Консультация для педагогов : «Семья и ее роль в трудовом воспитании дошкольников»
консультация (средняя группа)
Одна из основных задач, стоящих перед руководителями и педагогами дошкольных учреждений на современном этапе, - это придание работе с родителями по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста более систематического характера. Цель этой работы – убедить родителей в важнейшем значении трудового воспитания для формирования нравственно-волевых качеств личности ребенка помочь им осмыслить активную психологическую и практическую роль трудовой деятельности детей .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_noyabr.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 30 «Дельфиненок» г.Павлово
Консультация для педагогов :
«Семья и ее роль в трудовом воспитании дошкольников»
Выполнила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Журавлева А.С
2024г
Одна из основных задач, стоящих перед руководителями и педагогами дошкольных учреждений на современном этапе, - это придание работе с родителями по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста более систематического характера. Цель этой работы – убедить родителей в важнейшем значении трудового воспитания для формирования нравственно-волевых качеств личности ребенка помочь им осмыслить активную психологическую и практическую роль трудовой деятельности детей .
В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе,в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности, повседневном общении. В коллективе ровесников ребенку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей. Воспитатель может активнее влиять на каждого ребенка и вместе с тем формировать черты коллективизма (например дежурства, еженедельная коллективная уборка комнаты вместе с воспитателем и младшего воспитателя.
В современном обществе в каждой семье родители на трудовое воспитание имеют индивидуальные взгляды и придерживаются позиций того круга социума, в котором они вращаются.
Задачи трудового воспитания дошкольников в семье таковы:
- воспитание интереса к труду взрослых и уважения к человеку-труженику на примерах доступных пониманию детей профессий, а также на примерах из жизни близких людей);
- формирование знаний, представлений о трудовой деятельности – ее цели, планирования, общественного значения, необходимости добиваться хороших результатов;
- воспитание желания и умения трудиться, устойчивой привычки к труду;
- формирование нравственно ценных мотивов труда, их общественной направленности;
- формирование старательности, добросовестности, привычки доводить дело до конца;
- воспитание культуры труда (умения подобрать необходимые инструменты и материалы, бережного с ними обращения, правильной подготовки рабочего места);
- обучение организации труда (с чего начать работу, какие ее главные этапы, как, чем закончить дело, какой способ наиболее рациональный для достижения поставленной цели (цель может определяться самим ребенком или родителями;
- воспитание бережного отношения к результатам труда (например, после уборки комнаты не разбрасывать игрушки, беречь вещи, изготовленные другими членами семьи);
Важное условие трудового воспитания –не перегружать детей физически, но и не облегчать труд.
Как же добиться того, чтобы трудовое воспитание в семье проходило наиболее успешно?
Прежде всего для этого необходимы общая атмосфера в семье, положительный пример взрослых ее членной, наличие у ребенка постоянных обязанностей, вовлечение ребенка в совместный труд и др. Но взрослые, занимающиеся воспитанием трудолюбия, должны знать и о специфических способах трудового обучения и воспитания.
Назовем основные методы и приемы, необходимые для руководства различными видами детского труда:
• определить цель труда (если ребенок сам ставит цель – что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо внести другое предложение);
• помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;
• учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д. ;
• показывать и объяснять, как лучше это делать, советывать как успешнее выполнять поручения, обязанности;
• пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;
• вспомнить вместе с ребенком основные «трудовые правила»(работать старательно должен каждый, необходимо помогать старшим, младшим и т. д.);
• поощрять старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;
• подключать ребенка к своему труду, подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);
• читать художественные произведения, посвященные людям труда, рассматривать с ним иллюстрации, обращать внимание ребенка на то, как трудятся люди, какие трудовые действия они совершают.
Формируя мотивы труда, (для чего, кому он нужен, приятен, полезен, взрослые не могут не заметить их неразрывной связи с нравственными установками ребенка: ребенок гораздо лучше понимает, зачем это надо сделать, если взрослый пробуждает в нем добрые, гуманные чувства. Исследования ученных показали как эффективно влияет мотив на качество труда, отношение к нему, его результаты.
Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.
Взрослые допускают большую ошибку, если перехваливают ребенка или предъявляют ему необоснованно высокие требования. Между тем, ребенок обязательно должен испытывать удовлетворение от своего труда и от оценки взрослого. Кроме того, он, как правило, прекрасно осознает несправедливость повышенной оценки. А другой будет очень огорчен, может даже потерять веру в свои силы, если мама или папа не отметит его желания хорошо работать, его старательности, а увидит только промахи, недостатки, будет критиковать.
Оценка должна помочь ребенку понять, что именно хорошего он сделал, почему и в чем ошибся, как исправить оплошность в данном случае или в следующий раз. Подобный подход помогает сформировать у детей дошкольного возраста самооценку и самоконтроль, умение правильно относиться к своим ошибкам, а также самостоятельность, инициативу.
Оценивая труд, надо учитывать индивидуальность ребенка. Особенно важен, необходим такт в общении с легко возбудимыми, ранимыми, застенчивыми детьми. Опыт практической работы свидетельствует: труднее всего привлечь родителей к совместной работе, пробудить у них желание, несмотря на занятость, участвовать во всех мероприятиях организуемых детскими учреждениями, и совершенствовать себя как воспитателей.
Развитию родительской активности существенно способствуют такие методы, как постановка перед родителями проблемных вопросов, разбор проблемных педагогических ситуаций. Они могут использоваться практически во всех формах общения с родителями, как индивидуальных, так и коллективных (лекции,, беседы, консультации).
Некоторые воспитатели умело используют недолгие утренние и вечерние встречи с родителями. Беседы в форме вопросов-ответов и рекомендаций помогают родителям, побуждать их задавать вопросы, размышлять. Например, воспитательница утром спрашивает у мамы Гордея, мальчика неорганизованного, недисциплинированного, особенно дома:» Ксения Александровна, скажите пожалуйста, как сегодня прошли у Гордея сборы в детский сад. Он долго искал свои вещи, и Вам пришлось ему помогать?» - «Нет, немного лучше, потому что вечером мы с ним все приготовили, как вы посоветовали!»
Важная задача педагогов – повысить заинтересованность родителей и активизировать их участие в родительских собраниях, центральным вопросом которых является доклад воспитателя на определенную педагогическую тему. Проблемный характер доклада, тесная связь теории с практикой, основанной на фактах, примерах из жизни детей в детском саду и семье, - необходимые условия, без которых невозможно активизировать внимание родителей к этим проблемам, их обсуждение и, в конечном счете, совершенствовать семейное воспитание.
Существенное значение в работе с детьми дошкольного возраста и родителями играют домашние задания.
Эта форма педагогического просвещения, которая способствует более целенаправленному приобщению отцов и матерей, других членов семей к воспитанию ребенка, в том числе и трудовому. Велико и воздействие этих заданий на личность ребенка, на формирование у него качеств, необходимых будущему школьнику. Домашние задания не должны быть сложными. Нельзя перегружать взрослых, да и его родителей. Следует также учитывать наличие у дошкольника опыта выполнения подобных заданий и возможности семьи. Домашние задания могут быть едиными для всех воспитанников группы или индивидуальными. Они весьма разнообразны по содержанию, преследуемым целям и т. п.
Значение систематических домашних заданий (не чаще одно раза в неделю) в том, что они обогащают общение родителей, других семейных воспитателей с детьми. Цель заданий – сформировать у детей психологическую и практическую подготовленность к новым для них условиям, которые их ожидают в школьной жизни, новому режиму (дома необходимо учить уроки, делать домашние задания, которые проверяет учитель.). Если воспитатель будет еженедельно выяснять, что и как сделано дома, согласно заданию (а если нет, то почему) фиксировать это в дневнике, у детей станут развиваться такие ценные качества, как самостоятельность и ответственность за порученное дело. Более легким окажется процесс преодоления у некоторых детей забывчивости, рассеянности, неответственного поведения.
Чтобы убедить родителей в необходимости выполнения домашних заданий, воспитателю следует рассказать о них на групповых собраниях, во время бесед, консультаций, включать их в материалы подготавливаемой выставки или папки-передвижки, информировать их в информационных листах или групповой газете. Сначала определить суть домашних заданий, а потом конкретный материал: «Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Пожалуйста внимательно отнеситесь к нашей просьбе и советам. Речь идет о несложных домашних заданиях для детей дошкольного возраста.
Привлекая детей к выполнению домашних заданий, воспитатели и родители постоянно делают жизнь дома наиболее разнообразной и интересной. Кроме этого это сближает родителей и детей, обогащает общение педагогов детского сада .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»
материал предназначен для педагогов детских садов....
Консультация для педагогов " Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников"
Консультация для педагогов "наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников" представлена в виде презентации. Использовались яркие и красочные фото, иллюстрации из сети Ин...
Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности. Тема «Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к лю...
Консультация для педагогов «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников»
Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах ...
Консультация -практикум для воспитателей ДОУ Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников
Материал поможет ,особенно молодым воспитателям, в организации трудового воспитания дошкольников. Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок...
Буклет для педагогов "Проектная деятельность как средство формирования трудового воспитания дошкольников"
Проектная деятельность в трудовом воспитании обеспечивает успешную социализацию дошкольников....
Консультация для родителей «Мама слово золотое - роль матери в воспитании дошкольника»
laquo;Мама слово золотое - роль матери в воспитании дошкольника»...