Инновационные формы работы по экологическому воспитанию. Консультация для воспитателей.
консультация

Бурляева Любовь Петровна

Игровые технологии в работе по экологическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы                                             Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                        города Москвы «Школа №1056»

Консультация для воспитателей

                      «Инновационные формы и методы работы по

                         экологическому  воспитанию детей»

Подготовила воспитатель д/о 4   Бурляева Л.П.

МОСКВА 2021

 Инновационные формы и методы работы по экологическому воспитанию

  Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.

 В соответствии с ФГОС воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на: непосредственно образовательную деятельность (НОД), осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей. 

        Методы и формы работы с детьми

 В работе с детьми используются различные формы и методы экологического воспитания и образования, они уже стали традиционными.

Но сегодня обратим внимание на использование инновационных форм и методов работы с дошкольниками.

 НАГЛЯДНЫЕ         (наблюдения,демонстрация,рассматривание, показ)
СЛОВЕСНЫЕ        ( беседа, рассказ, чтение х/л,объяснение, указание, педагогическая  оценка, вопрос и т.д.)
ПРАКТИЧЕСКИЕ  (элементарные опыты,моделирование, упражнения, и т.д.)

СОБСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ( обращение к опыту детей,  практические              

         ситуации, поисковые действия, обследование)
ИГРОВЫЕ   ( дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками,  имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, загадки). 

  К Инновационным формам и методам относятся:

  • Игровые технологии
  • Кейс-технологии
  • Компьютерные технологии
  • Экологический театр
  • Сказкотерапия , сторисек
  • Конкурсы, викторины, брейн-ринги, праздники
  • Природоохранные акции .
  • Метод экологической идентификации
  • Проектно –исследовательская деятельность
  • Мнемотехника
  • Экологический ай стоппер
  • Ошибана

   Игровые технологии  «Экологические игры» Дидактическая  экологическая игра помогает педагогу в более доступной форме донести до детей смысл сложных природных явлений; развивает познавательные способности у детей; уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Содержанию сюжетно-ролевых игр  можно придать экологический характер: « В лес за грибами и ягодами», «На рыбалку вместе с дедом  и т.д.

    Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации ( «Я - осенний дождь» ) предоставляют детям возможности для проявления самостоятельности, инициативности и способности принимать правильные решения. В  играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

 

 2. «Письмо-жалоба»

Интересным приёмом в работе с детьми, является получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода - те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т.д.

    Метод « Кейс – технология»- это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра.  Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс -технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

    Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания), развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь .

Примеры :- Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

- Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

     Деловая игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растений: « Комар – это хорошо или плохо?», « Болото - это хорошо или плохо», «Деревья без листьев зимой – это хорошо или плохо?» и так далее.

   « Охотники» показывает детям, что в природе всё связано между собой. Ребёнку нужно разложить в определенной последовательности животных, которые охотятся друг за другом. Деловая игра «Что будет, если …?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? И т.д.

Компьютерные технологии

 Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации, дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум и голоса леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.). Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации, при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами.

Виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:

- звуковые материалы- это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.;

- экранные материалы – это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;

- мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие  информации;

- медиазанятия, которые проводят в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном.

   Экологический театр    - способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. 

Проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность .

  Сказкотерапия   использование жемчужин народной мудрости - сказок, легенд, поговорок, загадок  на экологическую тематику, цель которых уметь обогащать, и «душу волновать», развивать умение ребенка самостоятельно размышлять .

 «Экологический сторисек»  - «мешок историй»– это интересный современный вариант такой традиционной формы работы с детьми, как «чтение вслух». Как выглядит «мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок или рюкзачок, внутри которого находится хорошая иллюстрированная книга. Дополняют книгу мягкие игрушки, реквизит, научно-популярная, энциклопедическая литература по теме, аудиокассета или компакт-диск, дидактическая либо развивающая игра, и многое другое.

      Задачи сторисека: чтение хорошей детской литературы экологической направленности, расширение кругозора ребенка, пополнение словарного запаса, развитие навыков осмысленного восприятия окружающего мира, навыков обсуждения, стимулирование интереса к природе и природоохранной деятельности.

Конкурсы, Викторины, Брейн-ринги,  Развлечения, Праздники, экологического характера  помогают детям ощутить себя частью природы. Детям нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями.

Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Проводятся совместно с родителями, с привлечением широкой общественности.

В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию А  самое  главное,  в  ходе  природоохранных  акций  детям  показывается  и  дается  возможность  самим  улучшить,  исправить  последствия  экологически  неграмотных  действий  людей,  т. к.  итогом любой  акции  является  продуктивная  деятельность  детей.

 «Метод экологической идентификации» - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей… », «Я – сломанное дерево… », «Я - птенчик, выпавший из гнезда … », « Я- засохшее комнатное растение»

     «Проектно - исследовательская деятельность»-  часть работы по экологическому образованию и воспитанию детей. Дошкольники прирожденные исследователи. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволяет педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

 «Мнемотехника» это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.

Заниматься мнемотехникой лучше с детьми 4-5 лет Работа в этой технике начинается с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки, то есть можно нарисовать то что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

 «Экологический ай - стоппер»   ловушка для глаза - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Многих современных детей отличает «клиповое мышление». Для привлечения их внимания необходимо что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо.

Ай - стопперами могут быть необычные предметы, куклы, панно, интригующие надписи, которые дети 5-7 лет уже вполне могут прочитать. Сильнейший ай-стоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает быстрее всего. Также используются разнообразные нестандартные и смешные изображения животных, растений, людей. Такой приём успешно применяется в Центрах самостоятельной активности детей,  а также на экологической тропе (здесь ай -стопперы могут одновременно служить указателями). Это могут быть как различные виды плакатов, информационных листков: «Ядовитые растения и грибы», «Опасные насекомые», «Береги родную природу - не оставляй после себя мусор!» и т.д.

 «Экологическая тропа»– специально оборудованный в образовательных и воспитательных целях маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.

 Ошибана (прессованная флористика) - основана на использовании разнообразного природного материала – цветов, листьев, трав, коры деревьев, искусно засушенных под прессом и сохранивших, благодаря этому свои природные форму и цветы.

Занятия флористикой :

  • расширяют кругозор детей,
  • воспитывают экзотический вкус,
  • делает их более чуткими и терпимыми,
  • учат понимать природу,

- дают прекрасный старт для развития воображения ребенка.

 Использование инновационных технологий  в целом приводит к тому, что ребенок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании 

Таким образом, путем создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях ФГОС достигается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Формы организации экологического воспитания дошкольников"

Консультация для воспитателей:«Формы организации экологического воспитания дошкольников@...

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для педагогов «Инновационные формы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Консультация для педагогов«Инновационные формы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО»...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Консультация для воспитателей Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

"Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания" (доклад для воспитателей ДОУ)

Статья адресована воспитателям детских садов по вопросам экологического воспитания....

Консультация "Использование инновационных методик в экологическом воспитании дошкольников "

Использование инновационных технологий при работе с дошкольниками в целом приводит к тому, что ребёнок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании. ...