советы родителям по речевому развитию детей
консультация (младшая группа)
материал по развитию речи дошкольников, предназначенный для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_roditelyam_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 239.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Советы родителям по речевому развитию»
Подготовила: Кравченко
Ирина Сергеевна
Доброго времени суток, уважаемые родители!
Сегодня я бы хотела поговорить о том, как помочь нашим детям говорить красиво и грамотно. Т.к. говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы.
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
- Односложная , состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи . Недостаточный словарный запас.
- Замусоривание речи сленговыми словами.
- Бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
- Неспособность построить монолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Правильная речь педагога, родителей является единственным источником обогащения их лексики, своеобразным стимулятором развития их диалогической и монологической речи.
Уважаемые родители! Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Рекомендации для родителей:
1. Начинать заниматься речью ребенка нужно с самого раннего возраста, с младенчества. При первых подозрениях на задержку речевого развития (не говорит простые слова к 1 году) необходимо обращаться за помощью к логопедам, дефектологам, невропатологам.
2. Разговаривайте со своими детьми!
Приучайте ребенка ежедневно делиться с вами своими переживаниями Разговаривайте с ним обо всех событиях, спрашивайте его обо всем: что сегодня было на обед, какие были занятия и с кем из детей играл. Не расстраивайтесь, если ребенок ничего не помнит. Через год ваш ребенок будет свободно вспоминать все события прошедшего дня. Главное – искренне интересоваться тем, чем живет ребенок. А иногда, шагая вместе по улице, отвлекитесь от своих мыслей, прислушайтесь к его болтовне. А потом спросите:
– Как ты думаешь, о чем рассказывает нам сосулька?
– Интересно, о чем размышляет этот нахохлившийся воробей?
– Давай сочинять сказку про мороз!..
Разговаривать с ребенком можно о многом, стоит только взглянуть на окружающий мир. Каждый день делитесь друг с другом своими впечатлениями о музыке, об интересной книге, о людях, об окружающем мире, природе, обо всем, что волнует вас.
3. Не забывайте каждый день читать ребенку.
Это очень важно по ряду причин: во-первых, усиливается эмоциональное воздействие текста на ребенка, так как он видит вашу мимику, выражение глаз, слышит ваш голос; во-вторых, у ребенка возникает потребность ежедневно получать информацию.
Беседуйте о прочитанном.
Прочитайте одно предложение и попросите ребенка пересказать (лучше «своими словами»). Когда одно предложение он будет пересказывать свободно, то прочитайте ему вначале абзац, затем страницу и попросите пересказать.
Научите ребенка придумывать название абзацу, странице, большому отрывку текста. «Представь, что ты написал этот рассказ из одного абзаца, как бы ты его назвал?». Это развивает мыслительный процесс, навык «обобщения».
- Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
- Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
- Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
- Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
- Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
4. Играйте с ребёнком в разные игры.
Рекомендую интересные игры для развития речи:
- «Один – много»: взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки);
- «Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);
- «Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет
- снег – (белый, пушистый сыпучий, холодный, мокрый)
- человек – (вежливый, замечательный, открытый, сердечный)
- ветер – (сильный, холодный, ласковый, пронизывающи)
- дождь – (Холодный, летний, моросящий, сильный)
- луна – (яркая,растущая)
- «Четвертый лишний»: взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка; платье, юбка, футболка, сапоги);
- «Угадай первый звук в слове»: взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка – [л], кошка – [к])
- «Придумай слово на звук []»: взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше слов на заданный звук
- «Сравни предметы между собой» Нужно найти как можно больше сходства и различия. Стол – стул Кресло – диван Рубашка – футболка.
- «Сплетем венок из предложений» Взрослый произносит предложение, а вы находите в нем последнее слово и с этого слова придумываете новое предложение. Например : 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т. д.
- «Почемучка» Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.
Желаю удачи в ваших начинаниях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям по речевому развитию детей
Важное направление работы по развитию речи детей – взаимодействие педагогов и родителей.Цель взаимодействия – объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка....
Советы родителям по речевому развитию ребенка дошкольного возраста
Важное направление работы по развитию речи детей – взаимодействие педагогов и родителей.Цель взаимодействия – объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка.В ...
Статья Советы родителям по речевому развитию детей раннего возраста
Советы родителям для развитея речи у детей ранного возраста...
Консультация для родителей Советы логопеда для речевого развития детей 1 младшей группы (от 2 до 3 лет)
Советы логопеда для речевого развитиядетей 1 младшей группы (от 2 до 3 лет)...
презентация "Советы для родителей по речевому развитию детей 6-7 лет. Логопедический пункт"
Презентация "Советы для родителей по речевому развитию детей 6-7 лет. Логопедический пункт" предназначена для проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе. Данная инфо...
Советы для родителей по речевому развитию детей 4-5 лет
Уважаемые родители, обратите внимание на речь своего ребенка....
Советы родителям по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
В данном буклете предоставлены материалы для родителей по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста...