Занятие "В гостях у Нептуна"
план-конспект занятия (старшая группа)

Горшечникова Елена Сергеевна

Наполнить знания детей об обитателях моря, с интересом поучаствовать в проведении исследований, понаблюдать,  устанавливая причинно-следственные связи морской жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №44 р. п. Чунский

Технологическая карта занятия «В гостях у Нептуна»

Методы и образовательные технологии: метод микрооткрытий, метод рефлексии, метод эмпатии.

Подготовила и провела: воспитатель Горшечникова Елена Сергеевна 

Продолжительность мероприятия: 30 мин.

Участники: дети 5 лет.        

Цель: создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта.

Создание познавательной задачи, ситуации и предоставление детям возможности изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Задачи:

            образовательные:

  • уточнить и расширить знания детей об обитателях моря;
  • активизировать словарь детей по теме занятия;
  • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

              развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
  • развивать интерес к выполнению заданий.
  • закрепить умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
  • продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. 

             воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Здоровье сберегающие:

  • создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Оборудование:

Изображения морских животных, материалы для проведения опыта, «акваланги», карточки с изображением морских и речных рыб, краски, карандаши, пластилин.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, здоровье, познание, социализация
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Ожидаемый результат:

Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Предварительная работа: просмотр презентации «Обитатели морей и океанов»; разучивание физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики о морских животных; чтение стихотворений и рассказов; загадывание загадок, прослушивание песен о морских обитателях; беседы ( «Кто живёт в морях и океанах», «Как дышат, плавают и отдыхают рыбки в аквариуме», «Какие животные обитают на морском дне»); рассматривание книги «О морях и океанах», открыток «Пёстрый мир аквариума», фотоальбома «Удивительные животные морских глубин». Наблюдения за аквариумными рыбками, морской черепахой. Знакомство с техниками работы «Пластилинография», «Рисование тычком», «Монотипия».

Список используемой литературы:

  • Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М., А. Васильева Программа «От рождения до школы».
  • Н. Е. Вераксы ФГТ в ДОУ. Комплексные занятия Волгоград. Издательство«Учитель» 2012.
  • О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром. М. Мозаика- Синтез 2012.
  • Д.Н. Колдина «Лепка»«Рисование»«Аппликация» М.Мозаика- Синтез 2011.
  • И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»  ООО «Карапуз»М. 2007.
  • ГС. Швайко. Игры и игровые упражнения по развитию речи» М. 2007 г.
  • Н В. Алёшина. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальным» М. 2010
  • Ольга Дружкова «1000 весёлых загадок для детей» ООО АСТ 2000
  • Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» Мозаика- Синтез М. 2011
  • Шорыгина Т. А. «Рыбы, какие они?». Книга для воспитателей, родителей М. 2008
  • С.Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду М. «Просвещение» 2001г.

Этап

мероп

риятия

(продолжи

тельность)

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Содержание занятия

Результат

Психологический настрой (1-2 мин)

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое

принятие, эмоциональная поддержка ребенка. Организация направленного

внимания.

Приветствие,

доброе пожелание, установление зрительного и эмоционального контакта.

Введение детей в тему.

Дети вспоминают свойства воды, рассматривают, любуются водой.

Педагог: Ребята, посмотрите на листочке капелька воды. Обратите внимание как свет переливается в капельке. Представьте, что бы вы ощутили, если бы дотронулись до нее пальцами, языком. Что вы ощущаете? (Метод рефлексии)

Психологическая готовность детей.

Привлечение направленного

внимания.

Внутренняя мотивация на деятельность

Организационно-поисковый

(5-7 мин)

Формирование представлений о предстоящей деятельности.

Развитие мыслительных способностей через создание проблемных ситуаций.

Организует проведение эксперимента.

Организует обсуждение проблемной ситуации.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Стимулирует любознательность, интерес. Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы.  Комментирует высказывания

Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы, слушают педагога, участвуют в эксперименте.

-Ребята, а если воды не капелька, а больше, что это может быть? (Ответы детей)

-А если воды очень много?

Вы знаете, чем морская вода отличается от речной? А знаете, почему она соленая?(дети высказывают предположения). А чтобы больше узнать о морской воде, я предлагаю вам превратиться в ученых и отправиться в лабораторию.

 В море вливается много рек, они текут по земле и вымывают из нее соль, а так как вода из моря никуда не вытекает, то соль скапливается в море и вода становится соленой. Кроме соли в морской воде много разных веществ, одно из них вам знакомо. Это йод.

Демонстрация опыта: Чтобы получить морскую воду, нужно растворить в литре воды 1 спичечный коробок соли и несколько капель йода. Размешать. Какая вода получилась на вкус? Есть ли у нее запах?                                  (Метод микрооткрытий)

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Формирование познавательной самостоятельности

Владение экспериментальной деятельностью и методами научного исследования. Сформированность умения применять знания в решении проблемы.

Мотивационно-побудительный

(5-7мин)

Обеспечение осмысленного усвоения детьми информации,

создание условий для разнообразной активной деятельности детей;

осуществление образовательной работы детьми, установление связи с прошлым опытом детей.

активизация имеющихся знаний детей.

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами

Задает вопросы, загадки, стимулирующие процесс мышления.

Отгадывают загадки, участвуют в диалоге.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. Задают и отвечают на вопросы.

Педагог: Ребята, а вы бы хотели опуститься на морское дно, полюбоваться красотой подводного мира, увидеть и открыть тайны морских глубин? На чем бы мы могли туда отправиться? (Ответы детей)

Педагог: Путешествие может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на подводной лодке. Приглашаю вас занять места. (Дети встают друг за другом.) 

Педагог: Лодка готова к погружению. Морские волны качают ее. (Дети переступают с ноги на ногу, наклоняясь в стороны.)

Педагог: на счет «три» – погружаемся

(Дети считают до трех, садятся на ковер, «погрузились».)

Педагог предлагает детям представить, что они видят вокруг. (Дети вспоминают названия морских животных, растений и рыб)                   (Метод эмпатии)

Педагог: Знаете, ребята,   все это принадлежит владыке морей, царю Нептуну. А вот если бы мы его встретили, что бы мы могли ему  сказать? А что бы он нам сказал?  Смотрите-ка, а вот нам и послание от него (читает послание). У Нептуна беда! Его трезубец неожиданно потерял свою волшебную силу, а продолжить путешествие мы сможем если только поможем ему. Нужно только разгадать загадки.

  В рот ей палец не клади, 
За борт к ней не упади, 
Ведь она в один присест 
Жертву любопытства съест.
(Акула)

 Вот так рыба – просто чудо! 
Очень плоская, как блюдо. 
Оба глаза спине, 
И живет на самом дне. 
Очень странные дела. 
Это рыба 
(Камбала)

Под водой она плывёт 
Вечно задом наперёд, 
Постоянно убегает, 
Всех чернилами пугает.
(Каракатица)

Над морской звездой победу, 
Соревнуясь, одержал: 
За минуту я два метра 
На иголках пробежал.
(Морской ёж) Педагог: Молодцы, ребята! Трезубец Нептуна опять обрел силу, и мы можем отправиться на морское дно. (Метод микрооткрытий)

Развитие фантазии, воображения, понимание окружающего мира.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи. Развитие любознательности и активности, умения слушать.

Актуализация, расширение имеющихся представлений

(5-7 мин)

«Познание»

Актуализация имеющихся знаний и представлений о рыбах.

Стимуляция процессов мышления.

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами.

Вовлечение в совместную деятельность. Эмоционально включает в действие

Согласовывает с детьми действия, их последовательность.

Внимательно слушают задание, затем выполняют его согласно заданному алгоритму. Осуществляют контроль, взаимоконтроль

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. Задают и отвечают на вопросы.

Педагог: А теперь мы погрузимся глубже.

Педагог: вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой? (ответы) Вот у меня для вас есть снаряжения, которые я вам хочу подарить (воспитатель выносит акваланги, сделанные из бутылок, дети надевают «акваланги», «превращаютя» в аквалангистов). (Метод эмпатии)

Педагог: что-то очень тихо. Куда подевались все рыбки? Правильно они спрятались под камнями. Посмотрите.

Каких рыб вы знаете? (Дети называют.)

Педагог: у вас нет никаких странных ощущений? Да ребята я тоже ничего не могу понять? Кажется, некоторые рыбы перепутали среду обитания. А это не порядок! Речные рыбы где живут? Мы их поселим в водорослях зеленого цвета, а морские живут.... Поселим в водоросли синего цвета. Каждый вид рыб может выжить только в своей среде обитания. Как вы думаете, почему?

Педагог: а это что за Чудо-юдо рыба! Признаюсь, такого я еще никогда не видела. Вроде рыба, а не дышит, не плавает, странная какая та. Что же в ней не так. Вы мне поможете разобраться?Дети рассматривают рыбу, у которой хобот, ноги, длинный хвост, большие уши, и убирают лишние атрибуты, дарят ей плавники (чтобы плавала), жабры (чтобы дышала), объясняя при этом действия.Воспитатель. Дети, наша рыба задышала! Плыви рыба, дальше!                          (Метод микрооткрытий)

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Проявление любознательностисти и активности.

Умение взаимодействовать с детьми и с взрослыми.  Сформированность элементарных навыков самоконтроля. 

Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.

Восприятие и усвоение нового

(5-7 мин)

Развитие восприятия, познавательного интереса и внимания.

Уточнить и систематизировать знания детей о рыбах. Совершенствование речи. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Стимулирует любознательность, интерес.

Дает детям новую информацию

Высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное.

Педагог: посмотрите, какой красивый цветок! Но если это растение, у него должны быть листья, стебель, вы видите их? (Ответы.)

Педагог: А может это рыбка? (Ответы: нет чешуи, плавников). Это морское животное- актиния. Сидит она на листе, словно спит. Но как только приблизится к ней шустрый малек, актиния поднимает свои щупальца-лепестки и «цап», прощай, рыбка!

Педагог: Актиния может научить нас дружить. Так как сама умеет это делать, у нее есть друг – рыбка-клоун. Этих рыб актиния не трогает, а наоборот – защищает: разрешает прятаться у себя под щупальцами, а рыбка-клоун ей тоже помогает: щупальца от остатков пищи очищает, косточки уносит подальше, чтобы около подруги чисто было, добычу к ней подманивает.

Педагог: Ребята, а вы умеете дружить? (Ответы.) 

Осознание усвоенных понятий, сформированность представлений, закономерностей. Овладение способами познавательной деятельности.

Динамическая пауза (1-2мин)

 «Коммуникация»

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости, развитие ловкости и подвижности.

Проведение подвижной игры «Мы актинии» Организация взаимодействия в достижении результата.

Наблюдает за детьми во время выполнения упражнения

Активно играют, демонстрируют физическую активность

   Игра: «Мы актинии»                                                 (Дети сидят тихо, спокойно, садятся на колени, руки опущены, но когда «плывет» рыбка, встают на колени и делают хватательные движения руками- 1 команда детей – «рыбка» (хватают) 2 команда – «клоун» (не реагируют)

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Формирование умения контролировать свои движения. Получение нового игрового опыта

Актуализация, расширение имеющихся представлений.

(5-7 мин)

«Коммуникация»

«Познание»

Динамическая пауза (1-2мин)

«Коммуникация»

Актуализация имеющихся знаний и представлений, формирование новых знаний. Стимуляция процессов мышления.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости, развитие ловкости и подвижности.

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами.

Вовлечение в совместную деятельность.

Проведение подвижной игры наблюдает за детьми во время выполнения упражнения

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. Задают и отвечают на вопросы.

Активно играют, демонстрируют физическую активность

Педагог: А сейчас нам пора возвращаться. Давайте возьмем актинию с собой. Сможет ли она жить на суше. Как вы думаете? Почему? А кто из морских обитателей может дышать на поверхности? (ответы детей (кит, дельфин).

Педагог: а это рыбы? Ведь у них есть хвост и плавники? Киты дельфин – это морские млекопитающие животные, кормят детей молоком, дышат легкими, а хвост и плавники – это их приспособление к жизни в воде. У них нет жабр, они часто всплывают, чтобы глотнуть воздух.

Педагог: к сожалению, кислород в баллонах заканчивается, нам пора на берег, а киты и дельфины нам помогут.                                             (Метод микрооткрытий)                                                           

Игра: «Мы дельфины и киты»

Дети поднимают руки вверх, замыкают кисти рук в «замок», делают наклоны в стороны, вперед, назад, «плавают». Но когда закончится воздух, «всплывают»: не размыкая «замка» опускают руки вниз и делают дыхательное упражнение: вдох – через нос, выдох – через рот, набирают воздух и опять ныряют.                    (Метод эмпатии)

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Проявление любознательности и активности.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Формирование умения контролировать свои движения. Получение нового игрового опыта, развитие фантазии, воображения, понимания окружающего мира.

Рефлексия

(2-3мин)

 «Социализация», «Коммуникация»

Практическая работа

(5-7мин)

Подведение итогов. Обобщение полученных знаний, умений и навыков,

 переход из образовательной деятельности в совместную или самостоятельную.

Развитие способностей и творческого потенциала

Подводит итоги с разных точек зрения: качества, усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния.

Эмоционально включает в действие, организует практическую работу.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д.

Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом

Педагог: Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Что вам понравилось в путешествии? Давайте нарисуем красками, карандашами или пластилином самые яркие моменты путешествия. Дети делятся своими впечатлениями.                                                       (Метод рефлексии)

Понимание детьми зависимости полученного результата от качества осуществления работы с учетом специфики вида деятельности, уровня взаимодействия детей, проявления необходимых личностных качеств Осознание себя как участника познавательного. Творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №44 р. п. Чунский

Технологическая карта занятия «В гостях у Нептуна»

Методы и образовательные технологии: метод микрооткрытий, метод рефлексии, метод эмпатии.

Подготовила и провела: воспитатель Горшечникова Елена Сергеевна 

Продолжительность мероприятия: 30 мин.

Участники: дети 5 лет.        

Цель: создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта.

Создание познавательной задачи, ситуации и предоставление детям возможности изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Задачи:

            образовательные:

  • уточнить и расширить знания детей об обитателях моря;
  • активизировать словарь детей по теме занятия;
  • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

              развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
  • развивать интерес к выполнению заданий.
  • закрепить умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
  • продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. 

             воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Здоровье сберегающие:

  • создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Оборудование:

Изображения морских животных, материалы для проведения опыта, «акваланги», карточки с изображением морских и речных рыб, краски, карандаши, пластилин.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, здоровье, познание, социализация
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Ожидаемый результат:

Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Предварительная работа: просмотр презентации «Обитатели морей и океанов»; разучивание физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики о морских животных; чтение стихотворений и рассказов; загадывание загадок, прослушивание песен о морских обитателях; беседы ( «Кто живёт в морях и океанах», «Как дышат, плавают и отдыхают рыбки в аквариуме», «Какие животные обитают на морском дне»); рассматривание книги «О морях и океанах», открыток «Пёстрый мир аквариума», фотоальбома «Удивительные животные морских глубин». Наблюдения за аквариумными рыбками, морской черепахой. Знакомство с техниками работы «Пластилинография», «Рисование тычком», «Монотипия».

Список используемой литературы:

  • Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М., А. Васильева Программа «От рождения до школы».
  • Н. Е. Вераксы ФГТ в ДОУ. Комплексные занятия Волгоград. Издательство«Учитель» 2012.
  • О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром. М. Мозаика- Синтез 2012.
  • Д.Н. Колдина «Лепка»«Рисование»«Аппликация» М.Мозаика- Синтез 2011.
  • И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»  ООО «Карапуз»М. 2007.
  • ГС. Швайко. Игры и игровые упражнения по развитию речи» М. 2007 г.
  • Н В. Алёшина. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальным» М. 2010
  • Ольга Дружкова «1000 весёлых загадок для детей» ООО АСТ 2000
  • Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» Мозаика- Синтез М. 2011
  • Шорыгина Т. А. «Рыбы, какие они?». Книга для воспитателей, родителей М. 2008
  • С.Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду М. «Просвещение» 2001г.

Этап

мероп

риятия

(продолжи

тельность)

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Содержание занятия

Результат

Психологический настрой (1-2 мин)

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое

принятие, эмоциональная поддержка ребенка. Организация направленного

внимания.

Приветствие,

доброе пожелание, установление зрительного и эмоционального контакта.

Введение детей в тему.

Дети вспоминают свойства воды, рассматривают, любуются водой.

Педагог: Ребята, посмотрите на листочке капелька воды. Обратите внимание как свет переливается в капельке. Представьте, что бы вы ощутили, если бы дотронулись до нее пальцами, языком. Что вы ощущаете? (Метод рефлексии)

Психологическая готовность детей.

Привлечение направленного

внимания.

Внутренняя мотивация на деятельность

Организационно-поисковый

(5-7 мин)

Формирование представлений о предстоящей деятельности.

Развитие мыслительных способностей через создание проблемных ситуаций.

Организует проведение эксперимента.

Организует обсуждение проблемной ситуации.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Стимулирует любознательность, интерес. Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы.  Комментирует высказывания

Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы, слушают педагога, участвуют в эксперименте.

-Ребята, а если воды не капелька, а больше, что это может быть? (Ответы детей)

-А если воды очень много?

Вы знаете, чем морская вода отличается от речной? А знаете, почему она соленая?(дети высказывают предположения). А чтобы больше узнать о морской воде, я предлагаю вам превратиться в ученых и отправиться в лабораторию.

 В море вливается много рек, они текут по земле и вымывают из нее соль, а так как вода из моря никуда не вытекает, то соль скапливается в море и вода становится соленой. Кроме соли в морской воде много разных веществ, одно из них вам знакомо. Это йод.

Демонстрация опыта: Чтобы получить морскую воду, нужно растворить в литре воды 1 спичечный коробок соли и несколько капель йода. Размешать. Какая вода получилась на вкус? Есть ли у нее запах?                                  (Метод микрооткрытий)

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Формирование познавательной самостоятельности

Владение экспериментальной деятельностью и методами научного исследования. Сформированность умения применять знания в решении проблемы.

Мотивационно-побудительный

(5-7мин)

Обеспечение осмысленного усвоения детьми информации,

создание условий для разнообразной активной деятельности детей;

осуществление образовательной работы детьми, установление связи с прошлым опытом детей.

активизация имеющихся знаний детей.

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами

Задает вопросы, загадки, стимулирующие процесс мышления.

Отгадывают загадки, участвуют в диалоге.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. Задают и отвечают на вопросы.

Педагог: Ребята, а вы бы хотели опуститься на морское дно, полюбоваться красотой подводного мира, увидеть и открыть тайны морских глубин? На чем бы мы могли туда отправиться? (Ответы детей)

Педагог: Путешествие может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на подводной лодке. Приглашаю вас занять места. (Дети встают друг за другом.) 

Педагог: Лодка готова к погружению. Морские волны качают ее. (Дети переступают с ноги на ногу, наклоняясь в стороны.)

Педагог: на счет «три» – погружаемся

(Дети считают до трех, садятся на ковер, «погрузились».)

Педагог предлагает детям представить, что они видят вокруг. (Дети вспоминают названия морских животных, растений и рыб)                   (Метод эмпатии)

Педагог: Знаете, ребята,   все это принадлежит владыке морей, царю Нептуну. А вот если бы мы его встретили, что бы мы могли ему  сказать? А что бы он нам сказал?  Смотрите-ка, а вот нам и послание от него (читает послание). У Нептуна беда! Его трезубец неожиданно потерял свою волшебную силу, а продолжить путешествие мы сможем если только поможем ему. Нужно только разгадать загадки.

  В рот ей палец не клади, 
За борт к ней не упади, 
Ведь она в один присест 
Жертву любопытства съест.
(Акула)

 Вот так рыба – просто чудо! 
Очень плоская, как блюдо. 
Оба глаза спине, 
И живет на самом дне. 
Очень странные дела. 
Это рыба 
(Камбала)

Под водой она плывёт 
Вечно задом наперёд, 
Постоянно убегает, 
Всех чернилами пугает.
(Каракатица)

Над морской звездой победу, 
Соревнуясь, одержал: 
За минуту я два метра 
На иголках пробежал.
(Морской ёж) Педагог: Молодцы, ребята! Трезубец Нептуна опять обрел силу, и мы можем отправиться на морское дно. (Метод микрооткрытий)

Развитие фантазии, воображения, понимание окружающего мира.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи. Развитие любознательности и активности, умения слушать.

Актуализация, расширение имеющихся представлений

(5-7 мин)

«Познание»

Актуализация имеющихся знаний и представлений о рыбах.

Стимуляция процессов мышления.

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами.

Вовлечение в совместную деятельность. Эмоционально включает в действие

Согласовывает с детьми действия, их последовательность.

Внимательно слушают задание, затем выполняют его согласно заданному алгоритму. Осуществляют контроль, взаимоконтроль

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. Задают и отвечают на вопросы.

Педагог: А теперь мы погрузимся глубже.

Педагог: вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой? (ответы) Вот у меня для вас есть снаряжения, которые я вам хочу подарить (воспитатель выносит акваланги, сделанные из бутылок, дети надевают «акваланги», «превращаютя» в аквалангистов). (Метод эмпатии)

Педагог: что-то очень тихо. Куда подевались все рыбки? Правильно они спрятались под камнями. Посмотрите.

Каких рыб вы знаете? (Дети называют.)

Педагог: у вас нет никаких странных ощущений? Да ребята я тоже ничего не могу понять? Кажется, некоторые рыбы перепутали среду обитания. А это не порядок! Речные рыбы где живут? Мы их поселим в водорослях зеленого цвета, а морские живут.... Поселим в водоросли синего цвета. Каждый вид рыб может выжить только в своей среде обитания. Как вы думаете, почему?

Педагог: а это что за Чудо-юдо рыба! Признаюсь, такого я еще никогда не видела. Вроде рыба, а не дышит, не плавает, странная какая та. Что же в ней не так. Вы мне поможете разобраться?Дети рассматривают рыбу, у которой хобот, ноги, длинный хвост, большие уши, и убирают лишние атрибуты, дарят ей плавники (чтобы плавала), жабры (чтобы дышала), объясняя при этом действия.Воспитатель. Дети, наша рыба задышала! Плыви рыба, дальше!                          (Метод микрооткрытий)

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Проявление любознательностисти и активности.

Умение взаимодействовать с детьми и с взрослыми.  Сформированность элементарных навыков самоконтроля. 

Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.

Восприятие и усвоение нового

(5-7 мин)

Развитие восприятия, познавательного интереса и внимания.

Уточнить и систематизировать знания детей о рыбах. Совершенствование речи. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Стимулирует любознательность, интерес.

Дает детям новую информацию

Высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное.

Педагог: посмотрите, какой красивый цветок! Но если это растение, у него должны быть листья, стебель, вы видите их? (Ответы.)

Педагог: А может это рыбка? (Ответы: нет чешуи, плавников). Это морское животное- актиния. Сидит она на листе, словно спит. Но как только приблизится к ней шустрый малек, актиния поднимает свои щупальца-лепестки и «цап», прощай, рыбка!

Педагог: Актиния может научить нас дружить. Так как сама умеет это делать, у нее есть друг – рыбка-клоун. Этих рыб актиния не трогает, а наоборот – защищает: разрешает прятаться у себя под щупальцами, а рыбка-клоун ей тоже помогает: щупальца от остатков пищи очищает, косточки уносит подальше, чтобы около подруги чисто было, добычу к ней подманивает.

Педагог: Ребята, а вы умеете дружить? (Ответы.) 

Осознание усвоенных понятий, сформированность представлений, закономерностей. Овладение способами познавательной деятельности.

Динамическая пауза (1-2мин)

 «Коммуникация»

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости, развитие ловкости и подвижности.

Проведение подвижной игры «Мы актинии» Организация взаимодействия в достижении результата.

Наблюдает за детьми во время выполнения упражнения

Активно играют, демонстрируют физическую активность

   Игра: «Мы актинии»                                                 (Дети сидят тихо, спокойно, садятся на колени, руки опущены, но когда «плывет» рыбка, встают на колени и делают хватательные движения руками- 1 команда детей – «рыбка» (хватают) 2 команда – «клоун» (не реагируют)

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Формирование умения контролировать свои движения. Получение нового игрового опыта

Актуализация, расширение имеющихся представлений.

(5-7 мин)

«Коммуникация»

«Познание»

Динамическая пауза (1-2мин)

«Коммуникация»

Актуализация имеющихся знаний и представлений, формирование новых знаний. Стимуляция процессов мышления.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости, развитие ловкости и подвижности.

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами.

Вовлечение в совместную деятельность.

Проведение подвижной игры наблюдает за детьми во время выполнения упражнения

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное. Задают и отвечают на вопросы.

Активно играют, демонстрируют физическую активность

Педагог: А сейчас нам пора возвращаться. Давайте возьмем актинию с собой. Сможет ли она жить на суше. Как вы думаете? Почему? А кто из морских обитателей может дышать на поверхности? (ответы детей (кит, дельфин).

Педагог: а это рыбы? Ведь у них есть хвост и плавники? Киты дельфин – это морские млекопитающие животные, кормят детей молоком, дышат легкими, а хвост и плавники – это их приспособление к жизни в воде. У них нет жабр, они часто всплывают, чтобы глотнуть воздух.

Педагог: к сожалению, кислород в баллонах заканчивается, нам пора на берег, а киты и дельфины нам помогут.                                             (Метод микрооткрытий)                                                           

Игра: «Мы дельфины и киты»

Дети поднимают руки вверх, замыкают кисти рук в «замок», делают наклоны в стороны, вперед, назад, «плавают». Но когда закончится воздух, «всплывают»: не размыкая «замка» опускают руки вниз и делают дыхательное упражнение: вдох – через нос, выдох – через рот, набирают воздух и опять ныряют.                    (Метод эмпатии)

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Проявление любознательности и активности.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Формирование умения контролировать свои движения. Получение нового игрового опыта, развитие фантазии, воображения, понимания окружающего мира.

Рефлексия

(2-3мин)

 «Социализация», «Коммуникация»

Практическая работа

(5-7мин)

Подведение итогов. Обобщение полученных знаний, умений и навыков,

 переход из образовательной деятельности в совместную или самостоятельную.

Развитие способностей и творческого потенциала

Подводит итоги с разных точек зрения: качества, усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния.

Эмоционально включает в действие, организует практическую работу.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д.

Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом

Педагог: Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Что вам понравилось в путешествии? Давайте нарисуем красками, карандашами или пластилином самые яркие моменты путешествия. Дети делятся своими впечатлениями.                                                       (Метод рефлексии)

Понимание детьми зависимости полученного результата от качества осуществления работы с учетом специфики вида деятельности, уровня взаимодействия детей, проявления необходимых личностных качеств Осознание себя как участника познавательного. Творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у Нептуна

Цель: создание условий для развития мелкой моторики.Задачи:    * развивать мелкую моторику;    * создать доброжелательную атмосферу на занятии;    * ...

В гостях у Нептуна

Цель: создание условий для развития мелкой моторики.Задачи:    * развивать мелкую моторику;    * создать доброжелательную атмосферу на занятии;    * ...

Методическая разработка: "Физкультурно-оздоровительный проект: "В гостях у Нептуна"

Методическая разработка: "Физкультурно-оздоровительный проект: "В гостях у Нептуна"...

Развлечение в старшей группе "В гостях у Нептуна"

Конспект НОД   Е.А.Черняевой   воспитателя старшей группы МДОУ «Медновский детский сад «Родничок».  Развлечение в старшей группе  ...

Конспект летнего развлечения "В гостях у Нептуна"

Данный конспект может быть использован для обобщения знаний детей о народных праздниках и особенностях их проведения....

Летний праздник "В гостях у Нептуна"

К  празднику "Ивана Купалы"...

Развлечение на тему: «В гостях у Нептуна»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 71»     Развлечение на тему:«В гостях у Нептуна»...