорбя благословить. Эти крылатые слова из известного к/ф «Служебный роман» понятны многим, сидящим в этом зале.

ребенок

Меняет цвет природа,

Меняется погода,

И солнцу золотому

Идут дожди вослед,

А за теплом – ненастье,

За горем будет счастье,

И молодость на старость

Меняет человек.

ребенок

Так жизнь идёт по кругу,

Года спешат друг к другу,

Но радостью, надеждой

Наполнен год и век.

И в день осенний яркий

Прими цветы, подарки,

Наш пожилой любимый,

Наш добрый человек!

Песня «Божья коровка»

ребенок

День Пожилых в России наступает,

С признанием мы отдаем им честь.

Жизнь не прошла и мир об этом знает,

Гармония в любви и в мире, есть!

ребенок:

В День Пожилых, пусть мир помолодеет,

И в жизни есть, гуманность и порок,

Ведь тело, не душа, оно дряхлеет

От прожитых и пройденных дорог.

Не будьте мрачными и злыми,

Пусть убегают прочь года!

Ведь главное, чтоб сердце не старело

И улыбались радостно глаза!

Воспитатель: Дорогие наши бабушки и дедушки, ваши внуки нарисовали ваши портреты и организовали выставку, но мы специально не подписали работы, так как хотели бы что бы вы узнали себя на рисунках.

Конкурс для гостей: «Узнай себя»

ребенок

Неслышно пролетают годы,

Как птиц небесных караван.

И мчится время незаметно –

Ты не грусти по пустякам,

Ты не грусти, заметив перемены,

Когда морщинку лишнюю найдешь.

Дни новые придут прошедшим дням на смену,

И возраст ваш по-своему хорош.

Воспитатель: А знаете ли вы, что ваши внуки знают свою родословную! Они приготовили для вас мини презентацию!

Показывают мини презентации

Воспитатель: Сегодня у нас в группе есть еще одна выставка! На этой выставке представлены работы бабушек и дедушек для своих внуков. (озвучивание работ выставки). Ребята тоже готовы подарить на праздник своим бабушкам и дедушкам подарки, изготовленные своими руками, поэтому мы сейчас смастерим цветы из гофрированной бумаги, а бабушкам и дедушкам разрешается помочь, если где-то не получается!

Под музыку про бабушек, дети делают цветок.

Воспитатель: А теперь давайте все вместе возьмемся за руки и почувствуем, как наша любовь передается через наши теплые ладошки. Слышите, как громко бьются наши любящие сердца, а теперь запомним этот миг и никогда не забудем! Вот и подошла к концу наша теплая встреча, но пусть ещё долго будет она греть ваши сердца и души, а чувства любви, признательности и дружбы всегда будут идти с вами по жизни долгие и долгие годы. А сейчас еще один сюрприз, наши бабушки накрывают нам сладкий стол, с пирогами и блинами и приглашают всех на чаепитие!

Чаепитие.

Приложение 10

Чтение, пересказ нанайской народной сказки «Айога»

Цель: Учить образное содержание сказки, понимать и оценивать характеры персонажей. Закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений. Рассмотреть ситуацию в семье.

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся путешествовать по сказке. Послушайте нанайскую народную сказку «Айога».

Нанайская народная сказка.
Айога.

В роду Самар жил один нанаец - Ла. Была у него дочка, Айога. Красивая девочка. Все ее любили. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет - ни в этом, нив каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит - и не может оторваться. Глядит - не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде.

Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:

- Принеси воды, дочка!

Айога отвечает:

- Я в воду упаду.

- А ты за куст держись, - говорит ей мать.

- Куст оборвется, - говорит Айога.

- А ты за крепкий куст возьмись.

- Руки поцарапаю…

Говорит Айоге мать:

- Рукавицы надень.

- Изорвутся, - говорит Айога. А сама все в медный таз смотрится - какая она красивая!

- Так зашей рукавицы иголкой.

- Иголка сломается.

- Возьми толстую иголку, - говорит отец.

- Палец уколю, - отвечает дочка.

- Наперсток возьми…

- Наперсток прорвется.

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

- Давай за водой схожу, мать!

Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.

Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:

- Дай мне лепешку, мать!

- Горячая она, руки обожжешь, - отвечает мать.

- А я рукавицы надену, - говорит Айога.

- Рукавицы мокрые…

- Я их на солнце высушу…

- Покоробятся они, - отвечает мать.

- Я их мялкой разомну.

- Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет. Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.

Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась - длинная стала. Говорит девочка Айоге:

- Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.

Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.

- Не надо мне ничего-го-го! - кричит.

Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:

- Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красива...

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:

- Айога-га-га! Айо-га-га-га!

Вопросы

- Как называется сказка? (Айога – нанайская сказка).

- Почему она так называется? (Сказка про девочку, которую звали –Айога. Девочка была очень красивая, но ленивая и гордая; про нее можно сказать – злая и невоспитанная. Она от злости обратилась в гуся. Айога разучилась разговаривать)

- Только имя свое не забыла, что бы с кем ни будь ее красавицу, не спутали, только людей завидит и кричит: Айо га-га-га!)

- Как это случилось? (Когда мама отдала лепешку соседской девочке, Айога разозлилась, побелела, зашипела, замахала руками, пальцы растопырила – руки в крылья превратились, бултыхнулась в воду и обратилась в гуся.)

- Давайте изобразим, как выглядела Айога в эти минуты. (Дети повторяют последовательность превращения девочки в гуся.)

- Часто говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Как вы думаете, чему учит эта сказка? Какова мораль этой сказки. (Нужно быть не только красивой лицом, но и своими поступками. Нужно трудиться, заботиться о других. Слушаться своих родителей.)

-Вы знаете много пословиц и поговорок по этой теме. Какая подошла бы к этой сказке? («Жизнь дана на добрые дела»; «не одежда красит человека, а добрые дела»; «человек от лени болеет, а от труда здоровеет»; «труд кормит, а лень портит»; «Живи для людей, поживут и люди для тебя».

Итог занятия:

- Дети, что же дороже всего для людей: родных и близких, чужих и малознакомых? (Любовь, уважение, забота друг о друге.) Каждому человеку жизнь дана на добрые дела.

Приложение 11

Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья»

Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка, тети и дяди.
Игровые действияИгровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Предварительная работа: Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа. Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся». Рассматривание семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки. Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.

Приложение 12

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».

Предварительная работа: Экскурсия в магазин. Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине. Беседа с детьми о проведенных экскурсиях. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах. Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).

Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки,
сумки, кошельки, ценники, товары по отделам,
машина для перевозки товаров, оборудование для
уборки.


Приложение 13

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Роли: врачи, медсестры, больные, санитарки.
Игровые действия: Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы и, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской больнице. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э.Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)
Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет ножницы,
губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

Приложение 14

Результаты диагностики к проекту «Моя семья»

Вопросы для индивидуальных бесед с детьми

Первая часть:

вопросы

Ответы на начало проекта

Ответы на конец проекта

Как ты понимаешь, что такое семья?

У тебя большая семья?

Сколько человек в твоей семье?

Как зовут маму, папу?

Есть ли у тебя брат или сестра? Кто самый младший?

На кого ты похож?

Есть ли у тебя бабушки, дедушки?

Знаешь ли ты имя и отчество своих бабушек?

Помогаешь ли взрослым выполнять домашние обязанности? Какие?

Приложение 15

Результаты диагностики к проекту «Моя семья»

Вопросы для индивидуальных бесед с детьми

Вторая часть:

вопросы

Ответы на начало проекта

Ответы на конец проекта

Часто ли ваша семья собирается вместе?

Чем любит заниматься твоя семья по вечерам?

Как вы проводите воскресные дни?

Приходят ли твои друзья к тебе в гости, что вы делаете?

Какие семейные

праздники бывают у

вас дома?

Какой семейный праздник ты любишь больше всего?

Почему ты любишь именно этот праздник?

Есть ли в вашей семье какие-либо традиции и национальные обычаи?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Городской округ Красногорск Московской области МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17 Краткосрочный проект в подготовительной группе на тему « Семья, главное в жизни!» Автор Гневушева С.Ю.

Слайд 2

Актуальность метода проекта Семья - это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья - это самые прочные узы всей вашей жизни» - так гласит народная мудрость. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья

Слайд 3

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным образом. Направлена на достижение конкретной цели Производит конечные результаты Состоит из последовательности взаимосвязанных работ Имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания

Слайд 4

Этапы проекта 1 этап – подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, анкетирование родителей, подборка и изучение литературы. 2 этап – основной: Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) включает в себя совершенствование содержания предметно-игровой среды группы, насыщение развивающим материалом по семейному воспитанию. Использование разработанных мероприятий в работе с детьми. Организация работы с родителями. 3 этап – заключительный: презентация проекта.

Слайд 5

Ожидаемые результаты - установить с родителями доверительные и партнёрские отношения. - воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам - знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники - повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей

Слайд 6

Познавательно-творческий проект кр а т к оср о чный октябрь – ноябрь 2024 г. воспитанники подготовительной группы 6-7 лет срок реализации время проведения в оз р аст

Слайд 7

Цель проекта Расширить представления детей о своей семье, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, воспитывать любовь и уважение к семье, как людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких, вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – ребенок – семья».

Слайд 8

Задачи Закреплять у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек. Формировать представления о родственных отношениях, о семейных традициях и праздниках. Развивать любознательность, умение слушать, развивать интерес к совместной деятельности Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким. образовательные воспитательные развивающие

Слайд 9

Информационно – познавательный проект краткосрочный октябрь – ноябрь 2024 г. воспитанники подготовительной группы 6-7 лет срок реализации время пр о в е дения в озраст

Слайд 10

1 этап - октябрь подготовительный : определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, анкетирование родителей, подборка и изучение литературы . 2 этап - ноябрь основной : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) включает в себя совершенствование содержания предметно-игровой среды группы. Использование разработанных мероприятий в работе с детьми. Организация работы с родителями. 3 этап - ноябрь заключительный: анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности знаний у детей, сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы

Слайд 11

Перспективный план краткосрочного группового проекта Срок реализа ции проек т а Орган и з о ван н а я деятельность педагога с детьми Совместная деятельность педагога и родителей Совместная деятельность родителей и детей Совместная деятельность всех участников 1 Этап 1 неделя октября Диагностика детей. Анкетирование родителей. 2 Этап 4 недели октября - Беседа на тему: «Род и родословная». -Чтение художественной литературы, «загадки и п о ловиц ы ». -Консультация для родителей: «Как создать родословную всей семьи», «Роль семьи в воспитании дошкольника». -Составление генеалогического древа. -Создание групповой книги « Вкусная и здоровая пища нашей семьи». -Выставка рисунков ко дню добра и уважения

Слайд 12

-Рисование на тему: «Образ моей семьи». -Беседа на тему: «Дружная семья». -Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Магазин», «Больница». -Спортивное развлечение «Ты одна такая, любимая, родная». 3 этап 2 недели ноября Диагностика детей. -Участие в фестивале «Поющая семья-2024». -Анализ работы реализации проекта. -Участие в городском конкурсе чтецов «Моя семья». видеоролика совета от отца «Как вырастить хорошего человека». -Со з дан и е -Создание стенда «Папин трудя я берегу, помогаю чем могу».

Слайд 13

Изготовление поздравительных открыток бабушкам и дедушкам Рассказ о своих бабушках и дедушках Выставка к дню добра и уважения

Слайд 14

Подготовка к маминому празднику: «Ты одна такая, любимая, родная»

Слайд 15

Видео совет отца: «Как воспитать хорошего человека» Чтение художественной литературы Оформление стенда «Папин труд я берегу, помогаю чем могу» и «Один в один»

Слайд 16

Конкурс чтецов «Моя семья» Рисование на тему «Образ семьи» Составление групповой книги: «Вкусные и полезные блюда нашей семьи»

Слайд 17

Генеалогическое древо Фестиваль «Поющая семья»

Слайд 18

В результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье. За время реализации проекта «Семья, главное в жизни!» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной, как истории семьи. Верится, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей . Заключение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Главные правила жизни добрых людей"

сценарий праздника на день добра...

Движение - главное проявление жизни

Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка . Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя.Чрезвычайно важно, считают педагоги,...

Вода-главный источник жизни!

Развлечение для детей старшей группы Цель: Cоздать у детей радостное  настроение, показать огромное значение воды для всех живых существ, уточнить представления детей ...

Самое главное в жизни – игра!

Игра ребенка - это очень важная «работа». Но работа особая, она одновременно доставляет удовольствие, развивает и обучает, вводит в общество. В игре ребенок моделирует свою взрослую жизнь и фактически...

брошюра "Здоровье - главная ценность жизни"

В этой книжке мы рассказали об актуальности здорового образа жизни, раскрыли понятие слова "здоровье", поговорили о вредных привычках и собрали простые советы, как сохранить собственное здоровье, кото...

Игра - главное в жизни ребенка.

Все мы знаем, что для ребенка  дошкольного возраста самая главная  деятельность - это игра....