Методические рекомендации
учебно-методический материал

 

«Организация музыкального занятия на основе здоровьесберегающих технологий»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Богородский детский сад «Сказка» №2

Методические рекомендации

«Организация музыкального занятия на основе здоровьесберегающих технологий»

C:\Users\User\Desktop\unnamed.jpg

Глобальные  изменения  в  образовательной  области    и  других  сферах

современного  общества  требуют  корректировки  содержательных, методических,  технологических  аспектов  образования,  пересмотра   целевых установок и педагогических средств.

     Происходящие в современности изменения в жизненных приоритетах,

где здоровье человека является главной ценностью,  требуют развития новых

способов  образования,  имеющих  дело с индивидуальным развитием личности. Культура здорового образа жизни - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей. Решение проблем сохранения  и укрепления здоровья в настоящее время является приоритетным направлением государственной политики.

   Сегодня уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

      Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек спокойно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий. Этим  обусловлено  введение  в  образовательный  контекст образовательных  организаций  методов  и  технологий  на  основе здорвьесбережения.

     В свою очередь, я, как музыкальный руководитель, на музыкальных занятиях в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников  использую современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например: начинать музыкальное занятие с валеологических распевок, дающих позитивный настрой на весь день. Слушание и разучивание текстов песен можно чередовать с игровым  или пальчиковым массажем. Перед пением песен - заниматься дыхательной  артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождать музыкально–ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах.

   Совместное решение задач музыкального и валеологического воспитания позволяет педагогам, как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. Такие занятия могут проводиться и с участием родителей, медицинских работников, инструктора по физвоспитанию.

  Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача всех ДОО. Современные методы должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОО музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников. Предлагаемые по объему оздоровительные игры и упражнения приносят детям огромную радость и пользу для здоровья.

Современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные во ФГОСе, не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду. Таким образом, совместная  работа учителя – логопеда, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, воспитателя, успешно способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, развитию и коррекции двигательной сферы, постановке правильного диафрагмально-речевого дыхания, развитию силы, высоты, тембра голоса, его выразительности. У детей с речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка. А в результате использования дифференцированного подбора приемов и содержания коррекционно-педагогического воздействия оптимизируется процесс коррекции и развития речи. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычке жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром. Предлагаемые небольшие по объему и длительности оздоровительные игры и упражнения приносят детям огромную радость и пользу для здоровья.

Литература:

1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель 2011 г.

2. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М:1983г.

3. Ветлугина Н.А. «Методика  музыкального воспитания в детском саду».

М.: Просвещение, 1989

4. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». LINKA PRESS, 1993г.

5. Егоров Б.Б., Малова Г.П. «Развивающая методика оздоровления. Как начать эксперимент?» Методические рекомендации. – М.: 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...