ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ
статья

Головенькина Елена Васильевна

Статья по воспитанию патриотизма в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_patriotizmu.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ

Головенькина Е.В.

воспитатель I квалификационной категории

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6»

п. Пролетарский Ракитянского района

В современно развивающемся обществе перед социальным окружением дошкольника стоит одна из главных задач: формирование патриотического сознания подрастающего поколения нашей страны.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2016 - 2020 годы» определяет перед собой целью укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Формирования патриотического сознания у детей дошкольного возраста в настоящее время являются актуальными, так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы патриотического отношения к событиям, истории и культуресвоей Родины.

Первыми звеньями, которые создают условия для успешного формирования духовно-нравственного, патриотического воспитания дошкольников, является семья и дошкольное учреждение.

Работа в данном направлении является одним из путей совершенствования образовательной работы ДОУ и семьи, усиление ее патриотической направленности с условием возможности для развития ребенка. Ведь формирование гражданственности начинается с детства.

Становление гражданственности и патриотических чувств дошкольников проходит эффективнее, если детский сад тесно взаимодействует с семьей. Значимость включения семьи, в процесс становления личности дошкольника, воспитание патриота своей Родины объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья: эмоциональная насыщенность отношений, тесная взаимосвязь с ребенком. Родители являются главным примером для ребенка и связью его с социальным миром, окружением. Они приобщают его к природе, к традициям своего народа, знакомят с историей и обычаями.

Являясь инновационной площадкой по духовно-нравственному воспитанию дошкольников наше учреждение ставит перед собой приоритетные цели задачи:

  • по совершенствованию и внедрению в практику успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию дошкольников;
  • по развитие у дошкольников чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственной символике Российской Федерации, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества;
  • повышение интереса граждан к военной истории Отечества и памятным датам;
  • введение в педагогическую практику дошкольной образовательной организации использование местного краеведческого материала, который бы позволил сформировать у патриотические чувства и любовь к своей малой Родине;
  • воспитание интереса к истории родного края, милосердие на примерах заботы взрослых о Ветеранах Великой Отечественной Войны
  • создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста исследовательских, познавательных и проектировочных умений, необходимых для успешного освоения целевых ориентиров;
  • создание условий для формирования устойчивого навыка практического применения знаний.

Решение поставленных задач возможно только при условии тесного взаимодействия с родителями (законными представителями) дошкольников.

Велась активная работа с родителями, а также близкими родственниками дошкольников.Использовались различные формы работы:

  • индивидуальные и совместные беседы с родителями (законными представителями);
  • совместные творческие работы детей и родителей;
  • экскурсионная работа;
  • праздничные мероприятия, встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны – членами семей воспитанников;
  • проектная, совместная деятельность.

Индивидуальные беседы позволяют выявить степень заинтересованности родителей (законных представителей) в данном направлении, определить дальнейшие пути взаимодействия, построить модель общения детского сада и семьи.

Совместные творческие работы раскрывают творческие способности детей и их родителей, помогают ребенку социализироваться в современном мире, проявить себя как личность. Позволяют закреплять и расширять полученные знания о своей большой и малой Родине.

Проведение развлечений и праздничных мероприятий располагало к совместному общению детей, родителей, ветеранов ВОВ и педагогов образовательной организации. Связь поколений позволяет наиболее точнее детям рассказать об исторических событиях, происходящих на территории большой и малой Родины.Участие в мероприятиях, посвященных празднованию «Дня Победы», оставляет у детей яркие впечатления, вызывает эмоциональные переживания, способствует их творческому развитию, способности сопереживать, вызывает чувства гордости за свою страну, помогает знакомить с обычаями и традициями своего края, формируются духовно-нравственные качества личности.

Совместная экскурсионная работа позволила повысить чувства любви и гордости к своей Родине, наладить положительный эмоциональный контакт с родителями дошкольников, познакомить детей с памятниками воинам Великой Отечественной Войны.

Познавая, изучая новое, необычное и до сих пор неизведанное, дошкольники, как правило, вовлекали в сферу своих интересов родителей.

Как показывает практика родители принимают активное участие в проведении праздников, развлечений, экскурсий. Включаются в деятельность, предложенную ребенком, воспитателем, оказывают содействие в организации выставок, экскурсий.

Большой эмоциональный отклик был вызван участием родителей в проекте, который был создан при совместномучастии детского сада и членов семей дошкольников «Сквозь три поколения», в котором они собирали фотографии своих родственников, участников ВОВ, письма с фронта, наградные книжки и т.д.

Письма с фронта, фотографии Ветеранов Великой отечественной Войны хранят в себе богатую историю всей нашей великой страны, в них великая память каждой семьи. Ведь война не обошла в те времена ни кого.Работая с детьми в направлении ознакомления с военной историей родного края, совместно с семьями воспитанников был составлен и реализован социальный, групповой проект «Сквозь три поколения».

В процессе работы проекта было выделено три этапа.

На первом этапе происходит сбор информации. На этом этапе велика роль взаимодействия с родителями, так как основным носителем информации являются их семьи. Собираются и накапливаются фотографии ветеранов ВОВ, их наградные документы, письма с фронта, памятные вещи.

Второй этап –выставка собранных материалов, оформление семейных фотоальбомов (семейных скрапбукингов).

На третьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие). Анализ результатов творчества взрослыми, их заинтересованность.

Совместно с детьми были оформлены «Альбомы памяти – Бессмертный полк Ракитянского района». Каждый ребенок принял участие в данном проекте, сохранил частичку памяти истории своих предков, частичку своих потомков, ведь война оставила свой след в каждой семье. Семья является источником и связующим звеном в процессе освоения детьми исторического прошлого.

Одной из форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию с семьями воспитанников является работа семейного клуба «Военной патриотической песни».

Целью работы семейного клуба является формирование патриотического, духовного развития личности юного гражданина России; становление гражданской позиции дошкольников.

Ежегодно в нашем учреждении проводится смотр - конкурс военно-патриотической песни, где дети совместно с родителями исполняют песни, посвященные Великой Отечественной Войне. Родители активно участвуют в подборе репертуара, совместных репетициях.

Совместные мероприятия детей и их родителей направлены на возрождение традиции совместного пения детей и взрослых, как основы духовно – нравственного и эмоционального здоровья всей семьи.

Члены семейного клуба, совместно с детьми и коллективом нашего дошкольного учреждения приняли участие в I районном смотре-конкурсе хоровых коллективов Ракитянского района имени В.П. Рудина «Парад хоров», и заняли одно из призовых мест.

В формировании гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста использовалась еще одна совместная форма работа с родителями«Подвиг оставшейся в веках».

Целью данной формы работы стало сохранении истории семьи в рукописных книгах, страницы которых хранят в себе истории из жизни ветеранов Великой Отечественной Войны. Члены семей воспитанников дошкольного учреждения на тетрадных страницах оставляли те воспоминания, которые хранятся в их сердцах, те чувства и эмоции, которые испытывали, слушая рассказы своих дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек.

В процессе работы был создан «Альбом памяти». В нем собраны и хранятся воспоминания з жизни Ветеранов Великой Отечественной Войны. Они написаны родителями, родственниками воспитанников нашего учреждения, большинство из которых также являлись нашими воспитанниками. Истории из жизни ветеранов рассказывались в семье, а теперь написаны на бумаге, и являются частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Большой эмоциональный отклик вызвала проводимая работа среди родителей и родственников воспитанников. Каждый стремился внести свою частичку в формирование духовно-патриотических качеств личности детей дошкольного возраста. И своим участием подавали положительный пример подрастающему поколению. Так родители вместе со своими детьми размышляли на тему «Что значит мир?», «Если б не было войны». Все сочинения рассуждения собраны в сборник «Мир без войны», который используется воспитателем, на занятиях по социально-коммуникативному развитию. С детьми подготовительной группы также были проведены беседы о мире.

Даннаяработа позволила сблизить родителей, детей, педагогов в достижении единой цели: формировании основ патриотического сознания будущего гражданина своей страны, позволила семье углубиться в историю, создать семейную родословную участников военных событий. Семья и детский сад получили много интересных фактов из их жизни.

Проделанная работа дала положительный результат впознавательном, социальном развитии ребенка, в формировании его положительных качеств характера, духовно-нравственных качеств личности, а главное способствовала формированию основ патриотического сознания будущего гражданина своей Родины.


9 МАЯ! Воспоминание ветеранаСергей Талсай

Весна, - День Победы - 9 Мая!
Празднует Отечество, от края и до края,
Празднует Россия - любимая страна,
День, когда закончилась, Великая Война!

Идет по улице весенней ветеран,
Весь в орденах, медалях и с нашивками от ран,
Идущий в мире, по родной стране...
Что может, рассказать он, детям, о войне?

Спросили ветерана, подошедшие мальчишки:
Вы расскажите дедушка, нам, не по книжке,
Вы расскажите, всем нам, про войну?
Как защищали, грудью Вы страну?...

Не долго думал, старый ветеран,
Ведь  в памяти всегда, жестокая война,
И как, болят осколки, старых ран,
Война, какая, страшная она....

Как, рассказать, о том, что было горе?
Как, рассказать, что нет родных, в живых?
Как, показать,что горя было море,
Как, потерял семью, детей своих?

Воспоминания фронтовиков,
Потери горе, очень много боли,
И сердце сжалось, как в тисках оков,
Воспоминаний пламя, вырвалось на волю...

Они нахлынули, как шторм и как пожар,
Боль, слезы, навернулись на глаза,
Нельзя вернуть,судьбы больной удар,
Святая светится, в глазах его слеза!

Как рассказать, мальчишкам, про войну,
Ту, что прошла, давно, уж много лет,
Как объяснить, что слушать тишину,
Мечта фронтовика была, так много лет!

Послушать тишину, не ждать разрывов гром,
Упасть в траву, спокойно на лугу,
Знать,что фашизм навеки побеждён,
Живые, все мы, перед павшими в долгу!

В долгу, навечно, неоплатном,
Ведь наша жизнь,сегодня говорит,
Они вернули мир наш безвозвратно,
В нас памяти огонь, всегда горит!...
      ***
Все поняли, мальчишки, навсегда,
Война для всех, большое горе и беда...
Всем  надо, помнить, про  Великую войну,
Готовым защищать,  Россию, Родину свою!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как в условиях дошкольного образовательного учреждения можно формировать патриотические и нравственные основы личности. Проект: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

В данной статье имеются материалы по риобщению дошкольников к русской народной  культуре. Участники данного проекта -дети 5-7лет, воспитатели, родители....

Пед. чтение «Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста через интенсификацию работы с семьей на основе двустороннего взаимодействия».

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. На сегодняшний день активно обсуждается проблема безопасности детей.В современном городе в век автомобилей и высоких...

Презентация "Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни на основе ознакомления со спортивными традициями Кулундинского района"

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать уже в дошкольном возрасте, закладывая нравственные основы, любовь в своей семье, к малой Родине, традициям своего народа....

«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»

«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»

Консультация для педагогов на тему:«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»...

«Профориентация детей среднего дошкольного возраста как неотъемлемое условие всестороннего и гармонического развития личности»

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Одной из важнейших составл...