Занятие "В гостях у Нептуна"
план-конспект занятия (старшая группа)
Наполнить знания детей об обитателях моря, с интересом поучаствовать в проведении исследований, понаблюдать, устанавливая причинно-следственные связи морской жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №44 р. п. Чунский
Технологическая карта занятия «В гостях у Нептуна»
Методы и образовательные технологии: метод микрооткрытий, метод рефлексии, метод эмпатии.
Подготовила и провела: воспитатель Горшечникова Елена Сергеевна
Продолжительность мероприятия: 30 мин.
Участники: дети 5 лет.
Цель: создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта.
Создание познавательной задачи, ситуации и предоставление детям возможности изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
Задачи:
образовательные:
- уточнить и расширить знания детей об обитателях моря;
- активизировать словарь детей по теме занятия;
- совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
развивающие:
- развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
- развивать интерес к выполнению заданий.
- закрепить умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
- продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе;
- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Здоровье сберегающие:
- создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Оборудование:
Изображения морских животных, материалы для проведения опыта, «акваланги», карточки с изображением морских и речных рыб, краски, карандаши, пластилин.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, здоровье, познание, социализация
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Предварительная работа: просмотр презентации «Обитатели морей и океанов»; разучивание физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики о морских животных; чтение стихотворений и рассказов; загадывание загадок, прослушивание песен о морских обитателях; беседы ( «Кто живёт в морях и океанах», «Как дышат, плавают и отдыхают рыбки в аквариуме», «Какие животные обитают на морском дне»); рассматривание книги «О морях и океанах», открыток «Пёстрый мир аквариума», фотоальбома «Удивительные животные морских глубин». Наблюдения за аквариумными рыбками, морской черепахой. Знакомство с техниками работы «Пластилинография», «Рисование тычком», «Монотипия».
Список используемой литературы:
- Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М., А. Васильева Программа «От рождения до школы».
- Н. Е. Вераксы ФГТ в ДОУ. Комплексные занятия Волгоград. Издательство«Учитель» 2012.
- О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром. М. Мозаика- Синтез 2012.
- Д.Н. Колдина «Лепка», «Рисование», «Аппликация» М.Мозаика- Синтез 2011.
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» ООО «Карапуз»М. 2007.
- ГС. Швайко. Игры и игровые упражнения по развитию речи» М. 2007 г.
- Н В. Алёшина. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальным» М. 2010
- Ольга Дружкова «1000 весёлых загадок для детей» ООО АСТ 2000
- Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» Мозаика- Синтез М. 2011
- Шорыгина Т. А. «Рыбы, какие они?». Книга для воспитателей, родителей М. 2008
- С.Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду М. «Просвещение» 2001г.
Этап мероп риятия (продолжи тельность) | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности Содержание занятия | Результат |
Психологический настрой (1-2 мин) | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка. Организация направленного внимания. | Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного и эмоционального контакта. Введение детей в тему. | Дети вспоминают свойства воды, рассматривают, любуются водой. | Педагог: Ребята, посмотрите на листочке капелька воды. Обратите внимание как свет переливается в капельке. Представьте, что бы вы ощутили, если бы дотронулись до нее пальцами, языком. Что вы ощущаете? (Метод рефлексии) | Психологическая готовность детей. Привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность |
Организационно-поисковый (5-7 мин) | Формирование представлений о предстоящей деятельности. Развитие мыслительных способностей через создание проблемных ситуаций. | Организует проведение эксперимента. Организует обсуждение проблемной ситуации. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Стимулирует любознательность, интерес. Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы. Комментирует высказывания | Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы, слушают педагога, участвуют в эксперименте. | -Ребята, а если воды не капелька, а больше, что это может быть? (Ответы детей) -А если воды очень много? Вы знаете, чем морская вода отличается от речной? А знаете, почему она соленая?(дети высказывают предположения). А чтобы больше узнать о морской воде, я предлагаю вам превратиться в ученых и отправиться в лабораторию. В море вливается много рек, они текут по земле и вымывают из нее соль, а так как вода из моря никуда не вытекает, то соль скапливается в море и вода становится соленой. Кроме соли в морской воде много разных веществ, одно из них вам знакомо. Это йод. Демонстрация опыта: Чтобы получить морскую воду, нужно растворить в литре воды 1 спичечный коробок соли и несколько капель йода. Размешать. Какая вода получилась на вкус? Есть ли у нее запах? (Метод микрооткрытий) | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания Формирование познавательной самостоятельности Владение экспериментальной деятельностью и методами научного исследования. Сформированность умения применять знания в решении проблемы. |
Мотивационно-побудительный (5-7мин) | Обеспечение осмысленного усвоения детьми информации, создание условий для разнообразной активной деятельности детей; осуществление образовательной работы детьми, установление связи с прошлым опытом детей. активизация имеющихся знаний детей. | Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами Задает вопросы, загадки, стимулирующие процесс мышления. | Отгадывают загадки, участвуют в диалоге. Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. Задают и отвечают на вопросы. | Педагог: Ребята, а вы бы хотели опуститься на морское дно, полюбоваться красотой подводного мира, увидеть и открыть тайны морских глубин? На чем бы мы могли туда отправиться? (Ответы детей) Педагог: Путешествие может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на подводной лодке. Приглашаю вас занять места. (Дети встают друг за другом.) Педагог: Лодка готова к погружению. Морские волны качают ее. (Дети переступают с ноги на ногу, наклоняясь в стороны.) Педагог: на счет «три» – погружаемся (Дети считают до трех, садятся на ковер, «погрузились».) Педагог предлагает детям представить, что они видят вокруг. (Дети вспоминают названия морских животных, растений и рыб) (Метод эмпатии) Педагог: Знаете, ребята, все это принадлежит владыке морей, царю Нептуну. А вот если бы мы его встретили, что бы мы могли ему сказать? А что бы он нам сказал? Смотрите-ка, а вот нам и послание от него (читает послание). У Нептуна беда! Его трезубец неожиданно потерял свою волшебную силу, а продолжить путешествие мы сможем если только поможем ему. Нужно только разгадать загадки. В рот ей палец не клади, Вот так рыба – просто чудо! Под водой она плывёт Над морской звездой победу, | Развитие фантазии, воображения, понимание окружающего мира. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи. Развитие любознательности и активности, умения слушать. |
Актуализация, расширение имеющихся представлений (5-7 мин) «Познание» | Актуализация имеющихся знаний и представлений о рыбах. Стимуляция процессов мышления. | Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами. Вовлечение в совместную деятельность. Эмоционально включает в действие Согласовывает с детьми действия, их последовательность. | Внимательно слушают задание, затем выполняют его согласно заданному алгоритму. Осуществляют контроль, взаимоконтроль Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. Задают и отвечают на вопросы. | Педагог: А теперь мы погрузимся глубже. Педагог: вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой? (ответы) Вот у меня для вас есть снаряжения, которые я вам хочу подарить (воспитатель выносит акваланги, сделанные из бутылок, дети надевают «акваланги», «превращаютя» в аквалангистов). (Метод эмпатии) Педагог: что-то очень тихо. Куда подевались все рыбки? Правильно они спрятались под камнями. Посмотрите. Каких рыб вы знаете? (Дети называют.) Педагог: у вас нет никаких странных ощущений? Да ребята я тоже ничего не могу понять? Кажется, некоторые рыбы перепутали среду обитания. А это не порядок! Речные рыбы где живут? Мы их поселим в водорослях зеленого цвета, а морские живут.... Поселим в водоросли синего цвета. Каждый вид рыб может выжить только в своей среде обитания. Как вы думаете, почему? Педагог: а это что за Чудо-юдо рыба! Признаюсь, такого я еще никогда не видела. Вроде рыба, а не дышит, не плавает, странная какая та. Что же в ней не так. Вы мне поможете разобраться?Дети рассматривают рыбу, у которой хобот, ноги, длинный хвост, большие уши, и убирают лишние атрибуты, дарят ей плавники (чтобы плавала), жабры (чтобы дышала), объясняя при этом действия.Воспитатель. Дети, наша рыба задышала! Плыви рыба, дальше! (Метод микрооткрытий) | Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Проявление любознательностисти и активности. Умение взаимодействовать с детьми и с взрослыми. Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности. |
Восприятие и усвоение нового (5-7 мин) | Развитие восприятия, познавательного интереса и внимания. Уточнить и систематизировать знания детей о рыбах. Совершенствование речи. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. | Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Стимулирует любознательность, интерес. Дает детям новую информацию | Высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. | Педагог: посмотрите, какой красивый цветок! Но если это растение, у него должны быть листья, стебель, вы видите их? (Ответы.) Педагог: А может это рыбка? (Ответы: нет чешуи, плавников). Это морское животное- актиния. Сидит она на листе, словно спит. Но как только приблизится к ней шустрый малек, актиния поднимает свои щупальца-лепестки и «цап», прощай, рыбка! Педагог: Актиния может научить нас дружить. Так как сама умеет это делать, у нее есть друг – рыбка-клоун. Этих рыб актиния не трогает, а наоборот – защищает: разрешает прятаться у себя под щупальцами, а рыбка-клоун ей тоже помогает: щупальца от остатков пищи очищает, косточки уносит подальше, чтобы около подруги чисто было, добычу к ней подманивает. Педагог: Ребята, а вы умеете дружить? (Ответы.) | Осознание усвоенных понятий, сформированность представлений, закономерностей. Овладение способами познавательной деятельности. |
Динамическая пауза (1-2мин) «Коммуникация» | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости, развитие ловкости и подвижности. | Проведение подвижной игры «Мы актинии» Организация взаимодействия в достижении результата. Наблюдает за детьми во время выполнения упражнения | Активно играют, демонстрируют физическую активность | Игра: «Мы актинии» (Дети сидят тихо, спокойно, садятся на колени, руки опущены, но когда «плывет» рыбка, встают на колени и делают хватательные движения руками- 1 команда детей – «рыбка» (хватают) 2 команда – «клоун» (не реагируют) | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Формирование умения контролировать свои движения. Получение нового игрового опыта |
Актуализация, расширение имеющихся представлений. (5-7 мин) «Коммуникация» «Познание» Динамическая пауза (1-2мин) «Коммуникация» | Актуализация имеющихся знаний и представлений, формирование новых знаний. Стимуляция процессов мышления. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости, развитие ловкости и подвижности. | Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами. Вовлечение в совместную деятельность. Проведение подвижной игры наблюдает за детьми во время выполнения упражнения | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. Задают и отвечают на вопросы. Активно играют, демонстрируют физическую активность | Педагог: А сейчас нам пора возвращаться. Давайте возьмем актинию с собой. Сможет ли она жить на суше. Как вы думаете? Почему? А кто из морских обитателей может дышать на поверхности? (ответы детей (кит, дельфин). Педагог: а это рыбы? Ведь у них есть хвост и плавники? Киты дельфин – это морские млекопитающие животные, кормят детей молоком, дышат легкими, а хвост и плавники – это их приспособление к жизни в воде. У них нет жабр, они часто всплывают, чтобы глотнуть воздух. Педагог: к сожалению, кислород в баллонах заканчивается, нам пора на берег, а киты и дельфины нам помогут. (Метод микрооткрытий) Игра: «Мы дельфины и киты» Дети поднимают руки вверх, замыкают кисти рук в «замок», делают наклоны в стороны, вперед, назад, «плавают». Но когда закончится воздух, «всплывают»: не размыкая «замка» опускают руки вниз и делают дыхательное упражнение: вдох – через нос, выдох – через рот, набирают воздух и опять ныряют. (Метод эмпатии) | Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Проявление любознательности и активности. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Формирование умения контролировать свои движения. Получение нового игрового опыта, развитие фантазии, воображения, понимания окружающего мира. |
Рефлексия (2-3мин) «Социализация», «Коммуникация» Практическая работа (5-7мин) | Подведение итогов. Обобщение полученных знаний, умений и навыков, переход из образовательной деятельности в совместную или самостоятельную. Развитие способностей и творческого потенциала | Подводит итоги с разных точек зрения: качества, усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния. Эмоционально включает в действие, организует практическую работу. | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д. Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом | Педагог: Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Что вам понравилось в путешествии? Давайте нарисуем красками, карандашами или пластилином самые яркие моменты путешествия. Дети делятся своими впечатлениями. (Метод рефлексии) | Понимание детьми зависимости полученного результата от качества осуществления работы с учетом специфики вида деятельности, уровня взаимодействия детей, проявления необходимых личностных качеств Осознание себя как участника познавательного. Творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №44 р. п. Чунский
Технологическая карта занятия «В гостях у Нептуна»
Методы и образовательные технологии: метод микрооткрытий, метод рефлексии, метод эмпатии.
Подготовила и провела: воспитатель Горшечникова Елена Сергеевна
Продолжительность мероприятия: 30 мин.
Участники: дети 5 лет.
Цель: создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта.
Создание познавательной задачи, ситуации и предоставление детям возможности изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
Задачи:
образовательные:
- уточнить и расширить знания детей об обитателях моря;
- активизировать словарь детей по теме занятия;
- совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
развивающие:
- развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
- развивать интерес к выполнению заданий.
- закрепить умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
- продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе;
- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Здоровье сберегающие:
- создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Оборудование:
Изображения морских животных, материалы для проведения опыта, «акваланги», карточки с изображением морских и речных рыб, краски, карандаши, пластилин.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, здоровье, познание, социализация
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Предварительная работа: просмотр презентации «Обитатели морей и океанов»; разучивание физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики о морских животных; чтение стихотворений и рассказов; загадывание загадок, прослушивание песен о морских обитателях; беседы ( «Кто живёт в морях и океанах», «Как дышат, плавают и отдыхают рыбки в аквариуме», «Какие животные обитают на морском дне»); рассматривание книги «О морях и океанах», открыток «Пёстрый мир аквариума», фотоальбома «Удивительные животные морских глубин». Наблюдения за аквариумными рыбками, морской черепахой. Знакомство с техниками работы «Пластилинография», «Рисование тычком», «Монотипия».
Список используемой литературы:
- Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М., А. Васильева Программа «От рождения до школы».
- Н. Е. Вераксы ФГТ в ДОУ. Комплексные занятия Волгоград. Издательство«Учитель» 2012.
- О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром. М. Мозаика- Синтез 2012.
- Д.Н. Колдина «Лепка», «Рисование», «Аппликация» М.Мозаика- Синтез 2011.
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» ООО «Карапуз»М. 2007.
- ГС. Швайко. Игры и игровые упражнения по развитию речи» М. 2007 г.
- Н В. Алёшина. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальным» М. 2010
- Ольга Дружкова «1000 весёлых загадок для детей» ООО АСТ 2000
- Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» Мозаика- Синтез М. 2011
- Шорыгина Т. А. «Рыбы, какие они?». Книга для воспитателей, родителей М. 2008
- С.Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду М. «Просвещение» 2001г.
Этап мероп риятия (продолжи тельность) | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности Содержание занятия | Результат |
Психологический настрой (1-2 мин) | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка. Организация направленного внимания. | Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного и эмоционального контакта. Введение детей в тему. | Дети вспоминают свойства воды, рассматривают, любуются водой. | Педагог: Ребята, посмотрите на листочке капелька воды. Обратите внимание как свет переливается в капельке. Представьте, что бы вы ощутили, если бы дотронулись до нее пальцами, языком. Что вы ощущаете? (Метод рефлексии) | Психологическая готовность детей. Привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность |
Организационно-поисковый (5-7 мин) | Формирование представлений о предстоящей деятельности. Развитие мыслительных способностей через создание проблемных ситуаций. | Организует проведение эксперимента. Организует обсуждение проблемной ситуации. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Стимулирует любознательность, интерес. Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы. Комментирует высказывания | Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы, слушают педагога, участвуют в эксперименте. | -Ребята, а если воды не капелька, а больше, что это может быть? (Ответы детей) -А если воды очень много? Вы знаете, чем морская вода отличается от речной? А знаете, почему она соленая?(дети высказывают предположения). А чтобы больше узнать о морской воде, я предлагаю вам превратиться в ученых и отправиться в лабораторию. В море вливается много рек, они текут по земле и вымывают из нее соль, а так как вода из моря никуда не вытекает, то соль скапливается в море и вода становится соленой. Кроме соли в морской воде много разных веществ, одно из них вам знакомо. Это йод. Демонстрация опыта: Чтобы получить морскую воду, нужно растворить в литре воды 1 спичечный коробок соли и несколько капель йода. Размешать. Какая вода получилась на вкус? Есть ли у нее запах? (Метод микрооткрытий) | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания Формирование познавательной самостоятельности Владение экспериментальной деятельностью и методами научного исследования. Сформированность умения применять знания в решении проблемы. |
Мотивационно-побудительный (5-7мин) | Обеспечение осмысленного усвоения детьми информации, создание условий для разнообразной активной деятельности детей; осуществление образовательной работы детьми, установление связи с прошлым опытом детей. активизация имеющихся знаний детей. | Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами Задает вопросы, загадки, стимулирующие процесс мышления. | Отгадывают загадки, участвуют в диалоге. Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. Задают и отвечают на вопросы. | Педагог: Ребята, а вы бы хотели опуститься на морское дно, полюбоваться красотой подводного мира, увидеть и открыть тайны морских глубин? На чем бы мы могли туда отправиться? (Ответы детей) Педагог: Путешествие может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на подводной лодке. Приглашаю вас занять места. (Дети встают друг за другом.) Педагог: Лодка готова к погружению. Морские волны качают ее. (Дети переступают с ноги на ногу, наклоняясь в стороны.) Педагог: на счет «три» – погружаемся (Дети считают до трех, садятся на ковер, «погрузились».) Педагог предлагает детям представить, что они видят вокруг. (Дети вспоминают названия морских животных, растений и рыб) (Метод эмпатии) Педагог: Знаете, ребята, все это принадлежит владыке морей, царю Нептуну. А вот если бы мы его встретили, что бы мы могли ему сказать? А что бы он нам сказал? Смотрите-ка, а вот нам и послание от него (читает послание). У Нептуна беда! Его трезубец неожиданно потерял свою волшебную силу, а продолжить путешествие мы сможем если только поможем ему. Нужно только разгадать загадки. В рот ей палец не клади, Вот так рыба – просто чудо! Под водой она плывёт Над морской звездой победу, | Развитие фантазии, воображения, понимание окружающего мира. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи. Развитие любознательности и активности, умения слушать. |
Актуализация, расширение имеющихся представлений (5-7 мин) «Познание» | Актуализация имеющихся знаний и представлений о рыбах. Стимуляция процессов мышления. | Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами. Вовлечение в совместную деятельность. Эмоционально включает в действие Согласовывает с детьми действия, их последовательность. | Внимательно слушают задание, затем выполняют его согласно заданному алгоритму. Осуществляют контроль, взаимоконтроль Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. Задают и отвечают на вопросы. | Педагог: А теперь мы погрузимся глубже. Педагог: вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой? (ответы) Вот у меня для вас есть снаряжения, которые я вам хочу подарить (воспитатель выносит акваланги, сделанные из бутылок, дети надевают «акваланги», «превращаютя» в аквалангистов). (Метод эмпатии) Педагог: что-то очень тихо. Куда подевались все рыбки? Правильно они спрятались под камнями. Посмотрите. Каких рыб вы знаете? (Дети называют.) Педагог: у вас нет никаких странных ощущений? Да ребята я тоже ничего не могу понять? Кажется, некоторые рыбы перепутали среду обитания. А это не порядок! Речные рыбы где живут? Мы их поселим в водорослях зеленого цвета, а морские живут.... Поселим в водоросли синего цвета. Каждый вид рыб может выжить только в своей среде обитания. Как вы думаете, почему? Педагог: а это что за Чудо-юдо рыба! Признаюсь, такого я еще никогда не видела. Вроде рыба, а не дышит, не плавает, странная какая та. Что же в ней не так. Вы мне поможете разобраться?Дети рассматривают рыбу, у которой хобот, ноги, длинный хвост, большие уши, и убирают лишние атрибуты, дарят ей плавники (чтобы плавала), жабры (чтобы дышала), объясняя при этом действия.Воспитатель. Дети, наша рыба задышала! Плыви рыба, дальше! (Метод микрооткрытий) | Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Проявление любознательностисти и активности. Умение взаимодействовать с детьми и с взрослыми. Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности. |
Восприятие и усвоение нового (5-7 мин) | Развитие восприятия, познавательного интереса и внимания. Уточнить и систематизировать знания детей о рыбах. Совершенствование речи. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. | Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Стимулирует любознательность, интерес. Дает детям новую информацию | Высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. | Педагог: посмотрите, какой красивый цветок! Но если это растение, у него должны быть листья, стебель, вы видите их? (Ответы.) Педагог: А может это рыбка? (Ответы: нет чешуи, плавников). Это морское животное- актиния. Сидит она на листе, словно спит. Но как только приблизится к ней шустрый малек, актиния поднимает свои щупальца-лепестки и «цап», прощай, рыбка! Педагог: Актиния может научить нас дружить. Так как сама умеет это делать, у нее есть друг – рыбка-клоун. Этих рыб актиния не трогает, а наоборот – защищает: разрешает прятаться у себя под щупальцами, а рыбка-клоун ей тоже помогает: щупальца от остатков пищи очищает, косточки уносит подальше, чтобы около подруги чисто было, добычу к ней подманивает. Педагог: Ребята, а вы умеете дружить? (Ответы.) | Осознание усвоенных понятий, сформированность представлений, закономерностей. Овладение способами познавательной деятельности. |
Динамическая пауза (1-2мин) «Коммуникация» | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости, развитие ловкости и подвижности. | Проведение подвижной игры «Мы актинии» Организация взаимодействия в достижении результата. Наблюдает за детьми во время выполнения упражнения | Активно играют, демонстрируют физическую активность | Игра: «Мы актинии» (Дети сидят тихо, спокойно, садятся на колени, руки опущены, но когда «плывет» рыбка, встают на колени и делают хватательные движения руками- 1 команда детей – «рыбка» (хватают) 2 команда – «клоун» (не реагируют) | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Формирование умения контролировать свои движения. Получение нового игрового опыта |
Актуализация, расширение имеющихся представлений. (5-7 мин) «Коммуникация» «Познание» Динамическая пауза (1-2мин) «Коммуникация» | Актуализация имеющихся знаний и представлений, формирование новых знаний. Стимуляция процессов мышления. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости, развитие ловкости и подвижности. | Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами. Вовлечение в совместную деятельность. Проведение подвижной игры наблюдает за детьми во время выполнения упражнения | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. Задают и отвечают на вопросы. Активно играют, демонстрируют физическую активность | Педагог: А сейчас нам пора возвращаться. Давайте возьмем актинию с собой. Сможет ли она жить на суше. Как вы думаете? Почему? А кто из морских обитателей может дышать на поверхности? (ответы детей (кит, дельфин). Педагог: а это рыбы? Ведь у них есть хвост и плавники? Киты дельфин – это морские млекопитающие животные, кормят детей молоком, дышат легкими, а хвост и плавники – это их приспособление к жизни в воде. У них нет жабр, они часто всплывают, чтобы глотнуть воздух. Педагог: к сожалению, кислород в баллонах заканчивается, нам пора на берег, а киты и дельфины нам помогут. (Метод микрооткрытий) Игра: «Мы дельфины и киты» Дети поднимают руки вверх, замыкают кисти рук в «замок», делают наклоны в стороны, вперед, назад, «плавают». Но когда закончится воздух, «всплывают»: не размыкая «замка» опускают руки вниз и делают дыхательное упражнение: вдох – через нос, выдох – через рот, набирают воздух и опять ныряют. (Метод эмпатии) | Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Проявление любознательности и активности. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Формирование умения контролировать свои движения. Получение нового игрового опыта, развитие фантазии, воображения, понимания окружающего мира. |
Рефлексия (2-3мин) «Социализация», «Коммуникация» Практическая работа (5-7мин) | Подведение итогов. Обобщение полученных знаний, умений и навыков, переход из образовательной деятельности в совместную или самостоятельную. Развитие способностей и творческого потенциала | Подводит итоги с разных точек зрения: качества, усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния. Эмоционально включает в действие, организует практическую работу. | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д. Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом | Педагог: Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Что вам понравилось в путешествии? Давайте нарисуем красками, карандашами или пластилином самые яркие моменты путешествия. Дети делятся своими впечатлениями. (Метод рефлексии) | Понимание детьми зависимости полученного результата от качества осуществления работы с учетом специфики вида деятельности, уровня взаимодействия детей, проявления необходимых личностных качеств Осознание себя как участника познавательного. Творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гостях у Нептуна
Цель: создание условий для развития мелкой моторики.Задачи: * развивать мелкую моторику; * создать доброжелательную атмосферу на занятии; * ...
В гостях у Нептуна
Цель: создание условий для развития мелкой моторики.Задачи: * развивать мелкую моторику; * создать доброжелательную атмосферу на занятии; * ...
Методическая разработка: "Физкультурно-оздоровительный проект: "В гостях у Нептуна"
Методическая разработка: "Физкультурно-оздоровительный проект: "В гостях у Нептуна"...
Развлечение в старшей группе "В гостях у Нептуна"
Конспект НОД Е.А.Черняевой воспитателя старшей группы МДОУ «Медновский детский сад «Родничок». Развлечение в старшей группе ...
Конспект летнего развлечения "В гостях у Нептуна"
Данный конспект может быть использован для обобщения знаний детей о народных праздниках и особенностях их проведения....
Летний праздник "В гостях у Нептуна"
К празднику "Ивана Купалы"...
Развлечение на тему: «В гостях у Нептуна»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 71» Развлечение на тему:«В гостях у Нептуна»...