Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение для детей с 6 до 7 лет
материал (подготовительная группа)
Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение
для детей с 6 до 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shcherbinina_m.l._plan_po_samoob.2024.docx | 38.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Детский сад № 239»
(МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 239)
План по самообразованию
Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение
для детей с 6 до 7 лет
на 2024-2025 г.
Музыкальный руководитель: Щербинина Марина Леонтьевна
Цель: Развитие творческих способностей детей через восприятие музыки, песню, движение. Повышение своего профессионального мастерства.
Задачи:
1.Развивать и совершенствовать у детей старшего дошкольного возраста музыкальное восприятие, обогащать их чувственный опыт.
2.Воспитать любовь и интерес к музыке
3.Приобщить детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и исполнительские навыки в области пения, ритмики
4.Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса
5. Повысить собственные компетенции в области развития творческих способностей детей через восприятие музыки.
Актуальность
Актуальность моей темы заключается в том, что все музыкальные способности объединяются единым понятием - музыкальность. «Музыкальность — это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П.Радынова «Музыкальное развитие детей»). Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.
Музыкальный слух необходим для чистого интонирования при пении.
Современными исследователями доказано, что формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для формирования основ культуры необходима соответствующая окружающая среда, которая даст ему возможность познакомиться с разнообразной музыкой, научиться воспринимать и переживать её.
Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:
- Восприятие;
- Исполнительство;
- Творчество;
- Музыкально-образовательная деятельность.
Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.
Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а также специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.
Планируемые результаты к концу учебного года:
Музыкально-ритмические движения:
-реагирует на звучание музыки, выполняет движения без показа педагога;
-ориентируется в пространстве;
-выполняет плавные движения руками;
-легко двигаются, выполняют танцевальные движения соответственно музыке;
-марширует, слышит окончание фразы, выполняет движение ритмично;
Слушание музыки:
-различает музыкальные произведения по характеру;
-определяет характер словами (музыка грустная, веселая, подбирая синонимы);
-различает двухчастную форму;
-эмоционально откликается на музыку, проявлять фантазию;
-узнает музыкальные произведения;
-различает жанры: марш, плясовая, колыбельная
Пляски, игры, хороводы:
-изменяет движения со сменой частей музыки;
-запоминает и выполняет танцевальные движения;
-исполняет солирующие роли;
-исполняет пляски без показа педагога;
-передает в движении игровые образы.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
1. Чтение методической, педагогической литературы;
2. Работа с педагогами и родителями: консультации, беседы.
3. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов, слушание музыки.
План работы на 2024-2025 г.
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Изучение методической литературы, пополнение РППС |
Сентябрь | Музыкально-ритмические движения: Упражнение: «Физкульт-ура» муз. Ю.Чичикова- энергичная бодрая ходьба с высоким подниманием колен, на носочках . « Большие крылья» Обработка А.Долуханяна- движения под музыку вместе с воспитателем, плавно поднимать и опускать руки. Слушание: « Вальс игрушек» муз. Ю.Ефимова - учить слушать с интересом, эмоционально откликаться на музыку, находить слова синонемы. Пляски, игры: « Хороводный шаг», Петь и двигаться в умеренном темпе. Четко выполнять скользящие хлопки и притопы. | Электронные звуковые ресурсы к программе «Ладушки» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой. комплект из 14 CD дисков. Портреты русских, советских и зарубежных композиторов РППС: изготовление масок | |
Октябрь | Музыкально-ритмические движения: «Боковой голоп» муз. Ф. Шуберта- формировать умение при движении не разворачивать ступни ног, приставлять пятку к пятке, выполнять небольшие шаги, легко отталкиваться от пола; Пальчиковая игра «Замок -чудак»- выполнять упражнение энергично. Учить детей говорить эмоционально, запоминать текст. Слушание: «Осенняя песнь» муз. П. Чайковский- развивать словарный запас, воображение. Формировать эмоциональное восприятие. Пляски, игры: «Полька» муз. Ю.Чичикова –учить детей двигаться легко, изящно, согласованно двигаться в парах. | 1.Буклет «Музыкальное воспитание в семье» 2.Привлечение родителей к изготовлению самодельных музыкальных инструментов | Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. |
Ноябрь | Музыкально-ритмические движения: Упражнение «Поскоки и сильный шаг» - реагировать на смену характера музыки. Слушание: «Две плаксы» муз.Е.Гнесиной -обогощать детей музыкальными впечатлениями. Учить слушать музыку внимательно, формировать эмоциональную отзывчивость и умение высказываться о характере произведения. Пальчиковая игра «В гости». Пляска: «Танец утят» учить детей танцевать эмоционально, проявлять фантазию в произвольных характерных танцах | 1.Праздник «Пусть всегда будет мама» 2.Консультаия «Народные колыбельные песни» | «Игры, аттракционы, сюрпризы» (приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки»), издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2003 г. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011 РППС: картотека пальчиковых игр |
Декабрь | Музыкально-ритмические движения: «Мельница» -совершенствовать навыки махового движения. Слушание: «В пещере горного короля» муз.Э.Грига- формировать умение слушать музыку внимательно, заинтересованно. Вызвать эмоциональный отклик у детей на таинственный, сказочный характер музыки. Пляски, игры: «Танец вокруг елки»- двигаться в подвижном темпе легко, быстро меняя движения со сменой музыки. Подвижная музыкальная игра «Жмурка» —закрепить хороводный шаг, продолжить учить детей ориентироваться в зале, соотносить движения с музыкой. | 1.Информационная памятка «Культура поведения детей и родителей на праздниках» 2.Новогодние утренники «Новогодняя сказка» 3.Папка-передвижка «Домашний карнавал» | «Волшебный сундучок» (приложению к журналу «Обруч»), Москва, 2012 г. РППС: изготовление атрибутов к праздникам |
Январь | Музыкально-ритмические движения: «Упражнение с лентой на палочке» муз.И.Кишко-учить детей выполнять движения с предметами. «Поскоки и энергичная ходьба» муз. Шуберта-учить детей передавать в движении легкий характер музыки. Слушание: Беседа: «У камелька» муз. П.Чайковский-учить детей вслушиваться в музыку; Игра «Ищи» муз.Т.Ломовой-совершенствовать ритмическую точность и выразительность движений. | 1.Консультация «Поступаем в музыкалку» 2.Привлечение родителей к участию в неделе зимних игр и забав | Школяр Г. Л. Ребенок в музыке, музыка в ребенке (Дошкольное воспитание.1992. - № 7,8) РППС: картотека пальчиковых игр «Социально-нравственное развитие» |
Февраль | Музыкально-ритмические движения: «Прыжки и ходьба» муз.Е.Тиличеевой- закрепить умение детей реагировать на смену звучания музыки и быстро менять движение. «Нежные руки» муз. Д.Штайбельта -закреплять умение плавно выполнять движение руками. Слушание: «У камелька». «Пудель и птичка» муз. Ф.Лемарка- развивать связную речь, расширять кругозор беседуя о прослушанных произведениях. Формировать умение находить слова-синонимы для определения характера. Пляски, игры: «Как на тоненький ледок» р.н.п.- создать радостное настроение, обыграть песню в ролях | 1.Буклет «Как помочь детям научиться петь» 2.Приобщение родителей к участию в предстоящих праздниках (домашнее задание) | Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. РППС: картотека артикуляционной гимнастики |
Март | Музыкально-ритмические движения: Упражнение «Шаг с притопом ,бег, осторожная ходьба»-муз.М.Чулаки учить самостоятельно различать трехчастную форму и выполнять соответствующее движение. «Бабочки» муз.П.Чайковский – закрепление знакомых движений. Слушание: «Песнь жаворонка» муз.П.Чайковского- знакомство с муз.произведением. Пение: «Идет весна» муз.В.Герчик – закрепить понятия «куплет» и «припев» Пляски, игры: Хоровод «Вологодские кружева»-учить детей выполнять различные перестроения. Двигаться спокойно,неторопливо. | 1.Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, элементов костюмов 2.Весенний праздник «Для любимой мамочки» | Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. РППС: изготовление атрибутов к празднику 8 марта |
Апрель | Музыкально-ритмические движения: Упражнение «Тройной шаг» - учить ходить по залу врассыпную в медленном темпе считать счет « раз-два-три» или «ти-ти-ТА». Слушание: «Три подружки» муз. Д. Кабалевского- Формировать эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать речь. Пляски, игры: « Звероловы и звери» - создать радостное настроение. Выполнять движения выразительно, согласовывая их с музыкой. | 1.Весеннее развлечение (домашнее задание) 2.Буклет «Как организовать ребенка дома?» | О.П. Радынова «Музыкальные шедевры», Конспекты занятий и развлечений от 5 до 6 лет. РППС: изготовление материалов к праздникам. Изготовление буклета Как организовать ребенка дома?» |
Май | Музыкально-ритмические движения: Упражнение «Шаг с поскоком и бег»- обратить внимание на ритмичное выполнение движений, формировать умение ориентироваться в пространстве Слушание: «Королевский марш львов» муз.К.Сен-Санса развивать эмоциональный отклик на характерную музыку, уметь словами выражать свое отношение к ней. Пляски, игры: «Лягушки и аисты» муз.В.Витлина- продолжать учить выразительно передавать в движениях игровые образы. | Индивидуальные консультации по коррекции музыкального воспитания. Консультация «Развиваем музыкальную культуру детей» | Шорыгина «Беседы о характере и чувствах» 2012 г. РППС: папка «Словарь добрых слов» |
Литература для изучения
1. И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Праздник каждый день». Конспекты занятий по всем возрастам.
2. Электронные звуковые ресурсы к программе «Ладушки» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой. комплект из 14 CD дисков. Портреты русских, советских и зарубежных композиторов.
3.Периодическое издание «Музыкальный руководитель».
4. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Звук – волшебник», Т.Н. Девятова, 2006 г.
5. «Волшебный сундучок» (приложению к журналу «Обруч»), Москва, 2012 г.
6. «Игры, аттракционы, сюрпризы» (приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки»), издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2003 г.
7. Школяр Г. Л. Ребенок в музыке, музыка в ребенке (Дошкольное воспитание.1992. - № 7,8)
8. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в детском саду - М. Просвещение, 1994
9. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.
10. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для восп. и муз. рук.д/с. – М.: Просвещение, 1990
11. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
12. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Метод. рекомендации. – АКИПКРО, 2002.
О.П. Радынова «Музыкальные шедевры», Конспекты занятий и развлечений от 6 до 7 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы содержат рекомендации музыкальному руководителю для музыкальных занятий, на которых дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и расширяют свои творческие ...
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста
Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, под...
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей дошкольного возраста.
Мною была разработана и написана часть образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»
В начале учебного года мной был составлен индивидуальный план работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей через восприятие музыки, песню, движение».Актуальность...
План работы по самообразованию на 2017-20178 учебный год Тема: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»
Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, она воздействует...
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»...
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»
Тема самообразования:«Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»...